Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики детей в зависимости от возраста через использование пальчиковых, подвижных и музыкальных игр»

2
0
Материал опубликован 21 September 2022 в группе

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев…

Пальчиковая гимнастика — уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает риск умственного и эмоционального перенапряжения. Простые пальчиковые игры используются для развития моторных способностей, профилактики, снятия утомления, а самое главное для развития речи у дошкольников.

Цель пальчиковых гимнастик – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме.

При использовании пальчиковых игр в деятельности с детьми во главе стоит основной принцип дидактики- переход от простого к сложному: подбор занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав (то есть количество упражнений, игр и степень их сложности), варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Для того, чтобы вы лучше познакомились с формами и видами применения пальчиковых игр, мы подготовили для вас наш мастер-класс.

Цель мастер- класса: Ознакомление и углубление знаний педагогов в вопросах применения пальчиковых игр при работе с воспитанниками разных возрастов.

Первое, что вам необходимо знать перед использованием пальчиковых игр- это методика подготовки перед включением их в деятельность:

Перед игрой мы с детьми обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.

Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.

При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

При проведении пальчиковых игр необходимо соблюдать следующие правила:

 

- Отрабатывать последовательно все упражнения, начиная с младшей группы.

- Игровые задания должны постепенно усложняться.

- Недопустимо переутомление ребёнка в игре.

- Нагрузка на левую и правую руки ребенка должны быть равномерными.

- Каждое игровое задание и упражнение должно заканчиваться расслабляющими движениями.

- Пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, поэтому должна быть использована ежедневно.



А теперь непосредственно предлагаем вам провести различные виды пальчиковых гимнастик для детей:

Подготавливаемся к гимнастике

Для детей 2-3 лет предлагаем такие пальчиковые игры как:

Колечки. Сомкнутые большой и средний палец правой руки – большое кольцо, сомкнутые мизинец и большой левый пальцы – малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают движения, поочерёдно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой руке – большое.

«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.

«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Солнце

Пальцы широко раздвину.

Руки так соединю.

Это солнышко с лучами.

Рады все его теплу.


(Перекрещенные ладони прижать друг к другу),

(пальцы раздвинуты в стороны),

(пошевелить пальцами)



Для более подробного ознакомления с пальчиковой гимнастикой для детей 2-3 лет предлагаем воспитателям младших групп картотеки пальчиковых игр.



Детям 3-4 лет подойдут следующие виды пальчиковой гимнастики:



«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.)



«МОЯ СЕМЬЯ»

Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

Это - мама, Это - я,

Это - бабушка моя,

Это - папа, Это - дед.

И у нас разлада нет.

Для педагогов вторых младших и средних групп мы также подготовили картотеки пальчиковых гимнастик.

Познакомим вас с пальчиковой гимнастикой для детей 5-7 лет:



Мир под водой.



Посмотри скорей вокруг! (Приставляем ладошку по линии бровей).

Что ты видишь, милый друг? (Ладошками делаем два колечка в виде бинокля).

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда.

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба шар.

А вот расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

(На каждого морского жителя выполняется пальчиковая гимнастика).

«Мять рыбок»

Пять маленьких рыбок играли в реке,

Лежало большое бревно на песке.

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!»

А третья сказала: «Мне хочется спать!»

Четвертая стала чуть-чуть замерзать,

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

Плывите скорее, чтоб не проглотил!»





Ладони сомкнуты и чуть округлены. Ребенок выполняет волнообразные движения в воздухе.

Ладони прижаты друг к другу, ребенок переворачивает ладошки с боку на бок.

Лaдoни ребенка сомкнуты и чуть округлены, он выполняет ими волнообразные движения.

Ребенок качает сомкнутыми ладонями из стороны в сторону.

Ребенок поворачивает ладони на тыльную сторону одной из рук —рыбка cnum.

Ребенок быстро качает ладонями, имитируя дрожь.

Запястья ребенка соединены, ладони раскрываются и соединяются — рот.

Ребенок выполняет быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями —рыбки уплывают.

Предлагаем картотеку пальчиковых игр для детей 5-7 лет для воспитателей.

Конечно же нельзя не сказать о пальчиковой гимнастике во время музыкальных и физкультурных занятиях. Здесь гимнастика является частью игр или распевок. Мы предлагаем ознакомится с некоторыми из них:

Любит ёжик умываться

(физкультура)

Любит ёжик умываться,

Вместе с нами закаляться:

Лапку правую вперёд

Он немножечко потрёт,

(Дети выполняют растирание рук).

А потом наоборот

Лапку левую потрёт.

Грудку тоже моет чисто

(Выполняют растирание груди).

Быстро-быстро, быстро-быстро.

Чтобы чистыми всем быть,

Надо ушки нам помыть.

(Выполняют растирание ушей).

Ёжик, ёжик, всё помыл?

Носик вымыть не забыл?

(Выполняют растирание носа).

Лапками ты поскорее

Три свой носик, Ерофей.

Лобик тоже не забудь,

Мой его не как-нибудь:

(Выполняют растирание лба).

Ты потри его немножко

Своей лапкой, мы – ладошкой.

К ножкам будем приступать.

Будем ножки растирать.

( Выполняют растирание ног).



Хороводная игра: «Урожай».

В огород пойдем, урожай соберем.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Мы морковки натаскаем

«таскают».

И картошки накопаем.

«копают».

Срежем мы кочан капусты,

«Срезают»

Круглый, сочный, очень вкусный,

Показывают круг руками – 3раза.

Щавеля нарвем немножко

«Рвут».

И вернемся по дорожке.

Идут по кругу, взявшись за руки.



С подвижным и хороводными играми более подробно вы можете ознакомится благодаря разработанной нами картотеке.

Логопедические распевки мы предлагаем вам исполнить вместе с нами. Сначала прослушаем, затем повторяем.

Помимо развития мелкой моторики рук через пальчиковые и подвижные игры, вы можете применять определенные виды деятельности, направленные на развитие не только мелкой моторики, но и мышления, в занятии, например, такие:

Манипуляции с предметами:

1. Умение застегивать и расстегивать пуговицы;

2. Перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую;

3. Умение завязывать и развязывать шнурки;

4. Выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, круги из квадрата.

5. Работа с трафаретами, закрашивание, не заходя за контур

6. Определять на ощупь предметы

7. Различные виды рисования (рисование волнистой линии, раскрашивание предметов, не выходя за контур, пальчиковое рисование)

8. Составление узоров по образцу, выкладывание из палочек

9. Сминание листа бумаги и разглаживание его, скатывание шариков из бумаги, сматывание и разматывание клубка ниток

10. Использование различных видов шнуровок

11. Работа с разрезными картинками, пазлами, мозайками, игры с мелким конструктором

Таким образом, мы видим, что пальчиковые игры способствуют развитию ребенка всесторонне, укрепляют здоровье, развивают память и речь, позволяют интересно и плодотворно провести время с детьми. Самое главное использовать их постоянно, правильно и следуя основным правилам, которые мы вам предложили.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации