План-конспект занятия «Введение в образовательную программу "Лего-конструирование"»
Центр внешкольной работы «Эврика» - филиал
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Самарской области средней общеобразовательной школы
имени Героя Советского Союза Николая Степановича Доровского с.Подбельск муниципального района Похвистневский Самарской области
ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ :
«ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ
«ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ»»
Исполнитель: Следенкин Андрей Александрович,
педагог дополнительного образования
I квалификационной категории
сот. тел.: 8-9871602670,
раб. тел: 8(84656)42808
e-mail: sled63@mail.ru
Похвистнево 2018
Возраст детей: 7-8 лет, 1 класс
Количество: 10 - 12 человек
Цель: создание условий социализации детей через игру с применением LEGO-конструирования.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с конструктором LEGO, названиями деталей;
- формировать первоначальные умения работать с конструктором LEGO;
- познакомить с основными понятиями конструирования;
- обучать конструированию по образцу и по замыслу;
Развивающие:
- развивать моторику рук, глазомер;
- развивать внимание, наблюдательность;
- развивать творческое мышление;
- развитие самостоятельности в выполнении заданий, принятии решений;
- способствовать формированию готовности к активным действиям.
Воспитательные:
- воспитывать у детей умение работать в коллективе сверстников;
- формировать интерес через игру к моделированию и конструированию.
Оборудование:
- мультимедийный проектор, экран, ноутбук, акустические колонки;
- 5 столов (1 стол на 2 детей) для детей и 1 для педагога, 10 стульев.
Демонстрационный материал:
- электронная презентация «ЛегоЛенд»,
- видеоролик «Физминутка»;
- «Волшебный мешочек» с деталями Лего.
Раздаточный материал:
- 5-6 наборов (1 набор на 2 детей) конструкторов LEGO «Простые механизмы» с карточками с изображениями и названиями деталей Лего;
- буклеты «Леготехника» по количеству детей.
Ход занятия:
Организационный момент:
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Андрей Александрович, я работаю педагогом дополнительного образования в Центре внешкольной работы «Эврика» Подбельской школы им. Н.С.Доровского, объединение называется «Леготехника».
Как меня зовут - Вы уже знаете, а теперь я познакомлюсь с Вами: вам надо будет встать и назвать своё имя.
Дети по очереди встают и называют свое имя.
Отлично, вот мы и познакомились!
II. Основная часть:
Беседа
Вы, наверняка, запомнили название объединения, где мы с ребятами занимаемся увлекательным делом, с которым я хочу и Вас познакомить.
Итак – как называется объединение? А кто скажет – чем мы занимаемся в нашем объединении?
Дети отвечают (лего конструктор, конструирование).
Правильно, молодцы!
А кто знает - почему конструктор называется ЛеГо?....
Дети выдвигают свои версии.
На самом деле, слово "lego" состоит из двух слов: которые в сочетании переводятся дословно как "играть хорошо".
В нашем объединении ребята учатся конструировать из деталей ЛЕГО Простые механизмы. Каждый день мы используем простые механизмы — когда открываем дверь, поворачиваем кран, открываем консервную банку или едем на велосипеде. Простые механизмы облегчают нашу жизнь.
Демонстрация слайдов учащихся объединения «Леготехника» с работами.
Вы можете спросить: «Почему простые? Ведь можно и сложные из Лего сделать? Можно, согласен. Например, вот такие…..
Показ слайдов со сложными постройками по Леголэнду.
Обратили внимание, что не только дети играют в лего? Есть очень много взрослых, самостоятельных людей, для которых лего – это увлечение, или, как еще называют по другому, хобби.
Демонстрация слайдов.
Звук скайпа в презентации.
О, это Скайп вызывает, какой-то важный звонок, давайте посмотрим.
Видеозапись выступления В.В.Путина о профессиональном будущем молодежи.
Ребята, а вы знаете – кто это был?
Дети отвечают (Президент, Путин В.В.).
Да, это президент нашей страны - Владимир Владимирович Путин. И он сказал, что нашей стране нужны технически грамотные ребята и в 2019 году в Казани пройдут соревнования среди учащихся 10-17 лет. Это будет через два года, вам будет 10 лет и вы сможете принять участие в чемпионате мира. Хотите участвовать в нем?
Дети отвечают (да, хотим)
Но для этого нужно много знать, уметь и тренироваться. Вы готовы для тренировок?
Дети отвечают (да, готовы).
Тогда, начинаем. Но для начала мы с Вами должны четко уяснить: что нельзя делать при работе с ЛеГо? Какие правила мы должны соблюдать?
2. Инструктаж по технике безопасности
Слайды по технике безопасности:
- правило первое: работу начинать только с разрешения учителя, когда учитель обращается к тебе, приостанови работу, не отвлекайся во время работы;
- правило второе: никогда не бери мелкие детали LEGO в рот;
- правило третье: никогда не разъединяй детали, соединенные вместе, зубами;
- правило четвертое: не стучи деталями по столу, пластмасса может треснуть.
Знакомство с деталями конструктора
Все ли всё запомнили?
Дети отвечают.
Тогда наша необычная тренировка НАЧИНАЕТСЯ!
Слайд и фанфары.
Что за чудо из чудес? У меня конструктор есть.
Показ коробки с конструктором.
Говорят, что помогает,
И меня он развивает.
Ведь детали в нем любые –
Маленькие и ?…… (большие).
Слайды «кубики»
Разные, цветные…
Раздача коробок с конструкторами.
Ребята, помните, в сказках говорится: «Пойди туда - не зная куда, принеси то – не зная что…». А как Вы думаете - чтобы правильно и надежно собрать конструкцию, что нам необходимо?
Дети выдвигают свои версии.
Надо знать, как называются детали и знать – как они крепятся.
Слайды с наименованием деталей конструктора.
Первое упражнение-игра нашей тренировки: в «Волшебном мешочке» находятся детали конструктора. Вы достаете из мешочка одну деталь и с помощью слайда определяете - как она называется, а я вам буду помогать.
Игра с деталями конструктора «Волшебный мешочек».
Ну что же, вы молодцы и справились отлично с первым упражнением. А теперь следующее задание – не менее ответственное.
4. Физминутка
Видеоролик.
Дети встают, выполняют упражнения с героем мультфильма.
5. Постановка проблемной ситуации
Отлично, молодцы.
Ну, а теперь, переходим к следующему заданию. Раз уж мы обратились к сказкам, скажите, пожалуйста, в каких сказках упоминается о различных конструкциях … ну например, домов.
Дети перечисляют и озвучивают «Три поросенка».
Здорово, правильно… А из чего были построены домики у поросят?
Дети отвечают (из соломы, кирпича, веток).
А какой формы они были?
Дети перечисляют - прямоугольник, треугольник и т.д.
А вы помните – какой домик оказался самым крепким?
А давайте посмотрим - какая же все-таки форма была у домиков.
Слайд с изображением домиков из м/фильма.
Одним из важных свойств конструкции является ее жесткость. Каменный домик оказался самым крепким.
6. Практическая работа
Давайте попробуем построить модель такого домика по инструкции. Посмотрите на экран. Там показано - сколько и каких нужно деталей, а так же как это сделать.
Дети собирают домик.
А теперь посмотрите, действительно ли этот домик надежный?
Домик складывается.
Оказывается, это в сказке домик надежный, а на самом деле? На самом деле форма треугольника оказывается надежней прямоугольника. С помощью треугольных конструкций укрепляют многие другие конструкции. Посмотрите…
Слайд с изображениями – подъемный кран, ж/д мост, строительные конструкции.
А теперь вам творческое задание – придумайте, как же укрепить модель домика, чтобы он не сломался. Попробуйте использовать как можно меньше деталей.
Звучит спокойная тихая музыка. Идет работа в парах: оказание помощи путем показа, дополнительного объяснения, поддержки, одобрения.
Молодцы, ребята, справились!
Объяснения педагога – как сделать конструкцию жесткой.
III. Рефлексия:
- Наше занятие подошло к концу. Что нового вы сегодня узнали?
Дети отвечают.
Вы молодцы, ребята! Вы сделали первый шаг, чтобы стать большими мастерами и участвовать в чемпионатах. Но помните, что вы еще многое должны узнать и многому научиться. Будет трудно, но очень интересно, и если вы захотите заниматься дальше легоконструированием, в помощь я Вам дарю буклет со схемой сборки машины.
Всем спасибо за работу! Удачи Вам и успехов!
Список используемых источников:
Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно – игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО». - М., 2003.
Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование - М., 1999.