Образовательная программа «Введение в исследовательскую деятельность школьников»
КГБОУ «Ачинская образовательная школа – интернат №1»
Образовательная программа
«Введение в исследовательскую деятельность школьников»
Автор программы:
Кленовая Л. М.
Пояснительная записка
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в учебно - исследовательской деятельности.
Программа учебно-исследовательской деятельности обучающихся разработана на основе Требований к структуре и результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, в соответствии с Базисным учебным планом, программой формирования и развития универсальных учебных действий, планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования и направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной деятельности.
Программа учебно-исследовательской деятельности обучающихся на ступени основного общего образования предусматривает выбор, разработку, реализацию и общественную презентацию предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение личностно и социально-значимой проблемы.
Одной из главных задач развития познавательной деятельности учащихся в процессе образования является организация учебно-исследовательской деятельности. Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется, главным образом, на уроках. Этому способствуют современные интерактивные технологии.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Курс рассчитан на 34 часа занятий, полученные знания слушатели курса применяют в исследовательской деятельности под руководством своих научных руководителей.
Цель программы: формирование навыков организации исследовательской деятельности учащихся с применением проектного метода, информационно-коммуникационных технологий в области гуманитарных наук.
Задачи программы:
1.Научить умению вести исследовательскую деятельность:
освоению понятий, принципов, теорий, законов и правил, действующих в учебных предметах, в науках, охваченных исследуемой темой в области гуманитарных наук;
умению добывать новые знания;
умению объяснить приобретенные знания и описать их;
умению разработать предложения по применению добытых знаний, в том числе и в новых областях практики.
2.Развить умение ставить проблему, формулировать тему и цель исследования.
3.Познакомить с элементарными методами исследования.
4.Научить вести школьное исследование.
5.Научить грамотно оформлять отчетность по исследованию.
Формы проведения занятий: лекция, практические занятия, работа в архивах, библиотеке, работа в компьютерном классе, экскурсия.
Место курса в системе проектно-исследовательской работы в школе: курс является вспомогательной дисциплиной к проектно-исследовательской работе учащихся, к их сотрудничеству с научными руководителями.
Требования к ученику: мотивационный выбор темы исследования; интерес к научному познанию, к экспериментальной работе.
Требования к научному руководителю ученика: знание этапов, форм, методов, методологии, математического обеспечения обработки результатов исследования в исследовательской работе.
Формы контроля: выполнение зачетной работы (определение предмета, объекта, гипотезы исследования; составление плана исследования; представление документации по экспериментальной части работы; составление картотеки по обработке научной литературы и т.д.).
Электронные и технические средства обучения:
Учебный мультимедиа комплекс:
компьютер,
документ камера,
интерактивная доска
Мобильный класс
Интернет-класс
Электронная библиотека
Локальная связь.
Ожидаемый результат:
Учащийся знает:
о проблеме, цели, задачах исследования, методах исследования;
о правилах и этапах научной организации учебного труда, организации исследования;
о правилах организации и этапах исследовательской деятельности;
об особенностях конспектирования, составления тезисов, написания аннотации, рецензии;
об эффективных способах презентации результатов исследования.
Учащийся имеет навыки:
работать в библиотеке;
находить информацию для решения выявленной проблемы, используя различные информационные ресурсы;
конспектировать литературу, составлять тезисы, библиографию;
ставить цели и задачи исследования;
подбирать методы исследования адекватные поставленным задачам.
Учащийся приобретает опыт:
работы с различными информационными ресурсами
анализа и конспектирования литературы
постановки проблемы, обоснования актуальности исследования
определения целей и задач исследования
самостоятельной организации исследовательской деятельности
рефлексии собственной поисковой, организационной деятельности
публичной защиты результатов собственного исследования
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно - исследовательская деятельность. Методы научного исследования (11ч).
Сущность исследовательской деятельности. Методы научного исследования. Требования к организации теоретических и практических исследований. Виды информационных ресурсов. Методы изучения теоретических источников. Характеристика и требования к научному наблюдению. Правила ведения беседы, интервью. Правила составления анкет и проведения анкетирования. Экспериментальные исследования. Классификация, типы и задачи эксперимента. Организация эксперимента.
Практическая работа: составление анкеты для изучения проблемы; задача на подбор конкретных методов исследования для решения конкретной проблемы.
Особенности труда ученых. Возможности карьерного роста в науке. Роль науки в развитии общества. Жизненный путь ученого (по выбору учителя).
Культура учебного труда. Правила работы в библиотеке.
Рациональная организация учебного труда. Робота с каталогами в библиотеке. Правила работы с журналом, газетой: составление библиографических карточек, подборка вырезок. Правила составления библиографии.
Практическая работа: работа в библиотеке, составление библиографии по теме исследования.
Поиск, накопление и обработка научной информации. Научные документы и издания. Государственная система научной информации. Организация работы с научной литературой.
Правила работы с книгой.
Методы эффективного чтения. Виды письменных работ и техника работы с книгой: правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки. Правила ведения записей: компактность, выдержка интервала, датирование, поля, подчеркивание, выделение ключевых слов, схематическое изображение и сокращения и др.
2. Организация исследовательской деятельности (11 часов).
Этапы организации исследовательской деятельности, методика исследования, структура исследовательской работы.
Проблема как «знание о незнании». Выявление и формулировка проблемы.
Тема и ее актуальность. Практическая и научная актуальность.
Цель, задачи, логика педагогического исследования. Цель как представление о результате, правила постановки целей и задач исследования.
Введение: правила написания. Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования.
Заключение. Формулировка выводов исследования. Постановка новых задач.
Правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки.
Практическая работа: выбор темы, постановка проблемы, определение структуры работы, разработка программы опытной работы, подбор методов исследования.
Практическая работа: составление аннотации к книге, написание рецензии на спектакль, кинофильм, ответ товарища; составление планов, тезисов, конспектов статей.
Консультации (индивидуальные) по исследовательской деятельности.
3. Методика написания реферата (12 часов).
Структура глав. Язык и стиль научной работы. Ссылки в тексте. Сокращения. Представление иллюстративного материала. Оформление списка используемой литературы. Анализ результатов практического исследования, оформление результатов работы.
Подготовка к выступлению по теме исследования.
Структура доклада. Вступление и заключение. Главная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории.
Чувство неуверенности и страха перед выступлением. Рекомендации выступающему. Психологический настрой, контакт с аудиторией, психология слушателей. Особенности речи. Дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы. Искусство отвечать на вопросы. Классификация вопросов и виды ответов
Консультирование (групповое) по написанию реферата.
Защита реферата на конференции.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Тема занятия | Кол-во часов | ||
Лекции |
Семинар, практикум |
Экскурсии |
||
НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (11ч) |
||||
|
Методы научного познания. |
1 |
||
|
Социологические методы исследования (беседа, интервью, анкетирование, экспертный опрос и др.) |
1 |
||
|
Экспериментальные исследования. Классификация, типы и задачи эксперимента. Организация эксперимента. |
1 |
1 |
|
|
Рациональная организация учебного труда |
1 |
||
|
Виды информационных ресурсов и способы работы с ними |
1 |
||
|
Поиск, накопление и обработка научной информации. Научные документы и издания. Государственная система научной информации. Организация работы с научной литературой. Правила составления библиографии. |
2 |
1 |
|
|
Правила работы с книгой. Методы эффективного чтения. |
1 |
||
|
Применение информационных технологий в исследовании |
1 |
||
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (11 ч) |
||||
|
Этапы организации исследовательской деятельности, методика исследования, структура исследовательской работы. |
2 |
4 |
|
|
Введение: правила написания. Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования. Заключение. |
1 |
2 |
|
|
Правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки. |
2 |
||
МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТА (12 ч) |
||||
|
Работа над основной частью реферата. Структура глав. Язык и стиль научной работы. Ссылки в тексте. Сокращения. Представление иллюстративного материала. Анализ результатов практического исследования, оформление результатов работы. |
5 |
||
|
Подготовка к выступлению по теме исследования. Структура доклада. Вступление и заключение. Главная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории. Чувство неуверенности и страха перед выступлением. Рекомендации выступающему. Особенности речи. Дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы. Искусство отвечать на вопросы. |
6 |
||
|
Презентация результатов на конференции |
1 |
||
Итого: |
10 |
23 |
1 |
Система контроля сформированности навыков исследовательской деятельности
Для определения уровня сформированности у учащихся навыков исследовательской деятельности необходимо использовать метод анализа представленных работ учащихся, а также метод самодиагностики (представление учащимися рефлексивного отчета о проделанной работе).
При оценке исследовательских работ учащихся принимается во внимание следующее:
соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам, названиям разделов и тем работы;
соблюдение структуры работы, объёма работы;
наличие литературного обзора, его качество;
соответствие выбранных методик поставленным задачам, корректность методик исследования;
умение выделить и обосновать проблему, поставить цели и задачи исследования;
логичность и полнота доказательств;
соответствие выводов полученным результатам;
культура оформления материалов, научный стиль работы.
Рефлексивный отчет учащегося о проделанной работе, который целесообразно проводить на этапах начальной и промежуточной диагностики, предполагает освещение им следующих вопросов:
Напишите тему вашего исследования. На каком этапе вы сейчас находитесь?
Проблема исследования, цели и задачи работы.
Предполагаемая форма и дата представления результатов?
Имеются ли у вас затруднения? Если да, то какие?
Педагогу необходимо обратить внимание на сформированность у учащихся умения анализировать собственную деятельность (выделять результат, видеть сложности и затруднения).
Производится проверка результатов практических работ учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Герасимов Н.Г. Структура научного исследования. – М., 1985
- Гецов Г. Как читать книги, журналы, газеты. – М., 1989.
- Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М., 1975.
- Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. – М.,1981.
- Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум - М, 2001.- 48с.
- Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. – М., 1969
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.
- Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. – С.102-105.
- Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творчес-кой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. – 2001. - №1. – С 105-107.
- Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 51-60.
- Поддьянов А.Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники / А.Н. Поддьянов // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №3. – С. 29-32.
- Приходько П.Т. Азбука исследовательского труда. Новосибирск, 1979
- Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272с.
- Рузавин Г.И. Методы научного исследования. – М., 1974
- Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А.И. Савенков // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 61-66.