Мастер-класс по теме «Цветок — орган бесполого и полового размножения» (10–11 класс)
Опорный лист по теме «Цветок – орган полового и бесполого размножения»
Гаметогенез у растений
DOCX / 737.47 Кб
Объяснительная записка
Данный материал подготовлен мной для лучшего усвоения довольно трудной темы для учеников 10-11 классов. После рассмотрения особенностей гаметогенеза у животных, переходим к изучению вопроса об образовании спор и гамет у растений. На данном опорном листе 4 схемы, которые логично связаны между собой. На первых двух – образование спор и гамет, а далее разбираются двойное оплодотворение и преимущества и недостатки семенного размножения. Думаю, что требуется создать ещё один лист с опорными схемами по жизненным циклам, ибо все эти знания составят единое целое. В материалах ЕГЭ есть задания по данной теме. Для успешных результатов ученикам надо усвоить и понять митоз, мейоз, а потом эти знания применить при ответе на вопросы по гаметогенезу и жизненным циклам. Считаю, что надо чётко выделить порядок чередования митоза и мейоза при гаметогенезе и спорообразовании. У животных сначала происходит митоз, потом –мейоз, а урастений мейоз, потом –митоз. Причём, в жизненном цикле мейоз происходит один раз.
Этапы работы по опорному листу
Они определены последовательностью схем. Но сначала обращаю внимание на название темы.Цветок является генеративным органом.Это укороченный видоизменённый гаметофитный побег с ограниченным ростом.Из названия темы становится ясно, что цветок является органом бесполого и полового размножения.Затем ученики по вариантам рассматривают схемы образования спор и гамет.После первого знакомства предлагаю высказаться о том, что по их мнению самое главное в этих процесса, на что надо обратить внимание (число хромосом, стадии, результаты). С помощью учителя идёт озвучивание схем, выясняется сходство и отличия процессов. В парах идёт тихое взаимное объяснение
При переходе к двойному оплодотворению ещё раз вспоминаем строение мужского и женского гаметофита. Двойному оплодотворению предшествует опыление.Вспоминаем определение, способы опыления, отличия сперматозоидов от спермиев и роль пыльцевой трубки. После этого ученики могут сами рассказать о сущности двойного оплодотворения, используя опорную схему. Приэтом снова обращаю внимание на хромосомный набор эндосперма ( у цветковых – триплоидный, у голосеменных - гаплоидный )и зародыша.
Потом предлагаю закрыть четвёртую схему, оставив только название, а после названия поставить многоточие. У учеников сразу возникает вопрос – а зачем? Наряду с семеным, есть и споровое размножение, о котором надо вспомнить.И только вспомнив его особенности, переходим к преимуществам семенного и его недостаткам.
В заключении можно предложить выяснить сходство этих двух способов размножения. Окончательную отработку этих знаний необходимо проводить после изучения жизненных циклов
Использованная литература:
Биология. Современный курс. Под редакцией А.Ф.Никитина.Сант- Петербург.СпейЛит,2008
Теремов А.В, Петросова Р.А Биология.Биологические системы и процессы.М,Мнемозина,2012
гаметогенез растений
DOCX / 797.71 Кб
Трефилова Раиса Поликарповна
Евгений Алексеевич
Вышинская Нина Ивановна
Евгений Алексеевич