Мастер-класс по художественно-эстетическому развитию для педагогов ДОУ «В стране Творчества»
Мастер-класс по художественно-эстетическому развитию для педагогов ДОУ
«В стране Творчества».
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС.
Задачи:
Формировать у педагогов мотивацию к профессиональному общению.
Закрепить знания педагогов в области развития творческих способностей детей, а именно их способностей к изобразительной деятельности, формированию культуры.
Содействовать развитию педагогического мастерства и творческого потенциала в сфере художественно-эстетического направления.
Материал и оборудование: мультимедийное устройство, экран, ноутбук, художественный материал (гуашь, кисти, акварель, цветная бумага, ножницы, куски материала, клей, газеты, кисти, альбомные листы), бумага формата А3 с заготовками, картины художников.
ХОД
Ведущий:
Рисуют дети на стекле,
Рисуют дети на асфальте,
Возводят город на песке, -
Такого нет ещё на карте.
В руках мелки, карандаши…
Детишки – маленькие маги.
Но столько вложено души
В их мир прекрасный на бумаге!
Здесь солнце, небо голубое,
Здесь мы средь сказочных героев.
Мы те, кто защитить должны
Их мир от горя и войны.
Рисуют дети на стекле
И на асфальте… Пусть рисуют!
И радость детства на Земле
Пусть навсегда восторжествует!
В процессе рисования, лепки ребенок радуется красивому изображению, которое создал сам, или огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем, он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок, может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого. Руководство изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания того, что представляет собой детское творчество, знания его специфики, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и развитию творческого потенциала. Я уверена, что наши педагоги в полной мере владеют этими знаниями.
Сегодня уважаемые педагоги мы проведем деловую игру «В стране Творчества», и начнем нашу встречу с Игры «Комплименты»
Для этого мы все встанем в круг и скажем соседу комплимент. Так мы снимем эмоциональное напряжение и настроимся на психологически положительный лад.
Игра «Комплименты»
Далее предлагаю организовать работу в группах. Мы объединимся в группы следующим образом:
- Вам необходимо взять из мешочка любую фишку, найти коллег с точно такой же и организовать свою группу. После деления на группы предлагаю придумать названия команды.
Отправится в «Страну Творчества», я предлагаю на паровозике.
Первая станция «Художественная».
Первое задание «Мозговой штурм».
Вопросы задаются двум командам по очереди, за правильный ответ команда получает фишку-матрёшку.
Назовите материалы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности. (Простые и цветные карандаши, восковые мелки, кисти разных размеров, гуашь, акварельные краски.)
Назовите три главных цвета, и докажите, почему они главные. (Красный, желтый и синий. При их смешивании образуются все цвета светового спектра.)
Ахроматические цвета это какие? (Белый, черный)
Назовите цвета, составляющие цветовой спектр. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.)
Назовите виды нетрадиционного рисования. (нетрадиционные виды рисования отличаются необычными приемами работы и сочетанием разных художественных материалов: рисование нитками, руками и пальцами, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, свеча в сочетании с акварелью, картофельные штампы, набрызг, яичная скорлупа.)
Что такое живопись? (Изображение окружающей жизни красками, передача своих чувств с помощью цвета.)
Что такое графика? (Искусство рисования тоном, пятном и линией. Графикой называют рисунки, сделанные карандашом, тушью, а также гравюры.)
Назовите наглядные методы и приемы в изобразительной деятельности? (Использование натуры, репродукции картин, рассматривание предметов, показ воспитателем приемов изображения, показ детских работ в конце занятия и их оценка).
Гжель нравится всем своим цветом. Какой он? (синий)
Благодаря этому цвету хохлому часто называют так. (золотой)
Второе задание «Ребусы. Великие художники»
Вспомним правила разгадывание ребусов.
Третье задание «Художественные превращения»
1 команда: «Дорисовка»
Команде предлагается лист бумаги А3 с хаотично расставленными точками, необходимо увидеть какой – либо образ и дорисовать его. (Игра помогает дошкольникам развивает воображение, ориентироваться на плоскости, учится видеть образ и дорисовать его. Развивает творческие способности).
2 команда: «Волшебная клякса»
Команде предлагается лист бумаги А3 с нарисованными на них кляксами различной формы, размеров и цветов. Необходимо «превратить кляксу в фантастическое, сказочное существо и рассказать о нём по плану: Как меня зовут, какой я, где живу, что я умею делать». (Игра помогает дошкольникам раскрепоститься, развивает воображение и творческое мышление, связную речь, умение соединять различные свойства и качества предметов).
Динамическая пауза «Пантомима» «Живые картины»
Команда показывает знаменитую картину – остальные должны отгадать, что это за картина
Вторая станция «Творческая»
Первое задание «Блиц-опрос»
Виды лепки? (лепка отдельных предметов, сюжетная лепка, декоративная)
Назовите основные приемы, используемые на занятиях лепкой? (выкатывание, сплющивание, вытягивание, прощипывание, примазывание)
Назовите основные способы украшения вылепленных изделий? (налеп, углубленный рельеф при помощи стеки).
Виды аппликации в детском саду? (наклеивание готовых форм (декоративное — из геометрических и растительных форм и предметное — из отдельных частей или силуэтов) и вырезывание и наклеивание форм (отдельных предметов, сюжетное, декоративное).
Назовите традиционную и нетрадиционную технику аппликации? (бумагопластика, из салфеток, из ладошек, оригами, обрывная, торцевание).
Что же такое коллаж? (Если перевести дословно с французского – это наклеивание. Коллаж – это сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, расположены в плоскости и объёме, и образуют композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения).
Второе задание «Творческая мастерская»
К нарисованным вами ранее рисункам, необходимо добавить художественные материалы (пластилин, цветная бумага, газеты и др.), чтобы ваш рисунок превратился в красивый творческий коллаж.
Третья станция «Музыкальная»
Музыка оказывает огромное воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Музыкальные занятия в нашем дошкольном образовательном учреждении проводится во всех возрастных группах.
Игра «Угадайте мелодию»
Четвертая станция «Театральная»
Театр-экспромт.
Участники приглашаются для показа спектакля. Участникам раздаются таблички с надписями: избушка, заяц, вековая сосна, часы, Иван-царевич, Баба-Яга, местный фотограф, новая реактивная метла, кукушка, Василиса Премудрая. Ведущий читает текст сказки, а герои вступают в разыгрывание действия, включая все свои эмоциональные и театральные способности.
Сказка.
В темном-претемном, страшном-престрашном весеннем лесу шли приготовления к празднику. Посреди поляны, озаренном туманным светом, стояла избушка на курьих ножках. Одинокий заяц то и дело подбегал под крыльцо, перебирал мохнатыми лапками и терся о костяную ногу. На вечнозеленой вековой сосне, усыпанной пушистым белым снегом, весели кем-то забытые часы. Они покачивались и поскрипывали на ветру. Но вот показался храбрый-прехрабрый, могучий-премогучий Иван-царевич. Он был явно сердит и скрипел зубами, то и дело демонстрируя окружающим накаченные мышцы.
Страшно перепугался заяц и, пронзительно взвизгнув, умчался прочь.
- Избушка, избушка, повернись ко мне передом, а к лесу тылом! – крикнул царевич.
Избушка не подчинилась. Иван вновь повторил просьбу.
Из избы выбежала рассерженная Баба Яга. Она топала ногами и грозила косматым кулаком.
Иван смирил гордыню и улыбнулся широкой русской улыбкой. Местный фотограф сделал несколько рекламных снимков для нового лесного независимого издания «В улыбке - сила!»
Растроганная Яга по-отечески обняла Ваню и подарила реактивную метлу с японским глушителем.
Часы показывали полночь.
Заспанная кукушка, прокричала хриплым голосом три раза и, не успев закрыть рот, заснула опять.
Сел Иван-царевич на метлу, прихватил с собой Бабу Ягу и меч булатный и умчался на встречу с Василисой Премудрой.
Царевна Василиса щедро одарила окружающих приветливыми взглядами, помахивала своими пуховым манто и с нетерпением ждала суженого. Радости молодых не было предела, когда они, наконец, встретились. Они пустились в пляс, а совсем разомлевшая Баба Яга рыдала от счастья. Молодые подошли к вековой сосне и завели дружный лесной хоровод. Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец.
«Мы не всегда одеты от Версаче,
И не всегда нас возит «Мерседес»,
но мы решаем важные задачи,
Без нас немыслим общества прогресс
И речь такую, я друзья, трактуя,
Скажу вам всем, коллеги, не тая.
Нам не нужна профессия другая.
Горжусь я тем, что воспитатель я!
Уважаемые коллеги, на этой оптимистичной ноте, наше путешествие заканчивается, прошу занять места, мы отправляемся обратно в детский сад.
Наше уважаемое жюри огласите результаты игры.