Мастер-класс для классных руководителей «Это познавательно и увлекательно, или Игровые технологии - средство формирования интеллектуального воспитания учащихся»
Мастер-класс для классных руководителей
«Это познавательно и увлекательно, или Игровые технологии - средство формирования интеллектуального воспитания учащихся»
Мастер-класс для педагогов рассчитан на неограниченное количество участников. Продолжительность — 15-20 минут.
Занятие для учителей включает в себя две части: теоретическую и практическую.
Ход мастер-класса
Здравствуйте, коллеги! Я хотела бы начать свое выступление со слов Сухомлинского:
«Без знания ребенка, его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей, нет воспитания». (В.А. Сухомлинский)
На классного руководителя возложена одна из сложнейших задач, связанная с изучением и формированием личности ребенка. Ученик и его интеллектуальные возможности - одно из важных направлений воспитательной работы.
Главная цель воспитательной работы в данном направлении сформировать у учащихся осознанное представление того, что для успешного будущего и личностного самоутверждения учащемуся необходимо развивать свой интеллект.
Что наша жизнь? Игра! А что же значит игра для ребёнка? Важна и нужна ли она ему? Об этом и многом другом мы сегодня с вами поговорим и, конечно же, поиграем.
В современном мире технических достижений, где любую информацию можно легко получить в Интернете, умение общаться становится всё более ценным навыком.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий. Сегодня ценностью является не то, где мир воспринимается по схеме: знаю - не знаю, умею - не умею, а где есть тезис:
«Ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь – и делаю»
Подвести к этим действиям как раз и помогает интеллектуальное воспитание учащихся в целом и игровые технологии в частности. Ведь главные качества игры – это свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность, общение, коммуникативность. У игры несколько функций: обучающая, развивающая, коммуникативная, рефлексивная, даже психотерапевтическая. Доказано, что с ее помощью развиваются универсальные учебные действия(личностные, регулятивные и познавательные) Сегодня во всем мире очень популярны интеллектуальные игры - это вид игры, основанный на применении игроками своего интеллекта или эрудиции.
Для проведения практической части мне нужна помощь 8 добровольцев.
Уважаемые коллеги, получите и наденьте бейджики.
2.Практическая часть: Упражнение «Десять секунд».
Цель: преодолеть тревожность участников; помочь им лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы. Время:3- 5минут
Ведущий:
Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по классу. Началом к движению будет музыка. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок - в течение 10 секунд.
- Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью.
Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у Вас, цветом волос.
И если у черноволосого в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может остаться в группе «черных»: у него есть дополнительный цвет! Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные! Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем. Распределиться на группы:
· по наличию часов на руках;
· по цвету обуви;
· по длине волос
· по цвету яблочка на бейджике.
Таким образом, мы с вами разбились на 2 группы. Прошу группы занять свои места за столами. Табличка с яблочком на столе, укажет вам нужное место.
Я люблю яблоки,
сладкие яблоки,
Жёлтые яблоки, красные яблоки.
Правда, ведь, здорово грызть эти яблоки? -
Вкусные яблоки, сочные яблоки.
Вот бы попасть мне туда, где на яблонях
Выросли яблоки, спелые яблоки.
Чтобы, вдыхая забытые запахи,
С веток срывать долгожданные яблоки.
И, задыхаясь в немом вожделении,
С хрустом смыкать возбуждённые челюсти.
Долгой зимой я скучаю по яблокам,
И, в магазин заходя продовольственный,
С тайной надеждой и мятым полтинником,
Сразу смотрю: продаются ли яблоки -
Красные яблоки, жёлтые яблоки,
Вкусные яблоки, сочные яблоки...
Больше всего среди фруктов, признаюсь вам,
Я люблю яблоки, сладкие яблоки...
Может быть, вы догадались, на какую тему будет наша игра?
Тема игры: « Яблочко на тарелочке»
А так как яблоко в народе называют «плод познания», то, надеюсь, и мы с вами познаем много нового и интересного. Ведь новое и интересное - это и есть интеллектуальное развитие.
Время на выполнение каждого задания 2 минуты.
Задание номер 1 «А где же яблоки?»
Как эти изображения связаны с яблоком? (глазное яблоко, смартфон, Нью-Йорк - большое яблоко, держава - державное яблоко)
Держава – державное яблоко – плод познания добра и зла, память о Державе т.е. Русско-Ордынской империи. Откуда такие ассоциации? Сегодня мы воспринимаем этот символ как данность, а где его истоки и в чем смысл? Державное от русского слова держать, отсюда и Держава. Но это на современный взгляд. В старину слово имело смысл – крепость, сила. Не случайно у крещеного потомка тюрков Гавриила кто-то из предков получил фамилию Державин.
На Востоке и на Руси распространено выражение «две половинки одного яблока». Т.е. речь о символе равноценности и единстве двух частей. Целые яблоки могут храниться всю зиму, разрезанным жить недолго. Страны и народы как половинки яблок собравшись в одно целое, вместе радуются жизни, вместе отражают удары судьбы, создают династические связи, поддерживают побратимов. Со временем «половинки» взаимно перенимают слова, привычки, характеры и гармонично дополняют друг друга… Яблочная символика имеет величайшую смысловую глубину в нашей жизни. Когда много людей рядом, мы говорим, — яблоку негде упасть. Но почему именно яблоко, в природе много округлых плодов?
Нью-Йорк: несколько версий.
По одной из них каждое второе дерево мегаполиса - это яблоня,
город , где популярным развлечением являются скачки - а лошади любят яблоки,
Но еще одна интересная версия связана с появлением джаза. Одна из версий, что прозвище пришло из знаменитой джазовой композиции, где пелось дословно следующее «На древе успеха много яблок, но если тебе удалось завоевать Нью-Йорк, тебе досталось большое яблоко»
Версии
Согласно самой распространенной из них, впервые термин «Большое яблоко»
появился в 30-ых годах прошлого столетия в Гарлеме, который на тот момент
снискал славу столицы музыкальной культуры под именем джаз. Однако дальше
следуют непонятные моменты: одни историки говорят, что «Большим яблоком»
называли ком в горле, который предшествовал здешнему выступлению музыкантов —
он возникал от волнения. Точно также именовался танец и клуб, который, правда,
находился не в самом Нью-Йорке, а в Южной Каролине. Кроме того, среди джазменов
ходила поговорка: «На яблочном дереве много плодов, однако если ты смог
завоевать Нью-Йорк, значит, смог сорвать самое большое яблоко». Также известен
тот факт, что в годы Великой депрессии (мировой экономический кризис,
продолжавшийся на протяжении десяти лет) во многих районах города бедным
жителям раздавали бесплатные яблоки.
Есть и другое, тоже весьма популярное мнение, согласно которому это название
Нью-Йорку дало первое дерево, которое было посажено переселенцами на материке —
считается, что они высадили яблоню. Вот только загвоздка в том, что в городе на
текущий момент обнаружить яблоню не намного легче, чем кем-нибудь оставленный
на дороге золотой слиток. Зато голубей здесь предостаточно, вот только город
почему-то не называют «Большим голубем»… Согласно третьей версии, название
появилось в начале 20-ых годов прошлого столетия, незадолго до Великой
депрессии. Его начал употреблять Джон Фитцджеральд, работавший на то время в
газете «New York Morning Telegraph» спортивным обозревателем. Как известно,
ипподромы тогда пользовались у местной публики большой популярностью, поэтому
любые скачки обязательно описывались в новостной колонке. Считается, что выражение
Фитцджеральд услышал в Новом Орлеане от жокеев, которые говорили следующее:
«Наши лошади обожают яблоки, а скачки в Нью-Йорке — это большое яблоко».
Впоследствии корреспондент регулярно начал употреблять данное словосочетание в
своих статьях, пользовавшихся, кстати, большой популярностью у читателей.
Задание номер 2. «Веришь - не веришь»
Цель: снятие психофизического - эмоционального напряжения
Верите ли вы, что
· Яблоневые сады занимают на Земле почти 5 миллионов гектаров, чуть ли не каждое второе плодовое дерево – это яблоня - это правда!
· Что яблоки тонизируют лучше, чем кофе, и одно яблоко способно заменить чашечку кофе - это правда!
· Что для курильщиков яблоки предлагаются как средство, позволяющее избавиться от вредной привычки: на три дня надо перейти на яблочную диету, включая в рацион зеленый чай. На четвертый день тяга к сигаретам исчезнет. А это тоже, правда!
· Что самая длинная необорвавшаяся яблочная кожура длиной более 50 м.
А это тоже правда! Рекорд на самую длинную необорвавшуюся яблочную кожуру занесен в Книгу рекордов Гиннеса и принадлежит американке Kathy Walfer, (Кети Волфер), которая чистила яблоко в течении 11 часов 30 минут и получила кожуру длиной 52 метра 51 сантиметр. Этот рекорд был установлен 16 октября 1976 года в Нью-Йорке.
Хотя яблоки лучше всего есть с кожурой, все полезные вещества содержатся сразу под ней. В кожуре содержится большое количество полезной клетчатки, которая улучшает пищеварение.
Задание номер 3 «Таинственная надпись»
Попробуйте расшифровать таинственную надпись.
Подсказка: Может быть, вычеркнуть повторяющиеся буквы? «Шарлот»
Как вы думаете, какое отношение это слово имеет к нашей игре?
- Именно так, в честь Шарлоты, супруги английского правителя Георга 3 сначала назывался яблочный десерт, а уже в наше время его называют «Шарлотка»
Задание номер 4 "ЯБЛОЧНЫЕ ЗАМОРОЧКИ "
Название, каких овощей и фруктов произошло от слова "яблоко"? Выберите из картинок, только те, которые имеют отношение к яблокам. Докажите.
Когда в средневековой Европе появлялся очередной заморский «фрукт», его первым делом сравнивали с яблоком:
помидор назвали «золотым яблоком»,
картошку – «чертовым яблоком»,
апельсины (или мандарины) – «китайскими яблоками»,
лимоны – «индейскими яблоками»
Информация «Памятник яблоку» Знаете ли вы?....
Как вы думаете, есть ли памятник яблоку? Да! Во многих городах есть памятник яблоку. Слайд
Задание номер 5 «Легендарное яблоко»
Мифы и легенды, сказки, пословицы, афоризмы, фразеологизмы, связанные с яблоком.
Криво дерево, да яблоки сладки.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Здоровое яблоко не падает с ветки.
От яблони - яблоко, а от ели - шишки.
Какова яблоня, таковы и яблоки.
Яблок на сосне не бывает.
Яблоко и поговорки
Яблони цветущие - дни светлые длиннющие
Яблоко от яблони недалеко падает
Яблоку негде упасти
Месяц август яблоками пахнет
Фразеологизмы о яблоке
Как печёное яблоко
Яблоко раздора
Яблоку негде упасть
Адамово яблоко
Глазное яблоко
Сказки «Иван-царевич и серый волк», Крошечка-Хаврошечка», «Гуси-лебеди», "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" , « Сказка о молодце-уральце, молодильных яблоках и живой воде» и т.д.
Итак, попробуем подвести итоги нашего мастер-класса
*На уровень интеллектуального развития оказывают влияние два фактора: наследственность, а именно уровень интеллекта, доставшийся человеку от предков;
* социальная среда, окружающая человека и являющаяся мощнейшей силой развития личности. Здесь следует отметить важную роль в интеллектуальном развитии процесса научения, в том числе в форме учебной деятельности. Именно в процессе учебной деятельности происходит формирование интеллектуальных способностей. Каким должен быть успешный ученик?
Создание и защита проектов «Успешный ученик» Групповая работа
На листе схематично изображен человек. Оживите его (дайте имя, дополните портрет деталями). Определите: какой он будет (запишите черты характера, которыми он будет обладать)
Рефлексия. Если в этой игре вы для себя узнали что-то новое, вам было интересно, и вы захотите этими знаниями поделиться с другими - повесьте на дерево красное яблоко. А если вы считаете, что время было потрачено даром - зеленое яблоко.
Заключительное слово
Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Говорят, что урок без юмора, все равно, что щи без соли.
Будьте внимательны к своим ученикам, играйте с ними, играйте вместе с ними, учите их играть, учитесь у своих детей и радуйтесь их новым успехам! Благодарю за внимание!
Мастер-класс
PPTX / 6.49 Мб
Горбачёва Марина Юрьевна
Селиванова Галина Геннадьевна