Рабочая программа музыкального руководителя

1
0
Материал опубликован 11 April 2022

ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК» С.БОЛЬШЕУСТЬИКИНСКОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МЕЧЕТЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ДЕТСКИЙ САД «АКБУЗАТ» С. ДУВАН – МЕЧЕТЛИНО




УТВЕРЖДЕНО:

Заведующий МБДОУ

детский сад «Светлячок»

____________/

Приказ№ _______от «____» 2021 г.




Рабочая программа

по музыкальному воспитанию

Филиал МБДОУ детский сад «Акбузат» с. Дуван – Мечетлино

на 2021 – 2022 учебный год

программа предназначена для детей дошкольного возраста (2 – 7 лет)






Составитель: Фазылова Г.Ф.

музыкальный руководитель





Принято

Педагогическим советом

Протокол № ___ от «___» _____2021г.











Содержание



Целевой раздел

1. Пояснительная записка.

1.2.Цели и задачи реализации программы.

1.3. Принципы и подходы к формированию программы.

1.4. Планируемые результаты освоения программы.

1.5. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.

Содержательный раздел.

2.1 Особенности образовательной деятельности.

2.2.Особенности взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников.

2.3. Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями.

Организационный раздел.

3.1 Материально – техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.























ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Современная наука признает раннее детство как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека. Результаты нейропсихологических исследований доказали, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Из этого следует, что музыкальные способности – часть нашего биологического наследия. Влияние музыки на эмоциональное состояние человека давно закрепило первые позиции среди других видов искусств. По мнению В. А. Сухомлинского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство…». В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни.

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Акбузат» с. Дуван – Мечетлино.

Программа разработана в соответствии:

Законом РФ от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании» (далее закон РФ - «Об образовании»);

Федеральным государственным образовательным стандартом (приказ от 17 октября 2013 № 1155) дошкольногообразования;

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организациирежима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями на 4 апреля 2014 года);

Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ детский сад «Акбузат» с. Дуван - Мечетлино

Рабочая программа по музыкальному развитию дошкольников разработана на основе следующих программ:

Программа «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой).

Программа музыкального воспитания в детском саду (автор М.Б.Зацепина);

Радынова О.П. «Музыкальные шедевры»;

Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания в детском саду».

Азнабаева Ф.Г. «Театрализованная деятельность в детском саду»

Алдырханова А.Р. «Сценарии для проведения обрядовых праздников».

Устав учреждения

Программа ориентирована на четыре возрастных периода: 1 младшая группа (от 2 до 3 лет), младшая-средняя разновозрастная группа (от 3 до 5 лет), старшая-подготовительная разновозрастная группа (от 5до 7 лет).

Программа строится на принципах сочетания процесса обучения и процесса творчества. Главной идеей программы является развитие песенного творчества, музыкальных способностей и духовной культуры на основе синтеза разных видов искусства. Принципы реализации программы обеспечивают личностноориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, придают программе некоторую поэтичность и самобытность: «Ребенок - это один цветок из тысячи», «Созидание самого себя», «Творчество - это всегда праздник!» и другие.

1.2.Цель и задачи реализации программы

Цель: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое и художественно-эстетическое развитие дошкольника.


Задачи:

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок к учебной деятельности;

обеспечение вариативности и разнообразия содержания рабочей программы организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

обеспечение повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

формирование общих знаний о музыке;

воспитание интереса и любви к музыке;

обогащение впечатлений ребенка посредством знакомства с разнообразными музыкальными произведениями; приобщение к разным видам музыкальной деятельности (танцы, пение, ритмика, нотная грамота, игра на инструментах);

развитие общей музыкальности ребенка и совершенствование его исходных музыкальных данных; развитие музыкального вкуса, воображения, творческой активности ребенка.

1.3.Принципы и подходы к реализации программы

В основе программы лежат следующие принципы:

принцип полноценного проживания ребенком этапов дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;

принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;

принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

принцип сотрудничества с семьей;

принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

принцип учета этнокультурной ситуации развития детей.

принцип комплексности, предусматривающего совместную деятельность музыкального руководителя и воспитателей.

В программе учитываются следующие подходы:

Личностно-ориентированный подход - ставит в центр образовательной системы личность ребенка, развитие егоиндивидуальных способностей.

В рамках личностно-ориентированного подхода перед педагогом стоят следующие задачи - помочь ребенку в осознании себя личностью, выявление, раскрытие его творческих возможностей, способствующих становлению самосознания и обеспечивающих возможность самореализации и самоутверждения.

Деятельностный подход - предполагает, что в основе развития ребенка лежит не пассивное созерцаниеокружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней.

Совместная деятельность ребенка и взрослого выстраивается на основе сотрудничества, ребенок, если и не равен, то равноценен взрослому и активен не менее взрослого.

Организация образовательного процесса осуществляется в различных, адекватных дошкольному возрасту формах, выстраивается с учетом потребностей и интересов детей. Основной мотив участия (неучастия) ребенка в образовательном процессе – наличие (отсутствие) интереса.

В рамках деятельностного подхода перед педагогом стоят следующие задачи:

создавать условия, обеспечивающие позитивную мотивацию детей, что позволяет сделать их деятельность успешной; учить детей самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения;  создавать условия для формирования у детей навыков оценки и самооценки.

1.4.Планируемые результаты освоения рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников

Ранний возраст (от 2 до 3 лет):

узнавать знакомые мелодии, слушать музыкальное произведение до конца, эмоционально реагировать на содержание пьес;

различать звуки по высоте;

активно подпевать при подпевании и пении, подпевать фразы в пении со взрослым;

воспринимать и воспроизводить движения по показу взрослого;

начинать движение с началом музыки, передавать игровые образы;

ходить и бегать ритмично, на носках, прямым галопом;

выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки;

различать и называть музыкальные инструменты: бубен, погремушка, барабан.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок эмоционально вовлечен в музыкально-образовательный процесс, проявляет любознательность.

Младший-средний дошкольный возраст (от 3 до 5 лет):

слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте (в пределах октавы);

замечать изменения в динамике (тихо – громко);

петь, не отставая и не опережая друг друга;

выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притоптывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.);

различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.).

внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; выражать свои чувства словами, рисунком, движением;

узнавать песни по мелодии;

различать звуки по высоте (в пределах сексты - септимы);

петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать пение;

выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения;

выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах;

выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками); инсценировать (совместно с воспитателем) песни, хороводы; играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок эмоционально вовлечен в музыкально - образовательный процесс, проявляет любознательность, владеет основными понятиями, контролирует свои движения, обладает основными музыкальными представлениями.

Старший-подготовительный дошкольный возраст (от 5 до 7 лет)

различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка);

различать высокие и низкие звуки (в пределах квинты);

петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента;

самостоятельно менять движения в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения и музыкальными фразами;

ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки;

выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении.

самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов; действовать, не подражая друг другу;  играть мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (ФГОС ДО): ребенок знаком с музыкальными произведениями, обладает элементарными музыкально – художественными представлениями.



Связь с другими образовательными областями:

«Физическое развитие»

Развитие физических качеств, для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация.

«Социально-коммуникативное развитие»


Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи. Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

«Познавательное развитие»

Расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества.

«Художественное-эстетическое развитие»

Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества.

«Речевое развитие»

Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений.


1.5. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.

Ранний возраст (от 2 до 3 лет): на третьем году жизни продолжается развитие основ музыкальности ребенка. Наблюдается активный эмоциональный отклик на музыку контрастного характера. Дети живо и непосредственно реагируют на музыкальные произведения, выражая разнообразные чувства — оживление, радость, восторг, нежность, успокоение и др.

Происходит дальнейшее накопление музыкальных впечатлений. Дети узнают знакомые песни, пьесы и просят их повторить. У них развивается музыкальное мышление и память.

Более интенсивно, чем на втором году жизни, развиваются музыкально-сенсорные способности: дети могут сравнивать звуки по высоте, тембру, динамике (различают, например, какой колокольчик звенит — маленький или большой, какой инструмент звучит — бубен или погремушка и т. д.).

У детей активно развивается речь. Она становится более связной. Развивается мышление (от нагляднодейственного к наглядно-образному). Появляется желание проявлять себя в разных видах музыкальной деятельности. Дети с удовольствием слушают музыку и двигаются под нее, запоминают и узнают знакомые музыкальные произведения, просят их повторить; активнее включаются в пение взрослого: подпевают концы фраз, могут вместе со взрослым спеть короткие песенки, попевочки, построенные на повторяющихся интонационных оборотах. В основе деятельности детей лежит подражание взрослому.

Постепенно совершенствуются движения под музыку: они становятся более естественными и более уверенными, но недостаточно согласованными с музыкой. В процессе музыкальных занятий дети овладевают несложными танцевальными движениями, учатся согласовывать движения с характером музыки. Двигаются, ориентируясь в основном на образец взрослого, но могут двигаться и самостоятельно, выполняя хорошо знакомые движения (хлопки в ладоши, притопывание, покачивание с ноги на ногу, полуприсядка). Дети танцуют, стоя по одному в кругу или в парах, однако пока еще недостаточно хорошо ориентируются в пространстве.

Дети любят участвовать в музыкальных сюжетных играх, выполняя те или иные роли (цыплят, воробышков, зайчиков, котят и др.) и приучаются связывать свои движения с теми изменениями, которые происходят в музыке (двигаются тихо, если музыка звучит негромко, быстрее, если темп музыки становится подвижным).

Творческие проявления детей становятся более заметными. Их можно наблюдать и в пении, когда дети воспроизводят звукоподражания, с разной интонацией поют имена друг друга, сочиняют несложные импровизации на «ля-ля-ля» (например, колыбельную или плясовую для мишки, собачки, куклы Даши и др.).

По-прежнему сохраняется интерес к экспериментированию с музыкальными и немузыкальными звуками: дети изучают возможности звучания разных предметов (деревянных палочек, брусочков, металлических ложечек, емкостей, наполненных разным сыпучим материалом и по-разному звучащих) и простейших музыкальных инструментов. Постепенно расширяются представления детей о музыкальных инструментах и возможности игры на них. Дети знакомы со многими инструментами ударной группы — барабаном, бубном, погремушкой, колокольчиком, металлофоном и др. Они различают их по внешнему виду, тембру звучания, могут самостоятельно озвучивать их, используя в играх.

Младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет): дети четвертого года жизни проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку, различают контрастное настроение музыки, учатся понимать содержание музыкального произведения. У них начинает накапливаться, хотя и небольшой, музыкально-слушательский опыт, наблюдаются музыкальные предпочтения, закладываются основы музыкально-слушательской культуры. В процессе восприятия дети могут, не отвлекаясь, слушать музыкальное произведение от начала до конца. Развивается дифференцированность восприятия: дети выделяют отдельные выразительные средства (темп, динамику, регистры), сменой движений реагируют на смену частей в двухчастном музыкальном произведении, начинают различать простейшие жанры — марш, плясовую, колыбельную.

В процессе музыкальной деятельности активно развиваются основные музыкальные способности (ладовое чувство, проявлением которого является эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма). Продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей: дети различают контрастные звуки по высоте, динамике, длительности, тембру (при сравнении знакомых музыкальных инструментов).

Накапливается опыт исполнительской музыкальной деятельности. Все виды музыкального исполнительства начинают развиваться более активно. Дети постепенно овладевают навыками исполнительства в пении, ритмике, игре на элементарных музыкальных инструментах. Растет и совершенствуется голосовой и дыхательный аппарат. Дети с интересом слушают песни в исполнении взрослых и с желанием поют песни совместно со взрослым и самостоятельно, передавая свое эмоциональное отношение. У них развиваются и становятся более устойчивыми певческие навыки, появляются любимые песни.

Благодаря развитию опорно-двигательного аппарата движения под музыку становятся более ритмичными и координированными. Дети лучше ориентируются в пространстве, двигаются под музыку более уверенно и более выразительно, адекватно характеру и выразительным особенностям музыкального произведения. С помощью движений дети способны передавать изменения в динамике, темпе, регистрах. Расширяются представления детей о танцевальных жанрах (плясовая, полька), увеличивается запас танцевальных движений. Образно-игровые движения, применяемые в сюжетных играх и при обыгрывании песен, становятся более выразительными и пластичными. Наблюдаются и творческие проявления детей в пении, играх, свободных плясках.

Интерес к игре на детских музыкальных инструментах становится более устойчивым. Увеличивается запас представлений об элементарных музыкальных инструментах, совершенствуются навыки игры на них.

Дети с удовольствием участвуют в различных видах и формах музыкальной деятельности (в самостоятельной музыкальной деятельности, праздниках, развлечениях).

Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет): на пятом году жизни расширяются представления детей о музыке как искусстве, накапливается музыкально-слушательский опыт. Дети начинают понимать, что музыка может о чем-то рассказывать. Они более внимательно прислушиваются к ее звучанию, различают празднично- веселые, нежные, грустные, спокойно-сосредоточенные интонации, начинают выделять и улавливать наиболее яркие, контрастные изменения средств музыкальной выразительности на протяжении всего музыкального произведения (изменения темпа, динамики, регистров). С удовольствием слушают музыку классическую, народные песенные и плясовые мелодии, современные детские песни. У детей начинает формироваться более устойчивый интерес к восприятию музыки, появляются собственные предпочтения, любимые произведения. У них развивается музыкальная память, дети начинают запоминать и узнавать знакомые музыкальные произведения.

Словарный запас у детей пока невелик, вместе с тем они способны не только внешне эмоционально реагировать на музыку, но и вербально давать оценку ее звучанию, используя такие определения, как, например, музыка «веселая», «грустная», «нежная», «смешная», «тихая» и др.

Продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей. В этом процессе особенно помогает применение разнообразных музыкально-дидактических игр и пособий. Развиваются основные музыкальные способности (ладовое чувство, чувство ритма), которые проявляются в более активной и разнообразной музыкальной деятельности детей. Так, дети пятого года жизни проявляют интерес к пению, поют совместно со взрослыми, сверстниками и самостоятельно. Расширяются их певческие возможности: увеличивается диапазон (ре — си первой октавы), более организованным становится дыхание, в связи с активным развитием речи улучшается дикция.

Совершенствуются умения в музыкально-ритмической деятельности. Дети уже гораздо лучше ориентируются в пространстве, развивается ритмичность движений. Двигаясь под музыку, они начинают более осознанно различать отдельные элементы музыкальной выразительности (изменения темпа, ритма, динамики), различают простейшую двухи трехчастную форму, танцевальные жанры (плясовая, полька), начинают чувствовать развитие музыкального образа, характерными движениями передают некоторые особенности звучания. Овладевают запасом гимнастических движений, несложными танцевальными движениями, характерными для плясовой и польки. Активно проявляют себя в музыкальных играх, создавая образы птиц, зверей как по подражанию взрослому, так и самостоятельно. Вместе с тем точность, ритмичность, выразительность движений под музыку ограничены.

У детей начинают развиваться творческие способности во всех видах музыкальной деятельности: в пении это проявляется в простейших звукоподражаниях, сочинении отдельных песенных интонаций разного настроения на готовый текст. В движениях под музыку дети также проявляют творчество: используют знакомые танцевальные движения в свободных плясках и, по-своему комбинируя их, создают оригинальные игровые образы.

Растет интерес детей к такому виду деятельности, как игра на детских музыкальных инструментах. Дети уже знакомы со многими ударными инструментами и владеют простейшими способами игры на них. На пятом году жизни начинается систематическое обучение игре на мелодическом ударном инструменте — металлофоне. Кроме того, дети продолжают осваивать игру на таких инструментах, как кастаньеты, треугольники, а также на инструментах народного оркестра (ложки, трещотки, бубенцы и др.).

Старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет): у детей шестого года жизни восприятие музыки носит более целенаправленный характер. Они способны не только заинтересованно слушать музыку, но и самостоятельно оценивать ее. У них постепенно воспитываются навыки культуры слушания музыки, формируются первоначальные знания о музыке как искусстве и ее особенностях. Дети знают и могут назвать имена композиторов, с произведениями которых знакомы, различают музыку вокальную и инструментальную, различают простейшие музыкальные жанры (песня, танец, марш), выделяют отдельные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритмический рисунок, динамика, темп, регистры), различают простую двух- и трехчастную форму музыкального произведения. Они способны сравнивать и анализировать контрастные или сходные по характеру звучания музыкальные пьесы.

Интенсивно развиваются музыкальные способности — ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления. Особенно отчетливо это прослеживается в разных видах музыкальной деятельности. В певческой деятельности ребенок чувствует себя более уверенно за счет укрепления и развития голосовых связок и всего голосового и дыхательного аппарата, развития вокально-слуховой координации, расширения певческого диапазона (ре первой октавы — до, до-диез второй октавы), формирования более четкой дикции. У большинства детей голос приобретает относительно высокое звучание, определенный тембр. Дети могут петь более сложный в вокальном отношении репертуар, исполняя его совместно со взрослым, сверстниками и индивидуально.

В музыкально-ритмической деятельности дети также чувствуют себя более уверенно: хорошо ориентируются в пространстве, овладевают разнообразными видами ритмических движений — гимнастическими, танцевальными, образно-игровыми. Двигаются свободно, достаточно ритмично, адекватно характеру и настроению музыки. В танцах, музыкальных играх способны выразительно передавать музыкальный образ.

В старшем дошкольном возрасте могут наблюдаться достаточно яркие творческие проявления в сочинении песенных импровизаций, в создании игровых образов и танцевальных композиций.

По-прежнему сохраняется интерес к игре на детских музыкальных инструментах. Дети продолжают осваивать навыки игры на инструментах в основном ударной группы (маракасы, румбы, треугольники, металлофоны, ксилофоны и др.). Они играют индивидуально, в небольших ансамблях и в детском оркестре.


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Особенности образовательной деятельности.

Образовательный процесс по реализации образовательной области «Музыка» строится на основе рабочей программы, с учетом следующих положений:

Весь материал программы, ее репертуар и организация детской деятельности отвечают современным требованиям педагогической практики;

Постепенно и последовательно проходит процесс формирования музыкальных интересов ребенка, его способностей;

Осуществляется преемственность музыкального развития ребенка на разных возрастных этапах.

Музыкальный репертуар соответствует художественно-педагогическим требованиям:

Единство содержания и музыкальной формы;

Соответствия всем видам детской музыкальной деятельности;

Доступность восприятия и исполнения детьми

Формы проведения занятий:

Традиционное

Комплексное

Интегрированное

Группа

Продолжительность

Количество занятий в неделю

1 младшая группа

10 минут

2

Младшая-средняя разновозрастная группа

15 – 20 минут

2

Старшая-подготовительная разновозрастная группа

25 - 35 минут

2



Регламентированные

Непосредственная образовательная деятельность (индивидуальные, фронтальные, тематические, интегрированные, доминантные, комплексные музыкальные занятия), развлечения, утренники.

Нерегламентированные

(самостоятельная деятельность детей)

Игра на детских музыкальных инструментах, дидактические игры, хороводные игры, театрализованные игры.

Работа с педагогическим коллективом

Индивидуальные консультации, семинары, открытые занятия, развлечения, практикумы, памятки, письменные методические рекомендации, бюллетени, совместное планирование.

Работа с родителями

Индивидуальные консультации, анкетирование, родительские собрания, папки-передвижки, бюллетени-памятки, развлечения.


Расписание музыкальных занятий на 2021-2022 уч.г.

Дни недели

Группа раннего развития


Младшая-средняя разновозрастная группа


Средняя-подготовительная разновозрастная группа



Понедельник


9.50 – 10.00





Вторник



10.30 – 10.50


10.05 – 10.30


Среда


9.50 – 10.00




Четверг



10.30 – 10.50


9.30 – 9.50


Пятница










2.2. Особенности взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников

Главной задачей дошкольного учреждения является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное решение этой работы невозможно в отрыве от

семьи воспитанников, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента его появления на свет и на всю жизнь.

Привлечению родителей воспитанников к совместному взаимодействию способствуют следующие формы взаимодействия с семьями воспитанников:

изучение запросов и возможностей родителей воспитанников (анкетирование, опросы, беседы), обобщение и анализ полученной информации;

презентация родителям достижений воспитанников ДОУ;

размещение на информационных стендах пригласительных для родителей воспитанников на различные мероприятия ДОУ; вручение индивидуальных пригласительных родителям воспитанников на праздники и утренники, изготовленные детьми совместно с воспитателями;

проведение родительских собраний с включением открытых просмотров

информирование родителей воспитанников о ходе образовательного процесса и привлечение их к совместному участию в выставках, конкурсах; проектной деятельности; к участию в подготовке праздников и утренников;

проведение педагогами групповых и индивидуальных консультаций для родителей воспитанников в ходе совместной деятельности;

размещение печатных консультаций для родителей воспитанников на информационных стендах;

оформление фотоматериалов по проведенным мероприятиям и размещение их на стендах в холле ДОУ;

награждение участников совместных мероприятий грамотами, дипломами, благодарственными письмами, призами.


Примерный план работы музыкального руководителя с родителями воспитанников.

Месяц

Название мероприятий

Группа

Сентябрь

Анкетирование по вопросам музыкального воспитания в семье и о праздниках в детском саду. Индивидуальные консультации по запросам родителей.

Обновление информационно-консультативного стенда в родительском уголке «Музыкотерапия в саду и дома».


Все группы

Октябрь

Памятка "Правила поведения родителей и детей на празднике".

Концультация «Музыкальные занятия в детском саду», «Кто же такой музыкальный руководитель»

Все группы

Ноябрь

Изготовление памяток, буклетов «Музыкальные игры с детьми дома». «Поем вместе с мамой».

Папка передвижка «День матери»

Все группы

Декабрь

Вовлечение родителей в изготовление праздничных костюмов и атрибутов к Новогоднему празднику.

Изготовление фонотеки, диска для родителей, списка музыкальных произведений для слушания дома

Все группы

Январь

Индивидуальное консультирование по вопросам
музыкального воспитания детей. Темы бесед:
Понравился- ли Вам праздник в детском саду»

«Давайте поговорим о музыке всерьёз»

«Влияние музыки на психику ребенка»


Все группы

Вовлечение родителей в изготовление праздничных костюмов и атрибутов к празднику Дня Защитника Отечества, 8 Марта.

Февраль

Индивидуальное консультирование по вопросам
музыкального воспитания детей.

«Растим защитников» 

«Охрана детского певческого голоса»

«Задача музыкального воспитания в детском саду»

Все группы

Март

Консультирование по вопросам музыкального воспитания детей.

«Музыка и праздник в детском саду»

«Моя мама лучше всех!»

«Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

Все группы

Апрель

Индивидуальные консультации, буклет, папка-передвижка

«Физкультминутки на

музыкальном занятии в детском саду»

 «Звуки, которые нас окружают»

Музыка на кухне»

«Мастерим музыкальные инструменты всей семьей».

Все группы

Май

Подготовка костюмов, атрибутов, декораций,

оформление музыкального зала к выпускному празднику.

Все группы






2.3. Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями.

Формы взаимодействия с воспитателями в музыкальном образовании дошкольников.

Воспитатель и музыкальный руководитель непосредственно взаимодействуют с детьми в процессе организации их обще­ния с музыкой.

С педагогами проводятся:

индивидуальные и групповые консульта­ции, в ходе которых обсуждаются вопросы индивидуальной ра­боты с детьми, музыкально-воспитательной работы в группах, используемого на занятиях музыкального репертуара, вопросы организации музыкальной среды дошкольного образовательного учреждения; осуществляется работа по освоению и развитию музыкально-исполнительских умений воспитателей;

практические занятия, вклю­чающие разучивание музыкального репертуара для детей.

семинары, в ходе которых осуществляется знакомство с новой музыкально-методической литературой.


План взаимодействия с воспитателями на 2021 – 2022 уч.г.

Месяц

Мероприятие

Сентябрь

Индивидуальная работа с воспитателями по определению задач
музыкального воспитания, требований к проведению музыкальных занятий, отрабатывание музыкального материала.

Консультация на тему: «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и в подготовке к утренникам».

Октябрь

Подготовка и проведение осенних праздников.

Ноябрь

Оформление музыкальных уголков в соответствии с возрастными особенностями детей (внести новые атрибуты, дидактические игры, разъяснить их предназначение). Накопление текстов осенних песен в папках по музыкальному воспитанию.

Декабрь

Обсудить проведение новогодних утренников, выбрать действующих лиц, ведущих. Разучивание праздничного репертуара.
Репетиции новогоднего утренника с ведущими и героями.
Пополнение папок воспитателей зимним и новогодним репертуаром.

Январь

Пополнение групповых аудиотек танцевальной музыкой, музыкой для слушания.

Февраль

Подготовка к празднику «День защитников Отечества» и

«8 марта» - организационные моменты. Создание условий в группах для развития музыкальных способностей детей.

Март

Совместная подготовка к празднику 8 марта, украшение зала.

Апрель

Пополнение групп аудиозаписями детских песен

Май

Подготовка и проведение утренника, приуроченного ВОВ и выпускного бала. Обсуждение плана мероприятий на лето. Подведение итогов работы.


ОРГАНИЗАЦИННЫЙ РАЗДЕЛ

Материально – техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

Примерные образовательные программы:

Программа «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой). Программа музыкального воспитания в детском саду (автор М.Б.Зацепина);

Радынова О.П. «Музыкальные шедевры»;

Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания в детском саду».



Пособия:

Е.Н. Арсенина «Музыкальные занятия». Группа раннего возраста;

Е.Н. Арсенина «Музыкальные занятия». Младшая группа;

Е.Н. Арсенина «Музыкальные занятия». Средняя группа;

Е.Н. Арсенина «Музыкальные занятия». Старшая группа;

З.Я. Роот «Музыкально-дидактические игры»;

Н.В. Зарецкая, З.Я. Роот «Праздники в детском саду: сценарии, песни, танцы»;

М.Б. Зацепина «Культурно-досуговая деятельность в детском саду». Программа и методические рекомендации.

Для работы с детьми 2-7 лет

Наглядно-иллюстративный материал:

портреты русских и зарубежных композиторов;

баннер «Зима», «Осень», «Лето», «Весна», «День победы»;

музыкальные инструменты в картинках;

тематические иллюстрации.

Музыкальные инструменты:

ксилофон;

синтезатор;

трещетка;

гитара;

бубен;

губная гармошка;

барабан

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.