Мастер-класс "Практико-ориентированные задачи на уроках окружающего мира"

0
2
Материал опубликован 16 September в группе

Цель мастер - класса: Создать условия для формирования навыка формулирования, распознавания и выполнения практико-ориентированных заданий.

(слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Лариса Васильевна. Я учитель начальных классов МБОУ Троснянской СОШ.

Сегодня я хотела бы поделиться своим опытом использования практико-ориентированных задач на уроках окружающего мира.

Обратимся к теории.

Презентация

I этап: Знакомство с теорией:

(Слайд2)

Под практико-ориентированными задачами понимают задачи из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни, в том числе с использованием материалов краеведения, элементов производственных процессов.

Основная цель этих задач – формирование умений действовать в социально-значимой ситуации. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение практико-ориентированных задач – “окунуть” в решение “жизненной” задачи.

Решая практико-ориентированные задачи на уроках окружающего мира, тем самым мы развиваем естественнонаучную грамотность школьников. слайд 3

Практико-ориентированные задачи имеют специфическую структуру:

проблемный характер,

ситуационную формулировку,

ориентацию на комплекс применяемых умений и знаний.

и делятся на три группы (слайд 4)

Задачи, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.

Задачи, направленные на применение знаний в опыте деятельности.

Задачи, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.

1 группа: Задачи, формирующие знаниевый компонент

естественнонаучной грамотности. (слайд 5)

Этот тип заданий – самый распространенный в учебнике и рабочей тетради по курсу

«Окружающий мир». Примеры таких заданий:

- Воспроизводить по памяти, узнавать:

- Определять

- Приводить примеры

- Описывать

2 группа: Задачи, направленные на применение знаний в опыте деятельности ( слайд6)

Сравнивать, противопоставлять, классифицировать

Использовать модели

Связывать, соотносить

Интерпретировать информацию

Находить решения

Объяснять

3 группа: Задачи, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций. (слайд 7)

Умение найти и дать анализ проблемы – важное интегрированное умение, которое

включает следующие группы умений.

1. Формулировать вопрос

2. Планировать исследование

3. Делать выводы на основе полученных данных

4. Приводить доказательства и аргументы.

5. Решать нестандартные задачи.

I этап: Знакомство с задачами:

- Уважаемые коллеги, а теперь мы перейдем к более приятной части моего мастер-класса к практической, где мне понадобится ваша помочь.

(Слайд 8) При изучении темы «Гигиена человека» в 1 классе, мы знакомимся с тем, как правильно ухаживать за полостью рта. Все дети обычно уверены в том, что они умеют чистить зубы. Я предлагаю им продемонстрировать это на примере обыкновенной расчёски. Это мы сейчас проделаем вместе с вами.

Итак, участники групп готовы? Разместите вату между зубьями расчески так, как это делаю я. Ваша задача с помощью зубной щётки почистить импровизированные зубки. Возникла проблема – зубы почищены плохо. Оказывается, проблема легко решается если, изменить направление движения щётки. Таким образом, через практические действия дети приходят к верному решению.

(Слайд 9) При изучении темы «Воздух» ребята с интересом открывают его свойства. Рассмотрим на примере.

Положите ладонь на грудь и почувствуйте, как она поднимается и опускается. Почему так происходит? (потому что мы вдыхаем и выдыхаем воздух)

- Скажите что у меня в руках? А что внутри? Давайте выясним вместе. Возьмите в руки шарики и слегка надуйте их.

- Чем же они наполнились? (дышали в шарик воздухом изо рта)

В шариках тоже воздух, вот почему они такие легкие и воздушные!

- Шары разные по размеру, форме.

- Почему? (Размер зависит от количества воздуха в шаре).

- А форма? (А форма шара от воздуха не зависит).

Вывод: воздух не имеет формы, он принимает форму того предмета, в котором находится.

- А сейчас осторожно выпускаем воздух из шариков и подставим ладонь под струю воздуха.

- Что вы чувствуете?

- А что произойдет если шарик выпустить из рук?

- Так как воздух из шарика выходит очень быстро, то он как бы толкает шарик вверх, и тот движется вперед, так двигаются медузы, осьминоги и ракеты.

- Значит, чтобы воздух не улетел из нашего шарика, надо его завязать

- Скажите, а воздух из шарика вылетал беззвучно? Что вы слышали?

(слайд 10) Мы живем в океане звуков. Мир вокруг нас наполнен и даже, порою, переполнен звучаниями. Но благодаря им мы полнее, ярче воспринимаем окружающую действительность.

При изучении этой темы «В мире звуков» мы выясняем, а как рождаются звуки? Что такое звук? Как он получается? А поможет нам в этом прибор, который мы сами с вами изготовим. Оно наглядно нам расскажет о звуковых волнах. Для него понадобится:

консервная банка, воздушный шарик и скотч.

Ход работы:

Обрежем нижнюю часть воздушного шарика. Затем, осторожно, как можно сильнее натягиваем его на открытый верх консервной банки, закрепляем по окружности скотчем.

На примере этого аппарат смоделированного с вами сейчас можно объяснить строение уха, где шарик натянутый на банку заменяет собой барабанную перепонку. И, конечно же, это наглядная модель устройства настоящего микрофона, который есть не только у певцов, но и в каждой телефонной трубке. Можете опробовать микрофон.

А кроме того, это же получился отличный барабан! Надо только найти для него две палочки. Если подобрать несколько разных по размеру банок, то может получиться целая ударная установка.

Я предлагаю испытать наш прибор на деле. Повторить барабанную дробь, думаю многие из вас её узнали.

(Слайд 9 - 13)

При изучении темы: «Ориентирование на местности» я предлагаю детям такую задачу:
«
В лес пошли мы за грибами,

Очень весело с друзьями.

Тут грибок и там грибок

Положили в кузовок.

Мы и не заметили, как отстали от взрослых. Оглянулись: кругом лес, стоим посередине поляны.

- Ау! - закричали мы. Но никто не отозвался»

- Что делать?

- Подскажите, как же следует себя вести в такой ситуации?

(Высказывания предположений по группам: громко позвать, позвонить)

Задание для каждой группы: Составьте памятки поведения в такой ситуации для своих друзей.

ПАМЯТКА

Не паникуйте, постарайтесь вспомнить откуда вы пришли.

Позвоните в службу спасения 112 или 01.

Если вы дозвонились до спасателей и уверены, что вас ищут, лучше оставаться на одном месте.

Если ваш сотовый оказался разряженным, и приходится искать путь самостоятельно, старайтесь ориентироваться по солнцу и местным признакам

Обучение с использованием практико-ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями.

Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса. Поляна впечатлений.

У вас на столе бабочки: зелёного, красного и жёлтого цветов.

Если мастер-класс был актуален, полезен и интересен –посадите на цветок зеленую бабочку.

Если у вы заскучали - посадите желтую бабочку

Ну а если он вас совсем не тронул – посадите красную бабочку.

Вот и получилась у нас с вами летняя полянка.

Оказывается - мы можем многое!!! Все в наших руках!!!

Спасибо за внимание.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

А где слайды?

17 September

Согласна, Марина Юрьевна, мастер-класс предполагает фото.

17 September