Мастер-класс "Практико-ориентированные задачи на уроках окружающего мира"

0
5
Материал опубликован 16 September в группе

Цель мастер - класса: Создать условия для формирования навыка формулирования, распознавания и выполнения практико-ориентированных заданий.

(слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Лариса Васильевна. Я учитель начальных классов МБОУ Троснянской СОШ.

Сегодня я хотела бы поделиться своим опытом использования практико-ориентированных задач на уроках окружающего мира.

Обратимся к теории.

Презентация

I этап: Знакомство с теорией:

(Слайд2)

Под практико-ориентированными задачами понимают задачи из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни, в том числе с использованием материалов краеведения, элементов производственных процессов.

Основная цель этих задач – формирование умений действовать в социально-значимой ситуации. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение практико-ориентированных задач – “окунуть” в решение “жизненной” задачи.

Решая практико-ориентированные задачи на уроках окружающего мира, тем самым мы развиваем естественнонаучную грамотность школьников. слайд 3

Практико-ориентированные задачи имеют специфическую структуру:

проблемный характер,

ситуационную формулировку,

ориентацию на комплекс применяемых умений и знаний.

и делятся на три группы (слайд 4)

Задачи, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.

Задачи, направленные на применение знаний в опыте деятельности.

Задачи, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.

1 группа: Задачи, формирующие знаниевый компонент

естественнонаучной грамотности. (слайд 5)

Этот тип заданий – самый распространенный в учебнике и рабочей тетради по курсу

«Окружающий мир». Примеры таких заданий:

- Воспроизводить по памяти, узнавать:

- Определять

- Приводить примеры

- Описывать

2 группа: Задачи, направленные на применение знаний в опыте деятельности ( слайд6)

Сравнивать, противопоставлять, классифицировать

Использовать модели

Связывать, соотносить

Интерпретировать информацию

Находить решения

Объяснять

3 группа: Задачи, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций. (слайд 7)

Умение найти и дать анализ проблемы – важное интегрированное умение, которое

включает следующие группы умений.

1. Формулировать вопрос

2. Планировать исследование

3. Делать выводы на основе полученных данных

4. Приводить доказательства и аргументы.

5. Решать нестандартные задачи.

I этап: Знакомство с задачами:

- Уважаемые коллеги, а теперь мы перейдем к более приятной части моего мастер-класса к практической, где мне понадобится ваша помочь.

(Слайд 8) При изучении темы «Гигиена человека» в 1 классе, мы знакомимся с тем, как правильно ухаживать за полостью рта. Все дети обычно уверены в том, что они умеют чистить зубы. Я предлагаю им продемонстрировать это на примере обыкновенной расчёски. Это мы сейчас проделаем вместе с вами.

Итак, участники групп готовы? Разместите вату между зубьями расчески так, как это делаю я. Ваша задача с помощью зубной щётки почистить импровизированные зубки. Возникла проблема – зубы почищены плохо. Оказывается, проблема легко решается если, изменить направление движения щётки. Таким образом, через практические действия дети приходят к верному решению.

(Слайд 9) При изучении темы «Воздух» ребята с интересом открывают его свойства. Рассмотрим на примере.

Положите ладонь на грудь и почувствуйте, как она поднимается и опускается. Почему так происходит? (потому что мы вдыхаем и выдыхаем воздух)

- Скажите что у меня в руках? А что внутри? Давайте выясним вместе. Возьмите в руки шарики и слегка надуйте их.

- Чем же они наполнились? (дышали в шарик воздухом изо рта)

В шариках тоже воздух, вот почему они такие легкие и воздушные!

- Шары разные по размеру, форме.

- Почему? (Размер зависит от количества воздуха в шаре).

- А форма? (А форма шара от воздуха не зависит).

Вывод: воздух не имеет формы, он принимает форму того предмета, в котором находится.

- А сейчас осторожно выпускаем воздух из шариков и подставим ладонь под струю воздуха.

- Что вы чувствуете?

- А что произойдет если шарик выпустить из рук?

- Так как воздух из шарика выходит очень быстро, то он как бы толкает шарик вверх, и тот движется вперед, так двигаются медузы, осьминоги и ракеты.

- Значит, чтобы воздух не улетел из нашего шарика, надо его завязать

- Скажите, а воздух из шарика вылетал беззвучно? Что вы слышали?

(слайд 10) Мы живем в океане звуков. Мир вокруг нас наполнен и даже, порою, переполнен звучаниями. Но благодаря им мы полнее, ярче воспринимаем окружающую действительность.

При изучении этой темы «В мире звуков» мы выясняем, а как рождаются звуки? Что такое звук? Как он получается? А поможет нам в этом прибор, который мы сами с вами изготовим. Оно наглядно нам расскажет о звуковых волнах. Для него понадобится:

консервная банка, воздушный шарик и скотч.

Ход работы:

Обрежем нижнюю часть воздушного шарика. Затем, осторожно, как можно сильнее натягиваем его на открытый верх консервной банки, закрепляем по окружности скотчем.

На примере этого аппарат смоделированного с вами сейчас можно объяснить строение уха, где шарик натянутый на банку заменяет собой барабанную перепонку. И, конечно же, это наглядная модель устройства настоящего микрофона, который есть не только у певцов, но и в каждой телефонной трубке. Можете опробовать микрофон.

А кроме того, это же получился отличный барабан! Надо только найти для него две палочки. Если подобрать несколько разных по размеру банок, то может получиться целая ударная установка.

Я предлагаю испытать наш прибор на деле. Повторить барабанную дробь, думаю многие из вас её узнали.

(Слайд 9 - 13)

При изучении темы: «Ориентирование на местности» я предлагаю детям такую задачу:
«
В лес пошли мы за грибами,

Очень весело с друзьями.

Тут грибок и там грибок

Положили в кузовок.

Мы и не заметили, как отстали от взрослых. Оглянулись: кругом лес, стоим посередине поляны.

- Ау! - закричали мы. Но никто не отозвался»

- Что делать?

- Подскажите, как же следует себя вести в такой ситуации?

(Высказывания предположений по группам: громко позвать, позвонить)

Задание для каждой группы: Составьте памятки поведения в такой ситуации для своих друзей.

ПАМЯТКА

Не паникуйте, постарайтесь вспомнить откуда вы пришли.

Позвоните в службу спасения 112 или 01.

Если вы дозвонились до спасателей и уверены, что вас ищут, лучше оставаться на одном месте.

Если ваш сотовый оказался разряженным, и приходится искать путь самостоятельно, старайтесь ориентироваться по солнцу и местным признакам

Обучение с использованием практико-ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями.

Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса. Поляна впечатлений.

У вас на столе бабочки: зелёного, красного и жёлтого цветов.

Если мастер-класс был актуален, полезен и интересен –посадите на цветок зеленую бабочку.

Если у вы заскучали - посадите желтую бабочку

Ну а если он вас совсем не тронул – посадите красную бабочку.

Вот и получилась у нас с вами летняя полянка.

Оказывается - мы можем многое!!! Все в наших руках!!!

Спасибо за внимание.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

А где слайды?

17 September

Согласна, Марина Юрьевна, мастер-класс предполагает фото.

17 September

Доброй ночи, презентацию загрузила

13 October

Добрый вечер, отдельно загружена презентация

12 October

Отдельно?!!! Это же не удобно... Лариса Васильевна, зачем такие сложности? Можно загрузить презентацию в данную работу (дополнением).

14 October