12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Трофимова Наталья Андреевна19
1

Внеклассная работа по математике как средство формирования познавательного интереса учащихся

Трофимова Н.А.

г. Барнаул, АлтГПУ

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ

Хорошая математическая подготовка нужна всем выпускникам школы для дальнейшего обучения. Тем же учащимся, которые в школе проявляют выраженный интерес к математике, необходимо предоставить дополнительные возможности, способствующие их математическому развитию.

Остановимся подробнее на познавательном интересе - особом виде интереса к познанию, фигурирующем в процессе обучения. Его область - познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик погружается в сферу образования [2, c.32].

Чаще всего выделяют три уровня познавательного интереса. Г.И. Щукина [4, c.45] характеризует низкий уровень познавательного интереса как открытый, непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке. С ним связана репродуктивная деятельность.учащихся.

Для среднего уровня характерен интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую их суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами. В деятельности ученика следует отметить его стремление к поисковой активности, часто связанной с ее прикладным характером.

Высокий уровень характеризуется интересом ученика к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях. Этот уровень сопряжен с элементами исследовательской творческой деятельности, с приобретением новых и совершенствованием прежних способов учения.

Об интеллектуальной активности как проявлении интереса к учению можно судить по многим действиям. Во-первых, это вопросы учеников, выражающие их стремление постичь еще неясное, глубже познать предмет своего исследования. Конечно, вопросы учащихся имеют различный уровень познавательной ценности, поэтому следует иметь в виду те вопросы, которые носят подлинный смысл, обнаруживают желание ученика уточнить или расширить представление о предмете или явлении. Поэтому стремление задавать вопросы - это не только проявление, но важный шаг на пути укрепления познавательного интереса. Во-вторых, это желание и стремление учащихся по собственной инициативе участвовать в учебной деятельности, в обсуждении сложных вопросов и дискуссиях, в дополнении ответов и исправлении ошибок своих товарищей, в высказывании субъективной точки зрения по выдвинутой теме [3,c.67].

Цель нашего исследования изучение познавательного интереса у младших школьников к урокам математики. Исследование проводилось в МБОУ СОШ № 38 г.Барнаула в 5 "В" классе, где обучающихся 18 человек.

Для получения информации об уровне познавательного интереса у младших школьников к математике были использованы три методики: методика выявления познавательной активности младшего школьника (А.А. Горчинская); методика «Перечень любимых занятий» разработанная М.В. Матюхиной; методика «Цветные лепестки».

Опишем ход проведения диагностирующих методик и их результаты.

Методика выявления познавательной активности младшего школьника (А.А. Горчинской).

Школьнику выдавался бланк анкеты и предлагалось выбрать из предъявленных возможных вариантов ответа какой- либо один.

Анализ полученных данных показывает, что у 41% учащихся класса сильно выраженный познавательный интерес. Это дети, которым нравится выполнять сложные задания по математики, они активно пользуются дополнительной литературой, всегда находят ответы на интересующие их вопросы. 35% учащихся класса проявляют умеренный познавательный интерес. Такие школьники не всегда читают дополнительную литературу, иногда им нравится выполнять сложные задания по математики, когда они узнают на уроке что-то новое не всегда делятся этим с близкими. Дети со слабой познавательной активностью составляют 24%, таким детям не нравится выполнять сложные задания по математике, решать задания на сообразительность, они не пользуются дополнительной литературой.

2) Методика уровней развития интереса к содержанию и процессу учения (методика "Перечень любимых занятий" М.В. Матюхиной). Испытуемому предъявляется бланк с перечнем занятий и предлагается выбрать самые любимые утверждения [1,c.15].

Анализ полученных данных показывает, что у большинства учащихся класса 94% наблюдается интерес к занимательности. Это те дети, которые любят слушать учителя, когда он приводит интересные примеры или рассказывает что-то не обычное.

Почти у половины класса (47%) характер интереса выражается в привлекательности фактов. Таким детям интересно узнавать правила написания слов, узнавать о математических действиях и законах, которым они подчиняются. Чуть больше половины учащихся класса (53%) фиксируют пристрастие к сути явления. Этим школьникам интересно узнавать, откуда произошли числа, почему предмет называется определенным словом. 65% заинтересованы в самом процессе действий. Такие учащиеся любят выполнять сложные задания по русскому языку, решать дополнительно задачи по математике. Самый маленький процент - 29% приходится на поисково-исполнительный уровень. Такие школьники любят пользоваться дополнительной литературой по русскому языку и по математике. Для 41% учащихся класса характерен интерес к творческому уровню. Дети предпочитают сами составлять упражнения по русскому языку, задачи по математике.

Таким образом, можно сделать вывод, что в классе у многих детей уровень развития интереса к содержанию и процессу учения проявляется в интересе учащихся к занимательности и заинтересованности в самом процессе действий. Меньше всего детей привлекают факты.

3) Методика "Цветные лепестки".

Ученику предлагается выполнить ранжирование цветов при помощи цветных карандашей и полоски бумаги, разделенной на 10 частей. Нужно раскрасить эту полоску цветными карандашами, начиная с наиболее понравившегося цвета к менее нравящемуся цвету. Далее ученику предлагается раскрасить цветок, лепестками которого являются изучаемые предметы.

В ходе обработки полученных данных определяется коэффициент нормативности баллов. «Вес» предмета зависит от степени выраженности интереса у учащихся данного класса. В дальнейшем, с учетом «веса» предмета можно определить уровень сформированности познавательных интересов учащихся. «Вес» предмета определяется по формуле:

А = К11+ К22+ К33+ К4а4+ К5а5, где

К – количество человек, выбравших данный предмет,

а – баллы предмета (1 место – 5 баллов, 2 место – 4 балла, 3 место – 3 балла, 4 место – 2 балла, 5 место – 1 балл).

Анализ полученных данный показал, что наиболее высокий уровень познавательного интереса у учащихся вызывает к предмету физическая культура (К=46), на втором месте - изобразительное искусство (К=43), третье место занимают два предмета математика (К=32) и технология (К=32), на четвертом месте - естествознание (К= 28), пятое место у предмета русский язык (К=23), шестое место - литература (К=20), на седьмом месте предмет иностранный язык (К= 14), на предпоследнем месте – риторика (К= 12), а на последнем основы религиозных культур и светской этики (К= 6).

Таким образом, учащиеся заинтересованы в таком предмете как физкультура; заинтересованность в математике состоит на третьем месте.

Анализ методик показывает, что большинство учащихся проявляют интерес к занимательности. Это те дети, которые всегда внимательно слушают учителя, когда он приводит интересные примеры или рассказывает что-то не обычное. Учителю следует использовать дополнительные источники информации для подготовки к занятиям, предоставлять информацию, ссылаясь на жизненный опыт. Так же учителю стоит организовывать школьные предметные недели, на которых будут проводиться олимпиады, математические конкурсы, викторины, вечера. На таких мероприятиях каждый учащийся сможет попробовать себя в разных ролях, используя свои силы в различных видах деятельности.

Для того, что бы повысить познавательный интерес к математике, мы разработали серию занятий по повышению познавательного интереса. Были проведены математический КВН и викторины. В ходе проведения этих мероприятий мы использовали средства ИКТ. Так же школьники рисовали стенгазету по математике, включив в нее занимательный и исторический материал по изучаемым темам.

На контрольном этапе были проведены те же методики. Представим полученные результаты.

1) Методика выявления познавательной активности младшего школьника А.А Горчинской.

Анализ полученных данных показывает, что у большинства младших школьников 59% сильно выраженный познавательный интерес. По сравнению с констатирующим этапом показатель повысился на 18%. Это те дети, которые с удовольствием выполняют сложные задания по математики, используют дополнительную литературу, всегда задают и находят ответы на интересующие их вопросы. 29% учащихся класса познавательный интерес умеренный (повысился на 6%). Количество детей со слабой познавательной активностью уменьшилось, что по результатам составляют 12%.

2) Методика уровней развития интереса к содержанию и процессу учения (методика "Перечень любимых занятий" М. В. Матюхиной).

Анализ полученных данных показывает, что у 100% учащихся наблюдается интерес к занимательности. Этот уровень повысился на 6%. Это те дети, которые всегда внимательно слушают учителя, когда он приводит интересные примеры или рассказывает что-то не обычное.

Больше чем у половины класса (59%) характер интереса свидетельствует о привлекательности для ребенка фактов. Этот уровень повысился на 12%. Таким детям интересно узнавать о правилах написания слов, откуда они произошли, что означают, узнавать о математических действиях, пути их решения. 70% учащихся класса фиксируют пристрастие к сути явления (уровень повысился на 17%). 88% заинтересованы в самом процессе действий. В сравнении с предыдущим этапом этот уровень остался неизменным. У 65% познавательный интерес подтверждается в поисково-исполнительном уровне. 53% отражают интерес к творческому уровню (показатель повысился на 11%).

3) Методика "Цветные лепестки"

Анализ полученных данный показал, что наиболее высокий уровень познавательного интереса у учащихся вызывает к предмету математика (К= 55), на втором месте предмет физическая культура (К= 43), третье место занимает предмет изобразительное искусство (К= 39), четвертое место занимает предмет технология (К=28) , пятое место у предмета русский язык (К=22), шестое место - естествознание (К=20), на седьмом месте предмет литература (К=16), на восьмом месте - иностранный язык (К=10), далее - риторика (К=8), на последнем месте основы религиозных культур и светской этики (К=5).

После проведения формирующего эксперимента учащиеся стали проявлять большую заинтересованность к математике. Это было достигнуто за счет использования различных видов и форм занятий, средств ИКТ. Таким образом, внеурочные занятия по математике в начальной школе с успехом могут быть использованы для развития познавательного интереса, углубления знаний учащихся в области программного материала, исследовательских навыков, смекалки, привития вкуса к чтению математической литературы, для сообщения учащимся полезных сведений из истории математики.

Библиографический список:

1. Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. - СПб.: Речь, 2005. - 128с.

2. Гребенкина, Л. К. Пути и средства повышения познавательной активности учащихся / Л.К. Гребенкина. - Рязань: РГПИ, 1986. - 149с.

3. Труднев, В.П. Внеклассная работа по математики в начальной школе / В.П. Труднев. - М.: Просвещение, 1975. - 234с.

4. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И.Щукина. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1893. - 167с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.