Образовательная программа «Введение в исследовательскую деятельность школьников»

0
0
Материал опубликован 19 September 2016

КГБОУ «Ачинская образовательная школа – интернат №1»

Образовательная программа

«Введение в исследовательскую деятельность школьников»

Автор программы:

Кленовая Л. М.

Пояснительная записка

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в учебно - исследовательской деятельности.

Программа учебно-исследовательской деятельности обучающихся разработана на основе Требований к структуре и результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, в соответствии с Базисным учебным планом, программой формирования и развития универсальных учебных действий, планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования и направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной деятельности.

Программа учебно-исследовательской деятельности обучающихся на ступени основного общего образования предусматривает выбор, разработку, реализацию и общественную презентацию предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение личностно и социально-значимой проблемы.

Одной из главных задач развития познавательной деятельности учащихся в процессе образования является организация учебно-исследовательской деятельности. Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется, главным образом, на уроках. Этому способствуют современные интерактивные технологии.

Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Основные принципы реализации программынаучность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Курс рассчитан на 34 часа занятий, полученные знания слушатели курса применяют в исследовательской деятельности под руководством своих научных руководителей.

Цель программы: формирование навыков организации исследовательской деятельности учащихся с применением проектного метода, информационно-коммуникационных технологий в области гуманитарных наук.

Задачи программы:

1.Научить умению вести исследовательскую деятельность:

освоению понятий, принципов, теорий, законов и правил, действующих в учебных предметах, в науках, охваченных исследуемой темой в области гуманитарных наук;

умению добывать новые знания;

умению объяснить приобретенные знания и описать их;

умению разработать предложения по применению добытых знаний, в том числе и в новых областях практики.

2.Развить умение ставить проблему, формулировать тему и цель исследования.

3.Познакомить с элементарными методами исследования.

4.Научить вести школьное исследование.

5.Научить грамотно оформлять отчетность по исследованию.

Формы проведения занятий: лекция, практические занятия, работа в архивах, библиотеке, работа в компьютерном классе, экскурсия.

Место курса в системе проектно-исследовательской работы в школе: курс является вспомогательной дисциплиной к проектно-исследовательской работе учащихся, к их сотрудничеству с научными руководителями.

Требования к ученику: мотивационный выбор темы исследования; интерес к научному познанию, к экспериментальной работе.

Требования к научному руководителю ученика: знание этапов, форм, методов, методологии, математического обеспечения обработки результатов исследования в исследовательской работе.

Формы контроля: выполнение зачетной работы (определение предмета, объекта, гипотезы исследования; составление плана исследования; представление документации по экспериментальной части работы; составление картотеки по обработке научной литературы и т.д.).

Электронные и технические средства обучения:

Учебный мультимедиа комплекс:

компьютер,

документ камера,

интерактивная доска

Мобильный класс

Интернет-класс

Электронная библиотека

Локальная связь.

Ожидаемый результат:

Учащийся знает:

о проблеме, цели, задачах исследования, методах исследования;

о правилах и этапах научной организации учебного труда, организации исследования;

о правилах организации и этапах исследовательской деятельности;

об особенностях конспектирования, составления тезисов, написания аннотации, рецензии;

об эффективных способах презентации результатов исследования.

Учащийся имеет навыки:

работать в библиотеке;

находить информацию для решения выявленной проблемы, используя различные информационные ресурсы;

конспектировать литературу, составлять тезисы, библиографию;

ставить цели и задачи исследования;

подбирать методы исследования адекватные поставленным задачам.

Учащийся приобретает опыт:

работы с различными информационными ресурсами

анализа и конспектирования литературы

постановки проблемы, обоснования актуальности исследования

определения целей и задач исследования

самостоятельной организации исследовательской деятельности

рефлексии собственной поисковой, организационной деятельности

публичной защиты результатов собственного исследования

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебно - исследовательская деятельность. Методы научного исследования (11ч).

Сущность исследовательской деятельности. Методы научного исследования. Требования к организации теоретических и практических исследований. Виды информационных ресурсов. Методы изучения теоретических источников. Характеристика и требования к научному наблюдению. Правила ведения беседы, интервью. Правила составления анкет и проведения анкетирования. Экспериментальные исследования. Классификация, типы и задачи эксперимента. Организация эксперимента.

Практическая работа: составление анкеты для изучения проблемы; задача на подбор конкретных методов исследования для решения конкретной проблемы.

Особенности труда ученых. Возможности карьерного роста в науке. Роль науки в развитии общества. Жизненный путь ученого (по выбору учителя).

Культура учебного труда. Правила работы в библиотеке.

Рациональная организация учебного труда. Робота с каталогами в библиотеке. Правила работы с журналом, газетой: составление библиографических карточек, подборка вырезок. Правила составления библиографии.

Практическая работа: работа в библиотеке, составление библиографии по теме исследования.

Поиск, накопление и обработка научной информации. Научные документы и издания. Государственная система научной информации. Организация работы с научной литературой.

Правила работы с книгой.

Методы эффективного чтения. Виды письменных работ и техника работы с книгой: правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки. Правила ведения записей: компактность, выдержка интервала, датирование, поля, подчеркивание, выделение ключевых слов, схематическое изображение и сокращения и др.

2. Организация исследовательской деятельности (11 часов).

Этапы организации исследовательской деятельности, методика исследования, структура исследовательской работы.

Проблема как «знание о незнании». Выявление и формулировка проблемы.

Тема и ее актуальность. Практическая и научная актуальность.

Цель, задачи, логика педагогического исследования. Цель как представление о результате, правила постановки целей и задач исследования.

Введение: правила написания. Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования.

Заключение. Формулировка выводов исследования. Постановка новых задач.

Правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки.

Практическая работа: выбор темы, постановка проблемы, определение структуры работы, разработка программы опытной работы, подбор методов исследования.

Практическая работа: составление аннотации к книге, написание рецензии на спектакль, кинофильм, ответ товарища; составление планов, тезисов, конспектов статей.

Консультации (индивидуальные) по исследовательской деятельности.

3. Методика написания реферата (12 часов).

Структура глав. Язык и стиль научной работы. Ссылки в тексте. Сокращения. Представление иллюстративного материала. Оформление списка используемой литературы. Анализ результатов практического исследования, оформление результатов работы.

Подготовка к выступлению по теме исследования.

Структура доклада. Вступление и заключение. Главная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории.

Чувство неуверенности и страха перед выступлением. Рекомендации выступающему. Психологический настрой, контакт с аудиторией, психология слушателей. Особенности речи. Дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы. Искусство отвечать на вопросы. Классификация вопросов и виды ответов

Консультирование (групповое) по написанию реферата.

Защита реферата на конференции.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема занятия Кол-во часов

Лекции

Семинар, практикум

Экскурсии

 

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (11ч)

 

Методы научного познания.

1

   

 

Социологические методы исследования (беседа, интервью, анкетирование, экспертный опрос и др.)

1

   

 

Экспериментальные исследования. Классификация, типы и задачи эксперимента. Организация эксперимента.

1

1

 

 

Рациональная организация учебного труда

1

   

 

Виды информационных ресурсов и способы работы с ними

1

   

 

Поиск, накопление и обработка научной информации. Научные документы и издания. Государственная система научной информации. Организация работы с научной литературой. Правила составления библиографии.

 

2

1

 

Правила работы с книгой. Методы эффективного чтения.

 

1

 

 

Применение информационных технологий в исследовании

 

1

 
 

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (11 ч)

 

Этапы организации исследовательской деятельности, методика исследования, структура исследовательской работы.

2

4

 

 

Введение: правила написания. Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования. Заключение.

1

2

 

 

Правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки.

2

   
 

МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТА (12 ч)

 

Работа над основной частью реферата. Структура глав. Язык и стиль научной работы. Ссылки в тексте. Сокращения. Представление иллюстративного материала. Анализ результатов практического исследования, оформление результатов работы.

 

5

 

 

Подготовка к выступлению по теме исследования.

Структура доклада. Вступление и заключение. Главная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории.

Чувство неуверенности и страха перед выступлением. Рекомендации выступающему. Особенности речи. Дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы.

Искусство отвечать на вопросы.

 

6

 

 

Презентация результатов на конференции

 

1

 
 

Итого:

10

23

1

Система контроля сформированности навыков исследовательской деятельности

Для определения уровня сформированности у учащихся навыков исследовательской деятельности необходимо использовать метод анализа представленных работ учащихся, а также метод самодиагностики (представление учащимися рефлексивного отчета о проделанной работе).

При оценке исследовательских работ учащихся принимается во внимание следующее:

соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам, названиям разделов и тем работы;

соблюдение структуры работы, объёма работы;

наличие литературного обзора, его качество;

соответствие выбранных методик поставленным задачам, корректность методик исследования;

умение выделить и обосновать проблему, поставить цели и задачи исследования;

логичность и полнота доказательств;

соответствие выводов полученным результатам;

культура оформления материалов, научный стиль работы.

Рефлексивный отчет учащегося о проделанной работе, который целесообразно проводить на этапах начальной и промежуточной диагностики, предполагает освещение им следующих вопросов:

Напишите тему вашего исследования. На каком этапе вы сейчас находитесь?

Проблема исследования, цели и задачи работы.

Предполагаемая форма и дата представления результатов?

Имеются ли у вас затруднения? Если да, то какие?

Педагогу необходимо обратить внимание на сформированность у учащихся умения анализировать собственную деятельность (выделять результат, видеть сложности и затруднения).

Производится проверка результатов практических работ учащихся.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Герасимов Н.Г. Структура научного исследования. – М., 1985
  2. Гецов Г. Как читать книги, журналы, газеты. – М., 1989.
  3. Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М., 1975.
  4. Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. – М.,1981.
  5. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум - М, 2001.- 48с.
  6. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. – М., 1969
  7. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.
  8. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. – С.102-105.
  9. Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творчес-кой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. – 2001. - №1. – С 105-107.
  10. Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 51-60.
  11. Поддьянов А.Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники / А.Н. Поддьянов // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №3. – С. 29-32.
  12. Приходько П.Т. Азбука исследовательского труда. Новосибирск, 1979
  13. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272с.
  14. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. – М., 1974
  15. Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А.И. Савенков // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 61-66.
Комментарии
Комментариев пока нет.