Мастер-класс для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми»

5
3
Материал опубликован 27 January 2020

Мастер-класс для педагогов

 «Использование технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми»


Добрый день, уважаемые коллеги! У человека всё предназначено для самого себя: глаза  – чтобы смотреть и видеть, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо. Пусть эта встреча принесет вам радость общения, положительные эмоции и улыбки.


В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии.

Вы когда-нибудь слышали о методике ТРИЗ? Это педагогическое направление, цель которого - сформировать нестандартное мышление и воспитать творческую личность.


Обратите, пожалуйста, внимание на эту картину. Сколько человеческих лиц вы сможете отыскать на ней? (стимулировать к ответу). Я думаю,  не ошибусь, если скажу, что у автора этой картины нестандартное, творческое мышление. И  если вам удалось разглядеть то, что спрятал художник, вы тоже не лишены нестандартности в мышлении.

Актуальность: Дошкольный возраст является уникальным по свой значимости для всей последующей жизни, поэтому особенно важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Поэтому тема моего мастер-класса «Использование технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми».


Цель мастер-класса: практическое освоение технологии ТРИЗ.


Новизна: в основе воспитания дошкольников лежит развитие мышления -  в этом и заключается идеал системы образования. Технология  ТРИЗ позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.


Что же такое ТРИЗ? ТРИЗ: теория решения изобретательских задач. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Создал эту удивительную технологию изобретатель, ученый, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер.

Ее современное название «прикладная диалектика».

Приемы и методы ТРИЗ я  использую для развития у дошкольников творческого воображения, мышления, внимания, памяти, логики, для обогащения словаря и развития речи, что очень важно для будущего школьника.


Используя в  своей работе методику ТРИЗ я разработала  :

-Картотеку игр и тренингов на формирование системного мышления для детей старшего дошкольного возраста.

-Дидактические игры с элементами ТРИЗ по развитию творческого воображения у детей.

- Игровые пособия, которые применяю во всех видах образовательной деятельности (математика, развитие речи, музыкальное воспитание, обучение грамоте), а также в режимных моментах.

Например: С помощью кругов Луллия и разнообразных картинок можно играть с детьми в различные игры. Именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя окружающий.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс развития творческого потенциала дошкольников.


 

 Как же ввести элементы ТРИЗ в повседневную жизнь детского сада?

С чего начать? Для развития творческого воображения, внимания, сообразительности

Я предлагаю вам выполнить  задания со счетными палочками.

1. Перед вами дом, выложите его из палочек.

2. Переложите 3 палочки так , чтобы домик повернулся в другую сторону.

Стрелками отмечены действия:
1 - Перекладываем горизонтальную палочку с правой стороны на левую.
2 и 3 - Поворачиваем наклонные палочки в другую сторону.




2. Из девяти спичек выложите фигуру, в которой можно насчитать 4 маленьких и один большой треугольник


Уберите 2 спички так, чтобы осталось только 2 треугольника.


Я думаю, что не вызывает сомнений то, что в процессе подобных игр у детей развивается творческое воображение.



Так же целесообразно использовать игры – головоломки.



1.


Мышка, цвето (у)к, баклажан – шкатулка


2.

лимон



3. белка





Предлагаю вам выполнить комплекс упражнений, который называется "Тренажер ума”.

Системность и системный разбор.

1. Найдите лишнее слово в каждой строчке:                                                                Стул, стол, змея, тренога, лошадь (общая подсистема - ноги).

Фляга, пустыня, море, аквариум, бутылка (общая подсистема - вода).

Дождь, снег, град, молния, изморось (общая подсистема-осадки)

2. Предлагаю систему, подберите слова, входящие в эту систему:
Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа.
Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина.
Город - автомобили, здания, улицы, велосипед т.д.


         А сейчас я приглашаю вас поиграть:

Игра «Теремок» (системный анализ)

Материал: картинки с изображением человека, птиц, животных, растений, насекомых.

Ход игры: Стоит в поле теремок - теремок. Он не низок, не высок. Как по полю - полю, гость бежит (картинка с изображением человека), у ворот остановился и стучит. Кто в теремочке живет.

Никто ему не ответил, решил он в теремке поселиться. (На стол кладется круг с изображением человека).


Вот по полю, по полю звери бегут

У дверей остановились и стучат

Кто в теремочке живет.

— Это я – человек, а вы кто?

Участники: Мы звери, можно мы с тобой жить будем?

Педагог: я вас пущу, если вы мне расскажите, чем вы звери на нас людей похожи?

Ответы: Мы дышим, растем, питаемся, у нас есть глаза и т.д

Педагог: проходите, пожалуйста (на стол кладется круг с изображением животных)


Вот к теремочку птицы летят

У дверей приземлились и стучат

Кто в теремочке живет.

— Это я – человек, это мы – звери, а вы кто?

Участники: мы птицы, можно мы с вами жить будем?

Педагог: мы вас пустим, если вы нам расскажите, чем вы птицы от зверей отличаетесь?

Ответы: тело птицы покрыто перьями, а звери шерстью. У птиц крылья, а у зверей лапы. У птиц — клюв, а у зверей клюва нет.)

Педагог: Заходите к нам (на стол выкладывается круг с изображением птиц)


Вот по полю, по полю насекомые летят

У дверей приземлились и стучат

Кто в теремочке живет.

— Это я – человек, это мы – звери, это мы – птицы, а вы кто?

Участники: мы насекомые, можно мы с вами жить будем?

Педагог: мы вас пустим, если вы нам расскажите, чем вы насекомые на птиц похожи?

Ответы: насекомые могут летать и птицы тоже могут. У птиц и насекомых есть, голова, глава. У птиц птенцы из яиц появляются и у насекомых личинки из яиц появляются. Птицы и насекомые питаются растениями.

Педагог: проходите в наш теремок. (на стол выкладывается круг с изображением насекомых)


Вот в поле, в поле растения стоят

И своими ветками в окошечко стучат

Кто в теремочке живет.

— Это я – человек, это мы – звери, это мы – птицы, это – мы – насекомые, а вы кто?

Участники: мы растения, можно мы с вами жить будем?

Педагог: мы вас пустим, если вы нам расскажите, чем вы растения от насекомых отличаетесь?

Ответы: насекомые могут передвигаться, а растения нет. Насекомые размножаются личинками, а растения – семенами и веточками. У растений есть корни, листья, а у насекомых их нет.)

Педагог: заходите в наш теремок (на стол выкладывается круг с изображением растений)

В нашем теремке все вместе, все объединились. Какой мы можем сделать вывод?

Ответы: в природе все взаимосвязано. Природу нужно любить, охранять и беречь.


В заключение я хочу сказать, что преимущества ТРИЗ заключаются в доступности и посильности, в возможности использования в любой системе обучения. В школах, на уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией. Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество.

Рефлексия. Я благодарю Вас за участие в мастер-классе и предлагаю оценить его детской игрой «Укрась солнышко».

Участникам предлагается украсить лучиками то солнышко, со значением которого они согласны:

  • Информация интересная, масса впечатлений.
  • Интересно, но обременительно.
  • Бесполезно, безразлично.

Уважаемые коллеги! В заключение нашей встречи хочется пожелать Вам полета фантазии, красоты образов, создаваемых Вами на занятиях, душевного равновесия.










Комментарии

Спасибо! Интересно! Я тоже по технологии ТРИЗ работаю,правда в старших классах.Но материал беру в копилку.

27 January 2020

Интересно! Тоже заинтересоваласт этой технологией.

15 April

Похожие публикации