Статья на тему «Дидактическое пособие "Световой планшет для рисования песком"»
Дидактическое пособие «Световой планшет для рисования песком»
Автор учитель-логопед МАДОУ д/с «Солнышко»
с.Исянгулово Акманова Н.А.
Аннотация
Дидактическое пособие «Световой планшет для рисования песком» - компактное универсальное пособие для рисования песком, предназначенное для развития мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями, способное заинтересовать и удивить ребенка, повышать тактильную чувствительность, развивать внимание, логическое мышление, воображение, память, речь, умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели.
Пособие адресовано учителям-логопедам, дефектологам, педагогам-психологам, а также родителям.
Пояснительная записка
Основной целью логопедического воздействия в детском саду является развитие всей речевой системы в целом: развитие общей речевой активности, развитие фонематического слуха, накопление словаря, развитие грамматической стороны речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие артикуляционной и мелкой моторики, связной речи и, конечно же, коррекция речевых нарушений.
А одной из задач для достижения цели является создание предметно-пространственной развивающей среды, которая должна соответствовать требованиям стандарта (П. 3., п.п. 3.3.4 Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. – 2013. – 25.11 (№ 265)) и санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Сейчас огромное количество готовых игр, дидактических пособий, но не всегда они соответствуют возможностям педагога, кабинета ( могут не устраивать размеры пособий, цена и др.). Поэтому в работе педагогов практикуется изготовление различных дидактических пособий своими руками.
Дидактическое многофункциональное компактное пособие « Световой планшет для рисования песком» предназначено для индивидуальных занятий с детьми от 4 до 7 лет и занятий с микрогруппой. Это пособие реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО.
Его использование способствует развитию у детей мелкой моторики пальцев и кистей рук, стимулирует самостоятельность и творчество детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком, гармонизирует психоэмоциональное состояние дошкольников; развивает зрительно-моторную координацию и умение свободно владеть кистями обеих рук, воспитывает художественно-эстетический вкус.
Данное пособие можно использовать в коррекционной совместной образовательной деятельности детей и педагога.
В процессе игры можно придумывать каждый раз различные образовательные ситуации, задания в игровой форме, что способствует коррекции речевых нарушений и развитию творческой познавательной активности детей. Пособие позволяет решать задачи из разных образовательных областей: развитие речи, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, а также физическое развитие.
Цель игрового пособия: Развитие познавательной, речевой, творческой деятельности дошкольников
Задачи:
способствование развитию у детей мелкой моторики пальцев и кистей рук;
стимулирование регуляции мышечного тонуса;
способствование улучшению психоэмоционального состояния дошкольников;
развитие зрительно-моторной координации и умения свободно владеть кистями обеих рук;
развитие артикуляционной моторики, фонематического слуха, диафрагмального дыхания;
способствование воспитанию художественно-эстетического вкуса.
Изготовление пособия:
Необходимые материалы для изготовления:
пластиковый контейнер для хранения пищевых продуктов размерами 38см х 25см х 20см (именно для пищевых продуктов, чтобы обеспечить безопасность пособия) ;
оргстекло прозрачное размерами 35см х 24см для световой доски для песка;
самоклеящаяся плёнка прозрачная размером больше чем оргстекло;
саморезы;
деревянные рейки размером 30 см 2 штуки и размером 20 см 2 штуки;
лампа с защитным колпачком со специальным шнуром с выключателем;
пластиковый конверт для упаковки шнура с вилкой.
Дополнительные материалы для пособия: песок разноцветный с сертификатом безопасности, разные крупы (предварительно вымытые , кроме манки, и высушенные) .
Сопутствующие материалы: мелкие игрушки .
Ход изготовления:
Снимается крышка контейнера, закрепляется лампа на дно контейнера. На одной боковой стенке контейнера делается прорезь, через которую шнур проводится наружу.
Закрепляются на боковых стенках контейнера деревянные рейки, на которые укладывается и приклеивается оргстекло. На стекло кладется белая бумага для лучшего рассеивания света, сверху прозрачной самоклеящейся пленкой закрепляется на оргстекло и стенки контейнера во избежание просеивания песка.
Закрепляется на боковой стенке, где сделан прорезь, пластиковый конверт для упаковки шнура с вилкой.
Световой планшет наполнить песком или крупой. Пособие готово к использованию.
Инструкция к использованию:
Открыть крышку, вынуть с конверта шнур, включить вилку в розетку и начать игру. Можно организовать игры и упражнения на совершенствование мелкой моторики, на развитие диафрагмального дыхания, на регуляцию мышечного тонуса, снятия напряжения с мышц пальцев рук, на развитие словаря, автоматизацию звуков, на развитие фонематических представлений, формирование слоговой структуры слова, развитие связной речи, обучение грамоте.
Источник информации:
Большебратская Э.Э. "Песочная терапия" - Петропавловск, 2010, 74с.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Игра с песком. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2015. 256 с.
http://kruchinskaya.com/risovanie-peskom-kak-sdelat-stol-dlya-peska-svoimi-rukami/ Рисование песком — как сделать стол для песка своими руками.
«Игры с песком на интерактивном комплексе «Колодец» как средство формирования речевых навыков у детей с ТНР» Н.Владмировна. https://урок.рф/library/masterklass_dlya_pedagogov_tema_igri_s_peskom_na_105117.html
Варианты игр и упражнений по использованию дидактического пособия «Световой планшет»1.
Вариант 1. Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания
________________________________
1 При подборе материалов для вариантов игр и упражнений по использованию дидактического пособия «Световой планшет» использованы игры Натальи Владмировны ( по мастер-классу учителя-логопеда МБДОУ д/с № 11 г. Новочеркасск Натальи Владмировны для педагогов «Игры с песком на интерактивном комплексе «Колодец» как средство формирования речевых навыков у детей с ТНР»). https://урок.рф/library/masterklass_dlya_pedagogov_tema_igri_s_peskom_na_105117.html
«Помоги зайцу замести следы». В песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить лису. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.
Вариант 2.Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики.
«Песочный круг». Пальцами нарисуйте с ребёнком круги: самый большой, внутри поменьше, ещё меньше – и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь предложите ребёнку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д.
Упражнение «Необыкновенные следы»:
«Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;
«Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;
«Жучки – паучки» — ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.
Вариант 3. Артикуляционные упражнения.
«Лошадка»- щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» .
«Индюки»- языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.
«Качели»- языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.
«Часики»- языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.
«Накажи непослушный язычок»- губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.
Вариант 4.Словарная работа
«Кто больше назовёт?» Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.
Вариант 5. Автоматизация звуков
«Сильный мотор»- произносить звук [Р], проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук Р . Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
«Слабый моторчик»- произносить звук [Рь], проводя мизинцем дорожку по песку.
Вариант 6. Развитие фонематических представлений
«Два замка». Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки, картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы.
Вариант 7. Формирование слоговой структуры слова
«Раздели слово на слоги». Ребёнок печатает на песке заданное слово и вертикальными полосками делит его на слоги.
Вариант 8. Развитие связной речи
«Расскажи. Домашние животные». Ребёнок берет игрушку, описывает домашнее животное. Рассказывает, какую пользу приносит хозяину.
Вариант 9. Обучение грамоте
«Назови слово». Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.
Шарандина Валентина Владимировна
Акманова Наиля Ахмадулловна
Светлана
ЛУШНИКОВА ЛАРИСА НАИЛЕВНА
Акманова Наиля Ахмадулловна