Мастер класс по теме «Сюжетный урок как эффективный метод решения практико-ориентированных задач»
Сюжетный урок
PPTX / 5.04 Мб
/data/files/v1645879589.pptx (Сюжетный урок)
Раздаточный материал для групп
DOCX / 363.77 Кб
/data/files/i1645879621.docx (Раздаточный материал для групп)Мастер класс по теме: «Сюжетный урок, как эффективный метод решения практико-ориентированных задач».
Добрый день уважаемые коллеги! Рада вас всех видеть на нашем семинаре, посвященном практико-ориентированным задачам.
Всем нам известно, что в последние годы проводятся многочисленные исследования качества образования, в том числе и математического. Результаты этих исследований подчеркивают значимость школьного курса математики.
Идея практико-ориентированного обучения внедряется в систему образования уже достаточно давно и большими возможностями для реализации целей такого обучения обладают задачи с практическим содержанием.
Все чаще мы сталкиваемся с вопросами от учеников: «Зачем мне это надо?», «А где мне это пригодится?». Вот тут то нам и приходится решать сюжетные задачи, требующие в своем решении опоры на жизненный опыт. Но при этом у обучающихся возникает мысль о том, что есть задачи, которые им нужны в жизни и те, которые не нужны. Для устранения подобных заблуждений необходимо использовать любую возможность на уроке и внеурочное время, чтобы показать, что это не так. Детям очень нравятся уроки с сюжетом, несущие в себе информацию, касающуюся не только математики.
Так, например, при изучении темы «Изображение дробей на координатной прямой» можно погрузиться в атмосферу олимпийского огня. Рассказать его историю и что в 2014 году в нашей области проносили факел с историческим пламенем по нашему городу и городу Благовещенск. Обсудить людей, плывших с факелом по реке Амур и дистанцию – стометровку по Амуру, расставив числа на координатной прямой, разделив 100 метров на отрезки и обыграть это. А так же рассказать про достопримечательности, мимо которых проносили олимпийский огонь. И тоже расставить их на координатной прямой под соответствующими числами.
Очень эффективно сюжетные уроки проводить при изучении новой темы с использованием постановки проблемы.
Изучая тему «Умножение десятичных дробей на натуральное число» создаем сюжет, в котором ученики узнают о продовольственных карточках и получают практическую задачу: рассчитать продукты, выдаваемые по ней на неделю. Здесь они встречаются с проблемой – не умею. Поняв необходимость в действии они сами предложат пути выхода из ситуации. А дальше предложить задачи на расчет состава реального военного хлеба и вычисления массы блокадного куска. И чтобы дети пропустили эту информацию через себя, показать кусочек черного хлеба весом 125 грамм и обсудить с ними это.
В первой части ОГЭ в 9 классе модуль «Реальная математика» содержит ряд практико-ориентированных задач, некоторые из которых может решить даже пятиклассник. А есть такие, которые можно решить только после изучения определенной темы, таких как Теорема Пифагора, например.
Эти задачи можно использовать для создания сюжетного урока. Например, представьте, что по счастливым стечениям обстоятельств вам предоставили квартиру, но в ней требуется сделать небольшой ремонт некоторых комнат, установку бытовых приборов и подключить интернет. Ремонт планируется в кухне, санузле, гостиной и спальне.
Поднимите руку те, кто начнет ремонт с кухни? (спальни? санузла? гостиной?). Объединитесь пожалуйста в группы, согласно вашему выбору. (раздать задания по поднятым рукам). У каждой группы есть задания по тем комнатам, которые вы выбрали. В течении 15 минут вам необходимо выполнить эти задания.
(после выполнения заданий) Итак, давайте обсудим результаты вашей работы. Кто начал с кухни, представьте свое решение. Со спальни? С санузла? С гостиной? (обсудить все цифры, площадь каждой комнаты, стоимость укладки плитки и паркета дешевый интернет, плиту и машинку).
Спасибо всем большое за работу. Давайте теперь все вместе посчитаем во сколько нам обойдется ремонт всех этих комнат вместе с покупками плиты и машинки. (сложить стоимость плиты, машинки, паркета и плитки). (обсудить и сделать выводы).
Таким образом можно проработать многие задачи из открытого банка ОГЭ и сделать массу сюжетных уроков по разным темам, сделав уроки более интересными и продуктивными.
Подбор практико-ориентированных задач дело не простое. Одно взять уже готовые задачи из ОГЭ, переформулировать их и сделать сюжетный урок и совсем другое – найти одну две задачи для обычного урока, чтобы показать значимость темы. В школьных учебниках таких задач почти нет, а в методических пособиях встречаются не часто и в малом количестве. Для себя мы открыли пособия из серии развития функциональной грамотности – сборники эталонных заданий, изданные в двух выпусках, каждый из которых в двух частях и тренажер «Математика на каждый день». В них достаточно много практико-ориентированных задач для 5-8 классов, которые можно использовать и для создания сюжетных уроков и для обычных уроков по разным темам.
Предлагаем вам с ними ознакомиться. (дать методические пособия для ознакомления).
Материал сборников структурирован следующим образом:
В «Стартовых заданиях» представлено две ситуации, каждая из которых содержит несколько вопросов, на которые надо ответить, внимательно прочитав текст и рассмотрев таблицы и иллюстрации.
«Обучающие задания» связаны с рассмотренными ситуациями и разделены на рубрики: «Знаете ли вы?», «Найдите ошибку», «Разные задачи». Выполняя эти задания, обучающиеся смогут понять, какие ошибки были допущены в стартовой работе, и почему это произошло. Возможно, они были недостаточно внимательны при чтении текста, упустили важную информацию, которая содержалась в рисунке или таблице. Или причина ошибки в том, что дети не освоили необходимое математическое действие, допустили вычислительную ошибку.
В «Итоговых заданиях» представлены различные ситуации, которые могут встретиться в жизни. Для успешного выполнения задания нужно внимательно прочитать текст, рассмотреть иллюстрации, познакомиться с информацией справочного характера – пояснениями к термину, формуле и пр. Обращается внимание на то, в какой форме требуется дать ответ: могут встретиться вопросы с выбором одного или нескольких ответов, задания с кратким и развёрнутым ответом, в которых нужно записать решение. Иногда нужно не просто дать ответ, но и объяснить его.
Результаты по каждому разделу ученики могут проверять самостоятельно (каждое задание по приведённым критериям) и выставлять себе соответствующие баллы, а в конце модуля попробуют составить задание самостоятельно.
Задания тренажера «Математика на каждый день» парные, их объединяет использование общей математической модели. Это дает возможность применять их как для групповой, так и для индивидуальной работы. Для выполнения заданий достаточно знания школьного курса математики 6 – 8 классов.
Вот и все, о чем мы хотели вам сегодня рассказать по нашей теме. Спасибо вам за уделенное время, успехов в работе и до свидания!