12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Софонова Римма Николаевна28

Мастер-класс «Я- исследователь»

МАОУ СШ №10 г. Павлово

Руководитель историко-краеведческого

школьного музея «Поиск» Р.Н. Софонова


Цель: формирование навыков исследовательской работы.

Задачи:

-проследить этапы и структуру учебно-исследовательской работы;

- познакомить с методами работы с письменными источниками;

-изучить и проанализировать фронтовые письма;

-проследить судьбу авторов фронтовых писем на сайте «Мемориал».


Добрый день, ребята. Давайте знакомиться.

Сегодня, мы старшеклассники, активисты школьного историко-краеведческого музея «Поиск» проводим для вас мастер-класс.

1 этап. Стадия вызова

-Ребята, поднимите руку, кто хотел бы заниматься исследованием, исследовательской деятельностью?

- А вы любите исследовать прошлое? Историю страны, своей семьи?

- А кто то уже в этом себя попробовал?

- Думаю, что тема нашего мастер -класса «Я - исследователь» должна вас заинтересовать…

Ребята, давайте вспомним, что… слайд презентации

2 этап - "Осмысление" (реализация осмысления).

    Научно-исследовательская работа – это исследование по узкой теме, с привлечением не только научной литературы, но и документальных источников, как опубликованных, так и не опубликованных.

    Сегодня мы

    Вспомним этапы и структуру учебно-исследовательской работы.

    Узнаем методы работы с письменными источниками.

-Подумайте и скажите, с чего нужно начинать исследование, исследовательскую работу?

- (с определения темы, построение гипотезы, выявления проблемы, с постановки цели и задач).

- Какие темы по истории семьи, страны можно взять в качестве исследования, какие темы вас интересуют? Попробуйте обсудить в группе и сформулировать тему исследования. (2-3 мин на обсуждение).

- Группы предлагают свои варианты тем.(похвалить-молодцы, хорошо, замечательно)

Ребята, посмотрите на экран, какие могут быть еще темы исследования по истории.



Ребята, перед вами памятки со структурой учебно исследовательской работы.

- Посмотрите, после определения темы другим важным этапом работы является определение цели и задач исследования.

-Давайте выясним, как правильно поставить цель и определить задачи исследования.

(На слайде презентации читаем).

    Под целью исследования понимают конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.

    Определить цель исследования – значит обозначить конкретный результат, ради которого будет проводиться исследование.

    Цель выводится из темы вашего исследования. Цель исследования должна давать представление о главной проблеме, которую вы собираетесь решить.

    Задачи исследования представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начало до конца.

    Изучить…

    Провести анкетирование…

    Проанализировать…

    Разработать …

- Представьте, что объектом вашего исследования являются фронтовые письма. Сформулируйте цель исследования и задачи.

(заслушать ответы)

- Посмотрите на экран, вот один из вариантов поставленной цели и задач при исследовании писем времен Великой Отечественной войны, именно такие цели и задачи ставила я в своей работе при изучении экспонатов школьного музея.


-Ребята, как вы понимаете в исследовательской работе важным источником являются документы, это могу быть:

    - Письменные и устные воспоминания

    Личные документы

    Переписка (эпистолярный жанр):

1.Личные письма

2.Официально – деловые письма

    Фотодокументы

    Почётные грамоты, благодарности




Обратимся к Методическим рекомендациям по работе

с документальными источниками

(зачитывают памятки на столах)

- Итак, на что нужно обратить внимание при работе с письменными документами

Слайд презентации

    Если вы использовали мемуары, дневники, письма, отдельные документы, устные воспоминания то укажите, что они дали для раскрытия вашей темы, а также по воспоминаниям кого составлены записи.

    НЕ ограничивайтесь пересказом каких-либо событий, необходимо показать путь поиска, личный вклад в изучении темы.

3 этап. Практическая часть

- Ребята, Перед вами копии фронтовых писем, попробуйте исследовать эти письменные источники. Какие особенности солдатских писем можно выявить?

Вывод см. Слайд презентации



- Как вы думаете , можно ли узнать судьбу авторов фронтовых писем, если ничего кроме ФИО и адресата и адреса письма неизвестно?

-А с помощью чего это можно сделать?

Сайт «Подвиг народа» http://www.podvignaroda.ru

Рефлексия

Итак, наше занятие подошло к концу

    Какую цель решали в ходе занятия?

    Что нового для себя узнали?

    Что было интересного ?

    Какие трудности испытывали?  Почему?

    Что может помочь в дальнейшей работе?









Приложения


Методические рекомендации
к написанию научно-исследовательской работы

Выбор темы: выбирая тему исследовательской работы, необходимо исходить из её актуальности, учитывать наличие источников и литературы. Формулировка темы должна быть конкретной. Тема должна отражать содержание работы, быть логично связанной с целью исследования.


Этапы написания исследовательской работы.

    Определяется тема исследования.

    Выявляется, насколько данная тема обеспечена источниками и литературой, и какие аспекты данной темы ещё не изучены.

    Формулируется цель и задачи исследования.

    Составляется рабочий план исследовательской работы. Составляя план, исследователь определяет круг вопросов, на которые он должен ответить, чтобы достигнуть поставленной цели. По желанию можно разбить работу на главы (не более 3). Глава может быть разделена на параграфы (не более 3-4). Название глав и параграфов должно быть чётко сформулировано.

    Работа с литературой и источниками. Анализируя литературу можно воспользоваться следующей схемой:

    автор, краткая справка о нем;

    проблема, которую автор ставит в своём исследовании;

    источники, на основании которых написано исследование;

    основные идеи, концепции, выдвинутые автором;

    выводы автора;

    ваше мнение о данном исследовании.

6.Написание чернового текста работы.

7.Окончательное оформление структуры работы.

8. Формулировка темы работы, исходя из получившегося исследования.

Написание окончательного текста исследования.



Методические рекомендации по работе

с документальными источниками.

Переписка (эпистолярный жанр)

Может передать характер людей, быт исследуемого периода, поведать о настроениях, привычках, ценностях общества, т.е. рассказать обо всём том, что не вошло в учебники, официальные хроники.

1. Личные письма (Переписка между членами семьи, друзьями и т.д.)

Обращаем внимание на личные переживания, как оцениваются те или иные события и т.д.:

1) необходимо установить автора;

2) собрать небольшую информацию об адресате;

3) указать и установить дату письма (конец, начало);

4) уточнить, отразить те события, происходившие в то время (по письму);

5) необходимо читать данное письмо несколько раз

2. Официально – деловые письма

Обращаем внимание:

1) бланк (какой?);

2) отметка учреждения;

3) адрес;

4) исходящий номер;

5) дата;

6) то, что сообщается;

7) стиль написанного;

8) цель-сообщение и достоверность;

9) печать (какая?)

Необходимо вчитываться, вдумываться, почувствовать ту позицию автора, проанализировать письмо.





Опубликовано


Комментарии (2)

Аладышева Татьяна Петровна, 31.08.19 в 15:25 0Ответить Пожаловаться
Цитирую: "Ребята, давайте вспомним, что… слайд презентации", "Вывод см. Слайд презентации". Простите, Римма Николаевна, а где презентация?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.