12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дитрих Елена Андреевна1356
Россия, Саратовская обл., Энгельс
3

«Изучение «трудного вопроса истории России» «Роль варягов в образовании ДРГ» средствами технологии развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП)»



Тема мастер-класса: «Изучение «трудного вопроса истории России» «Роль варягов в образовании ДРГ» средствами технологии развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП)»

Цель – обмен опытом работы по организации преподавания «трудных вопросов истории России» из примерного перечня историко-культурного стандарта

Задачи:

Продемонстрировать возможности изучения трудного вопроса «Роль варягов в образовании Древнерусского государства (ДРГ)» с помощью технологии развития критического мышления средствами чтения и письма

Проанализировать возможности применения различных технологий при изучении данного вопроса

Мастер-класс в форме комментируемого занятия с учителями истории, которые выступают в роли десятиклассников.

Источники информации:



- Схемы с сайта http://схемо.рф  -Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.) [электронный ресурс] // [сайт]. URL: http://www.lants.tellur.ru/history/danilevsky/index.htm - Козленко С.И., Тороп В.В. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 КЛАСС. Книга для учителя. В двух частях. Часть 1 [электронный ресурс] // Просвещение [сайт]. URL: http://www.prosv.ru/ebooks/Kozlenko_IstoriaRoss_10kl_kniga /

 

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Учителям сообщается тема мастер-класса и задачи его проведения, а также правила, по которым занятие будет проводиться:

СЛАЙД 1 презентации

- учителя–участники мастер-класса будут в роли десятиклассников, изучающих историю России по концентрической системе по учебнику Сахарова А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII в.

- на занятии будет представлен фрагмент урока в 10 классе по теме «Возникновение государства Русь. Первые князья» (это § 3 учебника Сахарова А.Н.).

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Фрагмент урока в 10 классе

СЛАЙД 2 презентации

 СТАДИЯ ВЫЗОВА

АКТУАЛИЗАЦИЯ – вопрос по домашнему заданию – познавательный тупик, чтобы перейти к новой теме

В заключение опроса домашнего задания учитель спрашивает: «Какие признаки государственности появились у полян и словен в VIII – IX вв?» (вопрос 5 к § 2 по учебнику Сахарова А.Н.).

Учителя-ученики отвечают:

- на смену родовой общине пришла соседская

- становление княжеской власти

- складывание четкой иерархии восточнославянского общества

Учитель: Можем ли утверждать, что к середине IX в. ДРГ уже сложилось?

- все высказывают свое мнение (как правило, высказываются разные точки зрения)

Учитель обобщает: Пока у нас недостаточно знаний, чтобы аргументированно ответить на этот вопрос, поэтому сегодня продолжаем изучение исторических источников

СЛАЙД 3 презентации

 

АКТИВИЗАЦИЯ. МОТИВАЦИЯ

Учитель: Основным источником изучения истории ДРГ была "Повесть временных лет". Вспоминаем, что такое Повесть временных лет?

Ответы: наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века, первую редакцию ПВЛ Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110—1112 годах (всего 3 редакции)

Далее работа с отрывком из «Повести временных лет»

"Повесть временных лет" о призвании варягов (в переводе Д. С. Лихачева)

В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.

Учитель: О чем нам сообщает летописец?

Ответы: О создании ДРГ варягами

Учитель: Свидетельства «Повести временных лет» о призвании варягов привели к возникновению спора о времени создания ДРГ и роли варягов в образовании ДРГ.

Это спор норманистов и антинорманистов.

СЛАЙД 4 презентации

Учитель: Заполняем СЛОВАРЬ УРОКА:

Норманисты – последователи норманской теории происхождения Руси, утверждающие, что варяго-руссы были норманы, выходцы из Скандинавии.

Антинорманисты – ученые, противники так называемой «норманской теории» возникновения Древнерусского государства.

Норманисты считали, что норманны создали государство в землях славян, на что славяне якобы были неспособны (цитата из учебника Сахарова)

Антинорманисты доказывали, что государственность вызревала у славян задолго до появления норманнов (цитата из учебника Сахарова)

СЕГОДНЯ мы изучим, какие аргументы приводят сторонники обеих теорий

 

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ 

(составление СХОД – схем ориентировочных опорных действий)

2 варианта изучения материала:

СЛАЙД 5 презентации

1й вариант (если сильный класс)

Обучающиеся получают кейсы с материалами + текст учебника: аргументы норманистов и антинорманистов и заполняют таблицу

Аргументы сторонников норманнской теории

Аргументы сторонников антинорманнской теории

? (непонятно, к сторонникам норманнской или антинорманнской теории относится историк)

СЛАЙД 6 презентации

2й вариант (если слабый класс или нет времени)

Получают заполненную таблицу «Норманнские теории» (как образец) и кейсы, с помощью которых заполняют таблицу «Антинорманнские теории»

СЛАЙД 7 презентации

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Организация дискуссии обучающихся с помощью заполненных ими таблиц: спор норманистов и антинорманистов

ОБЩИЙ ВЫВОД, который должен быть сделан в ходе дискуссии: в VIII-середине IХ вв. происходило вызревание предпосылок создания ДРГ, постепенное складывание ДРГ

Учитель, проводящий мастер-класс сообщает участникам, что далее на уроке изучается вопрос «Начало династии Рюриковичей»

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Учителя – участники мастер-класса высказывают свое мнение об изучении вопроса «Роль варягов в образовании ДРГ» с помощью технологии развития критического мышления средствами чтения и письма, а также предлагают свое видение урока по данной теме: какие технологии они считают возможным применить.

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/a1454846687.pptx (Мастер-класс "Трудные вопросы истории")

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.