Возможности использования музейной педагогики в работе с детьми с задержкой психического развития

27
10
Материал опубликован 17 September 2019 в группе

Возможности использования музейной педагогики

в работе с детьми с задержкой психического развития

XXI век раздвинул возрастные границы посетителей музея, в него пришли и учащиеся младших классов и дошкольники. Дети в музее стали нормой не только для России, но и для всех развитых стран. Однако особенности детского восприятия потребовали специфического построения экспозиции и принципиально новых методик воздействия. Практика убедительно показала, что в Эрмитаже, Третьяковской галерее или Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина дети запоминают только красоту интерьера и диковины вроде оружия или необычных скульптур. При традиционной методике пропаганды шедевров искусства (безусловно, оправданной для основной массы посетителей) маленькие посетители не в состоянии самостоятельно осмыслить творчество И.И. Шишкина, Б.М. Кустодиева или И.К. Айвазовского.

Для дошкольников с задержкой психического развития характерен низкий, начальный уровень развития художественно-эстетического восприятия, наличие фрагментарных, часто ситуативных представлений об объектах окружающего мира, низкий уровень развития логических операций, эстетических и нравственных суждений. Кроме того, часто у этих детей вовсе отсутствует опыт посещения музеев. Это и определяет необходимость активизации, прежде всего, интереса к восприятию и познанию предметов в условиях музея; интереса, в котором тесно взаимосвязаны познавательные (желание узнавать новое об объектах, умение ставить вопросы и проявлять активность в получении ответов на них) и эмоционально-эстетические проявления (любование красотой, отклик на прекрасное, гармонию, желание создавать прекрасное).

Детям с задержанным развитием нужен свой музей, в котором экспонаты будут доступны, где можно будет потрогать муляжи, макеты, копии произведений искусства, где им будет предоставлена возможность «погрузиться» в неведомый мир.

При этом необходимо следовать следующим основополагающим принципам:

- Музей служит своим творцам. Те, кто создают этот музей (педагоги, дети и др.), являются и его основными «потребителями» или «пользователями». Это отличает его от многих других музеев, которые создаются одной группой лиц (специалисты-музеологи) для другой (аудитория).

- Музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через различные формы деятельности он связан с преподаванием конкретных тем в образовательном процессе и с дополнительным образованием дошкольников. Он нужен образовательно-воспитательному учреждению в той степени, в какой оказывается не церемониальным залом, куда приглашают почетных гостей, а побудителем творческой активности детей, способом улучшения и углубления их контактов с воспитателем, средством обогащения учебного процесса.

- Музей актуален тогда, когда он не стремится походить на классическое музейное учреждение. В этом музее ценность музейного предмета определяется его образовательным назначением.

- Музей должен быть музеем детского творчества и детского труда, а потому ключевыми для характеристики его деятельности должны быть слова «поиск», «открытие», «творчество». Это музей, который создается при участии детей и одновременно для детей.

Именно этим требованиям отвечают мини-музеи, создающиеся на базе воспитательных и учебных учреждений, где дошкольники, играя, путешествуют в далекую старину, знакомятся с национально-культурными традициями своего народа, где воспроизводится интерьер «русской избы», где они могут попасть в "Страну игрушек", познакомиться с историей книгопечатания в Музее русской книги и т.д.

С одной стороны, такой музей выступает как средство адаптации ребенка к культурной среде, как психологическое убежище в быстро меняющемся мире, как фактор стабильности в сохранении непреходящих ценностей истории и культуры. С другой – это место духовно насыщенного общения с культурной средой, стимулирующей нравственное и эстетическое развитие личности, особенно актуальное при работе с детьми с задержкой психического развития.

Уже в младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Самая любимая и естественная деятельность детей этого возраста – игра. Ребята же с задержанным развитием часто не умеют играть вовсе. Научить их играть, познавать через игру окружающий мир – основная задача педагогов дошкольного звена образования. Именно игра является основной формой и содержанием занятий с использованием элементов музейной педагогики. Веселые хороводные и имитационные игры, игры с заводными и сюжетными игрушками, игры с элементами ряженья, театрализованные, сюжетные игры, проводимые в мини-музее, сближают ребят, способствуют развитию коммуникативных навыков, активности, самостоятельности, развивают воображение и творчество, расширяют кругозор.

Оформляя мини-музей в группах с детьми с задержкой психического развития, необходимо стремиться отбирать наиболее яркие, образные, конкретные, вызывающие интерес экспонаты. Знакомство с экспозицией целесообразно начинать с самого близкого и понятного – с игрушек: разнообразных кукол, неваляшек, фигурок животных, матрешек, музыкальных инструментов. Детей можно познакомить с дымковскими, филимоновскими народными игрушками, рассмотреть их, обыграть. Экспонаты должны быть доступны детям. Чем больше органов чувств будет задействовано в изучении традиционной культуры, тем прочнее усвоится материал.

Процесс создания экспонатов очень кропотливый и длительный. Построение музейной экспозиции требует соблюдения принципов предметности (подлинности), принципа научности, коммуникативно-информационного принципа.

Каждая тема, ознакомление с которой происходит с использованием мини-музея, закрепляется в играх, продуктивных видах деятельности, драматизации. При ознакомлении детей с народным бытом и рукотворным миром можно использовать макет русской избы, где ребятам представлены русские народные костюмы, посуда, мебель. «Бытовая повседневность» также эффективна для ознакомления детей со сказками, бытовыми предметами старины, народными промыслами, произведениями малых фольклорных жанров.

Так музейные занятия становятся средством развития познавательной активности, воображения ребенка с ОВЗ, его фантазии, навыков продуктивной деятельности (рисование, лепка, сочинение сказок, историй). При этом следует выделить психотерапевтический эффект этнохудожественной деятельности, выступающей инструментом социальной терапии, корректирующего психоэмоциональное и личностное развитие ребенка, помогая ему избавиться от страхов, неуверенности в себе.

Таким образом, основными задачами мини-музеев становятся развитие у детей важнейших духовно-нравственных качеств (милосердия, справедливости, трудолюбия) на основе лучших традиций народной культуры; развитие эмоциональной сферы ребенка, его творческой деятельности средствами музейной педагогики.

На занятиях, решая воспитательные и образовательные цели и задачи, целесообразно использовать следующие методы:

    практического манипулирования с предметами;

    создания игровых ситуаций;

    использование ассоциативных связей, театрализации;

    социальных ролей;

    самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.

Эти методы помогают ребенку с задержанным развитием создать в своем воображении цельную картину окружающего мира, совершать собственные маленькие открытия на пути постижения многовековой культуры человечества, ценить подлинные вещи ушедших эпох. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает в руки новый инструмент для познания мира.

Обогащая круг представлений о родном крае, знакомя ребят с художественными произведениями писателей и художников-земляков, беседуя на темы, близкие и доступные для понимания детям, мини-музеи не только решают задачи познавательного развития, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью, что особенно актуально для педагогов, работающих с детьми в группах компенсирующей направленности.

Организация работы с дошкольниками с использованием элементов музейной педагогики требует большой подготовки: это и изучение научной литературы, обращение к историческим фактам, рассматривание огромного количества фотографий и рисунков, сопоставление исторических фактов, изучение мировой культуры, краеведения.

Сохраняя свою уникальную природу и специфику социально-культурного института собирающего, хранящего, исследующего, реставрирующего и экспонирующего материальные и духовные свидетельства развития природы и человека, современный музей интегрируется в систему непрерывного образования, одновременно воздействуя на интеллектуальную, нравственную и эмоциональную сферу личности ребенка, стимулирует формирование ценностного отношения к прошлому и настоящему, к национально-культурным традициям и современным реалиям.


Ресурсы:

    Музейная педагогика. Из опыта методической работы/под редакцией Морозовой А.Н., Мельниковой О.В.- М. ТЦ Сфера, 2006.

    Ненашкина С.В. Педагогические возможности мини-музея по краеведению в патриотическом воспитании дошкольников. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 12.03.2008 г.

    Тараненко Е.В. Музейная педагогика и ее возможности в процессе воспитания. Эл. газета Интерактивное образование. Выпуск №8, декабрь 2006 г.

    Тихонова О.Г. Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей. –М. АРКТИ, 2006.

    Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. Учебное пособие по музейной педагогике. М. 2001 г.

Сервисы:

Н.В. Нагорский. Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство

https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1193749079&archive=1194448667&start_from=&ucat=&

Н.В. Нагорский. Музей как открытая социально-педагогическая система

http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-05/dissertaciya-muzey-kak-otkrytaya-sotsialno-pedagogicheskaya-sistema

Тараненко Е. В. Музейная педагогика и ее возможности в процессе воспитания

http://io2.nios.ru/old/releases.php?num=08&div=10&art=01

Ягудина Р. И. Школьный музей как средство развития информационной компетентности учащихся. Школьный музей как средство развития информационной компетентности учащихся // Молодой ученый, 2012, №8.

https://moluch.ru/archive/43/5280/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Елена Валерьевна! Благодарю за очень полезный ресурс! Полностью с Вами согласна! Есть над чем поразмышлять современным педагогам...

17 September 2019

Спасибо, Наталья Федоровна, за отзыв! Действительно, стараясь угнаться за новомодными тенденциями, иногда начинаем забывать, кто мы, откуда мы... Не потерять бы связь времен и уникальность нашей культуры.

17 September 2019

Спасибо, Елена Валерьевна! С интересом познакомилась с использованием музейной педагогики. Актуально.

18 September 2019

Спасибо за Ваше внимание, Елена Владимировна!

18 September 2019

Спасибо за материал. Добавила в избранное.

19 September 2019

Большое спасибо за отзыв! Рада, что Вам понравилось!

19 September 2019

Спасибо вам Елена Валерьевна за полезную статью о том, как важно знакомить с народной культурой в дошкольном возрасте. Согласна с вами, что организация мини-музея требует большой подготовки.

29 September 2019

Спасибо за комментарий, Галина Васильевна! Действительно, наш музей собирался не один год. Сначала это была небольшая экспозиция, которая постепенно дополнялась новыми экспонатами.

29 September 2019

Спасибо огромное за интересный материал. Мне тоже это близко и знакомо, сама над этим работаю. Тема интересная и увлекательная. Детям тоже нравится.

13 November 2019

Спасибо, Алла Ивановна, за Ваше внимание!

13 November 2019

Похожие публикации