Игровые технологии как средство формирования познавательного интереса к математике
«Игровые технологии как средство формирования познавательного интереса к математике» Михаил Васильевич Ломоносов : «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»
Мир ребенка – это мир познания. Михаил Васильевич Ломоносов : «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Одна из основных задач дошкольного образования - интеллектуальное развитие ребенка. Оно не сводится только к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение развивает гибкость мышления, учит логике, способствует развитию памяти, речи, воображения; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математические знания дошкольника — непосредственно важная основа в умственном развитии ребенка
Особая роль в развитии элементарных математических представлений принадлежит игровым технологиям. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых подвижных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Игровая технология – это группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которая стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, позволяет использовать жизненный опыт.
Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Другими словами, понятие «игровые технологии» включает достаточно большую группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Главный компонент игровой технологии: Непосредственное и систематическое общение педагога и детей при котором ребенок не чувствует , что его обучают, а познает материал через предложенную игровую деятельность.
Главный компонент Непосредственное и систематическое общение педагога и детей
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий и строятся как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса . Игровые технологии
Игровые технологии, применяемые в математическом развитии, в первую очередь направлены на развитие познавательного интереса, на освоение детьми связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира. Современные логические и математические игры разнообразны. Цели применения игр следующие: овладение детьми средствами познания – эталонами цвета, формы, эталонами мер, моделями, образами, речью, способами познания - сравнением, обследованием, управлением, счетом, классификацией, накопление логико- математического опыта, развития мышления, сообразительности и смекалки. Важным положительным моментом является то, что игровые технологии помогают детям освоить различные по своей степени сложности игровые действия, которые включают группировку, раскладывание, соотнесение, счет, измерение. Такие игры имеют важную цель – это формирование математических представлений, а так же способы действий, и главное - развитие мыслительных операций. Это то, что дети должны усвоить и чему способствуют игровые технологии.
Цели применения игровых технологий овладение детьми средствами познания: эталонами цвета, формы, эталонами мер, моделями, образами, речью способами познания: сравнением, обследованием, управлением, счетом, классификацией накопление логико- математического опыта; развития мышления, сообразительности и смекалки.
Важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели-педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы. Педагог должен найти подход к каждому ребенку и дать эти знания всем детям.
Способы применения В индивидуальной работе В свободной деятельности Как часть занятия
Классификация игровых технологий Настольно-печатные; Объемное моделирование; Плоскостное моделирование; Игры из серии «Кубики и цвет»; Игры на составление целого из частей; Головоломки и лабиринты.
Настольно-печатные игры. Способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций; закреплению или отработке полученных знаний. Развивают процессы мышления, внимания, памяти, воображения и речи; тренируют усидчивость, дисциплинированность и умение доводить начатое дело до конца; воспитывают уступчивость, толерантное отношение к партнёрам, а также умение сотрудничать Объемное моделирование. С помощью игры можно развить у ребенка пространственное воображение, аккуратность, внимание, графические способности, а также умение анализировать, синтезировать, комбинировать. Плоскостное моделирование. Такие пособия очень полезны на определенном этапе развития мышления детей. Чем старше ребенок, тем сложнее для них будут уровни задания. Игра учит таким понятиям как «анализ» и «синтез». Детей увлекает результат составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Игры из серии «Кубики и цвет». Развитие умения анализировать форму и цвет предметов; развитие умения сравнивать по их свойствам Игры на составление целого из частей. Позволяет развивать конструктивные умения, проявлять интерес к решению логических задач Головоломки и лабиринты.
В нашей группе специальное место и оборудование выделяется для игротеки. В ней находятся игровые материалы, способствующие математическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логико - математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование. Материал периодически обновляется. К нему обеспечивается свободный доступ детей. В утреннее и вечернее время мы проводим игры математического содержания: словесные и с использованием пособий, настольно – печатные, такие, как «Домино», «Составь картинку», «Цепочка», «Найди пару». Эти игры помогают развитию у детей познавательных способностей, формированию интереса к действиям с геометрическими фигурам.
Таким образом, математические представления детей совершенствуются.. Игровые технологии помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики в увлекательной форме, предупреждать интеллектуальную пассивность, сформировать настойчивость и целеустремленность. Математическое развитие ребенка – это процесс трудоемкий и длительный, а результат зависит от системности и планомерности занятий с ребенком.
Системная работа по интеллектуальному развитию дошкольников через использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений позволяет повысить уровень их познавательной и умственной активности и повышает интерес к математической деятельности.
Достоинство этих технологий состоит в том, что следуя игре собственного воображения ребенок трансформирует свой опыт, создает игровые ситуации, вносит новые познавательные задачи в самостоятельной деятельности.