Мастер-класс для педагогов ДОУ «Арт-терапия как способ снятия агрессивности у детей дошкольного возраста»

4
0
Материал опубликован 23 December 2020

Мастер – класс для педагогов ДОУ

«Арт-терапия как способ снятия агрессивности у детей дошкольного возраста».



Цель: познакомить со способами снятия агрессивности у детей дошкольного возраста

Задачи:

- раскрыть понятия агрессия, агрессивность и агрессивное поведение, арт-терапия;

- показать продуктивные способы работы

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас! Тема мастер-класса «Арт-терапия как способ снятия агрессивности у детей дошкольного возраста», на первый взгляд, не связана с темой воспитателя. Вы можете сказать, что эта работа психолога.

Для того, чтобы настроиться на работу мастер-класса я предлагаю вам выполнить следующее упражнение:

Возьмите блокнот для записи, напишите в нем свое заветное желание, порвите лист, а затем сложите из обрывков текст. Чем быстрее вы соберете текст, тем быстрее ваше желание осуществится.

Актуальность: часто встречаются дети с проявлениями агрессии (направленной и на себя и на других). Устранить проявление агрессии бывает даже более важно для самого ребенка, чем для окружающих.

Так что же такое агрессия?

Агрессия - поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения.

Агрессивность - черта характера, привычка и склонность реагировать на все агрессивно.

Агрессивное поведение складывается из трех компонентов: познавательного, эмоционального и волевого.

Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для проявления агрессии.  Эмоциональный компонент представляет собой легкое возникновение отрицательных эмоций: гнева, отвращения, презрения, злости.

Волевой компонент - это целеустремленность, настойчивость, решительность, инициативность (качества сами по себе вполне положительные).

- Встречаются ли в вашей практике работы агрессивные дети?

- Что вы делаете, когда ребенок проявляет агрессию? (2-3 ответа)

Как правило, взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают, и разговор о них, как правило, ведется в осуждающих терминах: “грубиян”, “нахал”, “отвратительный”, “хулиган” - такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения.

Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность, выделим: желание привлечь к себе внимание сверстников; ущемление достоинства другого с тем, чтобы подчеркнуть свое превосходство; стремление защититься и отомстить; стремление получить желанный предмет.

Исследования психологов показывают, что агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей его дальнейшей жизни. Можно сказать, что определенные

внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, складываются уже в дошкольном возрасте.

В своей практике, я не стала исключением и столкнулась с проблемой агрессивного поведения у детей уже в раннем возрасте. Зная о том, что любое негативное проявление быстро закрепляется в поведении, поняла, что необходимо искать приемы, которые помогут снять агрессию в каждый конкретный момент и будут профилактикой для дальнейшего поведения.

Я попробовала применить упражнения из арт-терапии и увидела положительные результаты.

Итак, что такое арт-терапия?

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов.

Как только ребенок берет в руки кисточку, пластилин или гли­ну для лепки, он высвобождает свое подсознание. В итоге получа­ется исцеление через самовыра­жение творческого потенциала. Рассматривая методы работы с детьми, 
арт-терапия является одним из самых действенных способов. Интересен и сам процесс: размазывание, разбрызги­вание, смешение, подбор или им­пульсивное рисование красками - это будет красиво!

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная

на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Выражение себя через искусство является безболезненным способом выражения чувств. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из сложной ситуации. Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме. В процессе творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко скрыты и решаются они безболезненно.

Трудно переоценить важность применения приемов арт-терапии при коррекции неврозов и неврозоподобных состояний. Изобразительная деятельность сопровождается терапевтическими эффектами. Искусство само по себе обладает целительным действием.

Среди позитивных феноменов, зафиксированных как зарубежными, так и отечественными специалистами, можно выделить наиболее значимые.

Виды арт-терапии

Современная арт-терапия насчитывает большое количество видов методик. К ней относятся: живопись, графика, рисование и лепка также сказкотерапия, фототерапия, оригами, музыкотерапия, песочная терапия, и т.д.

Нужно отметить высокую эффективность арт-терапии при работе с детьми. В своей работе я часто использую упражнения с детьми раннего возраста как индивидуально, так и с подгруппой.

Очень важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений.

Лучше всего проводить работу в системе, что дает положительную динамику. Совсем не обязательно дожидаться проявления агрессии. Наша задача – научить ребенка справляться со своими эмоциями. Если у вас в коллективе несколько детей склонных к агрессивным проявлениям, их можно объединить и планировать работу в системе.И сегодня я расскажу вам об этихих упражненениях, которые использую в своей работе и считаю наиболее эффективными.

Вы скорее всего сталкивались и даже применяли эти упражнения, но не знали, что позволяют снять проявления агрессии.

Упражнения:

Мятый лист (ситуативное применение)

При проявлении агрессии - предложите взять лист бумаги и как можно сильнее смять его. Затем расправить и нарисовать на нем что угодно. Это поможет выразить чувства. Если случайно лист порвется или захочется его выбросить, то такое поведение имеет место быть.

Для детей раннего возраста больше подойдут бумажные салфетки.

Рисование на мокрой бумаге

Намочите лист бумаги и предложите ребенку нанести с помощью акварели рисунок. Следует предложить поэкспериментировать с цветами, понаблюдать как они смешиваются, растекаются. Потом можно попробовать трансформировать узоры в образы, дать им названия. Возможно групповое взаимодействие, обмен впечатлениями, это доставит ребенку особое наслаждение подарит много положительных эмоций.

Монотипии

На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками.

Отпечатки

Предложите использовать любые предметы и поверхности для изготовления рисунка из их отпечатков. Предметы могут быть найденными на природе, принесёнными с участка, из дома, отпечатки частей тела и элементов одежды, аксессуаров и пр.

Техника раздувания краски

Предложите нанести на лист бумаги водорастворимую краску с большим количеством воды, использовать различные сочетания цветов, в самом конце

работы раздуть через тонкую трубочку цветовые пятна, образуя капельки, разбрызгивания и смешения цветов в причудливые каракули и кляксы; постарайтесь увидеть образ и развейте его.

Чернильные пятна и бабочки

Капнуть чернилами или красками на тонкую бумагу и предложить свернуть лист трубочкой или сложить пополам, развернуть лист и посмотреть на образ. Обсудить результаты работы.

Рисование пластилином

Предложить растирать пластилин по листу бумаги или картонке, пока не получится какой-либо образ, затем создать рисунок. Для детей раннего возраста лучше использовать заготовленные картинки. Вместо пластилина можно пользоваться соленым подкрашенным тестом.

Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)

С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Эффектно выглядят изображения на тонированной и фактурной бумаге.

 Даже когда дети пытаются изобразить что-то опредмеченное, например, Чебурашку или машину, изображение получается «лохматым», пушистым, малоразборчивым, но при этом эффектным и привлекательным.

 Так же можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели и т.д. Маленькие дети высыпают на лист с клеем сыпучие материалы либо прямо из емкости для хранения, либо целыми горстями. Очень часто дети засыпают всю поверхность листа крупой, даже если до этого нанесли совсем немного клея. При стряхивании лишних материалов изображение все равно останется только в месте приклеивания.

Игры с песком

В песочнице на улице, в группе маленькими игрушками в зоне для игр с песком и водой.

Занятия по арт-терапии дарят детям радость познания, творчества.

Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, игре и т. д. рассказать о том, что узнал, увидел, и самое главное пережил, почувствовал.

Буду рада, если упражнения помогут вам лучше понять своих детей и помочь скорректировать их поведение.

Ваши вопросы.

Ваши мнения о мастер-классе.

Благодарю за внимание.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.