12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Канаева Елена Николаевна292
Россия, Саратовская обл., с.Брыковка Духовницкий район
2

Мастер-класс «Работа с историческими источниками на уроках истории»

МОУ « СОШ с. Брыковка

Духовницкого района Саратовской области»

Работа с историческими источниками на уроках истории

Выступление подготовила:

учитель истории

и обществознания

МОУ « СОШ с. Брыковка

Духовницкого района

Саратовской области»

Канаева Е.Н.

2014-2015 учебный год

Нравственное воспитание является стержнем гуманитарного образования, и история занимает основополагающее место в системе духовного воспитания личности. Знакомство с историческим наследием и умение учиться у своих предков, черпая нравственный опыт народов или отдельных личностей, применяя его к собственной жизни, является составной частью нравственной культуры человека, которую необходимо развивать в ученике.

Какие же элементы нравственного воспитания может развивать учитель на уроке истории? Задача истории как предмета гуманитарного цикла сводится к тому, чтобы содействовать формированию нравственных качеств на основе знакомства с историческим опытом народов, выработанным человечеством и передаваемым как духовные ценности. Морально-нравственные ориентиры способствуют складыванию у учеников этической культуры, которая также может стать предметом исследования на материалах исторического наследия. А вопросы, возникающие у учащихся, связанные с их моральными установками, могут пересекаться с проблемами, которые решали люди в разных исторических эпохах.

Слайд 3 (Щелчок)

Источниками нравственной культуры могут стать

* труды выдающихся отечественных и зарубежных мыслителей;

*народная педагогика;

*нравственные формы религиозных учений, притч, сказаний, легенд;

*произведения искусства, где воплощены духовные идеалы.

Таким образом, исторический материал на уроке должен осмысливаться учениками разумом и сердцем, влиять на формирующиеся ценности, на складывающуюся этическую и нравственную культуру и, в конечном счете, на самовоспитание учеников. Роль учителя истории в этом процессе становится побудительной и направляющей, но ни в коем случае не навязывающей свои ценности.

 

Слайд 4 (Щелчок)

Воспитательные задачи урока можно свести к следующим:

1) Действовать в положительном направлении, взывая к лучшим началам в человеке и показывая их на широком историческом материале.

2) Определить суть и содержание духовных ценностей, без которых не обходилась ни одна эпоха (что есть добро и зло, и как менялись представления о них и другие нравственные категории в разные периоды истории человечества; какие эпохи двигались в сторону нравственного прогресса, а какие склонялись к материальным ценностям; какие цивилизации не выдержали испытания временем и почему их ценности оказались слабее других цивилизаций и т. д.).

3) Взывать к высшим ценностям (любви, мужеству, братству, самоуважению, к жизни, согласной с идеалами), в равной степени показывая и негативный опыт истории.

4) Способствовать формированию толерантности в отношении тех ценностей, которые существуют в разных цивилизациях, и в отношении ценностей, носителями которых являются другие учащиеся.

Главная цель нравственного воспитания заключается в следующем: включить учащихся в процесс осознания и переживания нравственных ценностей как потребностей личности, субъективно значимых, устойчивых жизненных ориентиров на основе исторических фактов. С одной стороны, деятельность учителя должна быть направлена на накопление учениками знаний, умений, навыков, с другой стороны, учителю необходимо формировать у учеников отношение к приобретенным знаниям.

Как повысить нравственную значимость школьного урока? С моей точки зрения, несмотря на сложность поставленной задачи, на уроке ее можно решать, действуя через самого педагога; через саму историю; через форму подачи материала. В широком смысле, учитель должен стремиться к тому, чтобы каждый урок истории стал уроком нравственности, а в узком смысле, задача учителя сводится к попытке пробудить в учениках желание нравственного самоусовершенствования. Сложность данной задачи объясняется тем, что процесс нравственного воспитания происходит невидимо, незаметно, его трудно зафиксировать, продиагностировать. Но значимость нравственного воспитания столь велика, что это необходимо делать на всем протяжении учебно-воспитательного процесса, так как никто не знает, когда и при каких обстоятельствах ученик проявит свои нравственные задатки.
 

Современный урок истории немыслим без документов, исторических

первоисточников, произведений выдающихся историков. Их использование позволяет решить ряд взаимосвязанных задач: сформировать более полные и прочные знания, конкретизировать и углубить их, проиллюстрировать изучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических положений, идей; развить мышление учащихся, научить самостоятельно делать правильные выводы и обобщения; формировать оценочную деятельность учащихся, их познавательные возможности, готовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ.

Изучение исторических документов, их подробный анализ позволяет детям высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на нравственные ценности, которые выработало человечество за свою непростую историю.

Итак, какие духовно-нравственные качества личности необходимо сформировать у современного ученика?

 

СЛАЙД 5 (Щелчок)

Прежде всего - честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим. Работа на уроках с текстами исторических документов позволяет ученикам самим оценивать те или иные исторические события. Восстанавливая контакт с сознанием людей прошлых эпох, ребята одновременно проходят своеобразную школу отзывчивости, милосердия, сострадания, любви.

 

СЛАЙД 6 (Щелчок)

Исторические источники – это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс, запечатлевших факты, свершившиеся события.

 

СЛАЙД 7 (Щелчок)

Их классификация основана на характере документальных текстов. Выделяют две основные группы: повествовательно – описательные исторические источники и источники актового характера, имевшие в своё время практическое значение. К повествовательно-описательным источникам относят летописи, мемуары, письма. Актовые документы (грамоты, законы, прошения, программы и др.) свидетельствуют об общественном и политическом строе, морали, религии. Дополнительную группу составляют памятники художественного слова: мифы, басни, проза, сатира, крылатые выражения. Они передают колорит изучаемой эпохи.

 

СЛАЙД 8 (Щелчок)

Цели работы с историческими источниками:

- расширение знаний обучающихся;

- развитие приёмов мыслительной деятельности и познавательных способностей обучающихся;

- повышение интереса к предмету.

 

СЛАЙД 9 (Щелчок)

Исходя из вышеперечисленных целей, при отборе источников следует учитывать, что они могут конкретизировать знания, но не перегружать их, быть органически связаны с программным материалом, быть доступными по содержанию и объёму. Например, создавая образную картину Бородинской битвы, учитель может привести два обращения к войскам накануне сражения. Обращение Наполеона: «Воины! Вот сражение, которого вы столько желали. Победа зависит от вас. Она доставит нам всё нужное, удобные квартиры, скорое возвращение в отечество». И обращение М.И.Кутузова: «Вам придётся защищать землю родную, послужить верой и правдой до последней капли крови». В объяснении, предшествующем изложению документа, учитель указывает источник, подчёркивая, что героизм русской армии, мужество и упорство солдат опираются на высокое понимание своего долга, что ярко показано в обращении М.И. Кутузова.

Работа обучающихся с источником постепенно усложняется с учётом их возраста и познавательных возможностей, а также уровня подготовленности. В 5-6 классах используется наиболее простой материал повествовательного и описательного характера; объём его не превышает 10-15 строк; в 7-8 – растёт число анализируемых хозяйственных и юридических документов; в 9 – всё шире привлекаются политические, программные документы. Естественно, что работа с источниками должна повлечь у учащихся формирование определенных навыков.

 

СЛАЙД 10 (Щелчок)

Так, обучающиеся 5-6-х классов при работе с историческими источниками должны:

Уметь определить тип источника.

Уметь определить время написания источника или историческую эпоху.

Уметь определить автора (если возможно) или принадлежность предполагаемого автора к социальной группе.

Уметь расположить несколько источников в хронологическом порядке.

Уметь работать с источниками по отдельным вопросам учителя.

Уметь составить конкретные вопросы к источнику.

Уметь пересказать содержание источника.

Уметь составить простой рассказ о событиях (о личности) с использованием исторического источника.

Уметь анализировать источник по предлагаемому плану.

Уметь составить развернутый рассказ с использованием нескольких источников.

 

СЛАЙД 11 (Щелчок)

Работа обучающихся 7-8-х классов подразумевает более глубокий аналитический характер. Обучающиеся данных классов должны:

Уметь составить вопросы к источникам более глубокого аналитического характера.

Уметь анализировать источник по предлагаемому плану (более сложный план).

Уметь анализировать источник в контексте исторической ситуации.

Уметь использовать источник для доказательства собственного мнения.

Уметь проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких исторических источниках.

Уметь выстраивать собственные суждения, опираясь на материал одного или нескольких источников.

 

СЛАЙД 12 (Щелчок)

Желаемый уровень для выпускника основной школы предусматривает творческий характер работы с источниками:

Уметь отбирать необходимый материал из нескольких источников для самостоятельного решения учебной задачи.

Уметь сопоставлять исторические источники, отражающие различные взгляды на одно и то же событие.

Уметь выявлять причинно-следственные связи событий и фактов, отраженных в историческом источнике.

Уметь извлекать из нескольких исторических источников необходимую информацию, обобщать и анализировать.

Уметь свободно оперировать информацией, добытой в результате анализа нескольких исторических источников.

Использование исторических источников в обучении истории позволяет учителю помочь обучающемуся самому разобраться в мировоззренческих проблемах исторических событий, не «навязывает» ему общепринятые исторические стандарты, а помогает осмыслить изучаемый материал и прийти самостоятельно к необходимым выводам.

От умения учителя отобрать исторические источники, определить место их включения в урок, организовать усвоение текста через применение наиболее эффективных методических приёмов во многом зависит достижение педагогических целей урока.

 

СЛАЙД 13 (Щелчок)

Сегодня мы рассмотрим одну из разновидностей образных схем, позволяющих воссоздать последовательность действий, ход какого-либо события. Весьма эффективный способ такой работы с историческим источником получил образное название "Паучок".

Схема "Паучок" подойдет, если в учебном тексте много описаний происходящих событий, которые необходимо самостоятельно осмыслить и сделать выводы.

Ход работы будет выглядеть следующим образом. Берем лист бумаги, в его центре кратко обозначаем название темы и заключаем его в овал – это тело паучка. По ходу чтения "паучок обрастает ножками, на ножках появляются башмачки".

Далее по ходу чтения появляются другие стрелки с названиями-вопросами: "откуда?", "куда?", "зачем?", "мотивы и цели", "где?", "как?", "чем закончилось событие", его итог. В овалах-башмачках записываем очень краткие ответы на вопросы стрелок. Содержание вопросов может варьироваться в зависимости от особенностей темы.

От нижней точки тела паучка проводим вниз линию, которую подписываем "причина-сигнал" (что стало сигналом для выхода паучка из укрытия? т. е. что спровоцировало возникновение этого события?).

Вокруг паучка обводим круг – первый круг паутинки и подписываем его "ближайшие последствия события". На окружности – "паутинке" размещаем точки с условными обозначениями ближайших последствий рассматриваемого события.

За первым кругом рисуем еще один – "отдаленные последствия события". Обозначаем эти последствия условными значками на второй линии "паутинок". Таким образом, наш паучок оказывается в центре двух окружностей.

Из их центра проводим радиусы – "нити, на которых закреплена паутинка". Каждая такая линия означает какое-то центральное историческое событие, центральное научное открытие и т. д., с которым так или иначе связаны рассматриваемые действия.

Изучив источник, внимательно рассматриваем схему, стараясь понять, все ли важное мы отметили.

А теперь остается лишь закрыть схему и попробовать восстановить ее по памяти.

Учиться работать со схемой "Паучок" мы будем на историческом документе.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.