Совместная деятельность педагога с детьми по ЛЕГО-конструированию
«Постройка общей ограды, башен, лестниц»
Программное содержание:
- закрепление навыков постройки ограды, башен, лестниц;
- ознакомление детей с конструктивными особенностями башен;
- введение понятия устойчивости башен.
Материал:
- раздаточный — кирпичики, полукирпичики, пластины, окошки, горки;
- демонстрационный — декорация к сказке, собранная педагогом из конструктора и выставленная на демонстрационном столе.
Совместная деятельность:
«Жил на свете один Великан в неприступной мрачной башне. Ее окружал прекрасный сад. Когда Великана не было дома, в сад пробирались дети и играли там. Как-то Великан вернулся домой раньше обычного и обнаружил в саду детей. Он так разозлился, что прогнал ребятишек и решил построить вокруг сада ограду. Ворот он не сделал — ведь сам он был очень высоким и мог просто перешагнуть через ограду.
Построил Великан ограду и удалился в свою башню, сидел он у окна и смотрел, как бы кто не перелез к нему в сад».
Далее педагог напоминает ребятам принципы построения замкнутой ограды, разбивает детей на группы и предлагает каждой группе соорудить свою замкнутую ограду. В средней группе, в отличие от младшей, план ограды не используется. Ребята сами должны из кирпичиков выложить первый ряд загородки, следя за тем, чтобы противоположные стороны были равны. При необходимости педагог оказывает им помощь. Вторым рядом кирпичиков ребята скрепляют ограду и заканчивают постройку самостоятельно.
Затем педагог проводит беседу о башнях, отмечая их конструктивные особенности — значительное превышение размеров по высоте. Объясняет, что чем шире основание башни и чем лучше скреплены детали между собой, тем постройка получается устойчивее. Дети возводят башни внутри ограды и строят лестницы.
Конструирование ворот
Программное содержание:
- закрепление навыков постройки ворот;
- обучение использованию мерки — полукирпичика — для сравнения ворот по ширине.
Материал:
- раздаточный — кирпичики, полукирпичики, пластины, горки, лапки, клювики, овальные детали, фигурки человечков;
- демонстрационный — модель жилища Великана, окруженная оградой с воротами.
Совместная деятельность:
Педагог продолжает рассказывать историю про Великана-эгоиста.
«Великан сидел, скучал в своей башне, смотрел в окно и ждал, когда к нему в сад придет весна, распустятся деревья, но весна все не приходила и не приходила. (Почему?)
Тогда Великан понял, что без детского смеха в саду очень грустно. Он проделал в ограде проем и построил ворота, чтобы дети могли свободно заходить в сад. И сразу же в сад пожаловала весна».
Педагог напоминает детям, из каких основных частей состоят ворота, что они могут быть разными по высоте и ширине. Ширина ворот зависит от размеров перекрытия. Ребята строят ворота по замыслу и сравнивают их по ширине, используя в качестве мерки полукирпичик.
«Моделирование фигуры Великана»
Программное содержание:
- закрепление навыков моделирования человеческой фигуры;
- обучение конструированию туловища и ног большого размера;
- развитие конструктивного воображения детей.
Материал:
- раздаточный — кирпичики, полукирпичики, овальные детали, окошки, горки, клювики;
- демонстрационный — модель фигуры великана.
Совместная деятельность:
Педагог заканчивает рассказывать историю про Великана-эгоиста.
«Малыши прибежали в сад, зазвучал смех, распустились деревья, зазеленела молодая трава, запели птицы. Великан построил детскую площадку в саду, соорудил лестницу для детей, чтобы они могли навещать его в башне».
Педагог демонстрирует модель фигуры Великана, собранную из деталей конструктора. Отмечает, что у Великана, так же как и у любого человека, есть голова, шея, туловище, руки, ноги. Только все это больших размеров. Показывает, каким образом можно сделать большое туловище и огромные ноги. Например, для туловища можно взять два длинных кирпичика, поставить их друг за другом, соединив длинными сторонами, а на них сверху установить поперек кирпичики на 8 кнопочек.
Для ног в первом ряду можно поставить два кирпичика на 8 кнопочек, соединив их длинными сторонами. Во втором ряду — такие же кирпичики поставить поперек нижних кирпичиков.
Педагог убирает образец и ребята самостоятельно строят из деталей конструктора фигуру Великана.
«Моделирование фигуры орла»
Программное содержание:
- закрепление умения передавать характерные особенности фигуры птицы средствами конструктора.
Материал:
- раздаточный — кирпичики разного размера, полукирпичики, полукирпичики с глазками, клювики, пластины;
- демонстрационный — иллюстрации к сказке К. Чуковского «Доктор Айболит», декорации к ней, собранные педагогом из конструктора.
Предварительная работа:
Чтение сказки К. Чуковского «Доктор Айболит».
Совместная деятельность:
Педагог загадывает детям загадку:
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор... (Айболит).
Затем вспоминает с детьми сказку К. Чуковского «Доктор Айболит».
Обыгрывает действия ее на демонстрационном столе. Задает ребятам
вопрос: кто помог доктору перелететь через горы? Просит рассказать, как выглядит орел, какого размера эта птица, какой у нее размах крыльев. Предлагает детям построить модель орла и по желанию — модель
доктора Айболита.
«Создание модели любимого животного»
Программное содержание:
- закрепление умения передавать характерные особенности живот-
ного средствами конструктора; - развитие фантазии и диалоговой речи детей.
Материал:
- раздаточный — кирпичики разного размера, полукирпичики, по-
- лукирпичики с глазками, овальные детачи с глазками, клювики, лапки;
- демонстрационный — иллюстрации к сказке К. Чуковского «Доктор
- Айболит», декорация сказки, собранная педагогом на демонстрационном столе
Педагог спрашивает, каких зверей лечил доктор Айболит в Африке, чем он их лечил и от каких болезней. Затем предлагает ребятам создать модель их любимого животного. При необходимости дает картинку с изображением персонажа. Помогает выделить характерные особенности животного и отобрать детали, которыми наилучшим образом можно передать форму его тела.
Дети строят модель своего любимого животного, придумывают, что у него болит, и идут лечить к доктору Айболиту. Рассказывают ему, что болит у их любимца, и просят доктора помочь. За доктора может говорить кто-то из детей. Доктор всех выслушивает, вылечивает и делает с ребятами зарядку:
Дышите — не дышите,
Дышите — не дышите.
Все в порядке, отдохните!
Вместе руки поднимите!
Превосходно, опустите.
Наклонитесь, разогнитесь
И в веселый пляс пуститесь.
«Зимние развлечения — моделирование снеговиков и постройка зимней игровой площадки»
Программное содержание:
- развитие фантазии и воображения детей;
- закрепление навыков постройки ограды и ворот;
- обучение созданию на плате сюжетной композиции.
Материал:
- раздаточный — большие платы и детали конструктора; демонстрационный картинки с изображением снеговика и зимних развлечений.
Совместная деятельность:
Педагог читает детям стихотворение «Зима»:
Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!
Затем беседует с детьми о зиме, зимних развлечениях и зимних видах спорта и читает стихотворение-загадку о снеговике:
Мы катаем снежный ком,
Снежный ком,
Круглый ком,
Мы катаем снежный ком,
Ставим рядышком с кустом.
Мы катаем снежный ком,
Снежный ком,
Круглый ком,
Мы катаем снежный ком
И на первый ком кладем.
Мы катаем снежный ком,
Снежный ком,
Круглый ком,
Мы катаем снежный ком
И наверх его кладем.
Педагог спрашивает у детей, о чем это стихотворение, и предлагает самим соорудить снеговика из деталей конструктора. Затем раздает большие платы, чтобы малыши могли построить зимнюю детскую площадку с оградой и воротами и обыграть свои постройки.
Пример снеговика:
«Там чудеса, там леший бродит» — конструирование модели чудища по собственному замыслу
Программное содержание:
- развитие фантазии и воображения детей;
- формирование конструктивных навыков для передачи замысла постройки.
Материал:
- раздаточный — кирпичики, полукирпичики, полукирпичики с глазками, овальная деталь с глазками, клювики, лапки, горка;
- демонстрационный — иллюстрации к сказкам, декорация сказочного леса (дуб с золотой цепью, избушка на курьих ножках, Баба Яга, леший, собранные педагогом из деталей конструктора).
Педагог вводит детей в мир сказки, читает вступление к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Затем все вместе рассматривают иллюстрации к сказкам, педагог загадывает загадки про сказочных чудищ.
Я в ступе летаю,
Помелом погоняю.
Я лечу, куда хочу, Налечу — захохочу.
«Создание модели блина по образцу»
Программное содержание:
- обучение детей построению модели по образцу, собранному педагогом;
- ознакомление детей с приемами построения из конструктора модели круглого плоского предмета;
- формирование представления о вертикальной симметрии.
Материал:
- раздаточный — кирпичики, полукирпичики, два длинных кирпичика, клювики, полукирпичики с глазками;
- демонстрационный — образец блина, собранный педагогом из деталей конструктора, иллюстрации к сказке.
Предварительная работа:
Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».
Совместная деятельность:
Педагог задает вопросы по сказке «Крылатый, мохнатый да масленый». Подчеркивает, какую форму имеет блин, показывает свой образец и обращает внимание на то, как передается форма блина — каждый последующий ряд кирпичиков длиннее предыдущего на две кнопочки с каждой стороны. Так нужно выкладывать до середины модели. Затем надо поставить два длинных кирпичика — руки сказочного блина. И потом длина рядов постепенно уменьшается тоже на две кнопочки. Дети строят свои модели блина и других персонажей сказки — воробья и мыши (по замыслу).
«В леса-чудеса мы поедем с тобой». Моделирование фантастического животного
Программное содержание:
- создание привлекательной игровой ситуации, способствующей возникновению у детей собственных конструктивных замыслов;
- обучение оформлению своего замысла путем предварительного рассказа;
- развитие умения отбирать детали конструктора, наилучшим образом передающие характерные особенности задуманного животного.
Материал:
- раздаточный — кирпичики, полукирпичики с глазками, полукирпичики, овальные детали, горки, клювики, лапки;
- демонстрационный — сказочный лес, фигурки зайцев, домик и скамейка, собранные из деталей конструктора.
Совместная деятельность:
Педагог создает игровую ситуацию: на демонстрационном столе выставляет игрушечные елочки, разные другие деревца, избушку, собранные из деталей конструктора, и фигурки зайчиков. Затем рассказывает такую историю: «Жили-были на опушке леса мама Зайчиха и ее сынок — зайчишка-Пушишка. Как-то раз мама приходит домой с соседнего огорода с капустой и видит, что ее сынишка сидит на скамейке перед домом очень грустный. Она спрашивает его: "В чем дело, дорогой, почему ты грустишь?" А зайчишка ей отвечает: "Мамочка, мне вдруг стало так скучно, что даже играть ни во что не хочется. — Не грусти, милый, — говорит Зайчиха, — давай отправимся с тобой в путешествие!"»
Педагог читает отрывок из стихотворения «Леса-чудеса».
В леса-чудеса
Мы поедем с тобой.
Там бродит у озера
Лось голубой.
Там чащу хвостом
Подметает Лиса,
Чтоб чистыми были
Леса-чудеса.
В леса-чудеса
Мы поедем.
Там встретимся
С умным Медведем,
Заглянем к Сове В дупло.
В дупле у Совы
Тепло и светло...
А после
Я приглашу Сову,
И все мы отправимся
В гости ко Льву.
Живет он под горкой В пещере,
«Лев добрый» —
Табличка на двери,
И добрый Лев
Тебе лапу подаст
И промурлычет: «Здр-р-раст!» А хочешь,
С Оленем в пятнашки играй —
Ведь это такой удивительный край!
Педагог предлагает детям представить себе, что они уже оказались в этом лесу и встретили там необыкновенного зверя. Расспрашивает о том, как выглядит этот зверь, какого он размера, какой длины у него шея, хвост, сколько у него голов, лап, глаз.
Ребята создают модели — каждый своего зверя, строят его жилище, сооружают часть леса. Дают лесному жителю прозвище, рассказывают о том, что он умеет делать, где живет и чем питается.
«Создание сказочного средства передвижения»
Программное содержание:
- развитие фантазии и конструктивного воображения;
- обучение планированию работы с помощью рассказа о задуманном предмете.
Материал:
- раздаточный — кирпичики, полукирпичики, платы, окошки, горки, клювики, овальные детали;
- демонстрационный — иллюстрации к сказкам, сказочный город, построенный из деталей конструктора.
Предварительная работа:
Чтение русской народной сказки «Волшебное кольцо». Ход занятия:
Педагог представляет детям сказочное царство, выстроенное перед этим занятием ребятами старшей группы, и задает вопросы к сказке «Волшебное кольцо». Заостряет внимание детей на том, что пока Журка с Васькой бегали за кольцом и ссорились, Мартынка чуть не умер с голоду. Затем ребята вспоминают, на чем путешествуют герои разных сказок, и педагог предлагает им построить такое средство передвижения, чтобы Журка с Васькой смогли быстрее доставить кольцо хозяину. Конечно, этот сказочный транспорт должен быть красивым, необычным.
Педагог расспрашивает детей о том, какую конструкцию они задумали, как она передвигается. Ребятам, которые захотели создать ковер-самолет, педагог раздает большие платы и помогает выложить симметричный узор. Тем, кто пожелал построить печку-самоходку, предлагает иллюстрации, изображающие печь, выделяет ее основные части.
В конце занятия преподаватель расспрашивает детей о созданных ими чудесах техники и делает вывод, что теперь Мартынка не погибнет от голода.
«Жил на свете один человечек». Постройка из деталей конструктора LEGO DACTA крылечка и фигуры человечка
Программное содержание:
- ознакомление детей с конструктором LEGO DACTA;
- обучение построению ступенчатой крыши над крылечком;
- развитие навыков анализа образца и моделирования в соответствии с образцом фигурки человечка.
Материал:
- раздаточный — кирпичики, брусочки, клювики, большая дверь, голова и туловище человечка, фигурки зверей и деревья, маленькие платы;
- демонстрационный — собранные педагогом на плате образцы крылечка и фигурки человечка.
Совместная деятельность:
Педагог создает игровую ситуацию и читает стихотворение
Э. Мош-ковской:
Жил на свете один человечек,
И пошел человечек гулять,
И нашел он двенадцать дощечек,
И решил себе домик собрать.
И сложил он сначала крылечко,
Чтобы каждый войти к нему мог.
К сожаленью, тому человечку
Не хватило на стены досок.
Небо крышу ему подарило,
И стеной был кудрявый лесок,
Ничего, что ему не хватило...
Не хватило на стены досок!
По утрам к нему солнце входило,
Выпивало росистый квасок,
Хорошо, что ему не хватило,
Не хватило на стены досок!
И пришли к нему птицы и звери,
Майский жук заглянул на часок...
Хорошо, что на крепкие двери
Не хватило на двери досок!
Педагог показывает детям детали конструктора LEGO DACTA и называет их.
Затем демонстрирует образец крылечка и объясняет, почему оно должно быть высоким. Чтобы на него взойти, нужно построить лесенку, от дождя над крылечком сделать крышу с карнизом. Показывает детям способ построения ступенчатой крыши. Ребята строят на плате крылечко.
Затем все вместе анализируют строение фигурки человечка, и педагог выбирает детали, из которых можно сделать те или иные ее части. Обращает внимание на маленькую квадратную деталь с вращающимся кружочком и обсуждает с детьми, как можно было бы ее применить (допустим, сделать вращающуюся голову у человечка).
Ребята строят фигурку человечка, дополняют площадку фигурками зверей и деревьями.
БЛОК «АРХИТЕКТУРА»
«Создание модели триумфальной арки»
Программное содержание:
- знакомство детей с архитектурным сооружением «Триумфальная арка»;
- обучение принципу построения арки из конструктора LEGO DUPLO способом постановки деталей кнопочками вниз.
- раздаточный — кирпичики, полукирпичики, пластины, горки, овальные детали, окошки, клювики, лапки;
- демонстрационный — картинка с изображением триумфальной арки, образец арки, собранный педагогом.
Совместная деятельность:
Педагог показывает детям картинку с изображением Триумфальной арки на Кутузовском проспекте и объясняет, что слово «триумф» означает торжество. Затем рассказывает об этом архитектурном сооружении:
«В честь победы над врагом люди возводили триумфальные арки. Много раз русскому народу приходилось отражать нападения врагов. В 1812 году в нашу страну вторглись французы. Решающим стало сражение под Бородином. Великий русский поэт М. Ю. Лермонтов посвятил ему стихотворение "Бородино":
"Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана. Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!"
— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!..
И вот в честь победы в войне с французами и была построена эта «Триумфальная арка».
Далее педагог вместе с детьми анализирует форму триумфальной арки. Выделяет ее основные конструктивные части — опоры, арочное перекрытие, вспомогательные части — украшения. Обращает внимание детей на четкую планировку конструкции, ее уравновешенность, стройность, симметричность. Отмечает величественность арки, нарядность, использование в качестве украшений колонн, скульптуры и тот факт, что венчает арку колесница Славы.
Он объясняет ребятам, что, для того чтобы получилась арка из конструктора LEGO DUPLO, надо все детали ставить вниз кнопочками. Арку можно составить или из двух горок, или из двух лапок, скрепляя их сверху длинным кирпичиком. Арочное перекрытие должно опираться на столбики из кирпичиков. Затем дети строят свои триумфальные арки.
«Строительство русских церквей по рисунку»
Программное содержание:
знакомство детей с древнерусским каменным зодчеством;
обучение анализу постройки, выделению ее основных конструктивных частей;
развитие конструктивного воображения при сооружении зданий по фотографии или рисунку;
формирование навыка работы с партнером.
Материал:
раздаточный — детали конструктора;
демонстрационный — фотографии и рисунки русских церквей, колоколен.
Совместная деятельность:
Вместе с детьми педагог проводит анализ архитектурных сооружений древнерусского зодчества — рассматривает различные изображения церквей, колоколен, выделяет и называет основные части зданий, обращает внимание на их пропорции.
Дети делятся на пары. Им раздаются картинки с изображением церквей. Они анализируют их и собирают модель, соответствующую изобразительному материалу.
Для главок церквей педагог предлагает использовать овальные детали.
«Строительство модели «Русский кремль»»
Программное содержание:
- ознакомление детей с оборонительными сооружениями старых городов, главными функциональными частями их кремлевских стен;
- анализ постройки, выделение основных функциональных частей, установление связи между их назначением и строением;
- освоение принципов закладки стен с бойницами, способа скрепления башен со стенами;
- развитие конструктивного воображения, необходимого для воплощения собственного замысла по предложенной теме, и умения работать в коллективе;
- обучение планированию процесса сооружения постройки.
Материал:
- раздаточный — кирпичики, полукирпичики;
- демонстрационный — рисунки и фотографии с изображением русских кремлей.
Предварительная работа:
Педагог проводит беседу с детьми о русских кремлях, рассматривает рисунки из книги Л. Александровой «Русские кремли».
«В древности жизнь людей была тяжелой и опасной. В любой момент могли нагрянуть враги. Люди стали защищать свои поселения крепкими стенами — сначала деревянными, а затем — каменными. Такое огороженное, укрепленное место на Руси называли "кремль".
Крепости ставили в удобных местах — на высоком берегу реки и на пересечении торговых путей. По верху стены шла боевая галерея. В самих стенах делали узкие проемы для стрельбы — бойницы. Кремль — это не только стены с воротами, но еще и башни, соединенные со стенами. Первые башни были сторожевые, дозорные. Они стояли внутри крепостей. Потом башни поставили у въезда в город, чтобы защитить ворота. Впоследствии башни появились по углам и в других участках стен. Башни ставили так, чтобы держать все подходы к крепости под обстрелом.
Из башен не только стреляли. На самых высоких постоянно находился часовой. Это были дозорные башни. Нижние этажи использовались под склады или для жилья служилых людей. Иногда в башнях устраивались колокольни. Самые крепкие входные башни — "воротные". В каждой крепости была башня, которая называлась Тайницкой. Она ставилась над тайником — колодцем».
Педагог спрашивает детей, какая самая главная башня Московского Кремля (Спасская), и сообщает, что башни завершались островерхими деревянными крышами — шатрами. А в центре кремля возводился главный собор города.
Совместная деятельность:
Педагог задает ребятам вопросы о назначении и основных конструктивных частях русских кремлей. Просит назвать известные им башни Московского Кремля.
Затем демонстрирует образец кремля, собранный им самим или ребятами предыдущей группы. Внимание детей направляется на выделение из всей постройки ворот с надвратной башней, на угловые башни и на стены кремля. После чего изучаются конструктивные приемы сооружения стены с бойницами и скрепления башен со стеной.
Проводится игра «Закладка стен кремля». Дети разбиваются на две группы. Каждому ребенку дается несколько кирпичиков. Ребята поочередно (один ход — один кирпичик) выставляют кирпичики и складывают стену, отсчитывая кирпичики с каждой стороны, чтобы противоположные стены были равны; оставляют место для ворот (можно выставлять кирпичики и по плану) Когда стены возведены, дети распределяют между собой оставшуюся часть работы — башни и ворота с надвратной башней. Педагог напоминает ребятам, как скреплять ворота со стеной, и показывает прием скрепления башен со стеной. Дети самостоятельно подбирают необходимые детали конструктора и заканчивают строительство.
После окончания работы дошкольники анализируют постройки и выясняют, чья башня и ворота получились выше, шире. Выбирают наиболее удачные башни.
«Праздничная площадь русских городов»
Моделирование праздничных развлечений
Программное содержание:
- знакомство детей с народными развлечениями — каруселями, качелями, медвежьей потехой;
- развитие фантазии.
Материал:
- раздаточный — кирпичики, полукирпичики, пластины, окошки, лапки, клювики, фигурки человечков;
- демонстрационный — картинки с изображением качелей, каруселей, уличных торговцев, вожаков с медведем, скоморохов.
Предварительная работа:
Педагог знакомит детей с праздничными развлечениями на Руси. Он спрашивает детей, какая площадь находится у стен Московского Кремля (Красная площадь), и рассказывает им, что издавна здесь устраивались народные гулянья, ярмарки. Вдоль кремлевской стены в несколько рядов выстраивались полотняные палатки, в которых продавали игрушки, посуду, книжки и разный другой товар. По площади ходили торговцы и зазывали покупателей забавными выкриками:
Вот орешки! Есть нитки!
Хорошие орешки, Есть катушечки!
Вкусные, на меду, Подходите покупать,
Давай в шапку накладу! Девки-душечки!
Кому пирожки, Ай, да птичка!
Горячие пирожки? Сама летит,
С пылу, с жару — Сама свищет,
Гривенник за пару! Сама и покупателя ищет!
Нажарила, напекла Сама клюет,
Акулина для Петра! Сама питается,
Давай — наскакивай! Сама и с деточками забавляется!
Ни одно гулянье не обходилось без медвежьего представления. По площади ходил вожак с ученым медведем. У медведя подпиливали зубы, сквозь ноздри продевали кольцо с цепью, за которую хозяин и водил медведя. Первыми вожаками медведей на Руси были скоморохи.
А ну-ка, Миша, — начинал вожак, — поклонись честным господам да покажи, как малые дети лазят горох воровать. — Миша ползет на брюхе в сторону.
А как бабушка Ерофеевна блины на масленой печь собралась, блинов не напекла, только сослепу руки сожгла да от дров угорела. — Мишка лижет себе лапу, мотает головой и охает.
Тут же на площади устраивалось представление с Петрушкой. Оно начиналось с того, что из-за ширмы раздавался хохот или песня и вслед за этим появлялся Петрушка и представлялся публике:
Я Петрушка, мусье,
Пришел повеселить вас всех,
больших и малых,
молодых и старых;
Я Петрушка, Петрушка,
Веселый мальчуган!
Без меры вино пью, Всегда весел и пою:
Тра-ля-ля! Тра-ля-ля!
Любимейшими развлечениями у русского народа в дни гуляний всегда были качели и карусели.
Совместная деятельность:
На демонстрационном столе педагог выставляет декорацию праздничной площади, собранную из деталей конструктора, с игрушечными фигурками вожака с медведем, Петрушки, кукол — торговцев. Он спрашивает у ребят, какие они знают народные развлечения во время праздников. Рассказывает им о двух видах качелей (А. Ф. Некрылова «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища»). Дети рассматривают картинки с изображением качелей и каруселей и строят свои аттракционы.
Затем оформляют праздничную площадь — возводят балаганы с Петрушкой, палатки для продажи товаров и обыгрывают постройки.
«Постройка ворот Китай-города»
Программное содержание:
- знакомство с архитектурой Китай-города;
- закрепление умения анализировать постройку по картинке, выделять в ней основные конструктивные части;
- закрепление приема постройки арок;
- развитие умения сооружать совместную постройку, планировать этапы ее создания.
- раздаточный — детали конструктора, картинки с изображением ворот Китай-города;
- демонстрационный — картинки с изображением Китай-города.
Совместная деятельность:
Педагог показывает детям картинку с изображением русского кремля и напоминает, что в древности люди селились внутри крепости, чтобы защитить свои жилища от врага. Когда внутри крепости становилось тесно, они строили дома снаружи, у стен города. Так возникало второе кольцо жилья — посад. С течением времени посад разрастался и тоже возводил линию укреплений — получалась вторая крепость. Посад вокруг Московского Кремля носит название Китай-город. В стенах Китай-города, там где проходили главные торговые пути, были построены ворота с башнями.
Далее педагог напоминает ребятам принцип постройки арок (детали ставятся вниз кнопочками) и способ скрепления башен со стенами крепости. Дети разбиваются на пары, им даются картинки с изображением ворот Китай-города. Они анализируют их, отбирают необходимые детали и сооружают свои модели ворот с башнями и части стен.
С МЕЛКИМ КОНСТРУКТОРОМ по русской народной сказке «Гуси-лебеди»
В начале дети по очереди пересказывают сказку «Гуси-лебеди».
Формы организации деятельности разнообразны.
Первый этап — обучающий: часть постройки выкладывает педагог, а достраивают ребята самостоятельно. Второй этап — конструирование по заданным условиям. Третий этап — работа по иллюстрациям, и четвертый — конструирование по замыслу.
Постройку избушки на курьих ножках начинает педагог, а дети — заканчивают; это обучающее занятие. Ребята получают навыки прочной кладки стен из деталей конструктора, скрепления со стеной окон и дверей, перекрытия стен пластинами, постройки ступенчатой крыши, использования вращающейся детали.
Конструирование лебедя начинается под руководством педагога, по его устным инструкциям. Дети получают навыки моделирования гибкой шеи, выпуклой грудки, боков, выкладывания крыльев и их скрепления с туловищем. Заканчивают работу самостоятельно.
При изготовлении фигуры Бабы Яги тоже присутствует обучающий момент — моделирование головы, все остальное — самостоятельное творчество.
Печь конструируется по иллюстрации, а фигурка девочки — по замыслу.
А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...»
В начале каждой деятельности педагог читает отрывки из сказки, сопровождая чтение показом иллюстраций к ней. Затем все вместе анализируют по иллюстрациям объект моделирования — корабль, белку и домик для белки.
При сооружении корабля размеры днища задаются пластинами, которые раздает педагог. Первый ряд строится по его словесным инструкциям (для носа корабля используется деталь, которую по взаимному согласию стали называть «клювик-наооборот» и с помощью которой можно смоделировать форму, расширяющуюся кверху). Заканчивают ребята конструирование корабля самостоятельно.
Моделирование белки происходит практически самостоятельно по иллюстрациям, а постройка домика для нее — по замыслу. Предварительно дети анализируют особенности внешнего вида такого домика. Педагог предлагает им для воплощения их замысла арочные детали, входящие в наборы LEGO DACTA.
Тексты:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах...
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд, Слуги белку стерегут...