Мастер-класс "Практико-ориентированные задачи на уроках окружающего мира"
Цель мастер - класса: Создать условия для формирования навыка формулирования, распознавания и выполнения практико-ориентированных заданий.
(слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Лариса Васильевна. Я учитель начальных классов МБОУ Троснянской СОШ.
Сегодня я хотела бы поделиться своим опытом использования практико-ориентированных задач на уроках окружающего мира.
Обратимся к теории.
Презентация
I этап: Знакомство с теорией:
(Слайд2)
Под практико-ориентированными задачами понимают задачи из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни, в том числе с использованием материалов краеведения, элементов производственных процессов.
Основная цель этих задач – формирование умений действовать в социально-значимой ситуации. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение практико-ориентированных задач – “окунуть” в решение “жизненной” задачи.
Решая практико-ориентированные задачи на уроках окружающего мира, тем самым мы развиваем естественнонаучную грамотность школьников. слайд 3
Практико-ориентированные задачи имеют специфическую структуру:
проблемный характер,
ситуационную формулировку,
ориентацию на комплекс применяемых умений и знаний.
и делятся на три группы (слайд 4)
Задачи, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.
Задачи, направленные на применение знаний в опыте деятельности.
Задачи, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.
1 группа: Задачи, формирующие знаниевый компонент
естественнонаучной грамотности. (слайд 5)
Этот тип заданий – самый распространенный в учебнике и рабочей тетради по курсу
«Окружающий мир». Примеры таких заданий:
- Воспроизводить по памяти, узнавать:
- Определять
- Приводить примеры
- Описывать
2 группа: Задачи, направленные на применение знаний в опыте деятельности ( слайд6)
Сравнивать, противопоставлять, классифицировать
Использовать модели
Связывать, соотносить
Интерпретировать информацию
Находить решения
Объяснять
3 группа: Задачи, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций. (слайд 7)
Умение найти и дать анализ проблемы – важное интегрированное умение, которое
включает следующие группы умений.
1. Формулировать вопрос
2. Планировать исследование
3. Делать выводы на основе полученных данных
4. Приводить доказательства и аргументы.
5. Решать нестандартные задачи.
I этап: Знакомство с задачами:
- Уважаемые коллеги, а теперь мы перейдем к более приятной части моего мастер-класса к практической, где мне понадобится ваша помочь.
(Слайд 8) При изучении темы «Гигиена человека» в 1 классе, мы знакомимся с тем, как правильно ухаживать за полостью рта. Все дети обычно уверены в том, что они умеют чистить зубы. Я предлагаю им продемонстрировать это на примере обыкновенной расчёски. Это мы сейчас проделаем вместе с вами.
Итак, участники групп готовы? Разместите вату между зубьями расчески так, как это делаю я. Ваша задача с помощью зубной щётки почистить импровизированные зубки. Возникла проблема – зубы почищены плохо. Оказывается, проблема легко решается если, изменить направление движения щётки. Таким образом, через практические действия дети приходят к верному решению.
(Слайд 9) При изучении темы «Воздух» ребята с интересом открывают его свойства. Рассмотрим на примере.
Положите ладонь на грудь и почувствуйте, как она поднимается и опускается. Почему так происходит? (потому что мы вдыхаем и выдыхаем воздух)
- Скажите что у меня в руках? А что внутри? Давайте выясним вместе. Возьмите в руки шарики и слегка надуйте их.
- Чем же они наполнились? (дышали в шарик воздухом изо рта)
В шариках тоже воздух, вот почему они такие легкие и воздушные!
- Шары разные по размеру, форме.
- Почему? (Размер зависит от количества воздуха в шаре).
- А форма? (А форма шара от воздуха не зависит).
Вывод: воздух не имеет формы, он принимает форму того предмета, в котором находится.
- А сейчас осторожно выпускаем воздух из шариков и подставим ладонь под струю воздуха.
- Что вы чувствуете?
- А что произойдет если шарик выпустить из рук?
- Так как воздух из шарика выходит очень быстро, то он как бы толкает шарик вверх, и тот движется вперед, так двигаются медузы, осьминоги и ракеты.
- Значит, чтобы воздух не улетел из нашего шарика, надо его завязать
- Скажите, а воздух из шарика вылетал беззвучно? Что вы слышали?
(слайд 10) Мы живем в океане звуков. Мир вокруг нас наполнен и даже, порою, переполнен звучаниями. Но благодаря им мы полнее, ярче воспринимаем окружающую действительность.
При изучении этой темы «В мире звуков» мы выясняем, а как рождаются звуки? Что такое звук? Как он получается? А поможет нам в этом прибор, который мы сами с вами изготовим. Оно наглядно нам расскажет о звуковых волнах. Для него понадобится:
консервная банка, воздушный шарик и скотч.
Ход работы:
Обрежем нижнюю часть воздушного шарика. Затем, осторожно, как можно сильнее натягиваем его на открытый верх консервной банки, закрепляем по окружности скотчем.
На примере этого аппарат смоделированного с вами сейчас можно объяснить строение уха, где шарик натянутый на банку заменяет собой барабанную перепонку. И, конечно же, это наглядная модель устройства настоящего микрофона, который есть не только у певцов, но и в каждой телефонной трубке. Можете опробовать микрофон.
А кроме того, это же получился отличный барабан! Надо только найти для него две палочки. Если подобрать несколько разных по размеру банок, то может получиться целая ударная установка.
Я предлагаю испытать наш прибор на деле. Повторить барабанную дробь, думаю многие из вас её узнали.
(Слайд 9 - 13)
При изучении темы: «Ориентирование на местности» я предлагаю детям такую задачу:
«В лес пошли мы за грибами,
Очень весело с друзьями.
Тут грибок и там грибок
Положили в кузовок.
Мы и не заметили, как отстали от взрослых. Оглянулись: кругом лес, стоим посередине поляны.
- Ау! - закричали мы. Но никто не отозвался»
- Что делать?
- Подскажите, как же следует себя вести в такой ситуации?
(Высказывания предположений по группам: громко позвать, позвонить)
Задание для каждой группы: Составьте памятки поведения в такой ситуации для своих друзей.
ПАМЯТКА
Не паникуйте, постарайтесь вспомнить откуда вы пришли.
Позвоните в службу спасения 112 или 01.
Если вы дозвонились до спасателей и уверены, что вас ищут, лучше оставаться на одном месте.
Если ваш сотовый оказался разряженным, и приходится искать путь самостоятельно, старайтесь ориентироваться по солнцу и местным признакам
Обучение с использованием практико-ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями.
Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса. Поляна впечатлений.
У вас на столе бабочки: зелёного, красного и жёлтого цветов.
Если мастер-класс был актуален, полезен и интересен –посадите на цветок зеленую бабочку.
Если у вы заскучали - посадите желтую бабочку
Ну а если он вас совсем не тронул – посадите красную бабочку.
Вот и получилась у нас с вами летняя полянка.
Оказывается - мы можем многое!!! Все в наших руках!!!
Спасибо за внимание.
Горбачёва Марина Юрьевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Воробьева Лариса Васильевна
Воробьева Лариса Васильевна
Кияйкина Наталья Федоровна