Мастер-класс "Различные формы формирующего оценивания как фактор повышения качества знаний учащихся"
Мастер-класс: «Формирующее оценивание как фактор повышения качества знаний учащихся»
Тема оценивания и его объективности не новая и остро стоит перед учителем и его учениками. Для учителя важно с помощью оценки не погасить интерес к предмету, открыть ребенку новые возможности на пути к познанию и самопознанию. Где мы встречаемся с «оцениванием»? С оцениванием мы встречаемся повсеместно. Будь то отметка или слово, но всегда ли оно одинаково влияет на наше сознание, оставляет отпечаток.
«Оценка» - этот процесс оценивания, процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями, выражающийся в развёрнутом оценочном суждении, выражается в вербальной форме.
«Отметка» - это результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащимся. То есть, это цифровое выражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности, выражается в баллах.
Конечно, Вы знаете, что формирующее оценивание — это набор практик, техник и активностей, которые помогают оценивать обучение в процессе. Учитель получает обратную связь от учеников, чтобы понять, как они воспринимают материал, и благодаря этому скорректировать программу. Ученикам формирующее оценивание помогает развивать полезные навыки: рефлексировать, работать с информацией, оценивать себя и свои успехи, проектировать своё учение и проявлять самостоятельность. Формирующее оценивание оказывается самым эффективным способом повысить образовательные достижения каждого ученика, сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении.
Предлагаю Вам выполнить следующее задание (карточка №1). Нарисуйте, пожалуйста,
цветок. Проведите взаимооценку рисунков в паре, по следующим критериям:
Наполненность листа | Полный лист – 3 балла | Лист заполнен на половину -2 балла | Лист заполнен на треть – 1 балл | «5»-8-9 баллов «4»-7-6 баллов «3»-5-4 балла «2»- менее 4 баллов |
Цветовая гамма | Более 3 цветов – 3 балла | 2-3 цвета- 2 балла | 1 цвет – 1 балл | |
Количество элементов (частей) | Более 5 частей – 3 балла | 3-4 части – 2 балла | 1-2 части- 1 балл |
Если вы учитель, легко ли вам было оценивать данную работу критериям?
Представим, что вы ученик, довольны ли вы полученной оценкой?
Вот так и наши дети, если они не принимают участие в оценивании, то им бывает сложно принять ту отметку, которую мы им поставили. Когда критерии оценивания известны, учащиеся знают и понимают, за что получена отметка. Оценивание посредством отметки, критерии которые не понятны, или мало понятны ученику, резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.
Технология формирующего оценивания предполагает определённый алгоритм взаимодействия учителя и обучающихся и состоит из девяти шагов.
Шаг 1 Спланировать образовательные результаты обучающихся по темам (на этапе разработки рабочей программы педагога). В рабочей программе педагога должны быть спланированы и распределены/сгруппированы образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные) учащихся по учебным темам.
Шаг 2 Спланировать цели урока как образовательные результаты деятельности обучающихся. Для того чтобы цель обучения была диагностируемой, она должна быть сформулирована с точки зрения деятельности ученика, а не учителя.
Шаг 3 Сформировать задачи урока (как шаги деятельности обучающихся)
Шаг 4 Сформулировать конкретные критерии оценивания деятельности обучающихся на уроке
Необходимо определить критерии оценивания решения этих задач. Критерии могут разрабатываться учителем, а могут быть созданы учителем совместно с учащимися. Учащиеся должны знать заранее критерии выполнения работы.
Шаг 5 Оценивать деятельность обучающихся по критериям
После того как критерии сформулированы, необходимо оценивать деятельность учащихся в строгом соответствии с данными критериями. Оценивать может учитель, это может быть самооценка, взаимооценка.
Шаг 6 Осуществлять обратную связь: учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – учитель
Важным условием при организации обратной связи является её обратный механизм: ученик должен получить отклик от учителя. Связь зависит от того в какой форме была проведена оценка. Если проверял учитель, то он может задать вопросы, кому непонятна, почему такая отметка? Если проверял сам ученик, узнать, сколько баллов получил ученик за работу, сверить результаты. Если была проведена взаимопроверка- то спросить, кто не согласен со своей отметкой.
Шаг 7. Откорректировать образовательный маршрут
При оценивании важно сравнивать данные результаты достижений обучающихся с предыдущим уровнем их достижений. Возможно сравнивать динамику результатов , но лучше это делать в рамках одной темы. Например, по английскому- тема прошедшего времени, по математике - свойства степеней. Но эти отметки обязательно должны где- то фиксироваться, в листах достижений, в недельных отчетах или просто на последнем листе тетради. Наблюдая за динамикой, важно понимать на каком этапе пути к достижению цели находится учащийся, чтобы скорректировать образовательный маршрут учащегося.
Перечисленные выше рекомендации помогут учителю правильно организовать включение в учебный процесс средств формирующего оценивания
Приемов ФО достаточно много. Сегодня я познакомлю Вас с теми из них, которые, на мой взгляд, являются наиболее эффективными, понятными и легко встраиваются в образовательный процесс. Уважаемые коллеги! Найдите у себя на столе карточку №2, Я уверена, что все вы без труда можете определить цель нашего мастер-класса. -Познакомиться с приемами формирующего оценивания.
Приемы ФО | ||
Перечень рассматриваемых вопросов | В начале МК (+/-) | В конце МК (+/-) |
1.Я понимаю суть приема «Двойная рефлексия» | | |
2.Я понимаю суть приема «Перевод информации» | | |
3.Я понимаю суть приема «Ассоциации» | | |
4.Я понимаю суть приема «Две звезды и желание» | | |
Рассмотрите таблицу. В ней Вы видите перечень приемов, которые мы сегодня рассмотрим. Заполните первый столбец таблицы используя знаки +/-. В конце мастер-класса мы снова к ней вернемся. Поднимите руку, кому знакомы все приемы, о которых сегодня пойдет речь. Вы работаете в данной технологии?
Цель приема «Двойная рефлексия» - определение степени выполнения поставленных на уроке задач. В разных источниках можно встретить разные названия ( например верю/не верю/знаю/не знаю). Ученики в начале урока отвечают на заранее сформулированные учителем вопросы, определяя, что они знают или умеют делать в рамках заявленной цели урока. Повторное проведение рефлексии по тем же вопросам в конце урока позволяет учителю определить степень выполнения поставленных задач урока.
Приведу вам пример использования этого приема на уроках истории. Тема Великая Отечественная война.
Великая Отечественная Война | ||
Перечень рассматриваемых вопросов | В начале темы(+/-) | В конце темы (+/-) |
Знаю, что такое план «Барбаросса» | | |
Знаю, когда началась и закончилась ВОВ. | | |
Знаю, кого называют «Маршал Победы». | | |
Знаю, когда проходил первый Парад Победы. | | |
Прием «Перевод информации».
Вы видите картинку, Ваша задача заполнить таблицу, используя информацию на картинке. Карточка № 3.
Questions | Answers |
How many people are playing with toys? | |
Who is reading the newspaper? | |
What is Paul holding in his hands? | |
Оценить мы можем по следующим критериям:
Критерии | Да/нет |
Заполнены все ячейки | |
Ячейки заполнены полностью | |
Ячейки заполнены частично | |
Учащимся предлагается преобразовать один вид информации в другой. Например, текст в таблицу, таблицу в текст, текст в картинку, график в текст и т. д. Данный вид работы выполняется в письменной форме. Цель проведения - анализ понимания материала, умения переводить один вид информации в другой, развивает функциональную грамотность, читательскую.
Следующий прием используется учителем для развития креативности, для поиска новых связей в предмете, для проверки системности знания о понятии или явлении. Этот творческий прием называется «Ассоциации». У Вас на столах лежит карточка №4. Можно работать самостоятельно, можно объединиться в пары. Поле карточки разделено на 4 части. В части слово запишите слово:____Вулкан_______. Заполните последовательно каждую часть карточки. Перед нами стоит задача оценить работу не по критериям, а выбрать наиболее креативный ответ, самый необычный. Задача не поставить отметку. Чем реже встречается ответ, тем выше будет балл. Предположим, за часто встречающийся ответ мы можем поставить один балл, за редко встречающийся 2 балла.
Термин Вулкан | образ (изображение термина) |
Определение | ассоциация/характеристика |
Есть еще один вариант работы с этим приемом. Подобрать несколько ответов к данному термину.
Для чего можно использовать бетонное кольцо?
Термин Бетонное кольцо | Идея 2 |
Идея 1 | Идея 3 |
Прием «Две звезды и желание».. Если ли у нас учителя-эксперты по проверке ОГЭ и ЕГЭ. Замечательно, если вспомнить, как мы учимся на курсах, мы проверяем работы выпускников
Предлагаю проверить работы учащихся и не оценить работы, а определить в них два положительных момента — «две звезды», кроме того, выделить один момент, который заслуживает доработки, — «желание». Данный вид оценивания может проводиться в письменной или устной форме. Мы учим оценивать 2 хороших момента и одно пожелание. Можем варьировать, менять количество моментов и желаний.
Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные. Кто проводит оценивание: учащиеся (взаимооценка). Цель проведения - анализ результатов проверки позволит определить уровень владения материалом, выявить ошибки в понимании темы, способность учащихся обобщать
Вернемся к приему «Двойная рефлексия». Ответьте на вопросы еще раз. Подумайте, достигли ли вы желаемой цели.
Цель мастер-класса: познакомиться с приемами ФО | ||
Перечень рассматриваемых вопросов | В начале МК (+/-) | В конце МК (+/-) |
1.Я понимаю суть приема «Двойная рефлексия» | | |
2. Я понимаю суть приема «Перевод информации» | | |
3.Я понимаю суть приема «Визуальные ассоциации» | | |
4.Я понимаю суть приема «Карта понятий» | | |
5. Я понимаю суть приема «Две звезды и желание» | | |
Карточка 5
Используя прием «Билет на выход» или как его еще называют « 3-2-1» Напишите 3 вещи, факта, понятия, которые Вы сегодня узнали 2 вещи, факта, понятия, которые показались интересными И 1 вопрос, который вам не понятен, и вам хотелось бы в нем разобраться. Этот вопрос поможет и нам спланировать следующую нашу с вами встречу.
Технология формирующей оценки – это механизм, который предоставляет учителю информацию, необходимую для улучшения обучения, поиска лучших методов и мотивации обучающихся к обучению. Целью данного оценивания является выявление сильных и слабых сторон ученика, использование таких техник, посредством которых будет повышаться успеваемость обучающихся. Они должны понимать, в чем испытывают затруднения, что необходимо сделать, чтобы их преодолеть и улучшить успеваемость. Главная моя задача сегодня была заинтересовать вас данной технологией, познакомить вас некоторыми приемами. Систематически применяя в своей деятельности данные техники, учителю удается получить от учеников оперативную обратную связь относительно того, как они учатся. Этот процесс должен быть обязательно положительным, потому что наша цель - воспитать успешную личность.