Мастер-класс по математике «Моё оригинальное начало урока»
МБОУ Емельяновская СОШ
Мастер –класс
Учитель: Никанорова Е.Н.
« Мое оригинальное начало урока»
Расскажи - и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай попробовать - и я пойму.
(Китайская мудрость)
Вступление.
Начало урока… Учитель заходит в класс и встречает пару десятков глаз. Какие они? Радостные или огорченные от того, что прозвенел уже звонок? Перед учителем сейчас не просто его ученики, а несколько детских душ, каждую из которых надо увлечь, пробудив интерес к своему предмету, чтобы, в конечном счете, получить продуктивный результат. Как же создать тот самый позитивный настрой, чтобы урок состоялся?
Организационный момент оказывается самым главным на уроке: создает определенный настрой, и очень важно, чтобы он выполнял мотивирующую функцию. Известный факт: даже обезьяна не возьмет в руки палку, если у нее не будет мотивации. Палка ей нужна для добычи банана. Так же и дети – без заинтересованности к происходящему не смогут работать с полной отдачей.
Как интересно начать урок?
Каким должно быть начало урока? Конечно, увлекательным, интригующим и запоминающимся. Главная задача – создать благоприятную обстановку в классе, вызвать у учащихся интерес к предмету, удержать их внимание. Существует множество приемов, которые позволяют начать урок оригинально и красиво. Эти приемы помогут активизировать работу на уроке и создать благоприятную среду для усвоения новых знаний.
Организационный момент предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности.Требует от учителя:
творческого подхода;
вариации различных приёмов;
поиск своеобразных форм, отвечающих содержанию урока.
Включает в себя:
Организацию внимания учащихся;
Мобилизирующее начало урока ( исходная мотивация);
Актуализацию знаний учащихся.
Цель данного этапа: Психологический настрой учащихся;
Вовлечение всех учащихся в учебный процесс, создание ситуации успеха.
Психологический настрой- эмоциональное состояние класса, в котором отражаются личные и деловые взаимоотношения членов ученического коллектива , определяемые их ценностями, моральными нормами и интересами.
Исходная мотивация:
Актуализация мотивов предыдущих достижений;
Вызов мотивов относительной неудовлетворённости;
Усиление мотивов ориентации на предстоящую деятельность.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.
Исходная мотивация создает готовность школьников к восприятию нового материала, возбуждает мыслительную активность. Яркая познавательная мотивация оказывает воздействие на всех учащихся класса, в том числе и слабоуспевающих. Для решения этой задачи урока можно использовать «активные методы и приемы обучения».
«Активные методы» - это совокупность средств, способов, приемов, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности.
Некоторые приемы начала урока.
1. Тренинг
Возьмите в руки карандаш ( любой предмет с гранями). Покатайте его по ладоням. Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты!
2. Применение стихов-настроев.
В их основе лежит настрой на работу в рифмованной форме, а варианты могут быть любые.
Например:
Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.
Открываем все тетрадки,
В книжках нужные закладки.
На вопросы отвечаем,
Когда нужно – замолкаем.
В теме будем разбираться,
Главное – не отвлекаться!
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Встаньте, дети, не ленитесь,
Все мне дружно улыбнитесь.
Здравствуйте, ребята, сели
И на парты посмотрели.
Будут нужными опять:
Книжка, ручка и тетрадь.
Не забудет про дневник
Ни один наш ученик.
Молодцы! Готов весь класс,
Тему назову сейчас.
Можно учителю самому прочесть эти строки с выражением, а можно сразу же подключить детей, дав им возможность отгадать важные для урока слова.
3. Начало урока с элементами театрализации.
Можно пригласить ученика из начальной школы в костюме Незнайки на урок математики в 5 класс. У него в руках большая книга.
Незнайка.
Хоть ты смейся,
Хоть ты плачь,
Не могу решить задач!
Может быть – плохой учебник?
Может быть таланта нет?
Но нашёл я способ верный -
Сразу посмотреть в ответ.
Занимайтесь на здоровье,
Если вам не жалко сил,
Ну, зачем читать условие?
Раз – умножил, два – сложил.
Я и вычел, разделил.
Ну, всё, как полагается,
Но только правильный ответ
Никак не получается.
Помогите мне, ребята,
Всё расставить по местам.
Научусь решать задачи –
Буду благодарен вам!
Он предлагает решить несколько задач.
4. Помогите сказочному герою
Вначале давайте угадаем, о ком идет речь.
Пассажир немного странный,
Человечек деревянный. На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный, Кто же это?
(Буратино)
Буратино решил примеры, но при проверке нечаянно задел носом чернильницу и залил ответы. Помогите ему восстановить ответы. (На листе ватмана рисунок Буратино, залитый чернилами. Примеры записаны на отдельной карточке и вставлены в рамку. Меняя задания, рисунок можно использовать
5. Кто быстрее нарядит елку
Такое задание можно использовать перед новогодними праздниками.
Красавица какая,
Стоит блестит, сверкает.
Скажите, кто она?
(Елочка)
- Ребята, давайте ее украсим.
Вывешивается плакат с изображением елочки, разделенной пополам. На каждой половине записаны столбики примеров, по 8-10 в каждом. К доске выходят 2 ученика. У каждого из них по 8-10 картонных игрушек с крючками. По сигналу учителя дети начинают решать примеры. Решив пример, ученик вешает игрушку на свою половину. Последняя игрушка - звезда.
6. Игра « Цветик- семицветик»
У учителя в руках цветок с несколькими лепестками. На каждом лепестке записано задание по теме урока. Ученик отрывает лепесток, говорит:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!
Читает одно из заданий и выполняет его.
7. Использую притчи в начале урока.
Мотивация урока.
Шел мудрец, навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!».
Ребята, желаю вам, чтобы вы были сегодня именно строителями «ХРАМА ЗНАНИЙ»
Пусть урок принес вам новые открытия, успехов вам.
Так как мы являемся строителями храма, мы должны быть здоровыми и крепкими. Поэтому следим за осанкой.
8. Математические загадки и ребусы.
Один курсант военного училища написал о себе следующие строки : "у меня пальцев двадцать пять на одной руке, столько же на другой, по пять пальцев на каждой ноге". Как это может быть?
Просто курсант военного училища забыл поставить двоеточие между словами : "... у меня пальцев двадцать : пять на одной руке, ...".
Хозяин сидит на березе пруда, который зарастает сорняками. Ежедневно число сорняков удваивается. Он собирается начать расчистку, как только зарастет половина пруда. Через месяц половина пруда оказалась заросшей. Сколько дней у него остается на расчистку?
1 день. Половина пруда уже заросла.
стереометрия
отрезок
каникулы
9. Пословицы и поговорки
Делать аккуратно, добротно.
Криво да косо клеймом не поправишь.
Одно кривое окно весь фасад портит.
Делать как - нибудь, так никак и не будет.
По работе и работника знают.
В дыму не печь виновата.
Темпы без качества есть рвачество.
У халатности три брата: авось, небось да как- нибудь.
Лучше сидеть сложа руки, чем делать спустя рукава.
Кто не пашет, у того и огрехов нет.
Большая работа требует большой заботы.
Ум, обучение.
Повторять да учить - ум точить.
Лишний ум не помеха.
Без ума ни топором тяпать, ни ковырять лапоть.
Учиться никогда не поздно.
Кто кончает учиться , тот кончает расти.
Не выучит школа , выучит охота.
Была бы охота , а выучиться можно.
Не помучишься - не научишься.
Корень учения горек , да плод его сладок.
Не учась и лаптя не сплетешь.
10. « Волшебная шкатулка»
Тема Умножение и деление на круглые десятки» начинается с «Волшебной шкатулки» в которой живут наши помощники круглые десятки 20,30,40,50..
Это предмет, который был изобретен в Древней Греции. Умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью – признаком большого ума. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась. Что лежит внутри черного ящика?
Ответ:циркуль.
11. « Математический рисунок»
При повторении натуральных чисел использую стихотворение «Город Цифроград».
У въезда в Математику
Есть город Цифроград.
Там знают арифметику
Все жители подряд.
Послушайте, какие в том городе порядки:
Ворота городские похожи на десятки.
Сам город расстилается на маленьких квадратах.
В том городе катаются на двойках-самокатах.
Девятки там зимою, как саночки летят.
С горы слетают сами, а в гору- не хотят.
Короткими четверками там колются дрова,
А длинными восьмерками там стелется трава.
Там вяжут единицами,
А тройки вьются птицами.
По улице, по площади
Везут пятерки-лошади.
Там веет ветер легкий вечерними часами.
Нули же, словно лодки плывут под небесами.
Под липами, под вязами играют музыканты.
Восьмерками завязаны у них на шее банты
А трубы все, горячие
От солнечных лучей,
Шестерками блестящими
Обвили трубачей.
Я читаю медленно стихотворение, а ребята рисуют. При этом развивается память, внимание, наглядное представление, фантазия, мелкая моторика
12. « Письмо»
Часто практикую задания в конвертах индивидуально каждому.
Учащиеся ставят на конверте сначала оценку, какую бы они хотели получить за урок.
В конце урока, ставят оценку, которую они считают, что заработали.
Конверты сдаются, и учитель оценивает сам их работу.
13. « Оратор»
За 1 минуту убедите весь класс в том, что изучение этой темы просто необходимо.
Эмоциональный отклик
14. «Интеллектуальная разминка»
Учащимся молча предлагаю рисунок , чертеж, фигуру… Учащиеся должны придумать задачу по чертежу или поставить вопросы, рассказать алгоритм решения задачи. Очень полезно применять на уроках геометрии. Такой вид работы позволяет быстро включиться в работу, систематизировать знания, развивать логическое мышление.
15. Прием « Палитра»
Учащимся дается макет палитры. В каждом кружочке записывается задание ( например, уравнения), а на доске прикрепляются разноцветные кружочки с цифрами ( ответами ). Учащимся надо решить уравнение, найти ответ, определить цвет кружочка и закрасить уравнение в нужный цвет. При проверке дети поднимают палитры вверх и видно. Кто сделал ошибку, а кто выполнил верно.
16. Игра « Крестики –нолики»
Принцип детской игры. Игровое поле состоит из 9 квадратов, где одним словом зашифрован тип задания. Учащиеся выбирают игровое окно, выполняют задание, кто оказался первым, тот получает право поставить свой символ «крестик» или « нолик» на игровом поле.
17. « Снежный ком»
В начале урока озвучить изученную тему. И каждый ученик имеет право сказать одно предложение по теме ( определение, теорему, свойство). И так по очереди. Должен получиться рассказ.
18. « Перевертыши»
Перевертыши. Полиндромы.
Как за одну секунду увеличить число на 12, не приводя вычислений? (Перевернуть карточку на 1800.)
Как одним движением увеличить число на 27, не приводя вычислений? (Поменять карточки местами.)
ри-метр-пе (периметр)
я-кри-ва (кривая)
о-те-ре-ма (теорема)
ра-да-пи-ми (пирамида)
ляр-ку-пер-ди-пен (перпендикуляр)
Одно счастье — много вопросов (Семь бед — один ответ)
Заведи 1 доллар, и избавься от одного врага (Не имей сто рублей, а имей сто друзей)
Некоторые жертвы могут догадываться, откуда прилетают утки (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан)
Для одного воспитателя взрослый с очками (У семи нянек дитя без глазу)
Одна обувка, и та на кнопках (100 одежек, и все без застежек)
Чернодождик и 2 великана (Белоснежка и 7 гномов)
Рефлексия.
Давайте закончим нашу встречу рефлексией.
Мы с вами хорошо знаем, что любой человек делает с радостью то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. В нашей профессии нет предела совершенству. То, что вчера казалось еще единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Педагог должен понимать, что какими бы знаниями он ни обладал, какими методиками не владел, без положительной мотивации, без создания успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем.
Волкова Светлана Ивановна