12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Коноплева Лариса Александровна530
Работаю учителем начальных классов . Стаж работы 30 лет. Имею высшую квалификационную категорию.
Россия, Кировская обл., Яранск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Мастер-класс «Приёмы смыслового чтения при работе над произведением Евгения Львовича Шварца «Сказка о потерянном времени».

Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать всех, кто собрался в этом зале.

слайд Прочитайте стихотворение.

Потеряла Аленушка ключ.

На опушке искала – не видно.

Вдруг журчащий увидела ключ,

Да не этот ей нужен, как видно.

- Почему Аленушке был нужен не этот ключ? (Значение слова было другое, не ключ-родник, бьющий из-под земли)

- Что вы можете сказать про слово «ключ»? (многозначное слово)

- Что зависит от значения слова? (От значения слова зависит смысл прочитанного.)

- Значит как надо читать текст? (осмысленно)

слайд - тема мастер-класса «Приёмы смыслового чтения при работе над произведением Евгения Львовича Шварца «Сказка о потерянном времени».

Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.

Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на самоопределение значение слова «чтение». Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Во ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения. Чтение - это прежде всего текст. Тексты могут быть разных типов и стилей.

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.

Путь и программа действий чтеца называются стратегией чтения.

Стратегия смыслового чтение представляет собой

    Поиск информации и понимание прочитанного.

    Понимание и интерпретация.

    Оценка информации.

Ученые установили, что на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые остальные факторы.

Наиболее благоприятным периодом для развития смыслового восприятия считается младший школьный возраст. Именно в этот период закладывается так называемое «умение учиться», одной из основ которого является работа с книгой. Приёмов работы с текстом, направленных на усвоение содержания прочитанного очень много, они могут использоваться как в комплексе, так и в отдельности. Это зависит от целей урока, уровня подготовки учащихся, содержания материала и т.д.

Я хочу представить вашему вниманию некоторые фрагменты урока по теме «Сказка о потерянном времени » Евгения Шварца, где использовались разные приёмы работы с текстом. Так как сказка большая по содержанию, работа с текстом проводилась несколько уроков.

Слайд На 1этапе работы с текстом я использовала Приём «Кластер».

Предлагаю вам вспомнить материал, что вы знаете о сказках и составить кластер.

( Всё напечатано для учителей - кластер без записей )

-Скажите, на какие группы делятся сказки? (народная, литературная)
-Какие знаете виды сказок? ( бытовая, волшебная, о животных )

-Приметы сказки: присказка, зачин, концовка, волшебные предметы, троекратный повтор, магические числа, добро побеждает зло, устаревшие слова.

Определили с каким жанром будем работать.

Слайд Приём «Антиципация ( Всё напечатано для учителей - кластер без записей )

    Для того, чтобы узнать фамилию писателя, с творчеством которого будем знакомиться на уроке, разгадайте шараду.

Первая буква как в слове Шар.

Середина слова – корень слова ВАРить

Заканчивается слово на букву, которая стоит в алфавите между буквами Х и Ч. (Шварц)








Слайд А сейчас рассмотрите картинку и предположите

-Может ли быть такое на самом деле?

-Может ли такое случиться в жизни?

-Хотите узнать произведение, в котором найдём ответы на поставленные вопросы.

Слайд чтобы узнать, что потеряли герои сказки, послушайте философскую загадку

Оно длиннее всего на свете – и короче. Быстрее всего – и медленнее. Самое дробное – и самое неразрывное. Его меньше всего ценят, но больше всего сожалеют о его отсутствии. Без него ничего не может быть сделано. Когда его мало, оно пожирает всех и вся без следа, а когда много – дает возможность вздохнуть спокойно. Что это? ВРЕМЯ.

Аннимация Тема:Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

Прочитайте, как звучит тема урока

Ответьте на вопросы

- Как вы думаете, можно ли время потерять?

- А вернуть?

Давайте проведём литературное расследование:  что происходит, если терять время.

На этапе Работа с текстом во время чтения


Слайд Знакомство с 1 частью сказки организовала через технологию продуктивного чтения - несплошной текст.

Ребята прослушали отрывок аудиозаписи «Сказка о потерянном времени»

(Слушали сказку до эпизода, как Петя Зубов пошёл, куда глаз глядят и отвечали на вопросы) ( Всё запись для учителей)

- Как зовут главного героя сказки? (Петя Зубов)

- В каком классе он учился? (ученика 3 класса 14 школы)

-Что говорил Петя? (Успею, во второй четверти вас догоню.)

- Согласны ли вы с тем, что он всё успеет? (Нет)

- Почему? (опаздывает на уроки, отстаёт…)

- Как вы понимаете выражение «как всегда с опозданием»? (Часто, постоянно опаздывал на уроки)

- О чём это говорит? (Он лентяй, прогульщик, бездельник, не хочет учиться)

- Почему гардеробщица тётя Наташа не узнала Петю? (Стал высокий, худой, у него охрип голос, выросла борода, усы, лицо покрылось морщинами. Не похож на Петю Зубова.)

-Смогла ли узнать его мама? (нет)

- Почему он так изменился? (Он превратился в старичка, потому что был прогульщиком и терял время напрасно)


2 часть текста стр.6-7 , предложила прочитать самостоятельно.Для осмысления использовала Приём«Ты - мне , я - тебе»

Дети, работая в паре, составляли вопросы по предложенному началу

Куда …..

О чём….

Как….

Что он…..

(Затем выходили и задавали вопросы классу)

Проверяли в классе, прослушиванием одной из пар ребят. Дополняли вопросами.

( Куда пошёл Петя?

О чём думал Петя?

Как Петя очутился в лесу?

Что он там увидел ?


3 часть сказки стр.7-10 читали по «цепочке» Используя Прием «Поиск ответа» предложила ребятам по ходу чтения пометить ответы в тексте на готовые вопросы

1.Кого увидел Петя в лесном домике? (2 мальчика и 2 девочки, злые волшебники и злые волшебницы)

2. Как звали злых волшебников? ( Сергей Владимирович, Ольга Капитоновна, Пантелей Захарович, Марфа Васильевна)

3. Что на счётах подсчитывал Сергей Владимирович? (Зачитывают отрывок,стр.7 как злые волшебники подсчитывают время, которое забрали у ребят)

4. Почему никто не заметил Петю Зубова? (Петя Зубов замер, как мышка)

5. Что шёпотом говорил Сергей Владимирович (Зачитывают отрывок,стр.9 а от любого несчастья может спастись человек)

6.Почему злые волшебники были уверены, что ребята не смогут им помешать? (Зачитывают отрывок,стр.9-10)


Слайд Для 4 части сказки стр.10-15 использовала Приём «Логическая цепочка» Прочитав текст, учащиеся получили карточки с изображением «молодых» старичков, заколдованных волшебниками и карточки ребят: Пети, Маруси, Нади, Васи.

Вам я тоже предлагаю составить такую логическую цепочку

Спрашиваю учителей?????

(Петю Зубова – ученика 3 класса 14 школы, Марусю Поспелову, ученицу 3 класса, Наденьку Соколову ученицу 3 класса и ученика 2 класса Васю Зайцева).

Давайте обобщим

- Какое несчастье объединило героев?

(Состарились бедные дети, и сами того не заметили – ведь, человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали себе злые волшебники. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята старыми  стариками.)


- В кого превратились ребята-старички в конце сказки? (Обратно превратились в ребят-учеников, чудом вернули потерянное напрасно время.)


На этапе Работа с текстом после чтения.

Организовала работу в группах.

Слайд Для проверки восприятия теста предложила 1группе найти подмену в тексте – (Приём «Найди подмену». ) Прочитайте задание 1 группы и предложите свой ответ.


Жил-был мальчик, по имени Петя Зубов. Учился он в четвёртом классе четырнадцатой школы и все время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по рисованию.

Успею! – говорил он в конце первой четверти. – Во второй вас всех догоню.

А приходила вторая – он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Все «успею» да «успею».

И вот однажды пришел Петя Зубов в школу, как всегда с опозданием. Вбежал в школу. Шлепнул портфелем по загородке и крикнул:

Тетя Наташа! Возьмите мою куртяшку!

А тетя Наташа спрашивает откуда-то из-за вешалок:

Кто меня зовет?

Это я. Петя Зубов, – отвечает мальчик.

А почему у тебя сегодня голос такой сопатый? – спрашивает тетя Наташа.


Слайд Работу 2 группы организовала через приём «Кузовок»

Зачитайте задание 2 группы и назовите свой вариант ответа.


Отметьте 5 важных действий, направленных на достижение поставленной цели, которые подходят к сказке.

Быть настойчивым, ничего не делать, быть спокойным, не опаздывать на уроки, не торопиться, верить в успех, не переживать, поддерживать друзей в трудную минуту, не стесняться попросить помощи, всему можно научиться и после школы.


Выбранные сочетания, дети складывали в кузовок , выходили к доске и доказывали классу.

Примеры ответов детей: Быть настойчивым. Ребята не хотели больше терять время понапрасну, когда превратились в стариков, поэтому решили исправить свои ошибки, они добиваются поставленной цели.

Поддерживать друзей в трудную минуту- дети искали друг друга и действовали сообща, это помогло им снова стать ребятами, они поняли свои ошибки..

не опаздывать на уроки - Петя Зубов, опаздывая на уроки превратился в старичка, верить в успех- Петя Зубов не терял надежды найти таких же ребят-старичков и ребята- старички поверили Пете Зубову, что повернув стрелки часов на 77 оборотов назад превратятся обратно в ребят.

не стесняться попросить помощи - помогали друг другу, когда искали ребят в городе, объясняя ситуацию старались друг другу помочь.


Слайд С целью анализа поступка героев сказки. 3 группа  составляла Синквейн к слову Дети-старички

Выполните задание 3 группы и зачитайте ответ.

Что составили дети (зачитать)

Дети-старички
Несерьёзные, бездельники.
Поумнели, вернули, преодолели.
Без Пети так и остались бы старичками.

Лентяи.

Слайд для проверки осознанности содержания произведения 4 группе предложила деформированный план. Приём «План» Нужно было восстановить последовательность событий в содержании сказки.

Прочитайте задание 4 группы и предложите свой ответ. Слайд(Аннимация)


Слайд Используя Приём «Найди пару» 5 группа определите главную мысль сказки. (Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.)

соберите разрезанные пословицы и выберите, какие из пословиц, подходят к главной мысли сказки.

Прочитайте задание 5 группы и предложите свой вариант ответа.

    Делу - время, а потехе - час. (Всё нужно выполнять вовремя, а после всех своих трудов можно и отдохнуть.)

    Временем кто дорожит, тот зря в постели не лежит. ( Тот, кто любит трудиться ценит время и добивается успеха.)

Кто быстро помог, тот дважды помог.(Отзывчивый человек старается помогать друзьям быстро, не откладывая дела на завтра и не перекладывая их на других.)

    Упустишь минуту — потеряешь час.( Нужно ценить любое время, даже если его мало. Даже за минуту можно совершать великие дела.)

Час от часу не легче! (Иногда приходит сложное время. Одна беда сменяется другой.)


Вывод: Итак, правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология смыслового чтения позволяет вырабатывать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Слайд Благодарю всех за сотрудничество! Желаю успехов!





















Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.