12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Нелли327
Соловьева Нэлли Михайловна
Россия, Челябинская обл., Челябинск
Материал размещён в группе «Творческая мастерская»

Соловьева Нэлли Михайловна, педагог дополнительного образования

МБУДОД Центр детского творчества Тракторозаводского р-на

г. Челябинск

МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ НАРОДНОЙ ОБРЯДОВОЙ КУКЛЫ.

«КУКЛА-КОЗА»

Цель: научиться выполнять народную обрядовую куклу на основе традиционной технологии

Задачи:

  • познакомить обучающихся с русскими обрядами и традициями, связанными с изготовлением кукол.
  • воспитывать интерес и уважение к культурному наследию России
  • содействовать развитию эстетического восприятия образца народной игрушки.
  • развивать навыки работы с различными материалами
  • обогащать творческий потенциал обучающихся

Историческая справка

С рождества до Крещения на Руси проходили святки. Они длились 12 дней (по числу месяцев года). Во время святок происходил целый комплекс особых обрядов: славление Христа, колядования, игры ряженых, гадания, игрища - молодежные празднества.

По обряду молодежь веселыми ватагами ходила от избы к избе с пением колядок - поздравительных новогодних песен. Подойдя к дому, под окном, молодежь начинала "выкликать коляду", сообщая хозяевам, что они пришли: "Пришла коляда накануне Рождества, здравствуй, хозяин с хозяюшкой!". Затем начиналось величание хозяина, хозяйки, "малых детушек-ребятушек". После величания следовало требование подарка в шуточной форме. Хозяева подавали им печенье, специально выпекавшееся в новогодние дни в каждой семье. Кончалось колядование песнями-заклинаниями.

Вечерами проходили игры ряженых. Ряженые (их могли еще называть наряженки, окрутники, шеликуны, кудесники) - наиболее важные персонажи святочной обрядности. В святочные вечера ватаги замаскированной молодежи с шумом, свистом, гамом, нарушая тишину и добропорядочность деревенской жизни, врывались в крестьянские избы, на праздничные вечеринки - "игрища". Молодежь стремилась нарядиться так, чтобы изменить свой облик, сделать себя неузнаваемыми и дурачить, веселить или пугать окружающих своим видом. Лица закрывались масками, тряпками, замазывались сажей. В народных обрядах ряженые чаще всего изображали:

1.Животных (козу, коня, тура, медведя, журавля, аиста);

2.Персонажей потустороннего мира («деда», «бабу», смерть, покойника, страшилищ и др.) или нечистой силы (черта, ведьму, русалку, кикимору, шуликунов);

3.Святых (Андрея, Люцию, Варвару, Николая, ангелов);

4.«Чужих», представителей других этнических социальных и профессиональных групп (цыгана, еврея, арапа, немца, барина, солдата, нищего, странника и тому подобное).

Ряженье сопровождалось играми, весельем, зрители иногда становились невольными участниками действий ряженых. Ряженые часто старались придать себе вид животного: приделывали рога и хвосты или носили вырезанную из дерева и обтянутую кожей голову «козы», «кобылы», «тура»; они заходили в дом на четвереньках, бодались, скакали по хате, махали хвостом и т. п. [1]

Любимый зверь для ряжения – коза. Самого смышленого из хлопцев одевали в тулуп, вывороченный на изнанку, на ноги ему одевали другой тулуп, тоже вывороченный, оба тулупа скрепляли у пояса веревкой. Лицо этой козы вымазывали сажей или надевали на него маску. На голову одевалась особого устройства шапка, к которой были прикреплены рога, сплетенные из лозы и соломы. Парень – «коза» садился верхом на дугу – так его и возили колядовщики из избы в избу. При этом коза плясала, а ее свита пела:

Где коза ходит,

Там жито родит.

Где коза хвостом,

Там жито кустом,

Где коза ногою,

Там жито копною,

Где коза рогом,

Там жито стогом. [2]

Неразлучными спутниками козы являются «дед», «цыган», «музыкант» с «песельниками». В деда выбирают тоже молодого парня, способного играть эту роль. Кроме ветхой, изорванной одежды, покрывающей деда, ему одевают на лицо маску из березовой коры, на которой красуется огромный бурак, служащий вместо носа, и длинный клок льна или пеньки вместо бороды. Дед дурачится, занимает хозяина веселым разговором, угощает его золой вместо табака. Дается представление, коза под песню поворачивается разными боками. В песне поется, что козу хотят бить. Под слова песни «ой ударил козоньку» один из толпы ударяет по рогам козу, которая падает и лежит до тех пор пока поющие не дойдут до слов «здорова стала». Тут она вдруг встает, кланяется хозяину в ноги и начинает плясать. «Умирание» и «воскрешение» Козы, символизировало круговорот времени и возрождение природы. Считалось, если к вам на святки придёт «Коза» год будет веселым и радостным.

В некоторых губерниях бытовала кукла «Коза», которая имела те же функции, что и переодевающийся в козу колядовщик. В ее основе – деревянная крестовина, а морда, рога, борода – из лыка и соломы.

Ряжение воспринималось во многих местах как дело греховное и опасное. По прошествии праздника все принимавшие участие в ряжении, должны были пройти обряд церковного очищения или искупаться в проруби, окропить себя святой водой или окурить дымом.

В наше время традиционная народная кукла возрождается и возвращается в жизнь, людьми, увлеченными и радеющими за сохранение народных традиций. Она не утратила своей красоты, тепла и способности радовать людей.

Обрядовые куклы – это куклы, которые принимали участие в обрядах, народных праздниках. С ними ходили по дворам ряженые, колядовали. По завершению обряда их сжигали, разрывали и разбрасывали по полю, топили, хоронили, или отдавали играть детям. Предлагаю Вам выполнить одну из таких кукол: куклу-козу.

Практическая часть:

Материалы для работы:

Деревянные палочки – 2 шт.

Солома

Цветная ткань (ситец, хлопок, бязь) – 12 x 24 см

Нить мулине (красного цвета)

Кружево, тесьма

Ленты цветные

Бусины, колокольчики

Ножницы

Порядок работы:

Небольшой пучок соломы (предварительно расщепленной вдоль на несколько частей и распаренной) привязать к верхнему концу длинной палочки.

Плетение «рожек»: соломины сплести в виде косичек или оплести витой плетенкой из 5 соломин.

Зафиксировать «рожки» в нужном положении и оставить до полного высыхания.

Пучок влажной соломы перегнуть пополам и завязать на палочке с рожками, формируя голову.

Палочку - руки вставить в пучок - туловище, который предварительно нужно разделить на две части, и одну из них, которая придется на грудь куклы, перегнуть. Соединить части пучка – туловища и туго связать по линии талии.

Вырезать из цветной ткани платье для куклы-козы, отделать его кружевом или тесьмой.

Одеть куклу: платье перевязать по линии талии пояском из цветных ниток. Из соломы сделать «бородку», повязать её вокруг шеи куклы. Надеть на шею колокольчик, бусы, повязать цветные ленты. Кукла готова.

Список литературы:

1. Берстенева Е.В. Кукольный сундучок [Текст] / Берстенева Е.В., Догаева Н.В. – М.: Белый город, 2010. – 112с.

2. Брудная, Л. И., Гуревич, З. М., Дмитриева, О.Л. Энциклопедия обрядов и обычаев. – М.: Респекс, 1996.

3. История празднования Нового года на Руси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bridechurch1.narod.ru/newyear.htm

4. Сайт: Куклы для души [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kukla-dusha.net/svjatochnaja-koza.htm

Опубликовано в группе «Творческая мастерская»

Комментарии (1)

Разумова В.Н., 26.03.16 в 18:23 0 Ответить Пожаловаться
Очень интересный познавательный материал. Подробный мастер-класс показывает, как изготовить куклу-козу. Здорово. Спасибо.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.