Мастер-класс «Изучение "трудного вопроса истории России". "Роль варягов в образовании ДРГ" средствами технологии развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП)»
Пояснительная записка к презентации
Тема мастер-класса: «Изучение «трудного вопроса истории России» «Роль варягов в образовании ДРГ» средствами технологии развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП)»
Цель – обмен опытом работы по организации преподавания «трудных вопросов истории России» из примерного перечня историко-культурного стандарта
Задачи:
Продемонстрировать возможности изучения трудного вопроса «Роль варягов в образовании Древнерусского государства (ДРГ)» с помощью технологии развития критического мышления средствами чтения и письма
Проанализировать возможности применения различных технологий при изучении данного вопроса
Мастер-класс в форме комментируемого занятия с учителями истории, которые выступают в роли десятиклассников.
Источники информации:
-Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.) [электронный ресурс] // [сайт]. URL: http://www.lants.tellur.ru/history/danilevsky/index.htm
- Козленко С.И., Тороп В.В. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 КЛАСС. Книга для учителя. В двух частях. Часть 1 [электронный ресурс] // Просвещение [сайт]. URL: http://www.prosv.ru/ebooks/Kozlenko_IstoriaRoss_10kl_kniga/
- Схемы с сайта http://схемо.рф
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Учителям сообщается тема мастер-класса и задачи его проведения, а также правила, по которым занятие будет проводиться:
СЛАЙД 1 презентации
- учителя–участники мастер-класса будут в роли десятиклассников, изучающих историю России по концентрической системе по учебнику Сахарова А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII в.
- на занятии будет представлен фрагмент урока в 10 классе по теме «Возникновение государства Русь. Первые князья» (это § 3 учебника Сахарова А.Н.).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Фрагмент урока в 10 классе
СЛАЙД 2 презентации
СТАДИЯ ВЫЗОВА
АКТУАЛИЗАЦИЯ – вопрос по домашнему заданию – познавательный тупик, чтобы перейти к новой теме
В заключение опроса домашнего задания учитель спрашивает: «Какие признаки государственности появились у полян и словен в VIII – IX вв?» (вопрос 5 к § 2 по учебнику Сахарова А.Н.).
Учителя-ученики отвечают:
- на смену родовой общине пришла соседская
- становление княжеской власти
- складывание четкой иерархии восточнославянского общества
Учитель: Можем ли утверждать, что к середине IX в. ДРГ уже сложилось?
- все высказывают свое мнение (как правило, высказываются разные точки зрения)
Учитель обобщает: Пока у нас недостаточно знаний, чтобы аргументированно ответить на этот вопрос, поэтому сегодня продолжаем изучение исторических источников
СЛАЙД 3 презентации
АКТИВИЗАЦИЯ. МОТИВАЦИЯ
Учитель: Основным источником изучения истории ДРГ была "Повесть временных лет". Вспоминаем, что такое Повесть временных лет?
Ответы: наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века, первую редакцию ПВЛ Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110—1112 годах (всего 3 редакции)
Далее работа с отрывком из «Повести временных лет»
"Повесть временных лет" о призвании варягов (в переводе Д. С. Лихачева)
В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.
Учитель: О чем нам сообщает летописец?
Ответы: О создании ДРГ варягами
Учитель: Свидетельства «Повести временных лет» о призвании варягов привели к возникновению спора о времени создания ДРГ и роли варягов в образовании ДРГ.
Это спор норманистов и антинорманистов.
СЛАЙД 4 презентации
Учитель: Заполняем СЛОВАРЬ УРОКА:
Норманисты – последователи норманской теории происхождения Руси, утверждающие, что варяго-руссы были норманы, выходцы из Скандинавии.
Антинорманисты – ученые, противники так называемой «норманской теории» возникновения Древнерусского государства.
Норманисты считали, что норманны создали государство в землях славян, на что славяне якобы были неспособны (цитата из учебника Сахарова)
Антинорманисты доказывали, что государственность вызревала у славян задолго до появления норманнов (цитата из учебника Сахарова)
СЕГОДНЯ мы изучим, какие аргументы приводят сторонники обеих теорий
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
(составление СХОД – схем ориентировочных опорных действий)
2 варианта изучения материала:
СЛАЙД 5 презентации
1й вариант (если сильный класс)
Обучающиеся получают кейсы с материалами + текст учебника: аргументы норманистов и антинорманистов и заполняют таблицу
Аргументы сторонников норманнской теории |
Аргументы сторонников антинорманнской теории |
? (непонятно, к сторонникам норманнской или антинорманнской теории относится историк) |
СЛАЙД 6 презентации
2й вариант (если слабый класс или нет времени)
Получают заполненную таблицу «Норманнские теории» (как образец) и кейсы, с помощью которых заполняют таблицу «Антинорманнские теории»
СЛАЙД 7 презентации
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
Организация дискуссии обучающихся с помощью заполненных ими таблиц: спор норманистов и антинорманистов
ОБЩИЙ ВЫВОД, который должен быть сделан в ходе дискуссии: в VIII-середине IХ вв. происходило вызревание предпосылок создания ДРГ, постепенное складывание ДРГ
Учитель, проводящий мастер-класс сообщает участникам, что далее на уроке изучается вопрос «Начало династии Рюриковичей»
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Учителя – участники мастер-класса высказывают свое мнение об изучении вопроса «Роль варягов в образовании ДРГ» с помощью технологии развития критического мышления средствами чтения и письма, а также предлагают свое видение урока по данной теме: какие технологии они считают возможным применить.
Здесь будет файл: /data/edu/files/a1454846687.pptx (Мастер-класс "Трудные вопросы истории")