12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Весельева Наталья Юрьевна151
Россия, Воронежская обл., Нововоронеж

Художественно – эстетическое развитие в ДОУ

Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности.

Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания. Понятия этики и эстетики в педагогическом процессе всегда тесно взаимосвязаны.

Действительно, нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», « истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умения ценить прекрасное и доброе в природе и людях.

В этом процессе велико эстетическое воздействие искусства. Оно способно возбуждать и воспитывать глубокие человеческие эмоции и чувства. Используя возможности и средства различных видов искусства, можно успешно влиять на формирование личности ребенка, с самого раннего детства вкладывая в его душу ростки прекрасного и доброго, развивая его воображение, фантазию, пробуждая стремление к творчеству.

Эстетическое воспитание - целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её.

Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству.

Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть и составляет предмет художественного воспитания.

Художественное воспитание пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально – творческое начало.

Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно – творческой деятельности и самостоятельности детей.

Хоровое пение, народные танцы, игра на музыкальных инструментах, сочинение песен, стихов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифуют исполнительские навыки, становятся содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.

Основная цель педагогического коллектива ДОУ – развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

Развитие творческого потенциала происходит по четырем направлениям :

1. Эстетическое восприятие мира природы;

2. Эстетическое восприятие социального мира;

3. Художественное восприятие произведений искусства;

4. Художественно – изобразительная деятельность.

Каждое из направлений реализует определенные задачи:

Эстетическое

восприятие мира

природы

Эстетическое восприятие социального мира

Художественное восприятие произведений искусства

Художественно – изобразительная деятельность

1. Развивать интерес и умение наблюдать за живой и неживой природой.


2. Воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы, любовь к природе, основы экологической культуры.


3. Подводить к умению одухотворять природу, представлять себя в роли животного, растения, передавать его облик, характер, настроение.

1. Воспитывать интерес, уважение к людям, которые трудятся на благо других людей.


2. Формировать знания о Родине, знакомить с ближайшим окружением, учить любоваться красотой окружающих предметов, знакомить с изменениями, происходящими в окружающем мире..


3. Воспитывать предметное отношение к предметам рукотворного мира, учить выделять особенности строения предметов, их свойства и качества, назначение.


4. Развивать эмоциональный отклик на человеческие взаимоотношения, поступки.

1. Развивать эстетическое восприятие, умение понимать и сравнивать содержание произведений искусства.


2. Воспитывать эмоциональный отклик на отраженные в произведениях искусства поступки, события, соотносить со своими представлениями о красивом, радостном, печальном.


3. Развивать представления об архитектуре, формировать чувство цвета, гармонии, симметрии, формы, ритма.


4. Знакомить с произведениями искусства, знать, для чего создаются красивые вещи, содействовать эмоциональному общению

1. Развивать устойчивый интерес к разным видам изобразительной деятельности, учить использовать в изодеятельности разнообразные изобразительные материалы.

2. Учить создавать художественный образ, изображать себя в общении с близкими, животными, растениями, отражать общественные события.

3. Учить отражать свои впечатления от окружающего мира в продуктивной деятельности, придумывать, фантазировать, экспериментировать.

4. Развивать художественное творчество детей, учить передовать животных и человека в движении.

Для получения ожидаемых результатов в нашем дошкольном учреждении создана система работы по художественно – эстетическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

Обновление содержания образования (выбор программ и технологий);

Создание условий для эстетического воспитания:

кадровое обеспечение;

учебно – методическое обеспечение;

создание учебно – развивающей среды.

Организация учебно – воспитательного процесса (работа с детьми и родителями);

Координация работы с другими учреждениями и организациями.

Такая система работы предполагает тесное сотрудничество воспитателей, всех специалистов ДОУ (музыкального руководителя, воспитателя, педагога дополнительного образования, психолога), заведующего детским садом, методиста, старшего воспитателя. Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно – эстетического образования. Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно – воспитательного процесса.

Работа в детском саду строится в соответствии с требованиями комплексной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в сочетании с парциальными программами:

 «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры» (автор О.Л. Князева);

Программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (автор И.А. Лыкова);

«Я – Ты – Мы» социально – эмоциональное развитие дошкольников (автор О.Л. Князева);

«Музыка и движение» (автор С.И. Бекина);

Программа по ритмической пластике «Ритмическая мозаика» А.И. Буренина;

«Вокально – хоровая работа в детском саду» (автор М.Ю. Картушина);

«Театрализованные занятия в детском саду» (автор М. Д. Маханева). 

Одним из важных условий реализации системы художественно – эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно – развивающей среды.

Каждая группа детского сада эстетически оформлена и имеет театральные уголки с разными видами театра, игровые уголки и уголки детского творчества, центры искусства. Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки рисунков, фотографий, поделок из природного и бросового материала.

Для развития музыкальных способностей имеется музыкальный зал, оборудованный современной аппаратурой, мультимедийная установка, костюмерная с театральным реквизитом.

Для развития художественного творчества детей в ДОУ организована изостудия, в которой дети занимаются продуктивными видами деятельности, знакомятся с произведениями искусства, готовят выставки.

Созданная предметно – развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.

Для успешного освоения программ по художественно – эстетическому развитию необходимо грамотно организовать педагогический процесс.

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие. Строится в ДОУ в трех направлениях:

 Специально организованная деятельность;

Совместная деятельность педагогов и детей;

Самостоятельная деятельность детей. 

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:

Групповая и подгрупповая форма образовательной деятельности,

Дидактические игры и подвижные игры,

Игры – драматизации, театрализованные представления и кукольные театры с участием детей, педагогов и родителей,

Праздники, досуги и развлечения,

Наблюдения, опыты, прогулки и экскурсии,

Выставки народно – декоративного искусства, детского рисунка, художественной литературы, народных инструментов.

Знания, полученные на мероприятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников.

В ДОУ организована работа по предоставлению дополнительных услуг:

Кружок по изобразительной деятельности и ручному труду «Смешарики».

В дошкольном учреждении создан учебно – методический комплект:

Программа развития по приоритетному направлению;

Программы художественно – эстетического воспитания и методические рекомендации;

Пособия и дидактический материал для художественно – эстетического развития детей;

Перспективные планы по приоритетному направлению работы, организации кружковой и культурно – досуговой деятельности дошкольников;

Конспекты занятий, семинаров, консультаций, сценарии праздников и досугов.

Реализация программы творческо – эстетического развития дошкольников требует от воспитателей и специалистов постоянного совершенствования своего педагогического мастерства.

Она осуществляется в нескольких направлениях:

Повышение квалификации в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары – практикумы, консультации, открытые занятия, смотры – конкурсы, выставки.

Повышение квалификации на курсах в Воронежском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Участие в городском конкурсе «Воспитатель года»

Для осуществления полного развития и воспитания ребенка – дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.

Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника.

Поэтому в работе с родителями ставим следующие цели:

Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением.

В работе по данному направлению используем различные приемы и формы работы:

Участие в праздниках, досугах и кукольных представлениях;

Участие в выставках, конкурсах «Бумажные фантазии», «Чудо – овощи», «Лесная сказка».

Привлечение к организации и оформлению развивающей среды.

Повышение психолого – педагогической культуры родителей:

Организация и проведение семинаров – практикумов по изобразительной деятельности «Мы рисуем вместе с мамой», «Развитие мелкой моторики для всестороннего развития личности», консультаций с психологом, родительских собраний;

Педагоги оформляют папки – передвижки, подбирают специальные рекомендации, советы, статьи.

Эффективность работы по эстетическому воспитанию зависит от координации работы с другими учреждениями.

Коллектив детского сада тесно сотрудничает с СОШ № 2, Дворцом культуры, школой исскуств им.Силина.

Дети нашего сада с удовольствием принимают участие в школьных мероприятиях «Дети – детям», «Занимательная переменка», посещают исторический музей школы, встречают школьников у себя в детском саду и играют с ними в веселые игры; посетили выставку народной игрушки в «ДК» и принимают активное участие в ежегодном городском конкурсе «Мисс – Малышка».

Оценка эффективности работы по художественно – эстетическому развитию детей осуществляется с помощью педагогического мониторинга, проводимого по всем разделам.

Работа всего коллектива, акцент на художественно – эстетическом воспитании на продолжении четырех лет пребывания детей в стенах детского сада, дает свои результаты. К концу дошкольного возраста дети любят и понимают искусство. Многие из них посещают различные кружки, музыкальную школу и «Дом детского творчества».


Жизнь дошкольника полноценная и очень занимательная, по – настоящему, а не понарошку! Но только при условии, что развитие ребенка планируется и осуществляется с учетом его потребностей и возможностей, которые присущи исконно дошкольным видам деятельности. Здесь все для ребенка интересно, посильно и важно уже сегодня, а значит и потом.

Ведь тот, кто вырастет на лучших образцах национальной культуры, непременно впитает её дух. А если ещё попробует себя в разнообразных искусствах, то прежде всего подготовится к эмоциональным открытиям в мире людей и природы. Да просто привыкнет комфортно жить по общечеловеческим нормам, а не вопреки им.

Литература

ООП «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

«Приобщение детей к истокам русской национальной культуры» (автор О.Л. Князева);

Программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (автор И.А. Лыкова);

«Я – Ты – Мы» социально – эмоциональное развитие дошкольников (автор О.Л. Князева);

«Музыка и движение» (автор С.И. Бекина);

Программа по ритмической пластике «Ритмическая мозаика» А.И. Буренина;

«Вокально – хоровая работа в детском саду» (автор М.Ю. Картушина);

«Театрализованные занятия в детском саду» (автор М. Д. Маханева);


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.