12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анастасия Александровна Токарева251
Педагог ДО. Руководитель объединения "Лукошко","ЮИД".
Россия, Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр творчества детей и молодежи " рабочего поселка Солнечный Солнечного муниципального района Хабаровского края



t1616578929aa.jpg




Мастер-класс

посвящен батальному жанру в изобразительном искусстве на примере известных полотен живописцев

«Набросок сражения»



Номинация: Методическая разработка мастер-класса

духовно-нравственной, патриотической направленности




Токарева Анастасия Александровна,

педагог дополнительного образования 1КК






п. Солнечный

2021 год

Содержание

Условия мастер-класса………………………………………………….2

Пояснительная записка………………………………………………….2

План проведения мастер-класса………………………………………..3

Ход мастер-класса……………………………………………………….3

Анализ результатов мастер-класса……………………………………19

Источники………………………………………………………………22






































Условия мастер-класса


Дата: 03 февраля 2021 года

Место проведения: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр творчества детей и молодежи " Солнечного муниципального района Хабаровского края. Аудитория № 14.

Аудитория и участники: обучающиеся объединения "Лукошко"учащиеся 4-7 классов.

Мастер-класс имеет художественную направленность и помогает изучить и познакомиться с разными графическими материалами. С помощью графики учащиеся смогут выстроить объем изображаемых объектов, подправить ластиком лишние линии. Графический материал дает возможность увидеть воздушность изображаемых объектов, выделить первый план композиции.

Пояснительная записка


Цель: Научить детей делать рисунок сражения в графической технике исполнения, посредством изучения батального жанра в исторической живописи.

Задачи:

ознакомить детей с различными жанрами живописи по репродукциям известных художников(бытовой жанр, анималистический, библейский и т.д.);

показать особенности батального жанра;

способствовать духовному обогащению учащихся, развивая чувство прекрасного;

дать понятие эскиза и наброска и технических вариантов его исполнения;

научиться самостоятельно выстраивать композицию рисунка.

Оборудование, материалы и инструменты:

Репродукции известных мастеров, которые работали в жанре «Баталия».

Простые карандаши разной степени мягкости, сангина, графит, уголь, ручки, линеры, тушь.

Бумага для черчения формата А -3.

Столы и стулья.

Ноутбук, экран, проектор.


Методы организации занятия с детьми во время мастер-класса.

Словесные – беседа, объяснение, убеждение, поощрение.

Наглядные – демонстрация репродукций.

Практические (выполнение графического рисунка):

репродуктивные – выполнения графической работы, изучив и проанализировав предстоящий сюжет картины с педагогом;

самостоятельная деятельность учащихся – самостоятельный выбор темы своей работы, выполнение графической работы с помощью разных художественных материалов.

Контролирующие – наблюдение, сравнение, анализ.

Методическое обеспечение:

- презентация;

- мини-выставка графических работ на тему "Баталия" (репродукций известных художников мира).


План мастер-класса. (Приложение № 1)

Вступление. Введение в тематику мастер-класса.

Теоретический этап.

Технологическая часть. Ознакомление аудитории с бумагой и графическими материалами.

Методическая часть. Особенности преподавания графического рисунка на батальную тему.

Практический этап. Выполнение практического задания (графический рисунок).

Рефлексия.


Ход мастер-класса


1. Вступление.

Приветствие участников мастер-класса.

Введение в тематику мастер-класса.

В рамках мастер-класса педагог делится своим опытом работы. Раскрывает методику обучения детей графическим приемам в рисунке, знакомит с разнообразием материалов и способов работы с ними. Это одна из тем программного обучения в объединении «Лукошко». Выполняя работу в графическом стиле, ребята не только познакомятся с материалами и способами графического изображения, но и познакомятся с великими мастерами графики и живописи работавшими в жанре "Баталия".

Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой в обучении учащихся объединении «Лукошко».

Личностно-ориентированная, индивидуально-направленная организация образовательного процесса в объединении обусловлена спецификой творческой деятельности и таким направлением в изобразительном искусстве как графика. Возможность детям реализовать свои способности, самосовершенствоваться и достичь максимальных личностных и предметных результатов.

Характеристика педагогического творчества.

Педагог. Мои воспитанники представляют свои работы на выставках и конкурсах различного уровня: районном, краевом, всероссийском, международном. Участие детей имеет успех, многократно награждены дипломами победителей, лауреатов и призеров.

Организация образовательного процесса, системы занятий описаны в образовательной программе «Студия рисования» и "Лаборатория живописи". Освоение программы учащимися проходит в течение двух лет. Возрастной диапазон учащихся широк: от 7 до 15 лет. Итогом моей работы являются итоговые выставки, в которых очень широко представлен весь опыт работы обучающихся, работы, исполненные в разных жанрах изобразительного и декоративно прикладного творчества.

Определение проблем и перспектив в работе.

Поиск новых методик необходим для мотивации творческой деятельности детей, развития их творческого потенциала и формирования теоретических и практических навыков. Разнообразие художественных материалов и техник исполнения, методических приемов работы с детьми ориентировано на разный уровень подготовленности воспитанников, их психологических и физических данных, на потенциальные возможности учащихся.

Для чего создана эта разработка?

Данная разработка окажет помощь педагогам в выборе способа образовательной деятельности с детьми младшего и среднего школьного возраста для развития их пространственного мышления, внимательности, аккуратности при работе с графическим материалом. Позволит удовлетворить потребность детей в создании творческого продукта быстрого выполнения. Дает новый виток в духовно-нравственном развитии обучающихся. Дарит сравнительно несложный и вызывающий у детей радость результат.


2. Теоретический этап.

Технологическая часть:


Педагог. Здравствуйте дорогие ребята!

Прежде чем начать нашу работу, мы должны с вами узнать и понять, что же такое жанры в изобразительном искусстве. Жанр – вид художественных произведений, характеризующийся определенными темами (показ слайда). К жанрам изобразительного искусства относятся:

-Пейзаж – изображение природы(слайд). Бывает:

Морской или марина — это особый жанр изобразительного искусства, где основным элементом картины выступает море. Термин произошел от слова marinus (лат. «морской») и введен в употребление итальянцами. Морской пейзаж как самостоятельный вид живописи сформировался в Нидерландах в семнадцатом веке с появлением картин, где все внимание художника уделялось стихии, а корабли и люди выступали второстепенными персонажам.

t1616578929ab.jpg

Деревенский пейзаж художник воспевает единение с природой, гармоничное сосуществование человека и окружающего мира, простой и понятный сельский быт, любовь к родному краю. Парковый (усадебный) - пейзаж обжитой человеком природы, обустроенной для приятного время провождения.


t1616578929ac.jpg


Архитектурный пейзаж, демонстрирующий красоту зданий и сооружений и их фрагментов. Каменные мосты, башни и крепости, храмы и маяки становятся объектом внимания художника. Пейзажисты этого направления любят изображать исторические постройки и развалины античных городов.


t1616578929ad.jpg


Городской пейзаж или урбанизированный ландшафт— эквивалент городского ландшафта. Разница определений состоит лишь в том, что первое касается крупных урбанизированных городов, а второе — маленьких. В урбанизированный дизайн входят конфигурация встроенных форм и промежуточное пространство.


t1616578929ae.jpg


Пейзаж по временам года. Изображение разных времен года в разное время суток. В композиции работ делается акцент на красоту окружающей природы, и ее неповторимость. Особое внимание уделяется силе стихии.


t1616578929af.jpg


-Натюрморт- (от фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.


t1616578929ag.jpg


-Портрет – изображение человека или группы людей.


t1616578929ah.jpg


-Анималистический жанр– изображение животных.


t1616578929ai.jpg


- Бытовой жанр- изображение жизни людей. 


t1616578929aj.jpg


- Батальный жанр – изображение военных действий, великих полководцев и правителей.


t1616578929ak.jpg


- Сказочно-былинный жанр– изображение сказочных героев. 


t1616578929al.gif





- Исторический жанр– изображение исторических событий. 


t1616578929am.jpg


В презентации вам были широко представлены все классические жанры в изобразительном искусстве на примере известных полотен, которые хранятся в национальных музеях всего мира. Далее мы подробно разберем и рассмотрим репродукции именно батального жанра и, составив свою картину сражения, изобразим в графической технике на бумаге.


Что же такое –«Баталия»?

Бата́льный жанр (от фр. bataille — битва) —жанр изобразительного искусства, посвящённый темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. Батальный жанр иногда рассматривается как подвид исторического, поскольку художники обращаются к реальным событиям (Куликовская битва, Ледовое побоище, Великая отечественная война и.т.д).Нередко на картинах появляются известные персонажи: монархи, полководцы, герои (Александр Невский, Наполеон, полководец Суворов и.т.д.). Но всё-таки лучше говорить о жанровом пересечении, поскольку военная тематика не исчерпывается боями, происходившими в реальности. Ведь между боями бывают и минуты отдыха и время, чтобы отдышаться и может быть подготовиться к новым боям и сражениям.

Батально-историческая тематика традиционно считалась сложной и очень затратной, что обеспечивало художникам-баталистам стабильность госзаказов. Для таких работ характерны: героический пафос; воспевание побед; обращение к идеалам патриотизма и самопожертвования.

Как правило, батально-исторические картины поддерживают авторитет правящей власти, главы государства, династии. С ростом национального самосознания усиливаются патриотические идеи.

Есть работы, в которых отражена трагика войн, их разрушительный характер. А есть работы, автор которых превозносит великих полководцев и завоевателей.


Наша цель, изучив несколько полотен известных всему миру мастеров и живописцев изобразить свое сражение в графическом стиле.


Материал, который нам понадобится, очень широко используется в графике. (Приложение № 2) К графическим техникам относятся: графитный, цветной или «итальянский» карандаш, пастель, восковые мелки, фломастеры и др. рисующие материалы; также тушь, перо, палочка; реже - акварель, гуашь, те. техники, которые многие «музейщики» и реставраторы относят к графическим. Материалы, которыми выполняется графическая работа, являются и техникой. Обычно под произведением указывается техника (например, бумага, пастель).

 Рисунок  демонстрирует характер, темперамент, настроение художника. Язык графики основан главным образом, на выразительных возможностях линии, штриха, пятна (иногда цветового), фона основы (обычного листа бумаги – белой или тонированной) с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение. Не смотря на то, что цвет в графике имеет большое значение, но используется всё же более ограничено, чем в живописи. Графика тяготеет к монохромности, чаще всего извлекая художественную выразительность из сочетания двух цветов: белого (либо другого оттенка основы) и чёрного (или какого либо другого цвета красящего пигмента.)

Способы нанесения графического материала нам широко известны, но мы повторим их для того чтобы определиться с выбором и способом. Простыми и цветными карандашами, я думаю, могут рисовать многие, а вот сангину, уголь, сепию и соус можно растирать пальчиками для достижения эффекта воздушности и получения объемного пространства. Поэтому выбирая материал, необходимо хорошо продумать будущий эскиз, композицию и материал.

Для начала разберем с вами каждую картину и побеседуем о сюжете. (Приложение № 3)


t1616578929an.jpg


Александр Дейнека «Оборона Севастополя».


Историческая значимость полотна «Оборона Севастополя» для нашего культурного наследия имеет огромное историческое значение. В феврале 1942 года художник А. Дейнека вместе со своим другом Г. Нисским уехал в район боевых действий под Юхнов. Они мчались на попутных машинах, обгоняя боевую технику и маршевую роту, по земле, только что освобожденной от врага. Повсюду виднелись следы тяжелых сражений (траншеи, окопы, воронки от бомб и снарядов).

А. Дейнека на ходу рисовал быстрыми меткими штрихами, схватывая лишь главные контуры внезапно возникавших тут и там явлений (пепелища сожженных деревень, взорванные мосты, поезда, тема погибших). Эти фронтовые зарисовки стали предпосылками для картины «Оборона  Севастополя».

t1616578929ao.jpg


Жак Луи Давид. "Бонапард на перевале Сен-Бернар"

Произведение писалось уже в те времена, когда Наполеон был у власти как первый консул Французской республики, в силу чего портрет генерала сильно идеализирован, а композиция его предельно театрализована. Иными словами, картина эта создавалась не как реалистичное изображение, а ради того, чтобы представить руководителя страны как романтического героя. Романтическую приподнятость придаёт полотну, композиция которого смело развёрнута по диагонали, природный фон: конь вздыблен (по образу и подобию «Медного всадника»), кругом крутые горные обрывы, снега, дует сильный ветер и царит непогода. Внизу, если приглядеться, можно увидеть высеченные имена трех великих полководцев, которые проходили этой дорогой — это ГаннибалКарл Великий и сам Бонапарт. В этой работе автор явно выставляет полководца великим завоевателем. Все в этом живописном полотне говорит о мужественности и готовности вступить в бой.


t1616578929ap.jpg


Николай Кочергин «Штурм Зимнего дворца»


В советской историографии одно из ключевых событийОктябрьской революции — взятие большевиками в ночь с 25 на 26 октября 1917 года резиденции Временного правительства, располагавшейся в Зимнем дворце в Петрограде, в результате которого Временное правительство было низложено и арестовано. Штурм был осуществлён без существенных боевых действий, но под угрозой применения силы оружия. Здесь явно прослеживается движение массы людей в сторону дворца. Все они вооружены и настроены очень воинственно. Малая освещенность дает не только композиционный центр, но и иллюзию страха и ночи. Здесь стоит обратить внимание на разных людей, их позы и одежду.

t1616578929aq.jpg


Ри Чан Хок «Весть из родного дома в деревне»

В солдатских буднях скоростного боя тоже бывают минуты отдыха. Вот и на этом полотне китайский художник изобразил счастливых солдат получивших хорошие вести из родного дома. Ведь ничего так не радует солдата, как письма с родины от своих жен и родителей. Скоро будут еще бои, но здесь и сейчас есть минутка для радости и мысли о том, что еще живы, и как там будет дальше, никто не знает, поэтому есть минутка еще раз обрадоваться этой жизни и радостной вести из дома.


t1616578929ar.jpg


Валентин Серов «Ледовое побоище»


Битва на Чудском озере, вошедшая в историю под названием «Ледовое побоище», началась рано утром 5 апреля 1242 года. На восходе солнца, заметив небольшой отряд русских стрелков, рыцарская «свинья» устремилась на него. Стрелки приняли на себя основной удар бронированного рыцарского клина и мужественным сопротивлением заметно расстроили его продвижение. Но все-таки рыцарям удалось прорвать оборонительные порядки русского отряда. Завязалась ожесточенная рукопашная схватка.

Ледовое побоище имело для Руси большое стратегическое значение. Ливонский Орден запросил мира, который был заключен на условиях, продиктованных русскими. Орденские послы торжественно отреклись от всех посягательств на русские земли, которые были временно захвачены орденом. Движение на Русь западных захватчиков было остановлено. Западные рубежи Руси, установленные после Ледового побоища, продержались целые столетия.

В этой работе стоит обратить внимание на два разных народа, вступивших в схватку. Отличаются оружие и одежда воинов.


Рассмотрев и изучив эти великие полотна, мы с вами постараемся изобразить в эскизной форме свое сражение. Выбрав необходимый материал,мы начинаем думать над идеей нашего будущего творения.


Методическая часть включает особенности преподавания данной технологии на занятиях с детьми.

Особое внимание необходимо обратить на следующие аспекты:

Возрастная группа обучаемых с учетом сложности выполнения изделия, требований техники безопасности.

Возрастной диапазон учащихся:10-13лет.

Проводится повторение правил соблюдения техники безопасности с обучающимися. (Приложение № 4)

Организация занятий по изобразительному искусству в детском коллективе:

Определение цели и задач занятия.

Развитие практических навыков учащихся и ознакомление с техникой в графическом изображении.

Развитие творческого потенциала учащихся.

Ознакомление с материалом.

Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться.

Форма работы с детьми: индивидуальная.

Мотивирование детей на новый вид деятельности.

Рассказ педагога о проекте занятия, ознакомление детей с поэтапной последовательностью работы.

Демонстрация репродукция и рассказ об истории написания каждого полотна.

Проведения инструктажа по безопасности труда.

Творческая работа детей над будущей картиной и создание своего эскиза.

Демонстрация результатов детской работы в форме выставки.

Подведение итогов работы детей в виде Конкурса.

Краткая характеристика результативности образовательного процесса.

Данный вид деятельности является материально-затратным.

Обоснование выбора материала и инструментов при работе с детьми:

доступность,

соответствие санитарно-техническим нормам.

Хронометраж творческой работы детей: сколько времени в среднем занимает выполнение рисунка в графическом жанре. 10-13 лет – 25 минут.

Особенности личностно-ориентированного обучения детей в данной технологии. Достижение определенного уровня развития личностных качеств детей. Развитие и отработка теоретических и практических навыков у обучающихся.

Внимательность.

Пространственное воображение.

Работа с графическим материалом.

Самореализация быстрого действия.

Творческая самореализация и самовыражение.


Технологическая и методическая части мастер-класса не имеют резкого разделения. Освещение методических аспектов и особенностей работы с детским коллективом производится совместно с демонстрацией репродукций, художественных и технологических приемов.


3. Практический этап.

На данном этапе дети под руководством педагога продумывают композицию будущей работы и делают набросок материалом, который они выбрали. Для первоначального эскиза, если выбор остановился на простых карандашах потребуется твердые карандаши с обозначение Т, 2Т, Н, 2Н.

На бумаге сразу обозначается композиционный центр, то есть главная фигура, вокруг которой строится сюжет будущей работы.

t1616578929as.jpg


Затем строятся второстепенные фигуры или предметы, которые окружают главные действующие лица картины.

Определяется первый план, который выделяется более ярко, затем средний план и задний план. Карандаши потребуются более мягкие с обозначением М, 2М, 3М, В, 2В, 3В.

t1616578929at.jpg

Рисунок в графической манере требует аккуратности, чистых рук и внимания.

Художник всегда следит за материалом, если необходима заточка, то она выполняется ножиком, предназначенным специально для заточки. При этом соблюдая технику безопасности.

Во время работы следует время от времени отходить от своей работына 3-4 шага, и просматривать композицию работы. Если есть неточности, их сразу можно исправить. На данном этапе необходимо более точно прорисовать детали.

t1616578929au.jpg


t1616578929av.jpg

Итогом выполнения практической части становится работа, выполненная в графическом стиле на тему "Баталия".


t1616578929aw.jpg


Рефлексия. Подведение итогов.

С целью закрепления знаний, полученных в учебном процессе мастер-класса, проводится игра «Ответь на вопрос». Создаются 2 команды. Вопросы задаются командам по очереди, в случае неверного ответа, ход переходит следующей команде.

Педагог. Для начала, для порядка, загадаю я загадки:

1.Специальное помещение, музей для произведений изобразительного искусства. (Картинная галерея).

2.Она бывает длинной и короткой, толстой и тонкой, горизонтальной и вертикальной, наклонной. Прямой и кривой. Что это? ( Линия)

3.Этот предмет, необходимый для уроков изобразительного искусства, имеет маркировку: Т,2Т,М,2М и т.д. Что это за предмет? Что означает эта маркировка? (Карандаш. Маркировка обозначает степень твердости: Т- твердый, М- мягкий, и т.п.)

4.Назовите эпоху, в которой творил гениальный художник и ученый Леонардо да Винчи. ( Эпоха Возрождения)

5.На переднем плане тень от дерева или дома выглядит ярко, контрастно, на дальнем – контраст ослабляется. Ослабляется при этом и яркость цвета. Какой закон соблюдается в данном случае? (Закон воздушной перспективы)

6.Живописные произведения, выполненные данными красками, отличает особая прозрачность красочного слоя. Назовите эти краски (Акварель)

7.Эти рисунки создаются линиями, чередованием светлых и темных пятен на белом фоне. Цвет в них вводится очень редко. Как называется этот вид изобразительного искусства? ( Графика)

8.Как называют художника, создающего рисунки к различным произведениям? ( Иллюстратор)

9.Эта краска светлеет при высыхании, на бумаге создает бархатистую поверхность. Что это за краска? ( Гуашь)

10. Нарисую я войну - дайте мне альбомный лист. Вышла битва - ну и ну! Я художник... (Баталист)

11. Натяну его на раму, нарисую панораму. Он матерчат, плотен, толст. Для картины нужен... (Холст)

- А теперь три вопроса, о простых предметах, необходимых на уроках ИЗО:

1.Как называется книга, где живут рисунки (Альбом).

2.Специальная дощечка, на которой художник смешивает краски? (Палитра)

3.Её делают из древесины, тряпичного сырья, и художнику без неё не обойтись (Бумага)

- А эти два вопроса о жанрах изобразительного искусства:

1. Как называют художника, который рисует животных? (Анималист)

2. Как называется картина, изображающая природу? (Пейзаж)

Спасибо вам, ребята, за игру!

Победа ваша ждёт вас впереди!

До новых встреч, друзья!


Учитывая пожелания аудитории, педагог рекомендует литературу, интернет-сайты для получения дополнительной информации о графике, как самостоятельной науке в Изобразительном творчестве, великих мастерах-художниках всего мира.

Все участники демонстрируют выполненные рисунки, организовывается мини-выставка.

Проводится просмотр детских работ. В процессе просмотра, ребята наблюдают работы, отойдя от них на 5-6 шагов, рисунки на таком расстоянии просматриваются лучше.

Каждый из участников мастер-класса высказывает свое мнение о работах, отмечает наиболее понравившиеся.

Учащиеся обсуждают свои работы, отмечая ошибки и недоработки.

По всеобщему мнению выбираются 3 работы, в которых:

наиболее удачно прорисована композиция,

хорошо показан объем всех объектов картины,

интересный сюжет.

В заключении проводится фотосъемка детских картин.


Анализ результатов мастер-класса

Данный мастер-класс показывает, что при использовании разных художественных материалов и способов их нанесения, обучающиеся:

более ясно понимают пространство в работе;

определяют разноплановость картины;

умеют выделить главное;

умеют определить композиционный центр.

Опыт практической творческой изобразительной деятельности учащихся способствует развитию таких личностных качеств детей, как усидчивость, аккуратность, стремление к завершению начатого рисунка, самостоятельность, креативность.

Мастер-класс знакомит с методическими приемами работы с детьми в направлении изучения батального жанра в живописи, в организации практической деятельности учащихся по созданию рисунка батального сюжета, техническими приемами работы с графическим материалом и бумагой.

Данный мастер-класс показывает методику завершения занятия с детьми, отражая его результат.

Рефлексивный игровой метод, подведение итогов творческой работы в форме коллективного обсуждения учат детей работать в коллективе, способствуют развитию коммуникабельности и внимательного отношения к мнению ровесников.






Выставка работ:


t1616578929ax.jpgt1616578929ay.jpg

t1616578929az.jpgt1616578929ba.jpg

t1616578929bb.jpgt1616578929bc.jpg










Список используемой литературы:

Альбомы с репродукциями русских и зарубежных художников.

Могилевцев В.А. Образцы для копирования. Учебное пособие. СПБ: 4арт, 2012.

Прокофьев, Н. И. Живопись. Техника живописи и технология живописных материалов. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство».

Сарабьянов Д.В. Стиль модерн: истоки, история, проблемы. М.: Искусство, 1989.


Интернет источники:

https://books.ifmo.ru/file/pdf/1481.pdf

https://say- hi.me/design/graphic-design/16-otlichnyx-sajtov-dlya-prodazhi-vizualnogo-iskusstva.html

https://ru.wikipedia.org/wiki /

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.