Мастер-класс музыкального руководителя на тему «Инсценировка песни»
МАСТЕР-КЛАСС
музыкального руководителя на тему:
«Инсценировка песни».
-Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Цветкова Елена Геннадьевна, я представляю детский сад № 89 города Чебоксары. Мой педагогический стаж работы в ДОУ-20 лет. Сегодня мы собрались с вами, чтобы поделиться друг с другом педагогическим мастерством и опытом. Первая часть моего выступления будет теоретической, вторая практической. Итак, позвольте начать.
Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая малышей вокалу, я учитывала, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка. Системная работа позволяет учесть физиологические и вокальные особенности каждого ребёнка, поэтому приоритетным в работе считаю индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка. Предлагаю вам вспомнить этапы работы формирования певческих навыков.
Вокально-хоровая работа.
В первую очередь, детям напоминаются правила певческой установки. Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.
На этапе формирования вокально-хоровых навыков в работу включаются одновременно почти все элементы вокально-хоровой техники. Их последовательность и постепенность выглядит следующим образом:
-дыхание
-звукообразование
-дикция
-чистота интонирования
-ансамбль
Вначале идет работа над выработкой напевности звучания на основе элементарного овладения певческим дыханием, которое существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения.
Работа над певческим дыханием связана со звукообразованием. И здесь, конечно, необходима система – певческие упражнения и постепенные напоминания.
Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения.
Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Поэтому мы сначала определяем содержание песни, расшифровываем непонятные слова, находим кульминацию. Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации.
Чистота интонирования зависит от музыкального окружения ребенка. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха.
Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором я стараюсь приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Ансамбль у детей достигается постепенно. Мной используются различные виды перекличек: пение «по цепочке», дуэтом, трио (вместе с воспитателем), поочерёдное пение (воспитатель, дети, и музыкальный руководитель). У детей старших групп к пению «по цепочке» добавляются «песенки-эхо» и «пение про себя».
-Уважаемые коллеги, предлагаю вам создать небольшой ансамбль и поучаствовать в игре "Сломанный телевизор". Правила просты: по ходу исполнения песни, вы должны будете внимательно следить за моим сигналом включения или выключения звука "телевизора" и, соответственно, пропевать песню "про себя" и вслух. (Исполняется песня "Пусть бегут неуклюже".)
- Дети очень любят играть в "Музыкальное эхо". Именно играть, потому что обычные "песенки-эхо" я переделываю в музыкальные игры для развития звуковысотного и динамического слуха, развития чувства ритма, правильного штрихового исполнения (дети знакомы с понятиями "стаккато" и "легато"). Дорогие педагоги, приглашаю вас поиграть, будьте внимательны. (Исполняются "попевки-эхо"- "На птичьем дворе" и "Вот такая чепуха".)
-Все вышеперечисленные вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное, слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно, а навыки развиваются постепенно.
Хоровое пение представляет собой сложное искусство, которое требует известной автоматизации певческих приемов. Для развития звуковысотного и ритмического слуха, точного интонирования мелодий и выравнивания общего звучания по силе и тембру, мы с детьми часто используем прием «Покажи песню движением». Это помогает детям не только развить навыки исполнения, но и усилить эмоционально-образное переживание исполняемой песни и развивать творческую активность.
-Наше с детьми занятие всегда начинается с музыкального приветствия. Прошу внимания на экран.( На экране появляется презентация "Добрый день"; педагог, аккомпанируя себе, исполняет песню Я.Дубравина "Добрый день".) Затем музыкальный руководитель показывает педагогам соответствующие словам песни движения и предлагает исполнить песню с этими движениями.
Встало солнце рано - рано: (кисти рук скрещены над головой "солнце")
Добрый день! (широко разводим руки в стороны)
Плещут волны океана: ("мягкие волны" руками внизу)
Добрый день! ----------"----------
Поднимается пшеница, (приседаем, вытянув руки вперед, постепенно "растем")
И звенят задорно птицы: ("помахали крылышками")
Эй, ребята - малышата, (поочередно подводим руки к себе)
Добрый день! ----------"---------
Улыбаются озёра: ("рисуем" улыбку на лице)
Добрый день! ---------"----------
С высоты кивают горы: ("киваем" кистями поднятых рук)
Добрый день! ---------"---------
И в твоё окошко ветер (Стучим кулачком на "подставочке")
Постучится на рассвете:
Просыпайся, поднимайся! (Обе руки поднимаем снизу вверх)
Добрый день! ---------"---------
Очень часто песенки с движениями я использую, как разминку на занятиях, праздниках, развлечениях. Ими пользуются и воспитатели в своей деятельности. Это хороший способ снять физическое напряжение и переключить внимание детей, когда это требуется. Вот одна из таких разминок, называется она "Слово на ладошках", предлагаю вам подвигаться:
Я найду СЛОВА везде: (показываем "я"- на себя и "везде"- вокруг)
И на небе, и в воде, (показываем на "небо", "волны" внизу)
На полу, на потолке, (по тексту)
На носу и на руке. (по текту)
Вы не слышали такого? ("удивились")
Вы не слышали такого? ("удивились")
Не беда, играем в слово, ("грозим пальчиком")
Не беда, играем в слово! ("грозим пальчиком")
Мишка, мишка, (показ "медведя")
Мишенька, мишенька.
Кукла, кукла, куколка, куколка. (показ "куклы")
Мячик, мячик, ("отбиваем" мячик от пола)
Буратино, буратино. (показ "буратинки")
Карандаш, карандаш, ("пишем")
Чипполино, чипполино! (смешной "чипполино", кисти рук над головой)
Эта музыкальная разминка исполняется несколько раз с ускорением.
Закончить свой мастер-класс я хочу такими словами: "Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества." Василий Александрович Сухомлинский.
Савкина Юлия Камильевна