Мастер-класс для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми»
Мастер-класс для педагогов
«Использование технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми»
Добрый день, уважаемые коллеги! У человека всё предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и видеть, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо. Пусть эта встреча принесет вам радость общения, положительные эмоции и улыбки.
В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии.
Вы когда-нибудь слышали о методике ТРИЗ? Это педагогическое направление, цель которого - сформировать нестандартное мышление и воспитать творческую личность.
Обратите, пожалуйста, внимание на эту картину. Сколько человеческих лиц вы сможете отыскать на ней? (стимулировать к ответу). Я думаю, не ошибусь, если скажу, что у автора этой картины нестандартное, творческое мышление. И если вам удалось разглядеть то, что спрятал художник, вы тоже не лишены нестандартности в мышлении.
Актуальность: Дошкольный возраст является уникальным по свой значимости для всей последующей жизни, поэтому особенно важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Поэтому тема моего мастер-класса «Использование технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми».
Цель мастер-класса: практическое освоение технологии ТРИЗ.
Новизна: в основе воспитания дошкольников лежит развитие мышления - в этом и заключается идеал системы образования. Технология ТРИЗ позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.
Что же такое ТРИЗ? ТРИЗ: теория решения изобретательских задач. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Создал эту удивительную технологию изобретатель, ученый, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер.
Ее современное название «прикладная диалектика».
Приемы и методы ТРИЗ я использую для развития у дошкольников творческого воображения, мышления, внимания, памяти, логики, для обогащения словаря и развития речи, что очень важно для будущего школьника.
Используя в своей работе методику ТРИЗ я разработала :
-Картотеку игр и тренингов на формирование системного мышления для детей старшего дошкольного возраста.
-Дидактические игры с элементами ТРИЗ по развитию творческого воображения у детей.
- Игровые пособия, которые применяю во всех видах образовательной деятельности (математика, развитие речи, музыкальное воспитание, обучение грамоте), а также в режимных моментах.
Например: С помощью кругов Луллия и разнообразных картинок можно играть с детьми в различные игры. Именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя окружающий.
Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс развития творческого потенциала дошкольников.
Как же ввести элементы ТРИЗ в повседневную жизнь детского сада?
С чего начать? Для развития творческого воображения, внимания, сообразительности
Я предлагаю вам выполнить задания со счетными палочками.
1. Перед вами дом, выложите его из палочек.
2. Переложите 3 палочки так , чтобы домик повернулся в другую сторону.
Стрелками отмечены действия:
1 - Перекладываем горизонтальную палочку с правой стороны на левую.
2 и 3 - Поворачиваем наклонные палочки в другую сторону.
2. Из девяти спичек выложите фигуру, в которой можно насчитать 4 маленьких и один большой треугольник
Уберите 2 спички так, чтобы осталось только 2 треугольника.
Я думаю, что не вызывает сомнений то, что в процессе подобных игр у детей развивается творческое воображение.
Так же целесообразно использовать игры – головоломки.
1.
Мышка, цвето (у)к, баклажан – шкатулка
2.
лимон
3. белка
Предлагаю вам выполнить комплекс упражнений, который называется "Тренажер ума”.
Системность и системный разбор.
1. Найдите лишнее слово в каждой строчке: Стул, стол, змея, тренога, лошадь (общая подсистема - ноги).
Фляга, пустыня, море, аквариум, бутылка (общая подсистема - вода).
Дождь, снег, град, молния, изморось (общая подсистема-осадки)
2. Предлагаю систему, подберите слова, входящие в эту систему:
Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа.
Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина.
Город - автомобили, здания, улицы, велосипед т.д.
А сейчас я приглашаю вас поиграть:
Игра «Теремок» (системный анализ)
Материал: картинки с изображением человека, птиц, животных, растений, насекомых.
Ход игры: Стоит в поле теремок - теремок. Он не низок, не высок. Как по полю - полю, гость бежит (картинка с изображением человека), у ворот остановился и стучит. Кто в теремочке живет.
Никто ему не ответил, решил он в теремке поселиться. (На стол кладется круг с изображением человека).
Вот по полю, по полю звери бегут
У дверей остановились и стучат
Кто в теремочке живет.
— Это я – человек, а вы кто?
Участники: Мы звери, можно мы с тобой жить будем?
Педагог: я вас пущу, если вы мне расскажите, чем вы звери на нас людей похожи?
Ответы: Мы дышим, растем, питаемся, у нас есть глаза и т.д
Педагог: проходите, пожалуйста (на стол кладется круг с изображением животных)
Вот к теремочку птицы летят
У дверей приземлились и стучат
Кто в теремочке живет.
— Это я – человек, это мы – звери, а вы кто?
Участники: мы птицы, можно мы с вами жить будем?
Педагог: мы вас пустим, если вы нам расскажите, чем вы птицы от зверей отличаетесь?
Ответы: тело птицы покрыто перьями, а звери шерстью. У птиц крылья, а у зверей лапы. У птиц — клюв, а у зверей клюва нет.)
Педагог: Заходите к нам (на стол выкладывается круг с изображением птиц)
Вот по полю, по полю насекомые летят
У дверей приземлились и стучат
Кто в теремочке живет.
— Это я – человек, это мы – звери, это мы – птицы, а вы кто?
Участники: мы насекомые, можно мы с вами жить будем?
Педагог: мы вас пустим, если вы нам расскажите, чем вы насекомые на птиц похожи?
Ответы: насекомые могут летать и птицы тоже могут. У птиц и насекомых есть, голова, глава. У птиц птенцы из яиц появляются и у насекомых личинки из яиц появляются. Птицы и насекомые питаются растениями.
Педагог: проходите в наш теремок. (на стол выкладывается круг с изображением насекомых)
Вот в поле, в поле растения стоят
И своими ветками в окошечко стучат
Кто в теремочке живет.
— Это я – человек, это мы – звери, это мы – птицы, это – мы – насекомые, а вы кто?
Участники: мы растения, можно мы с вами жить будем?
Педагог: мы вас пустим, если вы нам расскажите, чем вы растения от насекомых отличаетесь?
Ответы: насекомые могут передвигаться, а растения нет. Насекомые размножаются личинками, а растения – семенами и веточками. У растений есть корни, листья, а у насекомых их нет.)
Педагог: заходите в наш теремок (на стол выкладывается круг с изображением растений)
В нашем теремке все вместе, все объединились. Какой мы можем сделать вывод?
Ответы: в природе все взаимосвязано. Природу нужно любить, охранять и беречь.
В заключение я хочу сказать, что преимущества ТРИЗ заключаются в доступности и посильности, в возможности использования в любой системе обучения. В школах, на уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией. Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество.
Рефлексия. Я благодарю Вас за участие в мастер-классе и предлагаю оценить его детской игрой «Укрась солнышко».
Участникам предлагается украсить лучиками то солнышко, со значением которого они согласны:
- Информация интересная, масса впечатлений.
- Интересно, но обременительно.
- Бесполезно, безразлично.
Уважаемые коллеги! В заключение нашей встречи хочется пожелать Вам полета фантазии, красоты образов, создаваемых Вами на занятиях, душевного равновесия.
Фролова Надежда Михайловна
Наталья Владимировна Шнайдер
Учитель-Альбина-Науратовна