Занятие «Введение в дополнительную общеразвивающую программу "Ландшафтный дизайн"»
АОУДО УР «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ
по теме:
«Введение в дополнительную общеразвивающую
программу Ландшафтный дизайн»
дополнительная общеразвивающая программа «Ландшафтный дизайн»
Год обучения первый
Возраст учащихся 13 – 17 лет
Продолжительность занятия 45 минут
Разработчик: Чупрынина Ирина
Владимировна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной
категории АОУДО УР «РЭБЦ»
Ижевск, 2016
Самоанализ занятия
по теме «Введение в дополнительную общеразвивающую
программу Ландшафтный дизайн»
дополнительная общеразвивающая программа «Ландшафтный дизайн»
Занятия проводится со сборными группами первого года обучения по программе «Ландшафтный дизайн», возраст учащихся 13-14 лет, срок реализации программы 2 года.
Данное занятие является ознакомительным, раскрывает разделы дополнительной общеобразовательной программы.
Структура занятия построена с учетом целей, задач занятия, его содержания, используемых форм и методов обучения и способствует созданию высокого уровня познавательного интереса и активности учащихся на всем протяжении занятия.
В ходе занятия дети знакомятся с основными понятиями и терминами в области ландшафтного, учатся проектировать и оценивать проделанную работу. В процессе занятия и выполнения проекта у детей расширяется объем знаний и кругозор, это отмечают сами дети в ходе рефлексии.
В ходе занятия удается реализовать дидактические принципы доступности, научности, индивидуального подхода к обучающимся, благодаря правильному отбору содержания материала, методов и дидактических средств. Именно сочетание словесного метода и проектно поискового стимулирует работоспособность учащихся на занятии.
Важным моментом является то, что в процессе занятия уделяется внимание работе с профессиональными терминами и понятиями. Несмотря на достаточно сложную тему, успешно удается реализовать самостоятельную деятельность учащихся.
В конце занятия проводится рефлексия по отношению к занятию: « Тема меня не заинтересовала», « Тема меня заинтересовала, но я не буду в дальнейшем ее изучать», « Тема меня заинтересовала, и я хочу продолжить ее изучение». Считаю, что цель и задачи выполнены.
Содержание
Самоанализ занятия |
2 |
План занятия |
4 |
«Введение в дополнительную общеобразовательную программу Ландшафтный дизайн» |
5-7 |
Ход занятия |
8-20 |
Приложение |
21-48 |
Словарь профессиональных терминов ландшафтного дизайна |
49 |
Список литературы |
52 |
План занятия
№ п/п |
План занятия |
Время (мин.) |
|
1 |
Организационный момент (знакомство) |
2 |
|
2 |
Мотивация |
7 |
|
3 |
Теоретическая часть |
9 |
|
3.1 |
Беседа о ландшафтном дизайне |
2 |
|
3.2 |
Основные понятия в ландшафтном дизайне |
6 |
|
3.3 |
Игра «Верите ли вы…» |
1 |
|
4 |
Практическая часть |
15 |
|
4.1 |
Разделения на группы «Ландшафтные бюро» |
2 |
|
4.2 |
Инструкция о ходе практической работы |
3 |
|
4.3 |
Самостоятельное выполнение задания |
10 |
|
5 |
Презентация и защита творческих работ |
9 |
|
6 |
Подведение итогов работы, награждение |
1 |
|
7 |
Рефлексия |
2 |
|
Итого |
45 |
«Введение в дополнительную общеразвивающую
программу Ландшафтный дизайн»
Цель занятия: познакомить детей с понятием «Ландшафтный дизайн», заинтересовать и привлечь к дополнительной общеобразовательной программе « Ландшафтный дизайн».
Задачи:
Знакомство со специальной терминологией
Знакомство с приемами проектирования ландшафта
Привитие навыков практической деятельности
Развитие познавательной и творческой активности
Формирование интереса к профессии
Форма организации: групповая и индивидуальная
При реализации данного занятия будут использоваться словесные (дискуссия, беседа), наглядные, практические методы, презентация, защита творческих проектов с применением творческих индивидуальных, групповых и комбинированных форм организации занятия.
Методы контроля и самоконтроля знаний: практическая работа, творческий проект.
Подведение итогов и анализ деятельности обучающихся проводится через защиту творческих проектов.
Наглядность и оборудование: презентация, инструктивные карточки, схемы.
Программа «Ландшафтный дизайн» рассчитана 2 учебных года по 144 часа в год для детей в возрасте 13-17 лет. Данная программа предназначена для реализации в системе дополнительного образования в форме кружка, набор в кружок осуществляется на добровольной основе, занятия проводятся по 2 часа 2 раза в неделю.
Цель данной программы, приобретение детьми знаний, умений и практических навыков в области ландшафтного дизайна.
Задачами образовательной программы являются:
изучение декоративных растений, их разведения и особенностей ухода;
формирование умений и навыков работы с декоративными растениями;
формирование умений обучающихся создавать композицию оформления ландшафта с учетом закономерностей дизайна;
обучение практическим приемам проектирования ландшафта;
развитие способностей к художественно-эстетическому творчеству;
развитие эмоциональной сферы через систему чувственных, эстетических оценок состояния окружающей среды;
развитие познавательной и творческой активности, интеллектуальных способностей;
формирование устойчивого интереса к профессии ландшафтного дизайнера;
осуществление профессиональных проб в области ландшафтного дизайна.
Программа «Ландшафтный дизайн» естественнонаучной направленности, является авторской (Приказ МОН УР № 01-23/3948 от 20.09.2012г.), апробированной, носит прикладной, практико-ориентированный характер и составлена на основе знаний, полученных автором в высшем учебном заведении по специальности «Садово-парковое строительство и ландшафтный дизайн», а также на основе специальной литературы, как теоретической основы, следующих авторов: С.С. Ожегов, 1994; А.Н. Лучник, 1997; Н.Е. Булыгин, 2001; Т. Ньюбери, 2002; Д.Г. Хессайон, 2002; А.В. Лазарев, 2002; М.В. Великотная, 2005; Т.А. Агишева, 2008 и т.д. и авторских программ И.В. Соболевской, 2005г.; Т.В. Корякиной, 2007 г.; Д.Б Баранова, 2007 г.
Принципиальным отличием данной программы от имеющихся программ является новое содержание, поскольку в ней творчески переработаны и интегрированы сведения различных областей школьных предметов: биологии, географии, истории, черчения, изобразительного искусства, математики, геометрии, технологии, что подтверждает дополнительность общеобразовательной программы. Кроме того, в программу введены элементы ландшафтного проектирования, исследовательская деятельность.
Программа «Ландшафтный дизайн» отличается новизной, так как широко раскрывает понятие дизайна, а не только процесс озеленения. Безусловно, в рамках программы изучаются аспекты дендрологии, базовый ассортимент растений, уход и посадка. Но акцентируется внимание на изучение технологии создания объектов ландшафтного дизайна.
Ландшафтный дизайн в настоящее время актуален, является привлекательной профессией для выпускников, т.к. профессия «дизайнер» направлена на создание комфортной и эстетично оформленной среды обитания человека. Образовательная программа «Ландшафтный дизайн» направлена на изучение основных закономерностей дизайна, технологии создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка или парка.
Практические занятия служат для закрепления теоретических знаний.
Программа построена так, что обучающиеся в процессе обучения проходят ступени знаний от простых к более сложным. Темы отвечают современным требованиям, являются содержательными и доступными для обучающихся. В процессе обучения по программе на каждом этапе освоения, изучаются ключевые понятия. Знания, полученные по данному курсу, дети смогут применять у себя в саду, при поступлении в высшие учебные заведения с данным уклоном.
Курс ландшафтного дизайна не входит в школьную программу, но он базируется на знаниях полученных в общеобразовательной школе, является самостоятельной наукой, освоив которую можно приобрести интересную профессию «Ландшафтный дизайнер». Школьник старшего возраста стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь, оценивает учебный процесс с точки зрения того, что он дает в дальнейшем для его жизнедеятельности, устанавливается прочная связь между профессиональными и учебными интересами.
Содержание курса направлено на изучение: понятий дизайн, композиция, цвет, фон, декор; сущности понятия «дизайнер», ландшафт, цветочно-декоративные растения, оборудования и технологии выращивания декоративно-цветочных растений, особенностей их размещения на участке, алгоритма формирования и оформления различных видов ландшафта с учетом закономерностей дизайна. В ходе изучения программы уделяется внимание вопросам охраны окружающей среды, изучению растений местной флоры, занесённых в Красную книгу Удмуртии.
Ход занятия
№ слайда |
Текст занятия |
|
При входе в кабинет дети выбирают для себя один жетон из трех представленных цветов (синий, зеленый, желтый) в дальнейшем для формирования творческих групп |
||
1-2 |
Педагог |
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Чупрынина Ирина Владимировна, я педагог дополнительного образования «Республиканского эколого-биологического центра». Прежде чем мы с вами познакомимся с программой «Ландшафтный дизайн», давайте с вами познакомимся. Для этого вы разделитесь на группы, у вас есть карточки, предлагаю вам объединиться в группы по цвету карточек и продолжить предложение: Наш город гордится своими… |
Дети |
Музеями, парками, садами |
|
Педагог |
Современному мегаполису необходимы… |
|
Дети |
Уют, красота, гармония |
|
Педагог |
Самые современные профессии на наш взгляд это - ? |
|
Дети |
Экономист, юрист, инженер, врач, дизайнер |
|
Педагог |
Как вы думаете, кто такой ландшафтный дизайнер? |
|
Дети |
Озеленяет, создает красоту |
|
Педагог |
Ландшафтный дизайнер – это специалист, который занимается объединением архитектуры и природы. Его основная задача, организовать и спроектировать ландшафтные объекты. В современном обществе ландшафтному дизайну придается огромное значение, в душе каждому из нас хочется видеть свой город, улицу, дворик, дачу благоустроенными, чистыми, красивыми, что невозможно без единения с природой. Цель моей программы - приобретение детьми знаний и умений и практических навыков в области Ландшафтного дизайна, и я предлагаю нам окунуться в загадочный, чарующий мир Ландшафтного дизайна, совершить экскурс и познакомится с программой. Что же такое ландшафтный дизайн - ? |
|
Дети |
Создание цветников, посадка деревьев и кустарников |
|
3 Демонстрация презентации |
Педагог |
Ландшафтный дизайн – это искусство формирования окружающей среды с помощью элементов природы и архитектуры, бесконечный процесс общения с живой природой. |
4-5 |
Педагог |
История ландшафтного дизайна насчитывает несколько тысячелетий. Его корни следует искать в Древнем Египте, Риме, Греции на Дальнем Востоке. В процессе обучения по программе мы знакомимся с приемами озеленения их два |
6-7 |
Педагог |
Регулярный – в основе которого, четкая геометрическая форма, ей подчинены все элементы дорожки, площадки, деревья и кустарники. Особенно были хороши Французские сады. Как вы думаете, есть ли в нашем городе данный прием озеленения. |
Дети |
У административных зданий, школ и т.д. |
|
8-9 |
Педагог |
К сожалению, в нашем городе можно встретить лишь элементы регулярного приема озеленении. Например, Петергоф в Санкт-Петербурге является представителем регулярного приема. |
10 |
Педагог |
Ландшафтный прием сформировался под влиянием Востока, в основе его лежат свободные формы и линии, основная цель такого сада создание естественного ландшафта. Где можно увидеть ландшафтный прием? |
Дети |
В парках, на садовых участках и т.д. |
|
11 |
Педагог |
Очень красивый Гатчинский пейзажный парк в Санкт-Петербурге |
12 |
Педагог |
В настоящее время существует такое понятие, как смешанный прием – это сочетание геометрических форм и свободных линий. Как вы думаете, в нашем городе применяют смешанный прием озеленения? |
Дети |
Да, на улицах, около школ, детских садов, на дачных участках |
|
Педагог |
Действительно в настоящее время используют смешанный прием, так как основная закладка городов геометрическая, а посадки в свободном стиле. Стилевых направление в ландшафтном дизайне, очень много, это и восточный, кантри, техно-стиль. А как вы думаете, существует ли русский стиль? |
|
Дети |
Да |
|
Педагог |
А что характерно для него на наш взгляд? |
|
13 |
Дети |
Деревья, цветы, кустарники |
Педагог |
Русский стиль (русские усадьбы) достаточно спокойный, основу составляют деревья (березы, рябины, ели), кустарники (калина, арония черноплодная, сирень), цветы из леса, болота (италмас, колокольчик, василек, ромашка). В настоящее время классический русский стиль претерпел много изменений, черпая самое интересное из других стилей. Но для того, чтобы создать целостный сад, необходимо грамотно совместить в нем все компоненты сада. Поэтому обучение по программе, включает знакомство с правилами пропорции сада, парка. |
|
14 |
Педагог |
8 частей отводится на деревья и кустарники, которые составляют основу сада, парка. |
15-16 |
Педагог |
5 частей на дорожки и площадки – направляющие движение и украшающие сад. |
17 |
Педагог |
3 части на газон и цветники. Современный участок трудно представить без ровного бархатного газона. Он отлично сочетается с деревьями, кустарниками и цветниками. Однако газон ценят не только за красоту, но является природным фильтром. |
18-19 |
Педагог |
Цветы – это сильнейшее композиционное средство, помогающее организовать участок, подчеркнуть главное, разнообразить и украсить ландшафт. Что на ваш взгляд, является основными элементами цветочного оформления |
Дети |
Цветник, цветы |
|
Педагог |
Клумба – цветник правильной геометрической формы, состоит преимущественно из однолетних растений. |
|
20-21 |
Педагог |
Рабатка – узкая длинная грядка из однолетников |
22-23 |
Педагог |
Бордюр – низкая, узкая, плотная кайма из однолетних цветов. |
24-25 |
Педагог |
Миксбордер – сложный многоярусный цветник из однолетних, двулетних и многолетних цветов. При создании миксбордера необходимо учитывать высоту, окраску, период цветения. |
26-28 Проведение викторины «Верите ли вы…» |
Педагог |
А также необходимо отметить одно из модных украшений ландшафта – это арабеска, загадочные сказочные узоры на фоне газона. Никто не останется равнодушным к красиво оформленному водоему, каменистой горке в сочетании с малыми архитектурными формами. Мир ландшафтного дизайна, раскрывает основные законы, по которым он живет, изучив этот мир, мы сможем сделать его лучше. В процессе обучения, по программе обучающиеся, получают необходимые знания, умения, навыки в области основ ландшафтного дизайна. Нам предстоит сегодня окунуться в дизайнерскую атмосферу и создать свое ландшафтное бюро, попытаться самостоятельно спроектировать объект озеленения. С вашего согласия, я выступлю в качестве руководителя нашего бюро. Вы в своих бюро выбираете начальника и распределяете должности, а также совместно выбираете название вашего ландшафтного бюро. Любое учреждение, прежде чем приступить к работе, должно пройти профессиональную аттестацию и получить лицензию на практическую деятельность. Необходимо ответить на ряд вопросов да или нет. 1. Верите ли вы, что вид почвы влияет на подбор растений в саду? (да) 2. Верите ли вы, что на территории детского учреждения, разрешена высадка колючих¸ съедобных и ядовитых растений? (нет) 3. Верите ли вы, что в основе регулярного приема лежит четкая геометрическая форма (да) 4. Верите ли вы, что суть каменистой горки показать красоту природного камня? (да) 5. Верите ли вы, что на фоне административного здания лучше всего будет смотреться сельский уголок с овощными культурами (нет) 6. Верите ли вы, что маленький цветник не потеряется на фоне огромной площади газона? (нет) 7. Верите ли вы, что для ландшафтного дизайна необходимы знания по математике? (да) 8. Верите ли вы, что основой ландшафтной композиции является газон? (да) 9. Верите ли вы, что ландшафтные дизайнеры говорят на своем языке? (да) |
Дети |
Хором отвечают на вопросы и аргументируют их |
|
29-33 |
Педагог |
Молодцы! Вы успешно справились вопросами, и получаете лицензию на право практической деятельности. Вам уже поступили заказы на проектирование 3 объектов. В помощь вам выдается пакет документов необходимый для проектирования: Лист формата А3 с существующими границами участка Набор самоклеющихся условных обозначений Раздаточный материал (ассортиментные таблицы, условные обозначения, планы, схемы, словарь терминов и т.д.) План защиты проекта Критерии оценки проекта Канцелярские принадлежности На выполнение проекта отводится 15 минут. Ваша задача выбрать и распределить цветники, наметить деревья и кустарники. Написать защиту проекта (по предложенному плану) – 2 минуты Первый этап приемки проекта мы будем проводить сами, для этого вам выдаются критерии оценки проекта, по ним оцениваем соседнее бюро. Защита проекта – 3 минуты. По окончании работы не забываем о уборке рабочего места. Подойдите, пожалуйста, по 1 представителю от каждого бюро и получите свое задание Представители ландшафтных бюро вытягивают каждый свое задание: 1. План - схему будущего проекта озеленения школы 2. План - схему будущего проекта жилого двора 3. План - схему будущего проекта дачного участка Прошу представителей бюро выступить с защитой своих проектов. Напоминаю время защиты проекта 3 минуты. У остальных 2-х групп есть критерии оценивания проекта, и вы выставляете баллы по оцениванию проекта. Молодцы! Вы так творчески подошли к работе, настолько хорошо представили свои проекты, у меня создалось впечатление, что вы профессиональные дизайнеры. Сегодня мы с вами освоили немного теоретическую и практическую базу Ландшафтного дизайна. Срок обучения по программе 2 года. По завершению обучения каждый обучающийся приобретает практические умения, навыки и может их применять в практической деятельности, создавая красоту, украшая свою жизнь. В конце нашего занятия прошу выразить свое отношение к предмету «Ландшафтный дизайн», который вы рассматривали, отметьте, пожалуйста, один из пунктов: 1. Тема меня не заинтересовала 2. Тема меня заинтересовала, но я не буду в дальнейшем ее изучать 3. Тема меня заинтересовала, и я хочу продолжить ее изучение. - Спасибо, ребята, за работу. В память о нашей встрече хочу подарить вам буклет, который поможет вам в дальнейшей ландшафтно-проектной деятельности. - До свидания! Я желаю вам творческих успехов, удачи и отличного настроения! |
Приложение
ПЛАН ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА
Наше ландшафтное бюро называется «______________________________________»
Мы представляем свой проект озеленения «______________________________»
В проекте использовали (нужное выделить):
Регулярный прием
Ландшафтный прием
Смешанный прием
Для посадки мы использовали следующие деревья и кустарники
(перечислить) ___________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Мы использовали следующие элементы цветочного оформления
(нужное выделить)
Клумбу
Рабатку
Бордюр
Миксбордер
Арабеску
Каменистую горку
Декоративный водоем
Входную группу украшает клумба из однолетников (нужное выделить)
Бархатцев
Сальвии
Петуньи
Агератума
Алиссума
Цинии
Бегонии
Цинерарии
Кохии
_______
Малые архитектурные формы отлично дополнили проект, и мы использовали:
(нужное выделить)
Фонтаны
Скульптуры
Декоративный мостик
Беседку
Скамейки
Урны
Мы считаем, что наш проект получился (свое отношение к проекту)______________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
№ п/п |
Название Ландшафтного бюро |
Выбор ассортимента 0 – 5 баллов |
Общий эстетичный вид 0 – 5 баллов |
Презентация проекта 0 – 5 баллов |
Общее количество баллов до 15 баллов |
1 |
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТОВ
ЛИЦЕНЗИЯ
на право ведения
проектной деятельности
Регистрация №_______ «____» __________20___г.
выдана
Ландшафтному бюро
___________________________________________________
Под руководством
Чупрыниной Ирины Владимировны
Срок действия 45 минут
Схемы Клумбы
Схема Рабатки
Схема Миксбордера
Ассортимент однолетних цветочных культур
№ |
Однолетник |
Окраска |
Высота, см |
Период цветения |
Кол-во шт. на 1 м2 |
1 |
Бархатцы |
Желтая, Оранжевая Красная
|
15-70
|
июнь-сентябрь
|
25-70
|
2 |
Бегония |
Красная Розовая Белая
|
12-20 |
июнь- сентябрь
|
60-100 |
3 |
Кохия |
Зелёная, осенью - красная
|
70-100 |
июнь- октябрь
|
16-25 |
4 |
Лобелия |
Синяя Голубая Белая Красная
|
10-15 |
июль- сентябрь
|
80-100 |
5 |
Львиный зев
|
Разных колеров
|
20-50 |
июнь- сентябрь
|
40-50 |
6 |
Настурция
|
Оранжевая Желтая Красная
|
30-120 |
июнь- сентябрь
|
25-50 |
7 |
Петунья
|
Разных колеров |
25-35 |
июнь- сентябрь
|
25-50 |
8 |
Сальвия |
Ярко-красная Белая |
25-35 |
июнь- сентябрь
|
40-50 |
9 |
Агератум
|
Синяя Голубая Белая |
20-40 |
июнь- сентябрь
|
35-50 |
10 |
Алиссум
|
Белая Лиловая
|
12-20 |
июнь- сентябрь
|
50-70 |
11 |
Цинния |
Разных колеров |
25-50 |
июль- сентябрь
|
25-50 |
12 |
Гацания |
Желтая |
15-25 |
июль- сентябрь
|
50-60 |
13 |
Клещевина |
Зеленая Красная
|
80-120 |
июль- сентябрь
|
5-6 |
14 |
Подсолнечник |
Желтая Оранжевая Красная
|
50-200 |
июль- сентябрь
|
5-40 |
15 |
Цинерария |
Серебристая |
15-35 |
июнь- октябрь
|
50-60 |
Ассортимент двулетних цветочных культур
№ |
Однолетник |
Окраска |
Высота, см |
Период цветения |
Кол-во шт. на 1 м2 |
1 |
Виола |
Разных колеров |
12-18 |
апрель – июль укрытие на зиму |
50-70 |
2 |
Маргаритка |
Белая, Розовая Красная |
12-18 |
май - июнь |
50-70 |
3 |
Гвоздика турецкая |
Разных колеров |
30-40 |
май - июнь |
35-50 |
4 |
Незабудка |
Голубая Белая Розовая |
15-20 |
май - июнь |
50-70 |
5 |
Наперстянка |
Розовая Белая Желтая |
70-150 |
июнь-июль |
8-10 |
Ассортимент многолетних цветочных культур
№ |
Однолетник |
Окраска |
Высота, см |
Период цветения |
Кол-во шт. на 1 м2 |
|||||
1 |
Ромашка |
Белая |
50-70 |
июнь-июль |
30-40 |
|||||
2 |
Аквилегия |
Разных колеров |
40-60 |
июнь-июль |
10-16 |
|||||
3 |
Рудбекия |
Желтая |
70-100 |
июль-август |
10-12 |
|||||
4 |
Ирис |
Разных колеров |
50-60 |
июнь-июль |
12-16 |
|||||
5 |
Дельфиниум |
Синяя Голубая Белая Розовая |
80-150 |
июнь-июль |
8-12 |
|||||
6 |
Функия (хоста) |
Пестролистная Зеленая |
30-40 |
июнь-июль |
9-10 |
|||||
7 |
Солидаго |
Желтая |
60-80 |
июль- август |
9-10 |
|||||
8 |
Астильба |
Розовая, Красная Белая |
50-70 |
июнь-июль |
10-16 |
|||||
9 |
Пион |
Розовая Красная Белая |
60-80 |
июнь-июль |
2-4 |
|||||
10 |
Примула |
Разных колеров |
20-30 |
июнь |
50-60 |
|||||
11 |
Бадан |
Розовая |
20-30 |
июнь |
40-50 |
|||||
12 |
Очиток (седум) |
Белая Розовая Желтая |
12-50 |
июнь-июль |
20-50 |
|||||
13 |
Тысячелистник |
Желтая Розовая Белая Малиновая |
35-70 |
июль-август |
15-20 |
|||||
14 |
Флокс шиловидный |
Сиреневая Белая Розовая |
12-15 |
июнь |
40-50 |
|||||
15 |
Хризантема |
Разных колеров |
20-60 |
июль-август |
10-15 |
|||||
16 |
Колосняк песчаный |
Зеленая |
70-80 |
август- сентябрь |
5-7 |
|||||
17 |
Колокольчик карпатский |
Белая Голубая |
20-30 |
июль |
25-30 |
Ассортимент лиственных древесных культур
№ |
Наименование |
Высота, м |
Окраска листьев |
Рекомендации для посадки |
1 |
Береза бородавчатая |
Выше 20 |
Зеленая Желтая |
Группы и куртины Аллеи Одиночные посадки Массивы |
2 |
Боярышник обыкновенный |
До 6 |
Зеленая Желтая Оранжевая Красная
|
Аллеи Группы и куртины Опушки массивы, окаймление групп, куртины |
3 |
Вяз обыкновенный |
Выше 20 |
Зеленая Желтая |
Группы и куртины Аллеи Массивы Рядовые посадки |
4 |
Груша уссурийская |
До 6 |
Зеленая Желтая Оранжевая Красная
|
Группы и куртины Аллеи Массивы Рядовые посадки Одиночные посадки |
5 |
Дуб черешчатый (летний) |
15-20 |
Зеленая Желтая Коричневая |
Группы и куртины Рядовые посадки Одиночные посадки |
6 |
Ива ломкая шаровидная |
10-15 |
Зеленая Желтая
|
Группы и куртины Аллеи Массивы Одиночные посадки |
7 |
Клен остролистный |
15-20 |
Зеленая Желтая Оранжевая Красная
|
Группы и куртины Аллеи Массивы Рядовые посадки Одиночные посадки |
8 |
Липа мелколистная |
Выше 20 |
Зеленая Желтая
|
Группы и куртины Аллеи Массивы Рядовые посадки
|
9 |
Орех маньчжурский |
10-15 |
Зеленая Желтая Коричневая |
Одиночные посадки
|
10 |
Рябина обыкновенная |
10-15 |
Зеленая Желтая Оранжевая Красная
|
Группы и куртины Аллеи Массивы Рядовые посадки Одиночные посадки |
11 |
Тополь белый (серебристый) |
Выше 20 |
Зеленая Серебристая |
Группы и куртины Аллеи Массивы Рядовые посадки Одиночные посадки |
Ассортимент хвойных древесных культур
№ |
Наименование |
Высота, м |
Рекомендации для посадки |
1 |
Ель обыкновенная |
Выше 20 |
Группы и куртины Массивы Рядовые посадки Одиночные посадки Живые изгороди (стриженные) |
2 |
Лиственница сибирская |
Выше 20 |
Группы и куртины Массивы Рядовые посадки Одиночные посадки
|
3 |
Сосна обыкновенная |
Выше 20 |
Группы и куртины Массивы Одиночные посадки
|
4 |
Пихта сибирская |
Выше 20 |
Группы и куртины Массивы Рядовые посадки Одиночные посадки Аллеи |
5 |
Можжевельник обыкновенный |
Выше 4 |
Группы и куртины Массивы Рядовые посадки Одиночные посадки
|
6 |
Можжевельник казацкий |
До 2 |
Группы и куртины Рядовые посадки Одиночные посадки
|
7 |
Туя западная |
6-10 |
Группы и куртины Одиночные посадки
|
Ассортимент кустарников для озеленения
№ |
Наименование |
Высота, м |
Окраска листьев, цветов |
Рекомендации для посадки |
|||
1 |
Дерен белый |
3 |
Зеленая Красная Цветы белые Плоды белые
|
Групповые посадки Рядовые посадки Одиночные посадки Живые изгороди (стриженные) |
|||
2 |
Жасмин (Чубушник) |
2 |
Зеленая Цветы белые
|
Групповые посадки Рядовые посадки Одиночные посадки
|
|||
3 |
Калина Бульденеж |
3 |
Зеленая Цветы белые Плодов нет
|
Групповые посадки Рядовые посадки Одиночные посадки
|
|||
4 |
Арония черноплодная |
2 |
Зеленая Красная Цветы белые Плоды черные |
Групповые посадки Рядовые посадки Одиночные посадки Живые изгороди (стриженные) |
|||
5 |
Барбарис обыкновенный |
2 |
Зеленая Желтая Оранжевая Цветы желтые Плоды красные |
Групповые посадки Одиночные посадки
|
|||
6 |
Сирень обыкновенная |
3 |
Зеленая Желтая Цветы розовые, сиреневые, фиолетовые, белые |
Групповые посадки Рядовые посадки Одиночные посадки
|
|||
7 |
Спирея Вангутта |
2 |
Зеленая Цветы белые |
Групповые посадки Рядовые посадки Одиночные посадки Живые изгороди (красивоцветущие) |
|||
8 |
Спирея Иволистная |
2 |
Зеленая Цветы розовые |
Групповые посадки Рядовые посадки Одиночные посадки Живые изгороди (красивоцветущие) |
|||
9 |
Пузыреплодник клинолистный |
3 |
Зеленая Желтая Цветы белые |
Групповые посадки Рядовые посадки Живые изгороди (стриженные) |
|||
10 |
Рябинник рябинолистный |
2 |
Зеленая Желтая Цветы белые |
Групповые посадки Рядовые посадки Одиночные посадки Живые изгороди (красивоцветущие) |
|||
11 |
Курильский чай (лапчатка) |
1,5 |
Зеленая Цветы желтые |
Групповые посадки Рядовые посадки Одиночные посадки Живые изгороди (красивоцветущие) |
|||
12 |
Снежноягодник |
1 |
Зеленая Цветы розовые Плоды белые |
Групповые посадки Рядовые посадки Одиночные посадки Живые изгороди |
|||
13 |
Роза морщинистая |
2 |
Зеленая Желтая Цветы розовые Плоды оранжевые |
Групповые посадки Рядовые посадки Одиночные посадки Живые изгороди |
- Словарь профессиональных терминов ландшафтного дизайна
Аллея - пешеходная коммуникация, ограниченная с двух сторон деревьями, кустарниками, вьющимися растениями.
Арабеска - узоры на газоне, используемые в партерах и клумбах.
Ассортимент - подбор различных видов деревьев, кустарников и цветов, применяемых для озеленения данной местности или данного объекта.
Бульвар - широкая озелененная полоса, выделяемая по обеим или одной стороне улицы, набережной и предназначенная для пешеходного движения и кратковременного отдыха.
Вертикальное озеленение - вид озеленения с использованием лиан или стриженых деревьев, широко применяемый в Зеленом строительстве, цель которого в короткий срок в условиях недостатка территории получить большую зеленую площадь, а также оформить, украсить фасады и стены зданий, защитить от перегрева, шума, пыли, создание зеленых стен для изоляции отдельных участков друг от друга.
Газон - дерновой покров из многолетних злаков.
Гармония - соразмерность отдельных элементов композиции.
Группа - важнейший элемент живописного паркового пейзажа. Обычно это сочетание из нечетного (до 11 шт.) количества древесных, кустарниковых или цветочных растений.
Живая изгородь - посадки из формируемых и свободно растущих деревьев или кустарников (или их сочетание) с целью получения сомкнутых непроницаемых насаждений. Обычно стрижкой им предается форма зеленой стены. Исходя из назначения Ж. и. бывают одно-, двух, трехрядные и различной высоты. Для Ж. и. используются растения, хорошо поддающиеся стрижке, вьющиеся (боярышник, бирючина, кизильник блестящий и многие др.).
Клумба – цветник правильной геометрической. Создают их из однолетних и двулетних цветочных растений.
Каменистая горка (или Рокарий) - элемент объекта озеленения, декоративное сооружение, устроенное из камня разных форм и размеров, включающее растения.
Каменистые цветочные уголки - комплекс из камней, цветов, ручейков. Устраиваются на местоположениях, открытых солнцу.
Контейнеры - вспомогательные сосуды из относительно недорогих материалов, в настоящее время, как правило, штампованные из пластмасс с отверстиями для дренажа, предназначенные для временного размещения растений от посева (пикирования, укоренения черенков и рассады...) до высадки в грунт.
Куртина - крупная группа (20-90 и более) деревьев и кустарников одной породы.
Ландшафтный дизайн – искусство формирования окружающей среды с помощью элементов природы и архитектуры.
Ландшафт - от немецкого - вид природы. Ландшафт бывает природный (естественный) и антропогенный (искусственный, созданный или преобразованный человеком).
Моносад - это сад одного вида растений. К моносаду относятся розарии, тюльпанарии, георгинарии и др.
Малые формы садово-парковой архитектуры - беседки, ротонды, перголы, трельяжи, скамейки, арки, скульптуры из растений, урны, киоски, павильоны, оборудование детских площадок, навесы и другие искусственные элементы садово-парковой композиции, объединенные общим художественным замыслом, выполняющие утилитарные и декоративные функции.
Масштаб - (нем.) - 1) численный показатель отношения длины линии на плане или рабочем чертеже к ее действительной длине (например: М I:500 - в 1 см - 5 м.);
2) графический, линейный, изображающий отрезок линии, соответствующий 5, 10, 20, 100м и т. д. на местности.
Миксбордер - сложные группы, состоящие из набора разнообразных жизненных форм.
Партер - открытая часть пространства, расположенная на плоском рельефе, имеющая геометрически правильную форму с соотношением 1:3 или 1:7. Существуют три типа партеров: газонный, цветочный и смешанный. В XVII- XVIII вв. партер был неотъемлемой частью дворцовых ансамблей.
Парк (англ.) - объект озеленения, представляющий земельный участок, на котором элементы ландшафта (растительность, формы рельефа, водоемы), сооружения (дорожки, постройки, площадки) и посаженная растительность организуются в определенную объемно пространственную систему в соответствии с законами композиции.
Поляна - свободный от древесно-кустарниковой растительности участок ландшафта.
Рабатка - представляет собой узкую полосу из цветов в партерах, вдоль дорожек и аллей длинной от 1 м до 7-9 м. Ширина рабатки зависит от используемых растений.
Рокарий - ландшафтная композиция, где декоративные растения сочетаются с камнями.
Сад - объект озеленения, представляющий собой территорию площадью не менее 5-10 га, занятую древесными насаждениями, лужайками, цветниками, включающую эстраду, спортплощадки, сооружения, аллеи, детский сектор, водоемы; объединенную в определенную планировочную композицию. Предназначен для кратковременного отдыха, проживающего в радиусе пешеходной доступности населения. Сады подразделяются на районные, городские жилого района и спецназначения (при клубах, больницах, санаториях, школах, промышленных предприятиях).
Сквер - небольшой озелененный участок среди городской застройки (до 1 га), предназначенный для кратковременного отдыха и декоративного оформления отдельных архитектурных комплексов и городской среды.
Солитер - одиночный экземпляр растения, размещаемый на открытом участке газона, выделяющийся своей фактурой, кроной и т. п.
Фитонцидность - способность растений выделять летучие защитные вещества, которые губительно действуют на микробы.
Список литературы
- Литература для педагога
Агишева Т.А. «Современный дизайн участка» Москва 2008.
Булыгин Н. Е.; Ярмишко В.Т. «Дендрология» Москва 2001.
Великотная М. В. «Искусство создания цветников» Москва «Вече» 2005.
Д-р Д.Г. Хессайон «Все о цветах в вашем саду» М., 2002
Колоскова И. Г., Романова О.И., Тим Ньюбери «Все о планировке сада». М. «Кладезь - Букс», 2002 г.
Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 1997.
Купер Алекс «Интерьер уютного сада» Ростов - на - Дону Феникс 2005.
Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.; Воронеж, 1999.
Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.
Лазарева А. В, Рубайло М.В., Кузнецова Т.И. «Цветы в саду и ландшафтный дизайн» М., Аделант 2002 г.
Лучник А. Н. Энциклопедия «Декоративных растений умеренной зоны» М., 1997 г.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование 1998.
Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А.
Ожегов С. С. «История ландшафтной архитектуры» М., 1994
Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. М., 1996.
Питер Хаген «Искусственные водоёмы в саду» Москва «Аквариум» 2004.
Полозун Л. Г., Мысак М.Л. «Альпинарий в вашем дворе» Москва 2004.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М., 2008.
Тавлинова Г. К. «Цветы в вашем саду: двулетники» Санкт-Петербург «Агропромиздат» 1994.
Чуб В. В., Малеева Ю.В. «Современный сад» М., 2001.
Юрченко А. В. «Ландшафтный дизайн» Москва, ЭКСМО 2005.
- Литература для учащихся
Агишева Т. А. «Современный дизайн участка» Москва 2008.
Лазарева А. В., Рубайло М.В., Кузнецова Т.И. и т. д. «Цветы в саду и ландшафтный дизайн» М., 2002.
Майоров М.А.«Многолетние цветы» М., 1978.
Николаенко И.В. «Справочник цветовода».
Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А.
Методические рекомендации «Ландшафтный дизайн» Чупрынина И.В. 2009-2011г.
Полозун Л. Г. «Альпинарий в вашем дворе» АСТ - СТАЛКЕР Донецк 2004.
Полозун Л. Г., Мысак М.Л. «Альпинарий в вашем дворе» Москва 2004.
Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2003
Рычкова Ю.В. Золотые рецепты сада. «Альпийские горки» М., 2003.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб, 1999.
Тавлинова Г. К. «Цветы в вашем саду: двулетники» Санкт-Петербург «Агропромиздат» 1994.
Хессайон Д. Г. «Все о цветах в вашем саду», «Все о декоративных деревьях и кустарниках», «Все о луковичных растениях», «Все о саде, за которым легко ухаживать», «Все о газоне», «Все о клумбовых растениях» М., 2002.
Журналы: «Сад своими руками», «Цветоводство», «Ландшафтный дизайн», «Мой прекрасный сад», «Цветы», «Дом и сад» и другие.