Мастер - класс для педагогов МДОУ «Логические блоки Дьенеша как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
Мастер - класс
для педагогов МДОУ
«Логические блоки Дьенеша как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель:
Коновалова Н.С.
г. Донецк, 28.02.2020 г.
Цель: повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоении опыта работы педагога.
Задачи: познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико – математических игр в работе с детьми дошкольного возраста; обучить участников семинара методам и приемам использования развивающих игр в педагогическом процессе; развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии, инициативу, желание применять на практике данную технологию; вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Материал: блоки Дьенеша на каждый стол, цветные шнурки, карточки – схемы, презентация, листы бумаги (записки), ручки, игрушки, игровая зона «Магазин», раздаточный материал.
Ход
Воспитатель: Добрый день, дорогие коллеги! Сегодня мы вас приветствуем в МДОУ «Ясли – сад № 369 города Донецка» на мастер – классе «Блоки Дьенеша». И для начала предлагаю вам игру «Вопрос – ответ».
Игра «Вопрос – ответ»
1.Как вы считаете, что такое блоки Дьенеша?
Ответ: «логические фигуры», «логические кубики», «логические блоки»
2.Как вы считаете, с какого возраста можно заниматься блоками Дьенеша?
Ответ: работу с блоками Дьенеша следует начинать с младшей группы.
3. Что развивают у ребёнка блоки Дьенеша?
Ответ: развивают логического мышления.
4.Знаете ли вы, какие 4 свойства фигур различаются в блоках?
Ответ: В блоках – идет различие по четырем свойствам: форма, цвет, размер и толщина.
5. Как вы считаете, способствуют ли блоки Дьенеша речевому развитию ребёнка?
Ответ: игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: дети учатся рассуждать, вступают в диалог со своими сверстниками, строят свои высказывания, используя в предложениях союзы «и», «или», «не», и др., охотно вступают в речевой контакт со взрослыми, обогащается словарный запас, пробуждается живой интерес к обучению.
6.Как вы думаете, где мы можем использовать эти блоки, в каких играх?
Ответ: в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек); настольно-печатных играх (изготовление карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломка»); сюжетно-ролевых играх: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товарах обозначаются кодовыми карточками), «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике – кодовыми карточками, аналогично «Поезд», «Автобус» (билеты, места); конструкторских играх: построение плоскостных конструкций (домик, дорога, река, мост, забор и т. д)
Показ презентации «Логические блоки Дьенеша»
Воспитатель: (Слайд 2) Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит. Каждый ребенок хочет одного – играть. Десятки развивающих методик совмещают обучение и игру. Через игру действует и система Дьенеша. Венгерский математик, психолог, педагог – Золтан Дьенеш настолько влюблен в свою науку, что задается вопросом, почему многие люди считают математику трудной? Не из детства ли растут корни этих трудностей? Многие годы Золтан посвящает исследованиям, преподаванию математики детям в разных странах и в итоге выясняет – только задействуя творческий потенциал ребенка, можно привить любовь к математике и добиться реальных успехов в изучении этой науки. Золтан Дьенеш предлагает использовать для игр «логические блоки» (иногда их называют кубиками Дьенеша).
(Слайд 3) Логические блоки Дьенеша - это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой, все они различаются свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные), цветом (красные, желтые, синие), размером (большие и маленькие) и толщиной (толстые и тонкие). Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», для развития логического мышления у детей. Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны.
(Слайд 4) Опыт педагогов дошкольного образования показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста для:
• Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
• Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
• Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
• Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
• Развития творческих способностей.
(Слайд 5) Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей. Сам по себе набор – потрясающее поле для деятельности, десятки игр разной степени сложности объединят ребенка и взрослого. В ходе образовательной, совместной и самостоятельной деятельности с блоками Дьенеша ребенок учится выявлять и абстрагировать свойства предметов, сравнивать, классифицировать и обобщать, развивает способности к логическим действиям.
(Слайд 6) У игр и упражнений есть три варианта сложности. Так, вначале малыши пробуют оперировать одним свойством (например, среди нескольких фигур следует найти все круглые), на следующем этапе осваиваются 2 свойства (нужно, к примеру, выложить цепочку из блоков, чтобы каждая последующая фигура была такой же по цвету, но не такой же по форме), третий вариант – 3 свойства, четвертый вариант – 4 свойства.
(Слайд 7) В ходе работы с блоками детей знакомят с моделью описания свойств блоков, так называемые символы.
(Слайд 8) Так и их отрицание.
(Слайд 9) Работа с логическими блоками Дьенеша поможет не только хорошо усвоить программный материал дошкольного учреждения, но и подготовит детей к изучению математики, геометрии и информатики в школе.
(Слайд 10) Спасибо за внимание!
Воспитатель: Сейчас пришла пора перейти к практической части мастер – класса и для начала надо познакомиться. Предлагаю вам побыть немного детьми, но как вы все знаете, что дети не могут оставаться без присмотра воспитателя. Сегодня вашими воспитателями будут ребята моей группы (входят 4 ребенка). Ребята, сегодня мы с вами поиграем в сюжетно-ролевую игру «На занятии в детском саду». Выберите любой стол с «детьми» - это ваша группа. А как же она называется? Чтобы долго не спорить, мы можем купить в магазине символ-название группы.
Тренировочная игра «Познакомимся»
Воспитатель: Ваша задача - один человек из команды берёт блок и рассказывает о его свойствах (например: я - синий, круглый, большой и толстый), а вторая команда отгадывает и показывает блок, обладающий этим свойствами. И так дальше: вторая команда для третьей, третья для четвертой, а четвертая для первой.
Воспитатель: Ребята, вы просто молодцы, у вас все хорошо получается. Я знаю какие вы озорные и веселые ребята, а также знаю, что вы все любите играть. Предлагаю вам дидактическую игру «Хоровод».
Дидактическая игра «Хоровод»
Воспитатель: Предлагаю выстроить в веселый хоровод волшебные фигуры. Хоровод получится красивым и нарядным. Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется любой блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее. Последний блок должен совпадать с первым блоком по одному какому – либо признаку. В этом случае игра заканчивается – «хоровод» закрыт.
Дидактическая игра «Заселим в домики»
Воспитатель: Молодцы! Давайте представим, что блоки – это маленькие жители, которые живут в своих домах и квартирах. А как нам всем известно – каждый имеет право на жилье. Так давайте заселим их по квартирам своих домов по обозначениям.
Дидактическая игра «Посади клумбу»
Воспитатель: Как здорово, что блоки живут в своих домиках. Они хотят, чтобы их город был красивым. Давайте посадим красивые цветы на клумбах. Каждый «садовник» огораживает себе клумбу (из цветного шнурка делают круг) и садит цветы, которые не совпадают по цвету и величине.
Дидактическая игра «Логическая дорожка»
Воспитатель: Молодцы, а как вы смотрите на то, чтобы нам отправиться в лес на прогулку. Предлагаю вам построить дорожку, по которой мы оправимся в лес на прогулку. Строим дорожку с одним единственным условием – рядом должны попадаться блоки, имеющие только один одинаковый условный признак.
Дидактическая игра «Собери животных»
Воспитатель: Молодцы! Предлагаю одному ребенку из каждой группы по очереди рассказать о том, кого вы встретили в лесу (взрослый читает картинку). А теперь выложите своих животных, используя блоки Дьенеша.
Дидактическая игра «Собери машину»
Воспитатель: Попутешествовали? Пора и в детский сад возвращаться. Предлагаю вернуться на машине, которую вы соберете из блоков по схеме.
Рефлексия
Воспитатель: А сейчас уважаемые педагоги предлагаю Вам достать из моей коробочки небольшие листочки - записки, на которых написана фраза, которую нужно продолжить.
Перечень фраз:
сегодня я узнала…
было интересно узнать…
мне понравилось…
мне не понравилось…
мне запомнилось…
теперь я могу применять…
я попробую сама…
Воспитатель: В настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения и я думаю, что занятия с логическими блоками Дьенеша могут способствовать развитию таких качеств.
Спасибо за внимание!