Статья «Инновационные формы воспитательной деятельности и дополнительного образования детей как фактор повышения качества образования»

1
0
Материал опубликован 21 July 2022 в группе

ИННООВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СТУДИИ АРТ-ДИЗАЙН МБУ ДО ДДТ


Э.А. Ольховченко, педагог дополнительного образования

МБУ ДО ДДТ с. Кочубеевского


Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Дополнительное образование детей — это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств, предоставляющее личности разнообразие возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития [2].

По сути своей основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов.

Дополнительное образование сегодня – это неотъемлемая часть современного российского образования, основными целями которого, по Концепции развития дополнительного образования, глава 3, являются: «обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию; расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования; развитие инновационного потенциала общества».

Воспитательные возможности дополнительного образования в сегодняшнее время актуальны в полной мере. Современные педагоги понимают, что знания, которые даются в школе, и те, что нужны учащимся в жизни, должны быть равноценными. Сегодняшнее молодое поколение неравнодушно к образованию и хотело бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему [3]. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому ученик действительно получает возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь. Таким образом, дополнительное образование в современной школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы: выровнять стартовые возможности развития личности ребенка; способствовать выбору его индивидуального образовательного пути; обеспечить каждому ученику ситуацию успеха; содействовать самореализации личности ребенка и педагога [1].

В структуре инновационной деятельности важную роль играет разработка форм работы. Мероприятия могут организовываться как занятия - события, ситуации в коллективе, организуемые специалистом или кем-либо, а дела – общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые самими детьми на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе [4].

Неизменной популярностью во время организации досуга каникулярного периода, пользуются тематические игровые викторины. Детям свойственно с удовольствием включаться в игру, с лёгкостью и радостью участвовать в различных состязаниях. Как правило это тематические игры – викторины «Осенний вернисаж», «Рождественские чудеса», «Весенний перезвон». Дети получают дополнительную информацию и домашнее задание - подготовить конкурс или игру, они проходили особенно увлекательно и интересно.

Детям особенно запоминаются мероприятия не традиционного характера. Так в студии «Арт – дизайн» проходила акция «Посади тюльпан», дети и педагог принесли луковицы тюльпанов и благоустраивали клумбы на территориях, прилегающих к «Дому детского творчества».

Встреча с интересным человеком – была приглашена поэтесса с. Кочубеевского Печерыженко Н. И., она прочитала свои стихи, поделилась интересными эпизодами из своей биографии. Дети поделились своими «пробами пера». Встреча и стихи оставили неизгладимый след в сердцах детей.

Проходят в студии и диспуты. Обычно это тематические дискуссии, связанные с обсуждением жанров и произведений искусства. Ребята высказывают свои мнения по заданной теме или какому-либо вопросу, потом идёт обсуждение.

Подготовка и проведение мастер – классов. Один из вариантов - педагог сам проводит мастер – класс, привлекая детей для подготовки. Другой вариант сами дети готовят и проводят собственные мастер – классы для других детей. От такой деятельности у них поднимается самооценка и приходит осознание значимости собственной деятельности. Стали уже традиционными мастер – классы для родителей. Такая форма работы является прекрасным связующим звеном между семьёй и педагогом.

Яркими и запоминающимися остаются поездки – путешествия, экскурсии. Это посещение историко – краеведческих музеев Кочубеевского района. Детская библиотека всегда с удовольствием идёт навстречу и готовит увлекательные тематические сообщения, сопровождающиеся демонстрацией литературы и просмотром презентаций. Посещая достопримечательности района и края, обучающиеся испытывают гордость за свой регион, узнают много нового и интересного, наполняются новыми впечатлениями. Очень хорошо, если по итогам мероприятия или поездки выпускается тематическая стенгазета. Совместная деятельность очень объединяет детский коллектив, раскрывает детей с разных сторон.

Защита проектов – представление опыта, в ходе которого участники демонстрируют какие - либо проекты. Это традиционная форма защиты творческих проектов выпускников. Одарённые дети представляют свои творческие достижения на районных и краевых конференциях Малой Академии наук.

Создание экспонатов – специально организованная деятельность по созданию информационного продукта для последующей демонстрации. В рамках реализации воспитательной системы в МБУ ДО ДДТ, через проект «Северный Кавказ» в течение 3 лет каждый год дети готовили декоративные панно по заданной тематике. Это были «Образы в национальных костюмах Кабардино – Балкарии», «Образы в костюмах переселенцев села Кочубеевского». Эти панно экспонировались на выставках, дети представляли их на различных мероприятиях.

Подготовка и оформление выставок – это традиционная форма отчёта детей и педагога. Форма подачи материала может быть как традиционная, так и нестандартная. Это тоже можно рассматривать как элемент воспитательной системы, потому что обучающиеся старшего возраста помогают младшим оформить свои работы. Малыши видят, куда можно стремиться, на кого равняться.

Изготовление работ для традиционного «Рождественского благотворительного аукциона» - очень важный момент в воспитании милосердия и доброты. Так же как и подготовка сувениров к 23 февраля, 9 мая, Пасхе.

Экспедиции, путешествия по достопримечательностям края  – одна из форм воспитательной системы, объединяющая детские коллективы. Если объединений едет в поездку несколько, дети знакомятся между собой и начинают дружить. Так, запоминающееся коллективное путешествие в сопровождении знатока краеведения с исследовательской целью на гору Стрижамент – яркое событие в жизнедеятельности студии «Арт – дизайн». Экскурсии – прогулки по знаковым местам Ставрополя, музеям, паркам – прекрасная форма получения новых впечатлений и заряда бодрости на долгое время.

Продуктивная (инновационная) игра – совместная деятельность по созданию информационного продукта - например, тематического творческого АРТ – объекта. Происходит обмен мнениями, демонстрация промежуточных результатов. Алгоритм продуктивной игры предполагает следующие процедуры: общий сбор-старт (постановка проблемы, объяснение правил), работа по группам, общий сбор-финиш (подведение итогов), демонстрация созданного АРТ – объекта.

Современное дополнительное образование детей объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка.


Список литературы


Борытко Н.М. Педагогические технологии/ Н. М. Борытко // Гуманитарная педагогика. Выпуск 2 - Волгоградский государственный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования – 2006. – 59 с.

Ксензова, Г.Ю. перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие / Галина Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 224с.

Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие / В. Питюков. – М.: «Гном-Пресс», Московское городское педагогическое общество, 1999. – 192 с.

Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. — М.: «Академия», 2002. — 272 с.

https://ru.wikipedia.org/Педагогические_технологии

http://www.uhlib.ru/pedagogika/pedagogika/p6.php

http://educational_technology.academic.ru/9/Педагогическая_технология

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/18.php


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации