МБОУ "Красноборская средняя школа"
МО "Красноборский муниципальный район" Архангельской области
СП "Детский сад "Улыбка"
СОГЛАСОВАНО на педагогическом совете Протокол №______от__________ |
УТВЕРЖДАЮ Руководитель СП "Детский сад "Улыбка" __________________О. А. Заозерская |
Рабочая программа
совместной деятельности педагога с детьми
1 «Б» младшей группы
общеобразовательной направленности
Cрок реализации программы
2017-2018 учебный год
Программа разработана воспитателем Субота И.А
Красноборск, 2017
Содержание
I. Целевой раздел ………....................................................................................... …………….2
1.1. Пояснительная записка………………………………………………………………………2
1.1.1.Нормативно-правовое обеспечение……………………………………………….2
1.1.2.Цели и задачи ……………………………………………………………………….3
1.1.3.Принципы и подходы в организации образовательного процесса……………..4
1.2. Планируемые результаты освоения программы…………………………………………...4
1.2.1.Целевые ориентиры…………………………………………………………………4
1.2.2. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей группы…….8
1.3. Часть, формируемая участниками образовательных отношений……………………….10
II. Содержательный раздел ……………………………………………………………….........10
2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях……………………………….11
2.1.1.Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»………….12
2.1.2..Образовательная область «Познавательное развитие» …….............................13
2.1.3.Образовательная область «Речевое развитие» ………........................................13
2.1.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»………….14
2.1.5.. Образовательная область «Физическое развитие».............................................14
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы….14
2.3. Особенности образовательной деятельности и разных видов культурных практик……16
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы………………………………..17
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.18
III.Организационный раздел………………………………………………………………….....20
3.1. Описание материально - технического обеспечения программы, методическими материалами и средствами обучения и воспитания…………………………………………...20
3.2. Режим дня……………………………………………………………………………………24
3.3. Организация совместной деятельности воспитателей и детей…………………………..24
3.4. Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды………24
3.5.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий……………………….26
IV. Приложения …………………………………………………………………………………26
I. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей второй младшей группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой структурного подразделения "Детский сад "Улыбка".
Реализуемая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.
Рабочая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
1.1.1.Нормативно-правовое обеспечение программы
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) (далее по тексту ФГОС ДО);
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13);
Нормативные акты федерального, регионального, муниципального уровней, локальные акты и учредительные документы МБОУ "Красноборская средняя школа"
1.1.2.Цели и задачи программы
Программа направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Программа направлена на решение следующих задач:
1) Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
2) Обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от пола, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) Соблюдать в работе детского сада и начальной школы преемственность, исключающую умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающую отсутствие давления предметного обучения;
4) Создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) Объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) Формировать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) Обеспечить вариативность использования образовательного материала, позволяющую развивать творчество в соответствии с интересами и особенностями каждого ребенка;
8) Формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи, повышение компетентности родителей (законных представителей) и единство подходов к воспитанию детей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
10) Обеспечить реализацию Программы через организацию развивающей предметно-пространственной среды.
11) Развивать у дошкольников речевые умения и навыки, формировать у них представления о структуре связного высказывания, а так же о способах связи между отдельными фразами и его частями.
1.1.3.Принципы и подходы в организации образовательного процесса
При формировании образовательного пространства и реализации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО Программа реализует следующие принципы дошкольного образования:
Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития;
Построение образовательной деятельности на основе индивидуализации дошкольного образования;
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Учет этнокультурной ситуации развития детей.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
1.2.1.Целевые ориентиры
Промежуточные результаты освоения рабочей программы воспитанниками 2 лет
Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Инструментарий для педагогической диагностики:
— карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
игровой деятельности;
познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
художественной деятельности;
физического развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
оптимизации работы с группой детей. В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Критерии оценки индивидуальной динамики развития ребенка:
Физическое развитие:
Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности.
Проявляет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослого).
При небольшой помощи пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расчёской, горшком).
Умеет ходить и бегать, не наталкиваясь на других.
Может прыгать на 2 ногах на месте, с продвижением вперёд и т.д.
Умеет брать, держать, катать, переносить, класть, бросать мяч.
Умеет ползать, подлезать под натянутую верёвку, перелезать через бревно, лежащее на полу.
Социально-коммуникативное развитие:
Может играть рядом, не мешая другим детям, может подражать действиям сверстника
Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу.
Самостоятельно осуществляет игровые действия с предметами, осуществляет перенос действий с объекта на объект.
Использует в игре замещение недостающего предмета.
Общается в диалоге с воспитателем.
В самостоятельной игре сопровождает речью свои действия.
Следит за действиями героев кукольного театра
Выполняет простейшие трудовые действия (с помощью педагога).
Наблюдает за трудовыми процессами воспитателя в уголке природы.
Познавательно развитие:
Формирование элементарных математических представлений:
Может образовать группу из однородных предметов.
Различает один и много предметов.
Различает большие и маленькие предметы, называет их размер. Узнаёт шар и куб.
Формирование целостной картины мира:
Различает и называет предметы ближайшего окружения
Называет имена членов своей семьи и воспитателей.
Узнаёт и называет некоторых домашних и диких животных, их детёнышей.
Различает некоторые овощи, фрукты (1-2 вида).
Различает некоторые деревья ближайшего окружения (1-2 вида).
Имеет элементарные представления о природных сезонных явлениях.
Речевое развитие:
Может поделиться информацией (ворону видел), пожаловаться на неудобство (замёрз, устал) и действия сверстника (отнимает).
Сопровождает речью игровые и бытовые действия.
Слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
Слушает доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы. При повторном чтении проговаривает слова, небольшие фразы.
Рассматривает иллюстрации в знакомых книжках с помощью педагога.
Художественно-эстетическое развитие.
Конструктивная деятельность:
Различает основные формы деталей строительного материала.
С помощью взрослого сооружает различные постройки, используя большинство форм.
Разворачивает игру вокруг собственной постройки.
Рисование:
Знает, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать.
Различает красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный цвета.
Лепка:
Умеет раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук; отламывать от большого комка глины маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу.
Лепит несложные предметы; аккуратно пользуется глиной.
Музыка:
Узнаёт знакомые мелодии и различает высоту звуков (высокий - низкий).
Вместе с воспитателем подпевает.
Двигается в соответствии с характером музыки, начинает движения с первыми звуками музыки.
Выполняет движения: притоптывает ногой, хлопает в ладоши, поворачивает кисти рук.
Называет музыкальные инструменты.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
Индивидуализации образования
Оптимизации работы с группой детей
Целевые ориентиры дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.
Целевые ориентиры Программы базируются на ФГОС ДО, примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы».
Целевые ориентиры образования в дошкольном возрасте:
Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.
Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.
Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.
1.2.2. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей группы
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.
В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух.
К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
См. Приложение 1.
1.3. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Данная часть представлена через реализацию проектной деятельности, авторских и парциальных программ по следующим образовательным областям:
Образовательная область "Социально - коммуникативное развитие" - через реализацию парциальных программ: Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности: первая младшая группа», О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада», В.В.Гербова «Приобщение детей к художественной литературе», программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.
Образовательная область "Познавательное развитие" - через реализацию парциальных программ: О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Первая младшая группа», И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Система работы в первой младшей группе детского сада»; программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.
Образовательная область "Речевое развитие" - через реализацию парциальных программ: В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада», В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду: вторая группа раннего возраста», А.И. Максаков «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников», В.В.Гербова «Приобщение детей к художественной литературе»; программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.
Образовательная область "Художественно- эстетическое развитие" - через реализацию парциальной программы: Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа»; программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.
Образовательная область "Физическое развитие" - через реализацию парциальной программы: Э.Я. Степаненкова «Физическое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет»; программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.
II. Содержательный раздел
2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.
Образовательный процесс в детском саду предусматривает решение программных образовательных задач в рамках непрерывной непосредственно образовательной деятельности и при проведении режимных моментов и включает в себя:
совместную взросло-детскую (партнерскую) деятельность;
свободную самостоятельную деятельность детей.
Совместная образовательная деятельность предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками. Она строится на:
субъектной (партнерской, равноправной) позиции взрослого и ребенка;
диалогическом (а не монологическом) общении взрослого с детьми;
продуктивном взаимодействием ребенка со взрослыми и сверстниками;
партнерской формой организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.)
Совместная деятельность организуются как совместная интегративная деятельность педагогов с детьми, которая включает различные виды детской деятельности: для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских 31 музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. Самостоятельная деятельность предполагает свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами (в том числе совместно с детьми, родителями) развивающей предметно-пространственной образовательной среды и:
обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам;
позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач;
позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.
Воспитательно-образовательный процесс строится, учитывая контингент воспитанников, их индивидуальные и возрастные особенности, социальный заказ родителей.
При организации воспитательно-образовательного процесса обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом решаются поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».
Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей.
Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Тематический подход позволяет оптимально организовать образовательный процесс для детей с особыми потребностями. Одной теме следует уделять не менее одной недели. Оптимальный период—2-3 недели. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе, и в центрах активности.
Содержание Образовательной программы реализуется с учетом принципа интеграции образовательных областей и комплексно-тематического принципа построения воспитательно-образовательного процесса, который предусматривает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы».
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
2.1.1.Социально-коммуникативное развитие направлено на:
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Методическое обеспечение образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (см. Приложение 8.)
1 |
.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности. Первая младшая группа» |
2 |
Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром», Мозаика-Синтез, 2014г. |
3 |
Л.В.Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду», Мозаика-Синтез, М.: 2014г. |
4 |
О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада» |
2.1.2.Познавательное развитие предполагает:
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Методическое обеспечение образовательной области «Познавательное развитие» (см. Приложение 8.)
2.1.3.Речевое развитие включает
владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Методическое обеспечение образовательной области «Речевое развитие» (см. Приложение 8.)
2.1.4.Художественно-эстетическое развитие предполагает
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
2.1.5.Физическое развитие включает:
приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Методическое обеспечение образовательной области «Физическое развитие» (см. Приложение 8.)
Комплексно - тематическое планирование ( см. Приложение 7).
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы
направления развития и образования детей (далее - образовательные области): |
Младший дошкольный возраст |
Физическое развитие |
Игровая беседа с элементами движений Игра Утренняя гимнастика Интегративная деятельность Упражнения Экспериментирование Ситуативный разговор Беседа Рассказ Чтение Проблемная ситуация |
Социально-коммуникативное |
Игровое упражнение Индивидуальная игра Совместная с воспитателем игра Совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе) Игра Чтение Беседа Наблюдение Рассматривание Чтение Педагогическая ситуация Праздник Экскурсия Ситуация морального выбора Поручение Дежурство. |
Речевое развитие |
Рассматривание Игровая ситуация Дидактическая игра Ситуация общения. Беседа (в том числе в процессе наблюдения за объектами природы, трудом взрослых). Интегративная деятельность Хороводная игра с пением Игра-драматизация Чтение Обсуждение Рассказ Игра |
Познавательное развитие |
Рассматривание Наблюдение Игра-экспериментирование. Исследовательская деятельность Конструирование. Развивающая игра Экскурсия Ситуативный разговор Рассказ Интегративная деятельность Беседа Проблемная ситуация |
Художественное –эстетическое развитие |
Рассматривание эстетически привлекательных предметов Игра Организация выставок Изготовление украшений Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки Экспериментирование со звуками Музыкально-дидактическая игра Разучивание музыкальных игр и танцев Совместное пение |
2.3. Особенности образовательной деятельности и разных видов культурных практик
Культурные практики – обычные (привычные) для человека способы и формы самоопределения, нормы поведения и деятельности, тесно связанные с особенностями его совместного бытия с другими людьми.
Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Свободное взаимодействие со сверстниками дает объективную картину разнообразных взаимоотношений между детьми, способность каждого ребенка оценивать себя и других, степень творческой самостоятельности каждого.
Характер взаимодействия детей друг с другом проявляется:
на занятиях, если создать для этого необходимые условия — предложить детям специальные задания, при выполнении которых они будут вступать в отношения сотрудничества (согласования и соподчинения действий);
в спонтанной игре;
в свободной деятельности различного вида (творческой, продуктивной, коммуникативной и др.);
в различных режимных моментах (подготовка к прогулке, прогулка, общественно-полезный труд, гигиенические процедуры, подготовка ко сну, чтение художественной литературы, подготовка к приему пищи и др.).
Возраст 2-3 года |
Взаимодействие детей |
Действия педагога |
||
в свободной деятельности |
в деятельности, организованной педагогом |
|||
Вначале — игра рядом. Дети участвуют в совместных шалостях. К концу — способны привлечь другого ребенка для игры. Объединяются для нее по 2—3 человека. Но еще не распределяют роли, нет взаимодействия персонажей, не учитываются игровые желания другого. Подражают действиям с игрушкой партнеров. Речь ребенка состоит из простых предложений. Дети беседуют, но не всегда отвечают друг другу. Может происходить и «коллективный монолог |
Проявления интереса к предметным действиям партнера, подражание им. Способность пригласить партнера к выполнению совместной работы. Попытки наладить сотрудничество. |
Характерно развитие индивидуальных действий. Стремление к предметной деятельности и общению со взрослым на занятиях является более предпочтительным, чем контакты со сверстниками. На занятиях, так же как и в игре, малыш интересуется предметными манипуляциями находящихся рядом детей. Но если сверстник предлагает свою помощь, ребенок чаще всего ее отвергает («Не трогай.Я сам»). Дети также любят подражать действиям друг друга. В течение года детям можно предлагать выполнение несложных совместных аппликаций по образцу. Побывав несколько раз в ситуации сотрудничества с разными детьми, к концу младшей группы сверстник становится более предпочитаемым партнером для ребенка, чем взрослый. |
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы.
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка. Поддержка индивидуальности и инициативы детей предполагает(п.3.2.5 ФГОС ДО):
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
Поддержка детской инициативы несет в себе внутреннее побуждение к новой деятельности. Способность к самостоятельным, активным действиям; предприимчивость.
Поддержка детской инициативы |
|
Направления |
Способы |
Поддержка детской автономии: самостоятельность в замыслах и их воплощении; индивидуальная свобода деятельности; самоопределение |
Создание условий для самовыражения в различных видах деятельности и различными средствами (игровой, конструктивной, продуктивной, художественно-эстетической, общении, двигательной и др.) Поддержка инициативных высказываний. Применение методов проблемного обучения, а также использование интерактивных форм обучения. |
Поддержка спонтанной игровой деятельности (индивидуальной или коллективной), где замысел, воплощение сюжета, выбор партнеров осуществляется детьми без вмешательства педагога |
Создание условий для развития и развертывания спонтанной детской игры: выбор оптимальной тактики поведения педагога; наличие времени в режиме дня, отведенного на спонтанную свободную игру (не менее 1,5 часов в день, непрерывность каждого из временных промежутков должна составлять по возможности не менее 30 минут, один из таких промежутков отводится на прогулку); наличие разнообразных игровых материалов. |
Развитие ответственной инициативы |
Давать посильные задания поручения; снимать страх "я не справлюсь". Давать задания интересные, когда у ребенка есть личный интерес что-то делать (желание помочь, поддержать, быть не хуже или лучше остальных). Учить объективно смотреть на возможные ошибки и неудачи, адекватно реагировать на них. |
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы.
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка. Поддержка индивидуальности и инициативы детей предполагает(п.3.2.5 ФГОС ДО):
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
Поддержка детской инициативы несет в себе внутреннее побуждение к новой деятельности. Способность к самостоятельным, активным действиям; предприимчивость.
Поддержка детской инициативы |
|
Направления |
Способы |
Поддержка детской автономии: самостоятельность в замыслах и их воплощении; индивидуальная свобода деятельности; самоопределение |
Создание условий для самовыражения в различных видах деятельности и различными средствами (игровой, конструктивной, продуктивной, художественно-эстетической, общении, двигательной и др.) Поддержка инициативных высказываний. Применение методов проблемного обучения, а также использование интерактивных форм обучения. |
Поддержка спонтанной игровой деятельности (индивидуальной или коллективной), где замысел, воплощение сюжета, выбор партнеров осуществляется детьми без вмешательства педагога |
Создание условий для развития и развертывания спонтанной детской игры: выбор оптимальной тактики поведения педагога; наличие времени в режиме дня, отведенного на спонтанную свободную игру (не менее 1,5 часов в день, непрерывность каждого из временных промежутков должна составлять по возможности не менее 30 минут, один из таких промежутков отводится на прогулку); наличие разнообразных игровых материалов. |
Развитие ответственной инициативы |
Давать посильные задания поручения; снимать страх "я не справлюсь". Давать задания интересные, когда у ребенка есть личный интерес что-то делать (желание помочь, поддержать, быть не хуже или лучше остальных). Учить объективно смотреть на возможные ошибки и неудачи, адекватно реагировать на них. |
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Ведущая цель взаимодействия с родителями в младшей группе — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей, обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни группы и детского сада.
№ п\п |
Направления взаимодействия |
Формы взаимодействия |
Изучение семьи, запросов, уровня психолого- педагогической компетентности, семейных ценностей. |
Социологические обследования по определению социального статуса и микроклимата семьи; беседы (администрация, педагоги, специалисты); Наблюдения за процессом общения членов семьи с ребенком; Анкетирование; Проведение мониторинга потребностей семей в дополнительных услугах. |
|
информирование родителей |
Рекламные буклеты; Журнал для родителей; Визитная карточка учреждения; Информационные стенды; Выставки детских работ; Личные беседы; Общение по телефону; Индивидуальные записки; Родительские собрания; Сайт организации; Передача информации по электронной почте и телефону; Объявления; Фотогазеты; Памятки. |
|
Консультирование родителей |
Консультации по различным вопросам (индивидуальное, семейное, очное, дистанционное консультирование) |
|
Просвещение и обучение родителей |
Семинары-практикумы, мастер-классы: ─ по запросу родителей; ─ по выявленной проблеме (направленность – педагогическая, психологическая, медицинская, семейно-образовательное право); Приглашение специалистов; Сайт организации и рекомендация других ресурсов сети Интернет; Творческие задания; Тренинги; Семинары; |
|
Совместная деятельность детского сада и семьи |
Родительский комитет; Дни открытых дверей; Организация совместных праздников; Совместная проектная деятельность; Выставки совместного семейного творчества; Семейные фотоколлажи; Субботники; Экскурсии; Походы; Досуги с активным вовлечением родителей |
План работы с родителями на 2017/2018 учебный год (см. Приложение 6)
III.Организационный раздел
3.1. Описание материально - технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Помещение |
Вид деятельности, процесс |
Оснащение |
Раздевалка |
Информационно – просветительская работа с родителями Самообслуживание |
Информационный уголок Выставки детского творчества Наглядно – информационный материал |
Групповая комната |
Сенсорное развитие Развитие речи Ознакомление с окружающим миром Ознакомление с художественной литературой и художественно – прикладным творчеством Развитие элементарных математических представлений Сюжетно – ролевые игры Самообслуживание Трудовая деятельность Самостоятельная творческая деятельность Ознакомление с природой, труд в природе Игровая деятельность |
Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения Дидактические материалы по сенсорике, математике, развитию речи Муляжи овощей и фруктов Плакаты и наборы дидактических наглядных материалов с изображением животных, птиц Магнитофон, аудиозаписи Детская мебель для практической деятельности Книжный уголок Уголок для изобразительной детской деятельности Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно – ролевых игр Природный уголок Конструкторы различных видов Мозаики, пазлы, настольные игры, лото. Развивающие игры по математике, логике Физкультурное оборудование для гимнастики после сна: ребристая дорожка, массажные коврики и мячи, кубики |
Образовательная область |
Оборудование группы, средства обучения, методические материалы |
Познавательное развитие |
Столы детские, Стулья разного размера в соответствии с ростом, Методическое оборудование- «Магазин», Методическое оборудование- мебель игровая «Семья», Методическое оборудование - «Любители природы»,Телевизор, Развивающая игра «Чей домик?», Детское лото «Собирай-ка», Набор кубиков «Сказки», Игра-лото «Большие и маленькие», Развивающая игра «Картинки-половинки», Машины разных размеров. Куклы. Наглядный материал «Домашние животные в картинках», Наглядный материал «Мир в картинках», Наглядный материал-серия «Беседы по картинкам, с ребенком », Демонстрационные плакаты «Ягоды», «Деревья и кустарники», «Фрукты», Плакаты. Домашние животные, З.А. Ефанова, Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе, Один дома, или дом, безопасный для дошкольника. И.Л. Саво, Формирование основ безопасности у дошкольников. К.Ю. Белая. Трудовое воспитание в детском саду. Л.В. Куцакова, Беседы по картинкам: Чувства. Эмоции.; Я и мое поведение, Комплект карточек: береги здоровье; безопасность на дороге, Умные ширмочки: режим дня, роль семьи в воспитании ребенка. Моя семья. Т. А. Шорыгина, Нравственные беседы с детьми . Г.Н. Жучкова, Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Т.Ф. Саулина, Тематический уголок для детей: Пожарная безопасность, Дорожная азбука в детском саду. Е.Я. Хабибуллина, |
Формирование элементарных математических представлений |
Столы квадратные, Стулья разного размера в соответствии с ростом, Настольная игра «Цвета», Игра «Двойные вкладыши», Формирование элементарных математических представлений. Книга+карточки «Цвета и формы», Т. Шапошникова, Набор карточек для дошкольного возраста «Азбука цвета», |
Речевое развитие |
Стол квадратный, Стулья разного размера в соответствии с ростом, Фланелеграф, Художественная литература: «Петушок и курочка», «Теремок», «Веселый зоопарк», «Потешки для малышей», сборник стихотворений и др., Зеркала маленькие, Шнуровка «Одень мишку», «Башмачок», Мозаики, Методика развития речи детей дошкольного возраста.О.С.Ушакова , Занятия по развитию речи в средней группе. В.В. Гербова, Если ребенок плохо говорит. Н.В. Нищева, Картотека тематических пальчиковых игр. Л.Н. Калмыкова, Информационно-деловое оснащение ДОУ. Родителям о речи ребенка., Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Н.В. Нищева., Практический материал к сказкотерапии и развитию речи дошкольников. Многофункциональное пособие. В.А. Титаренко., Наглядно-дидактическое пособие: развитие речи в детском саду. В.В. Гербова. Беседы по картинкам: в мире мудрых пословиц, Картотека предметных картинок: одежда, обувь, головные уборы. Н.В. Нищева. |
Изобразительная деятельность |
Методическое оборудование «Юный художник», Стол квадратный, , Стулья разного размера в соответствии с ростом, Альбом для детского художественного творчества для детей дошкольного возраста «Лепка в детском саду», Практическое пособие «Волшебный пластилин», - Методическое пособие: детское художественное творчество. Т.С.Комарова., Приобщение детей к художественной литературе. В.В. Гербова, Развитие художественных способностей дошкольников. Т.С. Комарова. Художественное творчество. Т.С. Комарова, Народная культура и традиции. В.Н. Косарева, Д.Н. Колдина. Изобразительная деятельность в детском саду. Т.С. Комарова, Художественно-эстетическое развитие. Н.Н. Леонова, |
Конструктивно-модельная деятельность |
Стол квадратный, Стулья разного размера в соответствии с ростом, Набор цветных строительных кубиков, Набор «Лего», Конструктор-пазл, Конструирование из строительного материала. Л.В. Куцакова. |
Физическое развитие |
Методическое оборудование «Юные спортсмены», Программа оздоровления детей дошкольного возраста. М.Д. Маханева., Занятия по физкультуре с детьми. Е.Н. Вареник, Бодрящая гимнастика для дошкольников. Т.Е. Харченко., Зрительная гимнастика для детей. Е.А. Чевычелова, Физкультурно-оздоровительная работа. Практические материалы. Т.М. Бондаренко., В стране здоровья. В.Т. Лободин, Оздоровительная гимнастика. Л.И. Пензулаева, Сборник подвижных игр. Э.Я. Степаненкова, Физкультурные минутки в детском саду. И.Е. Аверина. Скамейка гимнастическая 2 м, |
Список литературы для чтения и рассказывания детям в 1 «Б» младшей группе (см. Приложение 9)
3.2. Режим дня.
(см. Приложение 4)
3.3. Организация совместной деятельности воспитателей и детей.
(см. Приложение 2)
3.4. Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды.
Предметно-игровое оборудование и материалы позволяют детям много кратно воспроизводить в игровой ситуации поведения пешехода, водителя, пассажира и велосипедиста. Реалистичность, соответствие действующим правилам дорожного движения - обязательное условие для игрового и развивающего материала. Предметно-развивающая среда пополняется постепенно, по мере ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения в соответствии с содержанием программы.
Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.
В детском саду она простроена так, чтобы обеспечить полноценно физическое, художественно-эстетическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие ребенка с учётов, тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая,, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкальная, изобразительная, конструирование и двигательная).
Особенностью организации предметно–развивающей образовательной среды младшей группе является размещение игрового оборудования и материалов в групповом помещении на двух ярусах. Что позволяет педагогам эффективно использовать площади помещений, рационально организовать деятельность детей в пространстве, способствует созданию спокойного микроклимата, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка.
Наличие физкультурного уголка помогает развивать двигательные навыки детей, интерес к физической культуре.
В группе имеется запас дополнительного бросового материала: коробок, катушек, палочек; все это находит применение в игре и способствует развитию игровых замыслов и творчества.
Детям предоставлены в пользование предметы для ряженья; элементы костюмов сказочных героев, маски животных, эмблемы с изображениями любимых литературных персонажей, что позволяет им самостоятельно воспроизводить в играх- драматизациях полюбившиеся эпизоды сказок, мультипликационных фильмов.
Деятельность ребенка в организованной таким образом образовательной среде помогает ему быстрее становиться самостоятельным и чувствовать себя компетентным, развивать навыки игровой деятельности, навыки взаимодействия со взрослым и сверстниками.
Групповое пространство наполнено:
разнообразными игрушками,
Предметно предметами-заместителями,
моделями, схемами, алгоритмами,
развивающими, познавательными, настольно-печатными играми, головоломками,
предметами для опытно-поисковой работы,
большим выбором природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Многие материалы полифункциональны. Они могут использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности.
Предметно - развивающая среда по развитию творческих способностей включает музыкальные игры и игрушки, народные музыкальные инструменты, различные виды кукольных театров из разного материала.
В оформление интерьера группы педагоги используют детские рисунки, пособия, изготовленные семьями воспитанников.
В группе имеется иллюстративный материал краеведческого характера, открытки с изображением знаменитых памятников, архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга, карта города с силуэтами достопримечательностей, трафареты, литературный материал о родном крае.
Детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты и др. помогают педагогам в развитии социальных интересов и познавательной активности детей.
Внесению изменений в развивающую среду группы способствуют время года, календарные даты, события, тематические проекты, интересы детей и их семей.
Традиционно педагоги группы, совместно с семьями воспитанников организуют мини-музеи, выставки по теме текущего проекта. Насыщенная предметно-развивающая, образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.
Перечень материалов и оборудования по основным видам деятельности дошкольников составлен на основе: Материалы и оборудование для детского сада: пособие для воспитателей и заведующих / Доронова Т.Н., Ерофеева Т.И., Короткова Н.А., РуноваМ.А.. М.: Линка-Пресс, 2004. Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию ООП дошкольного образования /Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.
3.5. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
(см. Приложение 5.)
IV. Приложения
Приложение 1 «Список детей группы «Ромашки». Социальный статус семей воспитанников. Детский контингент» |
Приложение 2 «Сетка занятий» |
Приложение 3 «Циклограмма» |
Приложение 4 «Режим дня» |
Приложение 5 «Примерный перечень праздников и развлечений» |
Приложение 6 «Перспективный план работы с родителями» |
Приложение 7 «Комплексно-тематическое планирование» |
Приложение 8 «Перечень методических материалов» |
Приложение 9 «Список литературы для чтения и рассказывания детям В 1 «Б» младшей группе» |
Приложение 1.
Список детей 1 «Б» младшей группы «Ромашки»
1. Большаков Егор
2. Корняков Ярослав
3. Мончите Дарина
4. Рудаков Евгений
5. Касьянов Владислав
6. Яцура Егор
7. Покрашенко Мирослав
8. Ширяев Егор
9. Юрьев Дмитрий
10.Ляпунова Дарина
11. Медуницын Григорий
12. Кисельников Иван
13. Пантелеева Анастасия
14. Поплаухина Анастасия
Социальный статус семей воспитанников
год
критерии |
Семья |
Кол-во детей в семье |
|||||
Благополучная |
Неблагополучная |
Полные |
Неполные |
Многодетные |
Др. |
||
2017-2018 г. |
14 |
- |
12 |
2 |
2 |
- |
Детский контингент
Группа |
Кол-во детей |
Кол-во мальчиков |
Кол-во девочек |
2 младшая группа |
14 |
10 |
4 |
Приложение 2.
Сетка занятий
Сетка занятий
Понедельник: 1. Познание (ПР)
2. Физкультура
Вторник: 1.Художественное творчество (лепка)
2.Физкультура
Среда: 1. Художественная литература
2. Физкультура
Четверг: 1. Художественное творчество (рисование)
2. Музыка
Пятница: 1. Развитие речи
2. Музыка
Первая младшая группа 2017/2018 учебный год
Базовая образовательная область |
Периодичность |
Познавательное развитие (Познавательно исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность) |
1 (через неделю) |
Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора |
1 (через неделю) |
Речевое развитие |
2 |
Художественно-эстетическое развитие Рисование Аппликация/Лепка Музыка |
1 1 2 |
Физическая культура |
3 |
Общее количество |
10 |
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Базовая образовательная область |
Периодичность |
Утренняя гимнастика |
Ежедневно |
Комплексы закаливающих процедур |
Ежедневно |
Гигиенические процедуры |
Ежедневно |
Ситуативные беседы при проведении режимных моментов |
Ежедневно |
Чтение художественной литературы |
Ежедневно |
Прогулки |
Ежедневно |
Дежурства |
Ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей |
|
Игра |
Ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей в центрах развития |
Ежедневно |
Приложение 3.
Циклограмма планирования воспитательно-образовательной работы
с детьми 1 «Б» младшей группы «Ромашки»
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
|
Утро |
1. Беседа 2. Д/и (сенсорное развитие) 3. Индивидуальная работа по развитию речи. 4. Игры-забавы |
1. Упражнения с элементами звукоподражания . 2. Д/и (мелкая моторика). 3. Чтение, проговаривание потешет. |
1. Наблюдения за комнатными растениями, труд. 2. Игры на развитие речевого дыхания. 3. Индивидуальная работа (мелкая моторика) |
1. Беседа 2.Индивидуальна я работа (развитие речи) 3. Д/и (музыкальные). 4. Строительные игры. |
1. Д/и на развитие речевого дыхания. 2. Сюжетные игры. 3.Театрализованны е игры. |
НОД |
1.Познание (ПР) 2.Физкультура |
1.Художественное творчество (лепка) 2.Физкультура |
1.Художественная литература 2.Физкультура |
1.Художественное творчество (рисование) 2.Музыка |
1.Развитие речи 2.МУзыка |
Прогулка |
1.Наблюдение за неживой природой. 2. П/и (бег). 3. Индивидуальная работа. 4. Самостоятельна я игровая деятельность (выносной материал, сюжетные игры) |
1. Наблюдение за живой природой (животный мир). 2. Индивидуальная работа. 3. Трудовые поручения. 4. П/и прыжки. 5. Самостоятельная игровая деятельность (выносной материал) |
1. Наблюдение за явлениями общественной жизни. 2.Трудовые поручения. 3. П/и (ориентировка в пространстве). 4. Индивидуальная работа. 5. Самостоятельна я игровая деятельность (выносной материал, строительные игры) |
1.Целевая прогулка. 2. Трудовые поручения. 3. Индивидуальная работа. 4. Самостоятельная игровая деятельность (выносной материал). 5. П/и (метание) |
1.Наблюдение за живой природой (растительный мир). 2. Труд (наблюдение за трудом взрослых). 3. Индивидуальная работа. 4. Самостоятельная игровая деятельность (выносной материал). |
Вечер |
1. Сюжетно- ролевая игра. 2. Совместная деятельность в уголке творческой деятельности. 3. Наблюдения за комнатными растениями, труд. 4. Индивидуальная работа по сенсорному развитию. |
1. Сюжетно- ролевая игра. 2. Работа в физкультурном уголке. 3. Индивидуальная работа (развитие речи). 4. Строительные игры |
1. Сюжетно- ролевая игра. 2. Развлечения, досуги. 3. Игры с игрушками на развитие мелкой моторики. 4. Самостоятельна я художественная деятельность |
1. Сюжетно- ролевая игра 2. Работа в природном уголке (наблюдения за растениями, труд) 3. Рассматривание иллюстраций, репродукций 4. Д/и (сенсорное развитие) |
1. Сюжетно- ролевая игра. 2.Совместная деятельность в уголке творческой деятельности. 3. Работа в книжном уголке 4. Строительные игры |
Приложение 4.
Режим дня
Режим дня на холодный период:
Режимные мероприятия |
1 младшая (от 2 до 3 лет) |
Прием детей, самостоятельная деятельность |
7.45 - 8.40 |
Утренняя гимнастика |
8.40 – 8.45 |
Гигиенические процедуры, подготовка к завтраку |
8.45 – 9.00 |
Завтрак |
9.00 – 9.20 |
Самостоятельная деятельность |
9.20 – 9.30 |
НОД |
9.30 – 10.00 |
Подготовка к прогулке |
10.00 – 10.15 |
Прогулка |
10.15 – 11.45 |
Возвращение с прогулки |
11.45 – 12.00 |
Обед |
12.00 – 12.30 |
Подготовка ко сну, дневной сон |
12.30 – 15.20 |
Подъем, бодрящая гимнастика, воздушные, водные ванны |
15.20 – 15.40 |
Подготовка к полднику, полдник |
15.40 – 16.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка |
16.00 – 17.05 |
Возвращение с прогулки, игры, самостоятельная деятельность, уход домой |
17.05– 17.45 |
Режим дня на теплый период:
Режимные мероприятия |
1 младшая (от 2 до 3 лет) |
Прием детей, самостоятельная деятельность |
7.45 - 8.40 |
Утренняя гимнастика |
8.40 – 8.45 |
Гигиенические процедуры, подготовка к завтраку |
8.45 – 9.00 |
Завтрак |
9.00 – 9.20 |
Самостоятельная деятельность |
9.20 – 9.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка |
9.30 – 11.45 |
Возвращение с прогулки |
11.45 – 12.00 |
Обед |
12.00 – 12.30 |
Подготовка ко сну, дневной сон |
12.30 – 15.20 |
Подъем, бодрящая гимнастика, воздушные, водные ванны |
15.20 – 15.40 |
Подготовка к полднику, полдник |
15.40 – 16.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка |
16.00 – 17.05 |
Возвращение с прогулки, игры, самостоятельная деятельность, уход домой |
17.05– 17.45 |
Приложение 5.
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
Режим работы дошкольного образовательного учреждения |
10 часов в день при пятидневной рабочей неделе: с 7.45. до 17.45. часов |
Перечень реализуемых образовательных программ |
Основная образовательная программа дошкольного образования структурного подразделения «Детский сад «Улыбка» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Красноборская средняя школа»муниципального образования «Красноборский муниципальный район» Архангельской области |
Продолжительность учебного года |
Начало учебного года – 1 сентября Окончание учебного года – 30 июня Летний оздоровительный период – с 1 июня по 30 июня Каникулы: Январь 01.01.-10.01. В период каникулярных дней отменяется непосредственно организованная образовательная деятельность. В дни каникул создаются оптимальные условия для самостоятельной двигательной, игровой, продуктивной, художественной деятельности детей, проводятся музыкальные и физкультурные досуги. |
Сроки проведения педагогической диагностики: |
01.09-22.09 15.01-31.01 (по мере необходимости) 1-3 неделя мая |
Перечень проводимых праздников для воспитанников: |
Праздник осени Новогодний праздник Международный женский день День победы |
События, праздники |
День открытых дверей (знакомство с воспитателями, детьми и их родителями) «До свидания группа» - третья неделя мая (чаепитие) |
Выходные дни |
Суббота, воскресение и праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации. 4 ноября – День народного единства 1-9 января – новогодние каникулы 7 января – Рождество Христово 23 февраля – День защитников Отечества 8 марта – Международный женский день 1 мая – Праздник Весны и Труда 9 мая – День Победы 12 июля – День России При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней, согласно ч.2, ст.112 Трудового кодекса РФ, выходной переносится на следующий после праздничного рабочий день. |
Приложение 6.
План работы с родителями на 2017/2018 учебный год
Цель: Развивать партнерские отношения с родителями в сферах: познавательно-речевой деятельности, приобщения к здоровому образу жизни и формирования экологической культуры детей.
Задачи:
- ознакомление родителей с задачами воспитания и развития детей 2-4 лет, расширение их представления об особенностях познавательно-речевого развития;
- обогащение представления родителей о средствах познавательно-речевого развития дошкольников среднего возраста;
- ознакомление родителей с методами и приемами сохранения и укрепления здоровья детей с основами безопасности жизнедеятельности;
- обобщить представления родителей о формировании экологической культуры и природоохранного поведения детей.
- реализация системы совместных мероприятий по познавательному и речевому развитию детей сохранению и укреплению здоровья.
Сентябрь – октябрь
- Родительское собрание «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада, родителей и воспитанников»
- Консультация по всем вопросам организации жизни в детском саду.
- Информация на стенде «Возрастные особенности детей третьего года жизни».
- Анкетирование родителей, социальный паспорт
-д/и «Кто как разговаривает?»(развитие речи)
Ноябрь
- Информация на стенде «Изучаем цвета»
- стенгазета «Поздравляем наших мамочек»
-д/и « Какого цвета?»
Декабрь
- Информация на стенде «Праздники в вашей семье»
- Конкурс «Новогодняя игрушка своими руками»
- Оформление группы к Новогоднему празднику.
-д/и Величина «Рукавички»
Январь
- Информация на стенде «Совместные игры с детьми».
- Фотовыставка «Зимние забавы»
- Беседа «Приучаем к вежливости».
- д/и «Собери бусы» (моторика)
Февраль
- Информация на стенде «Речевые игры»
- Родительское собрание «Речевое развитие ребенка»
-д/и «Шнуровка»
Март
- Информация на стенде «Дети и музыка»
- Книжка –передвижка «с 8 марта мамочка»
-д/и «Собери из двух частей»
Апрель
- Информация на стенде «Как развивать речь ребенка»
- «Мы рисуем!»
-д/и «Светофор» (цвет)
Май
- Родительское собрание «Итоги воспитательной работы за 2016-2017 учебный год. Результаты реализации программы»
- Индивидуальные консультации по результатам диагностики реализации программы.
- Информация на стенде «Что такое кризис трех лет и что делать родителям?»
-д/и «Собери цветок»
Приложение 7.
Комплексно-тематическое планирование
Тема |
Развернутое содержание работы |
Период |
Варианты итоговых мероприятий |
Детский сад Наша группа |
Адаптировать детей к условиям детского сада. Познакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, игрушки и пр.). Познакомить с детьми, воспитателем. Способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду. Создавать общую атмосферу доброжелательности, эмоционального комфорта, тепла и понимания в группе. Формировать понятия о мебели, посуде, растениях в группе. |
Сентябрь 1-2 недели |
Развлечение для детей «Здравствуй, детский сад!» д/и «Кто как разговаривает» |
Осень |
Формировать элементарные представления об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Дать первичные представления о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью. |
Сентябрь 3-4 недели |
Развлечение «Осень» |
Я в мире человек |
Дать представление о себе как человеке; об основных частях тела человека, их назначении. Закреплять знание своего имени, имен членов семьи. Формировать первичное понимание того, что такое хорошо и что такое плохо; начальные представления о здоровом образе жизни. |
Октябрь 1-2 недели |
Оформление коллективной работы на тему «Осень» |
Мой дом, мое село |
Знакомить детей с родным селом, с предметами домашнего обихода, с транспортом, профессиями (врач, продавец, милиционер). |
Ноябрь 1-2 недели |
Тематическое развлечение «Мои любимые игрушки». |
Зима Новогодний праздник |
Формировать элементарные представления о зиме (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц зимой. Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника. |
Декабрь 1-4 недели |
Развлечение «Новогодний утренник» |
Зимний лес |
Развивать наблюдательность, воспитывать бережное отношение к природе. Знакомить детей с названиями птиц, учить различать птиц по основным признакам. Закреплять представления о зиме, сезонных изменениях. |
Январь 2-4 недели |
Фотоколлаж «Зимние забавы»». |
Папин праздник |
Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к папе дедушке. |
Февраль 1-4 недели |
открытка «Подарок папе» |
8 марта |
Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. |
Март 1-2 недели |
Развлечение к 8 марта |
Народная игрушка |
Знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек. Знакомить с устным народным творчеством (песенки, потешки и др.). Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. |
Март 3-4 недели |
Коллективная работа на тему народной игрушки. |
Весна |
Формировать элементарные представления о весне (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Ввести понятие ранняя весна, познакомить с первыми признаками весны Познакомить детей с первыми весенними цветами, закрепить знания о сезонной одежде, обуви и т.д. |
Апрель |
Групповой коллаж «Краски весны». |
Лето |
Расширять представления детей о лете, о сезонных изменениях (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). |
Май |
Праздник «Лето к нам пришло» |
Приложение 8.
Перечень методических материалов
Методическое обеспечение образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
1 |
.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности. Первая младшая группа» |
2 |
Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром», Мозаика-Синтез, 2014г. |
3 |
Л.В.Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду», Мозаика-Синтез, М.: 2014г. |
4 |
О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада» |
Методическое обеспечение образовательной области «Познавательное развитие»
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Методическое обеспечение образовательной области «Речевое развитие»
владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Методическое обеспечение образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Методическое обеспечение образовательной области «Физическое развитие»
приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Приложение 9.
Список литературы для чтения и рассказывания детям
во 1 «Б» младшей группе
Список литературы для чтения и рассказывания детям в 1й младшей группе к «Программе воспитания и обучения детей в д\с» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой.
Источник |
Произведение |
Жанр |
Хрестоматия для дошкольников 2-4 г. Пыльцына М. Владис. 2001г. |
«Чики, чики, кички…» «Огуречик, огуречик…» «Солнышко…» «Бежала лесочком…» «Заяц Егорка» «Теремок» (в обработке Толстого) «Маша и медведь» (в пересказе М.Булатова) А.Пушкин «Ветер по морю гуляет…» М.Лермонтов «Спи, младенец, мой прекрасный…» А.И.Введенский «Мышка» «Песня машиниста» В.Д.Берестов «Большая кукла» |
Русский фольклор, песенки, заклички, потешки Сказки Произведения поэтов и писателей России. Поэзия |
Книга для чтения в д\с и дома 2-4 г. Елисеева Л.Н. 2006г. «Оникс» |
«Наши уточки с утра…» «Пошел котик на торжок…» «Из-за леса, из-за гор…» К.Чуковский «Котауси и Мауси» «Горкой, горкой, горушкой…» «Бу-бу, я рогатый…» «Ой, заюшка пострел» «Ты, собачка, не лай…» А.Барто «Девочка Ревушка» А.Барто «Кто как кричит» С.Капутикян «Маша обедает» П.Воронько «Обновки» Н.Саксонская «Где мой мальчик?» Н.Пикулева «Лисий хвостик» Б.Заходер «Ежик» Г.Сапгир «Кошка» |
Фольклор народов мира Поэзия |
Хрестоматия «Любимое чтение для детей до 4х лет» Борисова Н. Астрель 2002г. «Планета детства» |
«Наша Маша маленька…» А.Барто «Игрушки» Г.Лагздынь «Петушок, петушок…» С.Маршак «Сказка о глупом мышонке» Л.Толстой «Три медведя» «Спала кошка на крыше» «Был у Пети и Миши конь» Б.Сутеев «Кто сказал Мяу?» |
Русский фольклор Поэзия |
Хрестоматия (без обложки) |
«Козлятушки и волк» (в обработке Ушинского) З.Александрова «Прятки» С.Капутикян «Все спят» |
Сказка Поэзия Произведения поэтов и писателей разных стран |
Детская литература |
Русские народные песенки, потешки «Теремок» «Маша и медведь» «Козлятушки и волк» А.Барто «Игрушки» Л.Толстой «Три медведя» К.И.Чуковский «Путанница» |