Мастер-класс «Что такое кроссенс?»

20
5
Материал опубликован 29 March 2018 в группе

ФИО: Осипова Анна Игоревна

Школа: Муниципальное казенное образовательное учреждение «Десятовская основная общеобразовательная школа» МКОУ «Десятовская ООШ»

Телефон:8(38244) 23458, mail: annaosipova2017@mail.ru

Предмет: история, обществознание

Тема: Мастер-класс «что такое кроссенс?»

 

Мастер-класс «Что такое кроссенс?»

 

Скажи мне, я забуду.

Покажи мне, я могу запомнить.

Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда.

(Китайская пословица)

Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к применению метода «Кроссенс» на различных уроках.

Задачи:

- Познакомить педагогов с понятием «Кроссенс»

- Познакомить педагогов с технологией создания кроссенса.

Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и этот метод разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом.

Данный метод, впервые был опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь». Кроссенс представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения.

Задача педагога – объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.

Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка завернутая «улиткой». Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5 и 4-5.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

Применять кроссенс можно на любом предмете и в любом классе.

Использование такого метода хорошо при изучении нового материала, выведение темы урока, установка проблемной ситуации или при закреплении и обобщении изученного материала. Так же можно использовать кроссенс в качестве домашнего задания.

Алгоритм составления кроссенса:

1) определить тематику, общую идею;

2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;

3) выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме;

4) найти связь между элементами, определить последовательность;

5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5 - й квадрат);

6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.

Например, перед вами Кроссенс «Охранять природу - значит охранять жизнь» (Обществознание 7 класс)

Данный метод можно использовать в начале урока, для определения темы урока.

Учениками предлагается определить тему данного урока и установить логические связи.

1 и 2 картинка в данной, кроссенсе связаны одним понятием охранять, 3 и 4 –природа, 5 6 –охранять или защищать, 7 и 8 –все живое на планете, и 9-олицетворяет жизнь.

Примеры.

Кроссенс на тему «Каждый человек сам выбирает, чем ему заниматься в свободное время» (Обществознание, 5 класс)

Кроссенс на тему « Золотая Орда» (История, 6 класс)

Кроссенсы педагог может создавать сам, а можно и предложить ученикам создавать их самостоятельно.

Таким образом, кроссенс повышают инициативность, креативность и развивают воображение у обучающихся. Также данный метод выполняет воспитательную функцию. Кроссенс может быть составлен по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Он может стать способом организации коллективного творческого дела по созданию интеллектуальной игры, стенгазеты, открыток ко дню рождения одноклассников, оформлению портфолио. Работа с кроссенсом способствует развитию коммуникативных и регулятивных умений, навыков работы с информацией.

Список литературы:

Интернет – источники:

http://www.nkj.ru/archive/articles/5105/

http://thejam.ru/puzzle/krossens.html

http://www.ug.ru/method_article/214

Все картинки взяты из сети интернет (Яндекс картинки)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! очень интересно! Попробую использовать!

30 March 2018

Вы открыли мне новое!

5 July 2018

Анна, я Вам признательна!

7 May 2019

Узнала новое для себя, спасибо!

8 May 2019

Большое спасибо, Анна Игоревна. Интересно. Сделала для себя открытие. Обязательно поробую.

18 July 2019