Мастер-класс с педагогами «Изучение традиций большой и малой Родины посредством использования приёма музейной педагогики «Ситуация погружения»

4
0
Материал опубликован 30 March 2023

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Спутник» города Балашова Саратовской области»


 


 


 


 


 


 

Мастер-класс с педагогами

«Изучение традиций большой и малой Родины посредством использования приема музейной педагогики «Ситуация погружения»


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Цель:

Совершенствование качества педагогической работы с детьми посредством применения эффективных методов и приемов.

 

Задачи:

Актуализировать среди педагогов проблемы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Акцентировать внимание педагогического сообщества ДОУ на ключевых моментах патриотического воспитания каждой возрастной группы, обозначенных в ФОП ДО

Создать условия для повышения профессиональной компетенции педагогов по использованию в практике нравственно-патриотического воспитания дошкольников приема музейной педагогики «Ситуация погружения»

 

 

Ход мастер-класса:

Вступительное слово мастера:

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников… Просто это или сложно? Перед нами стоит задача эффективно и увлекательно проводить работу по данному, я бы сказала, сложному направлению. Нам важно, чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превратились в пустой звук, важно чтобы у ребенка-дошкольника возник ёмкий образ Родины.

Для воспитания юных патриотов, в своей работе я использую различные технологии, формы, методы и приемы, хорошо известные в практике. Но, шагая в ногу со временем, учитывая современные требования и тенденции педагогической практики, внедряю инновационные приёмы, которые позволили добиться положительных результатов. Сегодня я предлагаю более подробно рассмотреть «метод погружения».

Коллеги, как вы понимание, что это такое - «метод погружения»? Используете ли в своей работе этот метод?

Приглашаю вас на методическое чаепитие. К самовару идей нужно каждому прикрепить полную чашечку вашего понимания технологии погружения в работе с детьми дошкольного возраста.

Соглашусь с вами, метод погружения — образовательный процесс, основанный на погружении обучающихся в реальную или виртуальную интерактивную среду, в которой они могут отработать изученные навыки в искусственно смоделированной среде или сценариях.

Реальный метод погружения – это такой метод, при котором создается обстановка, приближенная к действительности, где дошкольники могут не только увидеть и услышать, но и почувствовать, пережить данную ситуацию, понимать характер взаимодействия в ней.

Уровень эффективности метода реального погружения зависит от следующих условий:

Во-первых, от педагога зависит то, что запомнит ребенок из сообщенных ему знаний. Задача их - помочь дошкольнику понять и сохранить в своей памяти то, что является главным при использовании метода погружения. Это достигается различными методическими приемами.

Во-вторых, эффективность каждой конкретной ситуации зависит от того, какая часть может быть представлена ее зрительно. Словесный материал должен быть построен и подан таким образом, чтобы он с помощью наблюдаемых объектов и наглядных пособий превратился в сознании детей в зрительные впечатления. Это должно быть методически продумано, спланировано и обеспечено в ходе подготовки метода погружения.

В-третьих, методика погружения не должна ограничиваться показом объектов и зрительным восприятием. Методику следует ориентировать на активное участие в процессе восприятия органов чувств. Необходимо расширить действенность предметами, которые необходимы для данной темы погружения, при посредстве которых ребенок осуществляет свои связи с окружающим миром.

Виртуальный метод погружения - это организационная форма работы, отличающаяся от реального приема погружения и виртуальным отображением реально существующих объектов.  Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.

Виртуальный метод погружения позволяет остановить показ в тот момент, когда возникает потребность обдумать увиденное. В виртуальном методе погружения легче объединить восприятие нового материала. Процесс обучения становится более живым и непосредственным.

Преимущества виртуального метода погружения:

1. Нет границ, что позволяет посетить необходимые места, не покидая здания детского сада

2. Дает возможность неоднократно повторять материал в нужном темпе, улучшает качество образовательного процесса

3. Погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести занятие по выбранной теме, используя метод погружения.

4. Наглядность. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

5. Наличие интерактивных заданий способствует закреплению знаний, в том числе и по современным компьютерным технологиям.

Виртуальный метод погружения, как форма работы, помогает:

Разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс;

Реализовать принципы наглядности и научности обучения

Развивать наблюдательность, навыки самостоятельной работы у дошкольников

Развивать познавательный интерес и деятельность дошкольников

Повышать компетентность педагогов ДОУ.

Наиболее важными этапами при создании реального и виртуального метода погружения являются:

выбор темы;

постановка цели и задач;

изучение литературы по данному вопросу;

отбор и изучение объектов;

подготовка текста (комментарий);

проведение метода погружения;

- итоговая беседа;

Заканчиваем метод погружения итоговым обсуждением, в ходе которого вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями.

Метод погружения подходит для работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.

Коллеги, предлагаю Вам обратить внимание на экран.

(Показ виртуального метода погружения – видео «Народные гуляния»)

Вы просмотрели видео с использованием виртуального метода погружения «Народные гуляния». Цель, которую поставила перед собой – дать детям первоначальное представление о народных праздниках, истории и жизни русского народа; приобщение детей к традициям народных праздников. Воспитывать любовь и уважение к русским традициям.

Коллеги, а как вы считаете, какой метод эффективнее: реальный и виртуальный?

Наверное, в зависимости от темы, ситуации или возможностей, каждый педагог сам должен выбрать метод погружения.

Но все – таки, как и многим коллегам, мне кажется, что реальный метод погружения наиболее эффективнее, т.к. ребенок может почувствовать, пережить, окунуться в данную ситуацию, среду, явление и т.д.

Итак, виртуальный метод погружения мы рассмотрели. Предлагаю вам погрузится в реальный.

(Звучит музыка, открывается занавес, на столе лежат предметы для игры)

Посмотрите, настоящая ярмарка

Ай, да ярмарка удалая

Веселая, озорная

Приглашает всех сюда

Полюбуйтесь господа!!!

Смелее пройдите, ярмарки дары рассмотрите!

 

Мастер. Первый этап – создание ситуации погружения, нами рассмотрен. Мною предложен вариант приема посещения ярмарки и введение в совместную деятельность.

Далее, коллеги, предлагаю вам самостоятельно организовать реальный метод погружения, используя предметы на столах и решить определенные задачи патриотического воспитания относительно ваших возрастных групп. Для этого, вам необходимо разделиться, ориентируясь на цвет ваших приглашений (одинаковые цвета, выдаются заранее при приглашении на мастер-класс)

Патриотическое воспитание включено в основу реализации ООП МДОУ начиная с раннего возраста. Кстати, во вступающей с 1 сентября в силу ФОП патриотическому воспитанию дошкольников уделяется особое внимание. Ее целью является всестороннее развитие и воспитание ребенка в период дошкольного возраста на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.

Коллеги, подгруппы раннего возраста, что бы вы могли предложить ребятам узнать на ярмарке?

(Педагоги подгруппы после раннего возраста предлагают свою форму работы)

Не могу не согласиться, знакомство с матрешкой, как народной игрушкой и символом Родины основы, истоки патриотизма для групп раннего дошкольного возраста. Могу рекомендовать показать разнообразие матрешек в росписи, осуществлять индивидуальный подход к детям используя матрешки с различным количеством вкладышей и т.п.

Коллеги ваше мнение?

В ФОП патриотическое воспитание детей раннего возраста подразумевает следующее: создать условия для получения ребенком первичного опыта социального взаимодействия (что можно делать, чего делать нельзя; здороваться, отвечать на приветствие взрослого, благодарить; выполнять просьбу воспитателя). В возрасте детей от двух до трех лет воспитатель поддерживает у них желание познакомиться со сверстником, узнать его имя, используя приемы поощрения и одобрения.

Вижу, готова презентация форм патриотического воспитания в средней группе, в условиях метода погружения на ярмарку.

(Педагоги подгруппы среднего возраста предлагают свою форму работы)

Коллеги, начиная со среднего дошкольного возраста, возможно использовать более разнообразные формы организации детской деятельности– подвижные, дидактические игры, творческие мастерские, беседы, игры-исследования, проблемные ситуации, выставочные студии и тп. Виктория Викторовна использует в своей работе технологию музейной педагогики, поэтому для нее деятельность с методом погружения особенно актуальна. Поделитесь идеями?

Хочу обратить ваше внимание на задачи нравственно-патриотического воспитания данной возрастной группы, указанные в ФОП: обогатить представления детей о действиях и поступках людей, в которых проявляются доброе отношение и забота о членах семьи, близком окружении, о животных, растениях; знакомит с произведениями, отражающими отношения между членами семьи. 

У нас остался старший дошкольный возраст. Какую форму работы в данной среде погружения выбрали вы?

(Педагоги подгруппы старшего возраста предлагают свою форму работы)

Старший дошкольный возраст – синзетивный период разностороннего и гармоничного развития детей. Деятельность строиться с опорой на практический опыт детей и т.п……

В ФОП, в старшей возрастной группе отражены следующие задачи патриотического воспитания: воспитать патриотические и интернациональные чувства, любовь и уважение к Родине, к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям. Также педагог должен расширять представления детей о праздновании государственных праздников и поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, развивать у них чувство гордости за достижения страны в сфере спорта, науки и искусства, чувство служения и верности интересам страны.

Мастер. Мы рассмотрели разнообразные формы работы с детьми. Я хочу предложить вам ещё одну

Предлагаю поиграть,

Платок с плеча не потерять

Игра «Барыня»

Играющие встают в круг, выбирают водящего. Он, идя по внешней стороне круга, снимает платок у двух рядом стоящих участников. Участники быстро бегут в противоположную сторону друг от друга. Кто из них первый добежит до свободного места в круге, тот и занимает его, а опоздавший становится водящим.

Шла барыня по дорожке, 

Заиграли две гормошки.

Потеряла свой платочек,

А ну беги, дружочек!

 

Мастер. Мы рассмотрели с вами одну из форм организации детской деятельности – подвижную игру. Что ж, пришло время возвращаться нам обратно.

Мы на ярмарке бывали

Чудеса все там видали.

Только ярмарка прошла

Да и нам уж в сад пора!

Коллеги спасибо за участие, используя, художественное слово, я реализовала прием выхода из погружаемой ситуации.

Предлагаю подвести итоги: отметить + и – данного метода.

Уважаемые коллеги, в рамках рефлексии данного мастер-класса, я предлагаю вам закончить следующие предложения, отмеченные на ваших приглашениях: Сегодняшний мастер- класс помог мне убедиться… В ходе мастер класса мне было… Я оцениваю мастер-класс…

 

 

Спасибо Вам за внимание! Удачи вам!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.