Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные приёмы обучения детей с помощью шариков Марблс»
Мастер-класс для педагогов на тему:
«Нетрадиционные приемы обучения детей с помощью шариков Марблс»
«Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев.
От пальцев идут тончайшие ручейки,которые питают источник творческой мысли».
В. А. Сухомлинский
Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. Это подтолкнуло к поиску как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов и средств работы с детьми. Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием интересных камешков, которые называются Марблс.
3. Что такое Марблс?
Многие взрослые люди, наверное, помнят одну из своих детских игр с разноцветными камешками, когда надо было выбить из обозначенного круга как можно больше камешков противника.
Можно предположить, что история этой игры начинается еще с пещерных времен, когда естественными играми мальчиков были те, которые позволяли им тренировать руку и глазомер, готовясь в будущем занять место среди охотников племени. Позже игра превратилась в забаву, и в средние века приобрела необычайную популярность.
Тогда были изобретены водяные машины для обточки и шлифовки мрамора и других поделочных камней. Мраморные, или как их тогда называли, алебастровые шарики были импортированы в Америку, где они получили английское название марблс, что означает мраморные.
Сейчас стеклянные шарики марблс изготавливаются на фабриках, из силикатногопеска, который расплавляется в печи при очень высокой температуре, потом в горячее стекло добавляются красящие вещества – кобальт, селений и т. д., придающие шарикам необыкновенные оттенки и разводы. Горячее стекло режут на кусочки, и придают ему ровную гладкую форму шарика с помощью специальных механизмов.
О красоте и изысканности камешков марблс могут многое сказать их названия, например, «Замёрзшая Радуга», «Звёздная Пыль», «Галактика», «Янтарный Кристалл», «Чёрная Пантера».
Марблс - изысканный оформительский материал. Его красота и разнообразие вдохновляют на создание дизайнерских шедевров не только художников-оформителей, но и любителей, людей, которые обладают фантазией и стремятся украсить свой быт и досуг. Шариками марблсукрашают вазы с цветами, оформляют рамки для фотографий, выкладывают на дно аквариумов вместо речных камней.
4. Использование Марблс в работе с детьми.
На мой взгляд, камешки марблс являются настоящей находкой для использования в работе с детьми. Кроме того, что они приятны на ощупь и позволяют ребенку получить тактильно удовольствие, этот материал универсален в работе с детьми разной возрастной категории, создает максимум возможностей для проявления творчества не только со стороны ребенка, но и со стороны взрослого.
Итак, какие задачи можно решить, используя камешки марблс в работе с детьми.
• Развивать мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка
• Упражнять в ориентировке на плоскости листа
• Развивать связную, фразовую речь, эмоциональную лексику
• Развивать глазомер, тактильные ощущения, эстетическое восприятие
• Развивать образное мышление, зрительное внимание, память
• Развивать умение сосредотачиваться, способность доводить начатое дело до конца
Красота камушков завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними.
5. Давайте поиграем!
Имеется богатый и разнообразный практический материал – комплексы игр с использованием камешков Марблс.
«Знакомство»
Цель: привлечь внимание детей к тактильному объекту.
Оборудование: емкость с камешками «Марблс».
Задание: Педагог обращает внимание на камешки и предлагает перебирать камешки руками, выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно. При этом педагог знакомит детей с текстурой - стеклянные, гладкие; качеством - хрупкие, прозрачные; цветом - красные, синие, зеленые… Затем, дается время для самостоятельного манипулирования.
Игра «Сортировщики»
Цель: развивать усидчивость, внимание, совершенствовать мелкую моторику рук, закреплять умение отличать предметы (камешки/бисер) по заданному признаку.
Оборудование: камешки «Марблс» различной формы, цвета, прозрачные пластиковые емкости или палитра для выполнения сортровки.
Задание:
Педагог предлагает поиграть в сортировщиков (например, на фабрике, заводе, кухне) и отсортировать мелкий бисер от крупных камешков, выкладывая поочередно в ячейки подставки по 5 штук (количество может быть разным), по цвету, задавая определенную логику выкладывания.
Игра «Помоги Золушке попастьна бал!»
Цель: развивать усидчивость, внимание, совершенствовать мелкую моторику рук, закреплять умение отличать предметы (камешки) на ощупь.
Оборудование: камешки «Марблс», емкость с фасолью и маленькая пустая емкость.
Задание:Педагог предлагает сделать так, чтобы Золушка успелапопасть на бал. Нужно помочь ей быстро отделить камешки от гороха (фасоли).
Игра «Выложи по контуру»
Цель: развивать усидчивость, образное мышление, внимание, зрительную память, умение ориентироваться на плоскости, совершенствовать мелкую моторику рук.
Оборудование: камешки «Марблс», подборка картинок.
Задание:
А) Выложи по контуру.
Предлагается выложить по нарисованному контуру, цветовая гамма не учитывается.
Б). Заполни пустой шаблон.
Предлагается заполнить картинку, которая имеет только контур, учитывается цветовая гамма.
Игра «Змейка»
Цель: учить складывать камешки, прикладывая один к другому; развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: камешки «Марблс».
Для детей с низкой моторной ловкостью: специально заготовленные камешки на липучках.
Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы
все камешки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета.
Усложнение:
Педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель
(Возьми 5 камешков одного цвета и 4 камешка другого цвета).
Игра «Найди предмет» или «Угадай-ка»
Цель: развивать тактильные ощущения; развивать умения выбирать предметы, отличающиеся от камешков «Марблс» (например: небольшой строительный материал, киндер- игрушки и т.д.).
Оборудование: емкость глубокая, камешки «Марблс», мелкие игрушки.
Задание:
Педагог предлагает детям найти игрушки, спрятанные в камешках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой.
Усложнение: Найти игрушки с закрытыми глазами в камешках.
Задание: Определить, что именно спрятано в камешках на ощупь.
Игра «Собери по образцу»
Цель: развивать усидчивость, образное мышление, внимание, зрительную память, совершенствовать мелкую моторику рук.
Оборудование: камешки «Марблс», картотека образцов.
Задание: Педагог предлагает картинку - образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку.
Игра «Кто быстрее»
Цель: совершенствовать мелкую моторику рук, формировать умение достигать поставленной цели.
Оборудование: камешек «Марблс», мешочки из прозрачной ткани.
Задание:
Предложить взять в руки мешочек в виде длинного прямоугольника из прозрачной ткани. С помощью Марблс наполнить мешочек. Можно перевязать мешочек посередине и одновременно двум игрокам приступить к его наполнению с двух сторон - «кто быстрее»
Игра «Лабиринт»
Цель: развивать зрительное внимание, совершенствовать мелкую моторику рук, формировать умение достигать поставленной цели.
Оборудование: камешек «Марблс», поле для лабиринта, маленькие фигурки животных или человечков.
Задание:
Педагог мотивирует к оказанию помощи попавшему в лабиринт животному/человечку (докати мячик (камешек) до зайчика). Побуждает к словесному объяснению направления движения камешка
Юлия Юрьевна Мавринская