Проект: «Рисунки на песке»
Тип проекта: долгосрочный проект на 1 год.
Разработчик: воспитатель высшей квалификационной категории Каракчиева Татьяна Владимировна.
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста
Области интеграции: социально-коммуникативное, речевое развитие, художественно-эстетическое, познавательное развитие.
Вид проекта: творческий, исследовательский
Цель проекта: создание условий для развития творческих способностей детей раннего возраста путём освоения техники рисования песком на световом столе.
Задачи:
Обучение детей техническим приемам и способам изображения статичных песочных картин с учетом ритма, симметрии, ознакомление детей с особенностями песка.
Развитие зрительно-моторной координации, тактильной чувствительности;
Развитие познавательной активность детей, памяти, внимания, мышления, воображения, развитие художественно-эстетического вкуса
Побуждение речевой активности детей; умение вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями;
Развитие навыков саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний.
Участники проекта: воспитанники дома ребенка, педагог.
Возраст участников проекта: дети от 2 до 4 лет
Актуальность проекта: песочная анимация (рисование песком на стекле) прочно занимает одно из лидирующих мест в развитии творческих способностей у ребенка. Этот удивительный процесс создания картины лишь при помощи песка не оставляет никого равнодушным. Оригинальное исполнение и загадочность в создании рисунка привлекает и детей, и взрослых. Особенности такого вида творчества: во-первых, это простота. Данное занятие посильно даже очень маленьким детям, которые любят рисовать руками. У ребенка, занимающегося песочной анимацией, развивается мелкая моторика, интерес, внимание и усидчивость. Необыкновенное создание образов вызывает у детей желание безудержно творить, как творят настоящие художники. В отличие от рисования на бумаге, тут не нужна резинка или резерв чистой бумаги на случай необходимости исправления ошибок. Достаточно всего лишь разровнять песок – и можно начинать. Песочная анимация подойдет детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), а так же гиперактивным детям. Занимаясь данным видом творчества, ребенок с пользой тратит лишнюю энергию и успокаивается. В рисовании песком участвуют обе руки, поэтому оба полушария мозга работают. Занятия песочной анимацией развивают сенсорные ощущения. Упражнения благотворно влияют на эмоциональное состояние ребенка. А так как процесс рисования происходит практически в темноте, с использованием лишь подсветки снизу, создается ореол загадочности, который не оставит равнодушным даже самого капризного малыша.
Продолжительность проекта: с сентября 2018 по сентябрь 2019г.
Основные формы реализации проекта: занятия, пальчиковые игры, изготовление пособий, проведение бесед, чтение, игры.
Этапы реализации проекта:
Организационный этап
Изучение методической литературы
Прохождение курсов повышения квалификации по песочной терапии.
Подбор необходимых материалов для творческой работы детей
Основной этап
Непосредственно изобразительная деятельность детей на световом столе поэтапно:
1-й - начальный – знакомство с песком;
2-й – рисование, развитие воображения;
3-й – самостоятельное составление статических композиций на песке.
Заключительный
Составление индивидуальных фотографий песочных картин детей
Подведение итогов проекта, написание адаптированной программы по песочному рисованию с детьми раннего возраста.
Обеспечение:
-световой стол
- кварцевый песок
- материалы и инструменты
Предполагаемый результат: воспитанники
Компетенции
Дети проявляют самостоятельность и творческие навыки в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком; происходит развитие зрительно-моторной координации детей и тактильной чувствительности;
Дети умеют создавать статичные песочные картины с учетом ритма, симметрии; Развитие художественно-эстетического вкуса
Коммуникативные навыки
Получают удовольствие от совместной деятельности с взрослыми
Пользуются речью как средством общения и передачи информации
Предпосылки исследовательской деятельности
Имеют устойчивый интерес к изобразительной деятельности в нетрадиционных техниках
Самостоятельны в работе на световом столе.
Педагог: Повышается качество образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания
Продукт проектной деятельности:
Создание адаптированной программы по песочному рисованию на световом столе с детьми раннего возраста в доме ребенка «Рисунки на песке».
Создание фотовыставки с рисунками детей.