12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ямщикова Татьяна Александровна26
0

Мастер – класс для педагогов: «Снятие психоэмоционального напряжения у детей с интеллектуальными нарушениями с помощью тестопластики»

Департамент образования и молодежной политики

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)













Мастер – класс для педагогов:

«Снятие психоэмоционального напряжения у детей с интеллектуальными нарушениями с помощью тестопластики»













Т.А. Ямщикова

педагог – психолог





г. Нефтеюганск, 2022 г.

Цель: повышение компетентности педагога в работе с детьми по снятию психоэмоционального напряжения с помощью тестопластики

Задачи:

1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике приёма тестопластики.

2. Дать представление о терапевтическом воздействии тестопластики на состояние ребенка.

3. Показать возможности терапии лепкой тестом.

В КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья детей» обучаются дети с интеллектуальными нарушениями». Но в последнее время приходит всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями; дети порой бывают замкнутыми, тревожными, застенчивыми.

Дети часто оказываются в состоянии психоэмоционального напряжения. Им бывает труднее всего из-за низкой психической устойчивости, обусловленной психофизическими возможностями. Они не умеют расслабляться, предвидеть и контролировать ситуацию, и поэтому во многом зависимы от окружающей их среды и взрослых. Взрослым необходимо быть крайне внимательными к эмоциональному состоянию каждого дошкольника, адекватно интерпретировать его поведение, понимать причину душевного дискомфорта и выбирать наиболее эффективную форму воздействия в конкретной ситуации.

Одной из наиболее частых причин невротического состояния  ребенка является его неготовность к предлагаемому режиму дня, учебным нагрузкам. Передается детям и состояние нервного напряжения родителей, вольно или невольно втягивающих детей в круг своих забот, которые им явно не по силам. Нездоровое питание, неразрешенность детских проблем, погодные явления могут также явиться причиной эмоционального напряжения. Для сброса психоэмоционального напряжения на своих занятиях я использую  тестопластику.


Цель: помочь детям снять эмоциональное напряжение, выразить свои переживания наиболее приемлемыми для них образом – через лепку тестом, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» и моделируемых в процессе лепки
Задачи: 

- развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений; 

- снижение тревожности, перепадов настроения; 

- создание положительного эмоционального микроклимата.


Терапевтическое воздействие теста на состояние ребенка общеизвестно. Лепка из соленого теста способствует развитию креативного мышления, обогащает тактильные ощущения, способствует освоению позитивных форм поведения, способствует созданию близких отношений между участниками группы, эмоциональному комфорту, помогает снимать напряженность, корректирует агрессивные проявления, тревожные состояния, предупреждает переутомление и перепады настроения у дошкольников, повышает сенсорную чувствительность (способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики), развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизирует работу обеих рук, формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Терапию тестом можно описать как опыт, чувства, мысли и желания ребенка, проецируемые на тесто. Ребенок лепит такие предметы, на которые он может спроецировать свой опыт, выплескивает весь негатив в процессе лепки, затем использует эти предметы, чтобы применить на них какие – ни будь роли или взаимоотношения.



В психопрофилактической работе с детьми в период адаптации хорошо лепить простые сказочные сюжеты.

Тесто – обладает уникальным свойством забирать негативные эмоции, которые, словно «перемешиваясь», гармонизируют состояние ребенка. 

Лепка соленым тестом - это необычное искусство создания картин с помощью теста. Картинки-трафареты хорошо развивают мелкую моторику, восприятие и воображение не только у детей, но и у взрослых.
Тестопластика имеет массу преимуществ:


- дешевизна расходных материалов;

- широкие возможности для творчества;

- простота создания фигур;

- маленькие шедевры, созданные детьми, могут храниться достаточно долго.


Соленое тесто - материал экологически чистый, безвредный, практически не оставляет грязи, приятен для рук и дает такие возможности при лепке, которых нет при работе с пластилином или другими мягкими материалами.
Соленое тесто - материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Техника лепки из соленого теста доступна детям дошкольного возраста во всем своем богатстве и разнообразии способов.


Механизм психокоррекционного воздействия


Самовыражение в лепке позволяет ребенку освободиться от болезненных внутренних переживаний, связанных с негативным эмоциональным опытом. Включение волевых механизмов, активизация творческого поиска новых, более адекватных способов реагирования в проблемных ситуациях, наряду с более глубоким пониманием собственного Я и своих отношений со значимыми другими, способствуют снятию не только психоэмоционального перенапряжения, но и способствуют позитивным изменениям на поведенческом уровне.


Возможности терапии лепкой тестом


Данный метод позволяет гармонизировать (упорядочить) внутренний душевный хаос посредством нескольких механизмов:

проработки психотравмирующих ситуаций на символическом уровне;

отреагирования негативного прошлого опыта в процессе творческого самовыражения;

изменение отношения к себе, к своему прошлому, к значимым другим людям;

укрепление доверия к миру, развитие новых, более продуктивных отношений с миром.


Представляю вашему вниманию работы сделанные вместе с детьми.

t1648898740aa.png
















t1648898740ab.png




















t1648898740ac.png
























t1648898740ad.png























t1648898740ae.png






















t1648898740af.png




















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.