Мастер - класс "Виды опросов и критерии их оценивания в начальной школе"
Способы проведения опроса на уроках в начальной школе.
Провести опрос «Лапта» - «Можно сесть»
Раздать цифры
Здравствуйте, прошу вас всех встать. Сейчас предлагаю вам ответить на вопросы, за правильный ответ получаем фишку. Если ответил с первого раза – получает синею фишку. Кто правильно ответил, тот может садиться. Кто ответил со второго раза, садиться, но без фишки.
1. Сколько букв в алфавите? (33.)
2. Сколько гласных букв? (10.)
3. Сколько парных согласных? (12.)
4. Как делятся слова? (На слоги.)
5. Сколько в слове слогов? (Сколько гласных, столько и слогов.)
6. Дом, сад, май. Какие это слова? (Односложные.)
7. Назовите двусложные слова. (Книга, мама.)
8. Назовите трехсложные слова. (Машина, азбука.)
9. К словам подберите антонимы:
холодно - жарко
темно - светло
низко — высоко
грустно - весело
10. Назовите многозначные слова. (Коса, ключ, лисички.)
11. Подберите синонимы к словам:
ласковый - добрый
храбрый - смелый
умный — сообразительный
быстрый — скорый, шустрый
12. Составьте предложение из 4 слов. (Мама пошла на работу.)
13. Назовите любое существительное. (Школа, ученики.)
14. Назовите любое прилагательное. (Хороший, большой.)
15. Назовите любой глагол (Учит, играет.)
16. Какие знаки препинания стоят в конце предложения? (Точка, восклицательный и вопросительный знаки.)
17. Назовите опасные места в словах: вода, молоко, ловил, друг, гриб.
18. Как проверить в конце слова и в середине парный согласный? (После согласного поставить гласный.)
19. Как пишутся имена? (С большой буквы.)
20. Как пишется начало предложения? (С большой буквы.)
21. Как пишутся в словах сочетания жи, ши?ча ща чу щу (С буквой и. а у)
22. Как называются маленькие слова в словосочетаниях: на столе, в классе, у друга, под партой. (Предлог.)
23. Как пишется предлог? (Отдельно.)
24. Назовите вежливые слова.
25. Как называется общая часть родственных слов? (Корень.)
26. С помощью какой части слова образуются новые слова? (Суффикс.)
27. Что меняется в конце слова? (Окончание.)
Итак, у нас сейчас был….(опрос) по русскому языку.
Цель работы: представить опыт использования разных видов опроса и способы их оценивания в начальной школе.
Одним из важных элементов каждого урока является опрос. Это обратная связь, с помощью которой можно вести контроль за уровнем усвоения программного материала. Такой систематический учёт знаний позволяет учителю вовремя обнаружить пробелы в усвоении, осмыслении и применении на практике полученных знаний.
Опрос - важнейшее средство развития мышления и речи. Усвоение фактического материала - лишь одна сторона в обучении, вторая заключается в развитии мышления и языка учеников. Требуя от учеников умения сопоставлять, обобщать, самостоятельно делать вывод, а, также приучая к логической стройности речи и последовательности изложения ее, учитель развивает у них способности анализировать и обобщать, устанавливать связь между разделами материала, учит мыслить.
основные требования к опросу на уроках
1.Теория обязательно связывается с практикой (правило - пример). 2.Вопросы должны быть чёткими, ясными и посильны возрасту.
3.Опрос должен активизировать мыслительную деятельность учащихся.
4.При опросе нужно следить в первую очередь за знаниями ученика, и конечно же, обращать внимание и за его речью.
5.Опрос следует строить так, чтобы включать в него, как только что пройденное, так и ранее изученный материал.
классификации опроса:
Индивидуальный
Групповой
Фронтальный
Все опросы могут и устные и письменные.
Мы с вами разберем устные опросы, так как времени у нас немного.
Как вы думаете, какой опрос был у нас в начале МК? (фронтальный)
Можно ли, ответив на один вопрос, оценить работу учащегося, получить оценку?
Верно, конечно же, нет.
Оценивание: оценивание по трем критериям.
1. Коммуникативные навыки: Насколько хорошо ученик умеет отвечать на
вопросы так, чтобы другие могли понять его роль? Если ответы ясны и
помогают другим угадать, то это хороший показатель коммуникативных
способностей.
2. Активность: Насколько активно ученик участвует в процессе игры?
Отвечает ли он на вопросы охотно и заинтересованно?
3. Правильные ответы. Насколько ученик владеет материалом.
Фронтальные
Вначале МК был опрос «Можно сесть», методика ЛАПТА.
1. Свое название эта методика получила от одноименной игры. Суть методики «Лапта» заключается в том, что учитель быстро задает вопросы ученикам, а ученики быстро отвечают на эти вопросы, также как в игре быстро бросается и отбивается мяч игроками.
У методики «Лапта» есть свои особенности, которые следует учитывать при включении ее в урок:
учитель заранее продумывает список вопросов,
учитель быстро задает вопросы, ученик быстро отвечает,
ответы не анализируются.
если ученик не может ответить, отвечает другой,
заранее договориться с детьми, о том будете ли учитель спрашивать по поднятой руке или поставлен запрет на поднятие руки.
Возможно 3 варианта проведения методики «Лапта». – 3-5 вопроса
1. вариант. «Можно сесть».
Дети встают в начале урока, право сесть нужно заработать, ответив на вопрос. Вопросы должны быть быстрые, не анализировать ответы и не обсуждать вопросы. Опрошен будет весь класс. Можно использовать другой вариант - в конце урока. Дети зарабатывают право встать и раньше выйти из класса. Можно проводить по изученному материалу.
2. Вариант. «Палочка-выбиралочка».
Учитель складывает в коробку палочки, например, на которых написаны имена детей, у нас это цифры. Отвечает тот ученик, имя (цифра) которого написано на палочке.
Этот вариант можно применить, когда дети задают вопросы, подготовленные дома, например, по прочитанному произведению или по пройденной теме. или учитель сам задает вопросы. Так как у нас в первом опросе был русский язык, продолжим. Получаем желтые фишки.
По русскому языку прошли раздел «Предложение».
1. Какие предложения бывают по цели высказывания? + приведи пример повествовательного предложения (2 штуки)
Первых трех спрашиваю – приведи пример побудительного предложения (по 1 шт)
пример вопросительных предложений (по 1 шт)
2. Какие предложения бывают по интонации? + приведи пример восклицательного предложения.(2 шт)
Три человека – невосклицательное предложения (1 шт)
3. Что такое сложное предложение? +приведи пример (2 шт)
Три человека – пример сложного предложения (союз а, и, интонация) (1 шт)
4. В зависимости от наличия главных и второстепенных членов предложения бывают? + приведи пример распространенного предложения
Три человека – пример нераспространенного предложения.
5
1 синяя фишка +2 ˃желтые фишки
0 синей фишки + 4 и более желт фишки
4
1синф. +1 жел.
0 син + 2 жел
Если у кого- то по одной фишки оценку не получает, у них есть время подготовиться и при фронтальном письменном опросе показать свои результате и получить оценку.
3. Вариант. « На победителя».
Вопрос задается двум ученикам. Тот, кто отвечает первым остаётся соперничать со следующим учеником.
Оцениваем в этом опросе – насколько ученик владеет знаниями учебного материала.
Индивидуальный опрос
I. "Перевоплощение" (Литературное чтение: герои Сетрица Аленушка, Братец Иванушка, Сивка-Бурка, Иван-Царевич, Серый волк)
отвечающий ученик "перевоплощается" в понятие, о котором ему предстоит рассказать. Возможные варианты:
1 вариант. Учитель даёт ученику карточку с названием понятия или именем персонажа, которым он сегодня будет. Он представляется. Например: "Здравствуйте, я сегодня братец Иванушка". Ученики класса задают ему вопросы по данной теме, на которые он должен дать ответы.
Оценивание: «батарейка», шкала
Так как большинство школ работает по пятибалльной оценке, задаем 5 вопросов. Отвечает на пять - получает 5, на 4 -4.
Групповой опрос
1. «Хозяева + соседи» (математика)
Один ряд - это группа. Ученики сидят парами. Один будет – хозяин, другой сосед. У хозяина карточка с примерами - по 3 - 5 примера. У соседа – лист, на котором хозяин будет ставить баллы - количество правильных ответов. Данный лист необходимо подписать.
Хозяева задают примеры, сосед отвечает, если правильно, то балл. Ответы хозяин смотрит на карточке, с обратной стороны карточки.
За 15 сек необходимо решить по три примера. У каждого хозяина можно заработать по 3 балла.
Как только прошло время, звенит колокольчик, соседи передвигаются. С первой парты на вторую, со второй на третью…. с последней на первую. И так по кругу, пока всех соседей хозяева не опросят. Подсчитали баллы, оценили. И наоборот, те, кто были соседями становятся, хозяевами, кто были хозяевами становятся соседями. Карточки с примерами получают новые.
36 + 40 = 70 - 15 = 20 + 25 = | 100 - 30 = 16 + 24 = 53 + 11 = | 67 – 7 = 38 + 32 = 79 + 1 = | 25 + 35 = 90 – 50 = 100 – 40 = | 58 + 22 = 43 + 17 = 89 – 19 = |
| | | | |
Оценивание:
15 баллов – «5»
13-14 баллов – «4»
11-12 баллов – «3»
Мне составлять опросы помогает нейросеть. (GigaChat)
Составляю пронт, т. е. запрос, нейросеть мне выдает готовый опрос, я редактирую.
Например: Ты, учитель, составь фронтальный опрос по русскому языку, тема «Части речи» 3 класс.
Elena Popova, [27.10.2024 18:31]
Ты, учитель, составь фронтальный опрос по русскому языку, тема «Части речи», 3 класс
GigaChat, [27.10.2024 18:32]
Конечно! Вот пример фронтального опроса для 3 класса по теме «Части речи»:
### Фронтальный опрос
Вопрос 1. Что такое части речи? Какие части речи вы знаете?
Ответ: Части речи – это группы слов, объединённые общими грамматическими признаками. К основным частям речи относятся: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие.
Вопрос 2. Какое слово является именем существительным? Приведите примеры.
Ответ: Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Например: книга, ученик, город.
Вопрос 3. Какую роль выполняет имя прилагательное в предложении? Приведи примеры.
Ответ: Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой? какая? какое? какие? Например: красивый, большой, яркий.
Вопрос 4. Что обозначает глагол? На какие вопросы он отвечает?
Ответ: Глагол – это часть речи, который обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Например: читать, писать, думать.
Вопрос 5. Назовите три имени существительных, которые отвечают на вопрос кто?
Ответ: Учитель, мальчик, кошка.
Вопрос 6. Подберите к слову «лес» подходящее имя прилагательное.
Ответ: Например, густой лес, зелёный лес, дремучий лес.
Вопрос 7. Придумайте предложение, где есть имя существительное и глагол.
Ответ: Маша читает книгу.
Вопрос 8. Что называется местоимением? Привести примеры.
Ответ: Местоимение – это слово, которое указывает на предметы, признаки или количество, но не называет их конкретно. Примеры: я, мы, они, этот, тот.
Вопрос 9. В каком падеже стоит слово «коту» в предложении «Я дал молоко коту»?
Ответ: Слово «коту» стоит в дательном падеже.
Вопрос 10. Назвать два глагола, которые обозначают движение.
Ответ: Идти, бежать.
Этот опрос поможет ученикам вспомнить основные части речи и их функции в предложениях.
Во время опроса учитель должен быть активным и требовательным. Эффективен опрос будет в том случае, если учитель внимательно наблюдает за классом, слушает ответ, вовремя исправляет ошибки
Рефлексия
Ответьте на вопросы:
1.Планируете ли вы внедрить представленные опросы:
Да
Нет
Частично
2. Какой опрос у вас вызвал интерес:
«Лапта»
«Перевоплощение»
«Хозяева и соседи»
3. Какой вид оценивания вы будете использовать на уроке?