Технологическая карта урока географии в 8 классе «Природные ресурсы Урала»

2
1
Материал опубликован 8 May 2019

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Сланцовская основная общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области"

Технологическая карта урока географии 8 класс

"Природные ресурсы Урала"

                                        Подготовила:

                                                                                           учитель географии

                                                                                           Архипова Вера Владимировна

 

 

 

 

                                                                 с.Сланцы 2019 год

 

 

 

 

Предмет

География

Класс

8

Тема урока

Природные ресурсы Урала

Тип урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Цель

Сформировать представление о горных породах и минералах Урала

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

 

- познавательные

высказывать суждения, подтверждая их фактами; выявлять причинно-следственные связи

- регулятивные

уметь выделять объекты по существенным признакам, проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, иллюстративной и картографической форме

- коммуникативные

излагать собственное мнение, сформированное на основе результатов индивидуальной деятельности; уметь слышать мнение других

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I Орг. момент

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, настраиваются на урок

Самоопределение, имеют мотивацию к учебной деятельности

II Мотивация учебной деятельности

 

- настраивает обучающихся на работу, создает благоприятные условия для деятельности

Сегодня изучаем один из самых удивительных районов нашей страны.

Звучит стих

В моей земле богатства скрыты

Она и золото хранит

И рядом с медью – малахит

Железо, мрамор, родонит

Найдем в ней много по приметам

Цветных камней не только руд

Рубин сияет красным цветом

Зеленым цветом изумруд

Темны хрусталики граната

Лучисты грани хрусталя

И знаменита и богата

Уральская Земля.

- Как вы думаете о каком районе пойдет речь?

-настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке;

- принимают информацию к сведению

-ведут диалог с учителем

 

 

  личностные

-проявление интереса к поставленной   проблеме

регулятивные

- умение планировать     деятельность в соответствии с поставленной целью

коммуникативные

- вступать в речевое общение, участвовать в диалоге

III Формирование и целей урока

- О чем говорится в стихотворении?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

- Какие цели будем преследовать на уроке?

Высказывают свои мнения

Целеполагание, планирование

IV Открытие нового знания

- Александр Твардовский посвятил Уралу такие строки (чтение четверостишия в учебнике)

 

- Почему именно этот регион получил столь высокое звание: "Опорный край державы, ее добытчик и кузнец?"

 

- Урал - подземная кладовая страны, здесь найдено около одной тысячи разновидностей минералов и учтено свыше 12 тыс. месторождений полезных ископаемых. по запасам платины, асбеста, драгоценных камней, калийных солей Уралу принадлежит одно из самых первых мест в мире.

 

- Как вы думаете с чем это связано?

 

Сообщение учащегося о геологическом строении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Природные ресурсы Урала весьма разнообразны. Здесь обнаружено порядка 1000 видов минерального сырья, около 12 тыс. бассейнов полезных ископаемых. На Урале ведется добыча 48 из 55 элементов из таблицы Менделеева, имеющих большое значение для народнохозяйственного комплекса. На территории района присутствуют залежи нефти, поваренной и калийной соли, известняка, газа. Здесь присутствуют добывают бурый уголь, горючие сланцы и прочие природные ресурсы. Горы Урал богаты запасами драгоценных камней, цветного и черного металла.

 

- Основное богатство гор — руды металлов, причём руды комплексные, например, железные руды с примесью титана, ванадия и никеля, медные руды с примесью цинка, золота и серебра.

Большинство рудных месторождений находится на восточном склоне, где преобладают магматические породы. Крупные месторождения железных и сопровождающих их руд — Бакальское, Качканарское, Халиловское, Малый Куйбас.

 

- Много на Урале строительных материалов — известняка, гранита, цементного сырья.

 

- Кроме минерально-сырьевых ресурсов Урал богат лесными ресурсами. Урал входит в многолесную зону страны, по лесистости (свыше 40 %) уступает только Сибири, Дальнему Востоку и Северу европейской части страны. Преобладают хвойные леса. Основная часть лесных ресурсов расположена в средней части Урала – в Свердловской и Пермской областях. Там же можно проехать Урал, даже не заметив гор. Это самая низкогорная часть Урала.

 

- Обеспеченность водными ресурсами в разных частях Урала различная. Так, недостаточно обеспечены водой Средний и особенно Южный Урал. И хотя почвенные и агроклиматические ресурсы этих частей Урала благоприятны для занятия земледелием, частые засухи на юге мешают его развитию. Основные запасы поверхностных вод сосредоточены на западе Урала, что не совпадает с районами наибольшей концентрации промышленности.

 

- На Урале множество разнообразных природных достопримечательностей. Здесь есть горы и скалы, пещеры, реки и озера, водопады и даже фонтаны, которые привлекают в эти районы много туристов. Богатая природа Урала нашла отражение в литературе и искусстве. Лучше всего писал об уральской природе писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Урал изображали на картинах многие художники, его снимали с конца XIX века фотографы.

Слушают учителя отвечают на вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С геологическим строением.

Уральские горы находятся между двумя тектоническими структурами: Русской платформой и Западно-Сибирской плитой. От Русской равнины Урал отделен Предуральским краевым прогибом. Урал был образован в древнем палеозое - в герцинском периоде, в мезозое почти полностью был разрушен. В неогене-четвертичнгое время отдельные блоки были подняты.Потом опять выветривание. Разрушение гор раскрывало богатые месторождения полезных ископаемых, сделало их доступными для разработки.

 

 

Слушают учителя

 

Познавательные УУД

VI Физминутка

- Устали ребята? Давайте, отдохнем на берегу реки Чусовой. Эта река является притоком Камы.

-Посмотрите по сторонам. Наклонитесь над водой, моем руки, лицо. Делаем вдох и выдох.

Наш отдых закончился отправляемся дальше.

Выполняют задания учителя

 

 

- Помните сказы П.Бажова?

- В одном из своих сказов (27) Бажов пишет: "По этому поясу земли, говорят, широкая лента украшений прошла из драгоценных камней. Всякие есть, а больше сзелена, да иссиня. Изумруды, александриты, аквамарины, аметисты. А по самой середке этой хребтины двойной ряд хризолитов. Видал этот камешек? Он и зеленый и золотистый. Веселый камушек" - трудно найти более эмоциональное описание простого камня.

 

- Богат Урал драгоценными и поделочными камнями, называемыми самоцветами.

Самоцветы. Это старинное слово было введено в научный язык в качестве геологического термина в 20-х годах XX века выдающимся русским геохимиком Александром Ферсманом. Он предложил его использовать для  драгоценных камней, причём не только цветных, но и бесцветных (например, алмаз).

 

- Какие же самоцветы распространены на Урале?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение учащегося

 

 

VII Этап закрепления

- Отметьте месторождения полезных ископаемых Предуралья: каменный уголь, калийные соли, нефть; и Зауралья: железные руды, медные руды, асбест

-применяют полученные знания в новой ситуации

- участвуют во фронтальном учебном взаимодействии

- сопоставления и обсуждения результатов индивидуальной деятельности

- определение по карте территории расположения полезных ископаемых

личностные

устойчивый познавательный интерес

регулятивные

умение выполнять учебные действия в соответствии с планом

коммуникативные

умение работать в группе

предметные

использовать приобретенные знания и умения при закреплении материала

VIII Рефлексия

- совместно с учащимися подводит итог урока,

- оценивает индивидуальную деятельность каждого ученика

 

 

 

 

 

 

-Ребята! Мы сегодня узнали об Уральских горах. Подводя итоги нашему уроку давайте

проверим как же мы с вами усвоили этот материал? У каждого из вас есть тесты,

ответьте на них.

-дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения

- обмениваются мнениями

«Я хорошо усвоил, что….»

«Мне пригодятся в дальнейшем знания о ..»

личностные

- эмоционально-ценностное отношение к изучаемой теме

регулятивные

- умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью

коммуникативные

-умение осознанно использовать средства устной речи для представления результата

предметные

умение систематизировать знания по теме

IX Домашнее задание

П 38, вопрос 3, сообщение об одном из самоцветов

 

Источники:

1. Учебник: И.И.Баринова География 8 класс параграф 38

2. Учебник: В.Я.Коровина Литература 5 класс "Медной горы Хозяйка" П.Бажов

3. https://ural-resurs.su/info/299-prirodnye-resursy-urala

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Всё чётко и понятно. Спасибо, Вера Владимировна.

10 May 2019

Похожие публикации