Мастер-класс: "Использование технологии парного обучения"
Мастер-класс: «Использование технологии парного обучения»
В современном мире, где информация доступна как никогда раньше, учитель сталкивается с необходимостью находить новые подходы к обучению, которые помогали бы вовлечь учеников в процесс обучения и повысить мотивацию, корректировать свои действия и улучшать результаты в освоении предмета.
Одна из таких технологий, которую я применяю на уроках – это технология парного обучения.
Технология парного обучения — это методика, при которой два ученика совместно выполняют задания, обмениваются опытом и помогают друг другу в обучении. Она может быть использована для различных учебных предметов и уровней образования.
Хочу пояснить, что парное обучение не отменяет другие формы обучения, - групповую форму и самообучение, - но развивает и усиливает их.
Парное обучение помогает решить важные противоречия в процессе учения-обучения, а именно противоречия между унификацией, необходимой учителю, ведущему занятия, и дифференциацией, необходимой ученику.
Кому полезно парное обучение?
В первую очередь - ученикам!
Парное обучение означает свободную школьную жизнь.
И в самом деле, свобода ученика принимает весьма реальный вид:
- свобода по времени,
- свобода по скорости своей работы,
- свобода по теме занятия, свобода по выбору партнера в паре и свобода по выбору места для занятий.
Специалисты утверждают, что даже одной из этих свобод, которыми обладает ученик в парном процессе обучения, вполне достаточно для высокой мотивации ученика к учебе.
Парное обучение полезно также учителю!
При этом автоматически реализуются основные мечты педагогики, а именно:
- обучая, учусь;
- безотлагательное использование знаний;
- мотивация;
- дифференцированный подход к каждому ученику;
- и ещё целый ряд «всем давно известных истин», которые в обычном учебном процессе остаются лишь голубой мечтой учителя, ученика и родителей.
Основные виды работы в паре:
Обсуждение: ученики обсуждают заданную тему или проблему, обмениваются мнениями и идеями. Это помогает развивать навыки критического мышления и аргументации.
Решение задач: один ученик решает задачу, а другой проверяет решение и помогает при необходимости. Это способствует развитию навыков решения проблем и самоконтроля.
Обмен информацией: ученики делятся информацией по определённой теме, например, один рассказывает о биографии писателя, а второй дополняет его рассказ интересными фактами. Это позволяет расширить кругозор и углубить знания.
Ролевые игры: ученики играют роли персонажей или экспертов, чтобы лучше понять материал или развить коммуникативные навыки.
Проверка домашнего задания: один ученик объясняет решение задачи или ответ на вопрос, а второй проверяет правильность ответа.
Изучение нового материала: один ученик читает текст или слушает объяснение учителя, а затем пересказывает его другому ученику.
Тренировка навыков: один ученик выполняет задание, а другой следит за правильностью выполнения и даёт обратную связь.
Как организовано обучение в парах сменного состава?
1) это всегда 2 участника (У1 и У2),
2) у каждого участника своя часть текста или карточка с заданием (К1 и К2),
3) оба участника действует в соответствии с алгоритмом работы в пара,
4) выполнив задание, создают новые пары с другими участниками,
5) заполнят листки учёта проделанной работы.
Как может происходить смена состава в парах?
1. С тем, кто свободен, т.е. тоже выполнил задание и встал со своего места возле парты.
2. По сигналу учителя пересаживается (переходит) по часовой стрелке внешний круг.
3. По сигналу учителя пересаживается (переходит) по часовой стрелке внутренний круг.
Используя на уроках технологию обучения в парах сменного состава, я выделила следующие преимущества этой технологии:
Индивидуальный подход. Каждый ученик получает возможность работать в своём темпе и учиться в соответствии со своими способностями.
Развитие навыков общения. Парное взаимодействие помогает учащимся научиться слушать друг друга, аргументировать свою точку зрения и находить компромиссы.
Повышение мотивации. Работая в паре, ученики чувствуют ответственность за результат и стремятся к достижению цели.
Улучшение качества обучения. Благодаря обсуждению материала и совместному решению задач, учащиеся лучше усваивают информацию и закрепляют знания.
Адаптация к разным уровням подготовки. В парах ученики могут помогать друг другу и обмениваться опытом, что способствует более эффективному обучению.
Снижение нагрузки на учителя. Технология парного обучения позволяет учителю уделять больше внимания отдельным ученикам или группам, нуждающимся в дополнительной поддержке.
Формирование командного духа. Работа в парах способствует развитию чувства товарищества и взаимопомощи.
Возможность использования разных методов обучения. Ученики могут применять различные подходы к изучению материала, что делает процесс обучения более разнообразным и интересным.
Однако технология парного обучения имеет и некоторые недостатки:
Сложность организации. Для эффективного применения методики необходимо тщательно продумать структуру урока и распределить роли между учениками.
Необходимость контроля. Учитель должен следить за работой каждой пары и при необходимости корректировать их деятельность.
Зависимость от уровня подготовки учеников. Успех технологии зависит от того, насколько хорошо ученики умеют работать вместе и насколько они мотивированы.
Для оценки эффективности технологии парного обучения можно использовать следующие критерии:
Уровень усвоения материала. Провести тестирование или опрос, чтобы определить, насколько успешно ученики усвоили изученный материал.
Качество взаимодействия. Оценить, как ученики общаются друг с другом, насколько активно они участвуют в обсуждении и насколько эффективно решают задачи.
Мотивация и интерес. Определить, насколько ученики заинтересованы в работе в парах и готовы ли они продолжать использовать эту технологию в будущем.
Рассмотрим, как работает эта технология на примере урока русского языка во 2 классе по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне”.
Подготовка к уроку.
Разделить класс на пары. (У меня пара – дети сидящие за одной партой).
Подготовить задания для каждой пары.
Карточки со словами:
К_за - кόзы | Тр_ва - трàвы | Д_ма - дόм |
М_сты - мόст | Ш_рфы - шàрф | В_да - вόды |
_кно - όкна | Сл_ны - слόн | Хв_сты - хвόст |
Определить критерии оценки работы пар. Это поможет ученикам понять, что от них ожидается.
Самооценка и взаимооценка.
- ответил всё правильно
- допустил 1-2 ошибки
- надо еще поработать
Начало урока.
Объяснить ученикам цель урока и роль технологии парного обучения.
Дать инструкции по работе в парах. Ученики должны понимать, как они будут взаимодействовать друг с другом и как оценивать свою работу.
Знакомлю с правилами работы в паре (у меня на доске в классе).
Говорим вполголоса!
Общаемся культурно!
Пересаживаемся тихо!
Рассуждения ученика:
1. Подбираю и пишу проверочное слово…
2. Ударение падает на … слог, на гласную … (подчеркивается 2-мя чертами).
3. Пишу проверяемое слово с гласной …
4. Ударение падает на … слог, безударная гласная … (подчёркивается 1-й чертой).
1. Подбираю и пишу проверочное слово…
2. Ударение падает на … слог, на гласную … (подчеркивается 2-мя чертами).
3. Пишу проверяемое слово с гласной …
4. Ударение падает на … слог, безударная гласная … (подчёркивается 1-й чертой).
Лист учет выглядит так.
Обозначения в листе учета
• - карточка взята в работу учеником;
+ - самоизучение учеником закончено. Ставится вместо "точки".
○ - ученик рассказал материал карточки одному партнеру.
Работа в парах.
Ученики выполняют задание, обсуждая его и помогая друг другу, заполнят лист учета.
Учитель может ходить по классу, наблюдая за работой пар и предоставляя помощь, если это необходимо.
Оценка работы.
Критерии оценки должны быть заранее определены. У нас было количество карточек рассказанных партнеру и количество карточек самоизученных учеником.
Оценка может быть выставлена учителем или самими учениками.
Рефлексия.
В конце урока обучающиеся рассказывают чему они научились, что было трудным и почему, над чем предстоит поработать.
Важно помнить, что технология парного обучения требует тщательной подготовки и планирования. Необходимо учитывать индивидуальные особенности учеников и адаптировать методику под их потребности.
Я как школьный учитель, надеюсь, что данная технология или её элементы найдут своё место на вашем уроке.
Это позволит сделать процесс обучения более интерактивным и интересным для учеников, а также поможет им лучше усвоить материал.