12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Джиоева Лейла1078
Учитель русского языка и литературы ГБОУ РФМЛИ, стаж работы- 24 года, финалист Всероссийского конкурса "Учитель года России-2015"
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ
Материал размещён в группе «Хочу с вами поделиться...»
6

Мастер-класс для классных руководителей «Это познавательно и увлекательно, или Игровые технологии - средство формирования интеллектуального воспитания учащихся»

Мастер-класс для классных руководителей

«Это познавательно и увлекательно, или Игровые технологии - средство формирования   интеллектуального воспитания учащихся»

Мастер-класс для педагогов рассчитан на неограниченное количество участников. Продолжительность — 15-20 минут.

Занятие для учителей  включает в себя две части: теоретическую и практическую.

Ход мастер-класса

Здравствуйте, коллеги! Я хотела бы начать свое выступление со слов Сухомлинского:

«Без знания ребенка, его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей,  задатков, наклонностей, нет воспитания».  (В.А. Сухомлинский)

 На классного руководителя возложена одна из сложнейших задач, связанная с изучением и формированием личности ребенка. Ученик и его интеллектуальные возможности - одно  из важных направлений воспитательной работы.

Главная цель воспитательной работы  в данном направлении сформировать у учащихся осознанное представление того, что для успешного будущего и личностного самоутверждения учащемуся необходимо развивать свой интеллект.

Что наша жизнь? Игра! А что же значит игра для ребёнка? Важна и нужна ли она ему? Об этом и многом другом мы сегодня с вами поговорим и, конечно же, поиграем.

В современном мире технических достижений, где любую информацию можно легко получить в Интернете, умение общаться становится всё более ценным навыком.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий. Сегодня ценностью является не то, где мир воспринимается по схеме:  знаю - не знаю, умею - не умею, а где есть тезис:

«Ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь – и делаю»

 Подвести  к этим действиям как раз и помогает интеллектуальное воспитание учащихся в целом   и игровые технологии  в частности. Ведь главные качества игры – это свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность,  общение, коммуникативность. У игры несколько функций: обучающая, развивающая, коммуникативная, рефлексивная, даже психотерапевтическая. Доказано, что с ее помощью развиваются универсальные учебные действия(личностные, регулятивные и познавательные) Сегодня во всем мире очень популярны интеллектуальные игры - это вид игры, основанный на применении игроками своего интеллекта или эрудиции.

Для проведения практической части мне нужна помощь 8 добровольцев.

Уважаемые коллеги, получите и наденьте бейджики.

2.Практическая часть:  Упражнение «Десять секунд».

Цель: преодолеть тревожность участников; помочь им лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.  Время:3- 5минут

Ведущий: 

Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по классу. Началом к движению будет музыка. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок - в течение 10 секунд.

- Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью.

Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у Вас, цветом волос.

 И если у черноволосого в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может остаться в группе «черных»: у него есть дополнительный цвет! Не бойтесь остаться в гордом одиночестве.  Вы просто другой! И потому мы разные! Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем.   Распределиться на группы:

·         по наличию часов на руках;

·         по цвету обуви;

·         по длине волос

·         по цвету яблочка на бейджике.

Таким образом, мы с вами разбились на 2 группы. Прошу группы занять свои места за столами. Табличка с яблочком на столе, укажет вам нужное место.

Я люблю яблоки, сладкие яблоки,
Жёлтые яблоки, красные яблоки.
Правда, ведь, здорово грызть эти яблоки? -
Вкусные яблоки, сочные яблоки.
Вот бы попасть мне туда, где на яблонях
Выросли яблоки, спелые яблоки.
Чтобы, вдыхая забытые запахи,
С веток срывать долгожданные яблоки.
И, задыхаясь в немом вожделении,
С хрустом смыкать возбуждённые челюсти.
Долгой зимой я скучаю по яблокам,
И, в магазин заходя продовольственный,
С тайной надеждой и мятым полтинником,
Сразу смотрю: продаются ли яблоки -
Красные яблоки, жёлтые яблоки,
Вкусные яблоки, сочные яблоки...
Больше всего среди фруктов, признаюсь вам,
Я люблю яблоки, сладкие яблоки...

Может быть, вы догадались, на какую тему будет наша игра?

Тема игры: « Яблочко на тарелочке»

А так как яблоко в народе называют «плод познания», то, надеюсь, и мы с вами познаем много нового и интересного. Ведь  новое и интересное - это и есть интеллектуальное развитие.

Время на выполнение каждого задания 2 минуты.

Задание номер 1 «А где же яблоки?»

Как эти изображения связаны с яблоком? (глазное яблоко, смартфон, Нью-Йорк - большое яблоко, держава - державное яблоко)

Держава – державное яблоко – плод познания добра и зла, память о Державе т.е. Русско-Ордынской империи. Откуда такие ассоциации? Сегодня мы воспринимаем этот символ как данность, а где его истоки и в чем смысл? Державное от русского слова держать, отсюда и Держава. Но это на современный взгляд. В старину слово имело смысл – крепость, сила. Не случайно у крещеного потомка тюрков Гавриила кто-то из предков получил фамилию Державин.

На Востоке и на Руси распространено выражение «две половинки одного яблока». Т.е. речь о символе равноценности и единстве двух частей. Целые яблоки могут храниться всю зиму, разрезанным жить недолго. Страны и народы как половинки яблок собравшись в одно целое, вместе радуются жизни, вместе отражают удары судьбы, создают династические связи, поддерживают побратимов. Со временем «половинки» взаимно перенимают слова, привычки, характеры и гармонично дополняют друг друга… Яблочная символика имеет величайшую смысловую глубину в нашей жизни. Когда много людей рядом, мы говорим, — яблоку негде упасть. Но почему именно яблоко, в природе много округлых плодов?

Нью-Йорк: несколько версий.

По одной из них каждое второе дерево мегаполиса - это яблоня,

город , где популярным развлечением являются скачки - а лошади любят яблоки,

Но еще одна интересная версия связана с появлением джаза. Одна из версий, что прозвище пришло из знаменитой джазовой композиции, где пелось дословно следующее «На древе успеха много яблок, но если тебе удалось завоевать Нью-Йорк, тебе досталось большое яблоко»

Версии
Согласно самой распространенной из них, впервые термин «Большое яблоко» появился в 30-ых годах прошлого столетия в Гарлеме, который на тот момент снискал славу столицы музыкальной культуры под именем джаз. Однако дальше следуют непонятные моменты: одни историки говорят, что «Большим яблоком» называли ком в горле, который предшествовал здешнему выступлению музыкантов — он возникал от волнения. Точно также именовался танец и клуб, который, правда, находился не в самом Нью-Йорке, а в Южной Каролине. Кроме того, среди джазменов ходила поговорка: «На яблочном дереве много плодов, однако если ты смог завоевать Нью-Йорк, значит, смог сорвать самое большое яблоко». Также известен тот факт, что в годы Великой депрессии (мировой экономический кризис, продолжавшийся на протяжении десяти лет) во многих районах города бедным жителям раздавали бесплатные яблоки.
Есть и другое, тоже весьма популярное мнение, согласно которому это название Нью-Йорку дало первое дерево, которое было посажено переселенцами на материке — считается, что они высадили яблоню. Вот только загвоздка в том, что в городе на текущий момент обнаружить яблоню не намного легче, чем кем-нибудь оставленный на дороге золотой слиток. Зато голубей здесь предостаточно, вот только город почему-то не называют «Большим голубем»… Согласно третьей версии, название появилось в начале 20-ых годов прошлого столетия, незадолго до Великой депрессии. Его начал употреблять Джон Фитцджеральд, работавший на то время в газете «New York Morning Telegraph» спортивным обозревателем. Как известно, ипподромы тогда пользовались у местной публики большой популярностью, поэтому любые скачки обязательно описывались в новостной колонке. Считается, что выражение Фитцджеральд услышал в Новом Орлеане от жокеев, которые говорили следующее: «Наши лошади обожают яблоки, а скачки в Нью-Йорке — это большое яблоко». Впоследствии корреспондент регулярно начал употреблять данное словосочетание в своих статьях, пользовавшихся, кстати, большой популярностью у читателей.

Задание номер 2.  «Веришь - не веришь»

Цель: снятие психофизического - эмоционального напряжения

Верите ли вы, что

·         Яблоневые сады занимают на Земле почти 5 миллионов гектаров, чуть ли не каждое второе плодовое дерево – это яблоня - это правда!

·         Что яблоки тонизируют лучше, чем кофе, и одно яблоко способно заменить чашечку кофе - это правда!

·         Что для курильщиков яблоки предлагаются как средство, позволяющее избавиться от вредной привычки: на три дня надо перейти на яблочную диету, включая в рацион зеленый чай. На четвертый день тяга к сигаретам исчезнет. А это тоже, правда!

·         Что самая длинная необорвавшаяся яблочная кожура длиной более 50 м.

А это тоже правда! Рекорд на самую длинную необорвавшуюся яблочную кожуру занесен в Книгу рекордов Гиннеса и принадлежит американке Kathy Walfer, (Кети Волфер), которая чистила яблоко в течении 11 часов 30 минут и получила кожуру длиной 52 метра 51 сантиметр. Этот рекорд был установлен 16 октября 1976 года в Нью-Йорке.

Хотя яблоки лучше всего есть с кожурой, все полезные вещества содержатся сразу под ней. В кожуре содержится большое количество полезной клетчатки, которая улучшает пищеварение.

Задание номер 3 «Таинственная надпись»

Попробуйте расшифровать таинственную надпись.

Подсказка: Может быть, вычеркнуть повторяющиеся буквы? «Шарлот»

Как вы думаете, какое отношение это слово имеет к нашей игре?

- Именно так, в честь Шарлоты, супруги английского правителя Георга 3 сначала назывался яблочный десерт, а уже в наше время его называют «Шарлотка»

Задание номер 4  "ЯБЛОЧНЫЕ ЗАМОРОЧКИ "

Название, каких овощей и фруктов произошло от слова "яблоко"? Выберите из картинок, только те, которые имеют отношение к яблокам. Докажите.

Когда в средневековой Европе появлялся очередной заморский «фрукт», его первым делом сравнивали с яблоком:

помидор назвали «золотым яблоком»,

картошку – «чертовым яблоком»,

апельсины (или мандарины) – «китайскими яблоками»,

лимоны – «индейскими яблоками»

Информация «Памятник яблоку»   Знаете ли вы?....

Как вы думаете, есть ли памятник яблоку? Да! Во многих городах есть памятник яблоку. Слайд

Задание номер 5 «Легендарное яблоко»

Мифы и легенды, сказки,  пословицы,  афоризмы, фразеологизмы, связанные с яблоком.

 Криво дерево, да яблоки сладки.

Яблоко от яблони недалеко падает.

 Здоровое яблоко не падает с ветки.

 От яблони - яблоко, а от ели - шишки.

Какова яблоня, таковы и яблоки.

 Яблок на сосне не бывает. 

Яблоко и поговорки

Яблони цветущие - дни светлые длиннющие

 Яблоко от яблони недалеко падает

 Яблоку негде упасти

Месяц август яблоками пахнет 

Фразеологизмы о яблоке

Как печёное яблоко

Яблоко раздора

 Яблоку негде упасть

 Адамово яблоко

 Глазное яблоко 

Сказки «Иван-царевич и серый волк», Крошечка-Хаврошечка», «Гуси-лебеди», "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" , « Сказка о молодце-уральце, молодильных яблоках и живой воде» и т.д.

Итак, попробуем подвести итоги нашего мастер-класса

*На уровень интеллектуального развития оказывают влияние два фактора: наследственность, а именно уровень интеллекта, доставшийся человеку от предков;

* социальная среда, окружающая человека и являющаяся мощнейшей силой развития личности. Здесь следует отметить важную роль в интеллектуальном развитии процесса научения, в том числе в форме учебной деятельности. Именно в процессе учебной деятельности происходит формирование интеллектуальных способностей. Каким должен быть успешный ученик?

Создание и защита проектов «Успешный  ученик» Групповая работа

На листе схематично изображен человек. Оживите его  (дайте имя, дополните портрет деталями).   Определите: какой он будет (запишите черты характера, которыми он будет обладать) 

Рефлексия. Если в этой игре вы для себя узнали что-то новое, вам было интересно, и вы захотите этими знаниями поделиться с другими - повесьте на дерево красное яблоко. А если вы считаете, что время было потрачено даром - зеленое яблоко.

Заключительное слово

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Говорят, что урок  без юмора, все равно, что щи без соли.

Будьте внимательны к своим ученикам, играйте с ними, играйте вместе с ними, учите их играть, учитесь у своих детей и радуйтесь их новым успехам! Благодарю за внимание!

 

 


Мастер-класс
PPTX / 6.49 Мб

https://www.youtube.com/watch ?v=Oo1cCJHT-_w&feature=youtu.be
Опубликовано в группе «Хочу с вами поделиться...»


Комментарии (2)

Горбачёва Марина Юрьевна, 17.09.19 в 09:17 1Ответить Пожаловаться
Интересный мастер-класс!!!!
Селиванова Галина Геннадьевна, 19.02.20 в 22:09 1Ответить Пожаловаться
И мне мастер-класс понравился. Креативно, актуально!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.