Мастер-класс «Введение в дополнительную образовательную программу "Авиамоделирование"»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества Алагирского района им. К.Х.Пагиева»
Тема: Введение в дополнительную
образовательную программу по авиамоделированию
(мастер - класс)
Составитель:
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Центр детского творчества
Алагирского района им. К.Х.Пагиева »
Марзоев Игорь Казбекович
Алагир
Тема занятия: «Введение в дополнительную образовательную программу по авиамоделированию»
Время и место: 02.03.2019 г., 12.00, МБУДО ЦДТ
Участники занятия: педагоги дополнительного образования.
Цель занятия: Ознакомить участников мастер - класса с предметом «Авиамоделирование», изготовить простейшую модель самолета из бумаги, пробудить интерес к техническому творчеству.
Основные задачи занятия:
1.Образовательная:
познакомить с основными понятиями в авиамодельном конструировании (летательные аппараты; модель самолета и её части);
научить элементарным практическим навыкам изготовления простейшей модели из бумаги;
познакомить, с основными принципами полета летательных аппаратов и изготовленных моделей.
2.Воспитательная:
сформировать культуру творческого труда в группе и индивидуально;
воспитать элементарные навыки аккуратности, прилежания в работе,
трудолюбия;
воспитать стремление к сохранению знаний об истории авиации России, Осетии, знаний о летчиках-героях, желание расширить свой кругозор об исторических событиях в авиации в годы ВОВ.
3.Развивающая:
развить интерес к техническому творчеству;
пробудить стремление к поиску новых знаний в области науки и техники;
содействовать адаптации к жизни в современном динамичном обществе.
Материалы, оборудование, инструменты к занятию:
дидактический материал (заготовка чертежа «Летающее крыло») - 10 шт.
ножницы
клей
деревянные рейки
грузики (кусочки дерева, пластилин)
мультимедийная презентация
модели самолетов различные (расставить в классе)
Участники занятия: педагоги дополнительного образования
Ход занятия
I.Организационный момент:
представление педагога: Марзоев Игорь Казбекович, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр детского творчества Алагирского района им. К.Х.Пагиева», руководитель творческого объединения «Юный авиамоделист»;
объявление темы занятия: «Введение в дополнительную образовательную программу по авиамоделированию»;
знакомство с педагогами.
II. Основная часть занятия:
1.Беседа педагога о принципах полёта самолётов.
Вопросы:
Какие виды транспорта вам известны? (Ответы участников мастер - класса)
Какие виды летательных аппаратов вам известны? (Ответы участников мастер - класса)
В чем преимущества авиации перед другими видами транспорта? (Ответы
участников мастер - класса)
Что вам известно о принципах полёта? (Ответы участников мастер -класса)
Что знаете об известных летчиках России, Осетии? (Ответы участников мастер - класса)
Какие качества должны воспитываться, формироваться у людей этой ответственной профессии? (Ответы участников мастер - класса)
Как летают самолёты
Самолёт относится к летательным аппаратам тяжелее воздуха. Это означает, что для его полёта нужны определенные условия, сочетание точно рассчитанных факторов. Полёт самолета - это результат действия подъёмной силы, которая возникает при движении потоков воздуха навстречу крылу. Оно повернуто под точно рассчитанным углом и имеет специальную аэродинамическую форму, благодаря которой при определённой скорости начинает стремиться вверх, как говорят лётчики – «становится на воздух». Разгоняют самолёт и поддерживают его скорость двигатели. Реактивные толкают самолёт вперед за счёт потока газов, образовывающихся при сгорании керосина и вырывающихся из сопла с огромной силой. Винтовые двигатели «тянут» самолёт за собой.
Как возникает подъемная сила? Крыло современных самолётов является статичной конструкцией и само по себе не может самостоятельно создавать подъёмную силу. Возможность поднять многотонную машину в воздух возникает только после поступательного движения (разгона) летательного аппарата с помощью силовой установки. В этом случае крыло, поставленное под определённым углом (углом атаки) к направлению воздушного потока, создает различное давление: над крылом оно будет меньше, а снизу - больше. Именно разность давлений приводит к возникновению аэродинамической силы, способствующей набору высоты.
Схематично процесс образования подъёмной силы выглядит так: верхним струйкам воздуха нужно пройти больший путь (из-за выпуклой формы крыла), чем нижним, при этом количество воздуха за крылом должно остаться одинаковым. В результате верхние струйки будут двигаться быстрее. Различие в давлении над и под крылом вместе с работой двигателей помогает самолёту набрать требуемую высоту. Следует помнить, что значение угла атаки не должно превышать критической отметки, иначе подъёмная сила упадёт.
Как управляют самолётом? Крыла и двигателей недостаточно для управляемого, безопасного и комфортного полета. Самолётом нужно управлять, при этом точность управления более всего нужна во время посадки. Лётчики называют посадку управляемым падением - скорость самолёта снижается так, что он начинает терять высоту. При определённой скорости это падение может быть очень плавным, приводящим к мягкому касанию колесами шасси полосы. Управление самолётом совершенно не похоже на управление автомобилем. Штурвал пилота предназначен для отклонения вверх и вниз и создания крена. “На себя” - это набор высоты. “От себя” - это снижение, пикирование. Для того, чтобы повернуть, изменить курс, нужно нажать на одну из педалей и штурвалом наклонить самолет в сторону поворота... Кстати, на языке пилотов это называется “разворот” или “вираж”. Для разворота и стабилизации полёта в хвосте самолёта расположен вертикальный киль. А находящиеся под ним и над ним небольшие “крылья” - это горизонтальные стабилизаторы, которые не позволяют огромной машине бесконтрольно подниматься и опускаться. На стабилизаторах для управления имеются подвижные плоскости - рули высоты. Для управления двигателями между креслами пилотов находятся рычаги - при взлёте они переводятся полностью вперёд, на максимальную тягу, это взлётный режим, необходимый для набора взлётной скорости. При посадке рычаги отводят полностью назад - в режим минимальной тяги. Многие пассажиры с интересом смотрят, как перед посадкой задняя часть огромного крыла вдруг опускается вниз. Это закрылки, “механизация” крыла, которая выполняет несколько задач. При снижении полностью выпущенная механизация тормозит самолёт, чтобы не дать ему слишком разогнаться. При посадке, когда скорость очень невелика, закрылки создают дополнительную подъёмную силу для плавной потери высоты. При взлёте они помогают основному крылу удерживать машину в воздухе.
2.Изготовление простейшей модели самолета
Инструктаж по технике безопасности.
Правила обращения с ножницами.
1. Используй ножницы с закруглёнными концами.
2. Не работай тупыми ножницами и с ослабленными креплениями.
3. При работе внимательно следи за направлениями реза.
4. Во время резания удерживай материал рукой так, чтобы пальцы были в стороне от ножниц.
5. Не режь ножницами на ходу.
6. Передавай ножницы закрытыми, кольцами вперёд.
7. Не держи ножницы остриём вверх.
8. Не оставляй ножницы в открытом виде.
9. Храни ножницы в указанном месте в определённом положении.
Поэтапное изготовление простейшей модели (с показом изготовления
педагогом и его комментариями).
Перед Вами чертёж планера, выполненный по традиционной аэродинамической схеме.
Для изготовления моделей понадобится: лист плотной чертежной бумаги, сосновые рейки размером 200Х 3X2,5 мм, линейка, ножницы и клей. Для склеивания деталей можно применять канцелярский клей или клей ПВА .
Технология сборки моделей одинакова, поэтому подробнее остановимся на примере изготовления модели, выполненной по традиционной аэродинамической схеме. Как видите, состоит она из пяти деталей: фюзеляж; носовая часть; крыло, киль, стабилизатор.
У каждого из вас на столе есть лист плотной бумаги с расчерченными деталями модели. Аккуратно вырезаем их ножницами. На рейке-фюзеляже намечаем места расположения киля, стабилизатора и крыла. Тонкие линии на деталях указывают место склейки, они помогут собрать модель без перекосов. В носовой части фюзеляжа приклеиваем балансировочный груз.
3. Проведение мини-соревнований по запуску изготовленных моделей
Когда клей просохнет, приступите к испытаниям. Регулировочные запуски лучше производить в помещении, это исключит влияние ветра. Запуски производите с поднятой руки легким толчком под небольшим углом вниз.
Если модель будет пикировать, задние кромки стабилизатора слегка загните вверх. Если и это не поможет, придется удалить часть балансировочного груза. Если же модель резко взмывает вверх, а затем падает на нос (кабрирует), кромки отогните вниз или дополнительно утяжелите груз. Развороты модели вправо или влево устраняйте отклонением задних кромок киля в противоположную повороту сторону. Правильно отрегулированная модель при пуске с высоты 180 см должна пролететь не менее 20 м.
III. Подведение итогов занятия:
определение лучшей модели;
награждение (изготовленные на занятии модели остаются у педагогов).
Посмотрите, какие замечательные модели у вас получились. С бумажными моделями можно проводить интересные соревнования, запуская их на дальность, на точность приземления, на технику выполнения фигур высшего пилотажа. Не нужно только при запусках направлять модели в сторону зрителей.
А мы с вами на сегодня прощаемся. До свидания!