Мастер-класс для родителей «Рисунки на песке» (Рисование песком на световых столах)
Мастер-класс для родителей
«Рисунки на песке»
Рисование песком на световых столах.
Цель: ознакомление родителей с особенностями нетрадиционной техники рисования песков на световом столе.
Задачи:
Познакомить с нетрадиционной техникой рисования песком.
Обучить родителей с некоторыми способами, приемами рисования песком на световом столе, которые используются с детьми на занятиях.
Способствовать развитию интереса к данной технике.
Обсудить возможные методы сотрудничества родителей и воспитателя.
Создать эмоционально-положительный настрой.
Ожидаемые результаты:
Расширение знаний родителей о рисовании песком, как одном из нетрадиционных способов рисования.
Формировать умение родителей взаимодействовать с песком (умение использовать основные приемы: насыпание и заполнение пространства, используя кулак, ладонь)
Также приемами рисования пальцами, ребром большого пальца, щепотью, прижимание указательным пальцем, ребром ладони)
Дать представление об использовании вспомогательных предметов в процессе рисования песком, а также трафаретов.
Формирование активной позиции родителей по отношению сотрудничества с педагогами ДОО
Получение родителями положительных эмоций от мастер-класса.
Оборудование:
Световые столы (6 штук)
Песок
Предметы: кисти малярные, пластиковые вилки, деревянные палочки, трафареты из плотного картона, шишки, мячики су-джок.
Ход мастер-класса
Приветствие.
Здравствуйте, уважаемые родители! Рада приветствовать вас на нашем мастер-классе. Занимайте свои места за световыми столами.
В первой части нашей встречи я познакомлю вас с техникой, расскажу особенности. А во второй части мастер-класса будет практическая деятельность.
Метод рисования песком на световом столе не имеет возрастных ограничений и может использоваться для работы, с детьми начиная с 2-3-летнего возраста. Для детей до 5 лет подобные занятия проводятся в течение 10 минут, с детьми старше 5 лет продолжительность занятий составляет 20 минут. Входе прорисовывания контуров предмета, слежения глазами за движением пальца по песку у ребенка постепенно складываются образы предметов, формируется эмоциональное отношение к ним.
В процессе рисования на световом столе пальцами обеих рук по песку, сопровождающееся сенсорными ощущениями, способствует активной работе, как левого, так и правого полушарий, раскрепощает и гармонизирует человека. Подсветка стола, предназначенного для рисования песком, служит адекватным раздражителем для зрительного анализатора и обеспечивает комфортные условия для работы глаза при проведении упражнений и игр, связанных с рассматриванием, поиском. При этом можно использовать цветную подсветку или разноцветные листы бумаги. Растормаживание сетчатки цветом способствует повышению остроты зрения глаза. Наиболее благоприятным для зрительной функции является зеленый цвет.
Занятия с песком могут включаться в образовательный процесс (НОД, индивидуальная работа с детьми), например, ОД: ФЭМП-ознакомление с геометрическими фигурами, ребенок их может не только увидеть, узнать, как они называются, но и самостоятельно их нарисовать, потрогать Оценив при этом размер, форму, количество и разницу. Так происходит воздействую на различные анализаторы восприятия (зрительный, слуховой, кинестетический).
Полезные свойства подобных занятий:
Рисовать песком на стекле весело и интересно. 99% детей получают заряд положительных эмоций во время работы. У метода нет особых правил. Ребенок может рисовать ладонью, одним или несколькими пальцами, создавать любые фигуры и стирать их быстро, если что-то не получилось. Отсутствие ограничений снимает эмоциональное напряжение. Дети раскованы, в меру возбуждены, чувствуют себя творцами уникального шедевра. Развивается моторика. Детсадовцам надоел пластилин, карандаши, тренировать ловкость пальчиков с помощью светового планшета и песка не менее полезно. Одновременно с моторикой развивается речь. Совершенствуется графомоторика.
Избавление от стресса. Работа с песком включается в курс психотерапии по лечению неврозов, тиков, бессонницы. Здоровые дети на занятиях тоже успокаиваются, находят душевное равновесие, забывают о неприятностях.
Уникальный метод помогает раскрыть творческий потенциал, найти себя. Ребенок проявляет фантазию, показывает скрытые способности, не боится оценки результата.
Практическая часть
Рассказ педагога из чего состоит световой стол. Какой песок используется на занятиях.
Выключается основной свет и включаем световые столы в групповом помещении. Перед началом любого занятия детям объясняются правила работы с песком:
не класть в рот, не нюхать
не разбрасывать, работать на столе
стряхивать песок с рук над столом аккуратно
после работы с песком вымыть руки
Рисование песком осуществляется несколькими способами. Сейчас я расскажу некоторые их них. Но сначала мы обязательно подготовим наши руки и пальцы к работе. Берем в руки шишку (сосновая, еловая) и начинаем катать ее по ладони, а затем по пальцам.
Вышел ежик погулять,
Затем решил покататься по дорожкам.
Покатился по большой дорожке,
Покатился по указательной дорожке
Потом по средней дорожке
Потом по безымянной
И наконец по самой маленькой дорожке.
Сегодня с вами будем рисовать «волшебный ковер».
Высыпание из кулака.
Это первый метод рисования песком своими руками, который должен освоить дошкольник. Попросите набрать материал в ладонь, сжать ее в кулак, повернуть по вертикальной оси, чтобы песчинки посыпались вниз. Объясните ребенку, что количество высыпающегося песка регулируется сжатием и расслаблением мышц кулака. Если высыпается больше песчинок, «холмик» получается плотнее и темнее. Так создаются изображения с плавным переходом от света к тени.
Делаем горизонтальные линии слева направо на расстоянии 10-15 см. Затем таким же способом насыпает вертикальные линии на таком же расстоянии.
Получается поле с квадратами.
Следующий способ. Рисование щепотью. Соединяем указательный и большой палец (как будто пинцет), набираем песок и высыпаем его в центр каждого квадрата.
Затем указательным пальцем превращаем прямые горизонтальные и вертикальные линии в волнистые.
Далее указательным пальцем придавливаем песок, насыпанный ранее в центр квадратов, слегка двигаем пальцем вперед-назад, чтобы осталась как будто серединка.
По краям ковра делаем бахрому, также прямые линии превращаем в волнистые указательным или средним пальцем.
А теперь чтобы картина была завершена нам понадобиться малярная кисть. Проводим ее ко краям стола, тем самым создаем рамку. Получится ковер в рамке. Прием отсечение лишнего, с помощью малярной кисти. Здесь можно использовать любые предметы с ровным краем, например, пластиковая карта, лопатка и др.
В итоге, у нас получился волшебный ковер. И у каждого он индивидуальный.
Это были самые простые приемы работы с песком.
Далее даем возможность родителям рисовать по своему желанию. При этом напоминаем про основные приемы.
Заключительная часть.
Рефлексия. Какие эмоции, чувства были у вас в процессе нашего мастер-класса?
Что полезно удалось узнать? Необходима ли эта работа с детьми?
Педагог благодарит родителей за встречу, за обратную связь.