Мастер-класс «Применение познавательных учебных действий учениками 6 класса на уроках истории и обществознания. Приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧиП)»
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №4» г. Калача – на Дону Волгоградской области
Учебный год 2017-2018
Учитель: Е. С. Шевченко
Мастер - класс
Тема «Применение познавательных учебных действий учениками 6 класса на уроках истории и обществознания. Приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧиП)».
Цель: с помощью видеофрагментов продемонстрировать коллегам сформированность и применение познавательных учебных действий учеников 6 класса на примере реализации ими приёмов ТРКМЧиП (элементы уроков).
Предметы: история, обществознание.
Под универсальными учебными действиями следует понимать систему способов изучения окружающего мира, создания самостоятельного процесса исследования, поиска. Это комплекс операций по систематизации, обработке, обобщению и последующему применению полученных сведений.
Рассмотрим далее, как происходит освоение и формирование познавательных УУД в практике учителя Е.С. Шевченко на уроках истории и обществознания в 6 классе.
Фрагмент 1.
История. Тема «Империя Карла Великого»
Задача: по предложенному описанию исторического деятеля Карла Великого, составить синквейн
Приём ТРКЧМ Прием «Синквейн»
Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает свое отношение к проблеме.
Порядок написания синквейна:
1 строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
2 строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие.
3 строка - три глагола, показывающие действие понятия.
4 строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
5 строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Фрагмент 2. Обществознание. Тема «Поведение и поступок»
Задача: умение применять понятийный аппарат (заполнить текст с пропусками), провести самооценку (сравнить результаты своей деятельности с эталоном).
Приём ТРКЧМ «Ключевых терминов».
Этот прием эффективно используется как при проверке знаний, так и при изучении нового материала. Учащимся требуется вставить ключевой термин и объяснить значение.
Фрагмент 3. История Тема «Волгоградский край в эпоху средневековья»
Задача: найти ошибки в тексте и исправить их (сверить с эталоном), провести самооценку
Приём ТРКЧМ «Лови ошибку»
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
- явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
- скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Методические материалы для учителей.
Группа 1.
История. Тема «Империя Карла Великого»
Задача: по предложенному описанию исторического деятеля Карла Великого, составить синквейн.
Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает свое отношение к проблеме.
Порядок написания синквейна:
1 строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
2 строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие.
3 строка - три глагола, показывающие действие понятия.
4 строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
5 строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Текст
Карл I Великий (743—814), король франков (с 768 г.), император Запада (с 800 г.) из династии Каролингов.
Родился 2 апреля 743 г. Старший сын короля Пипина Короткого, считающегося основателем династии Каролингов (по имени Карла). От отца Карл унаследовал северные и западные области королевства с центром в Нуайоне.
В 769 г., подавив мятеж на юге страны (Аквитания), он обеспечил себе влияние в этой области. В 771 г., после смерти брата Карломана, Карл захватил его владения. Это послужило толчком к началу распри с королём лангобардов Дезидерием.
Правивший Италией Дезидерий выдвинул своего сына Карломана претендентом на франкский престол. Карл в ответ расторг свой брак с дочерью Дезидерия.
В 772 г. лангобарды начали войну, атаковав находившуюся под покровительством франков Папскую область. Римский Папа Адриан I обратился за помощью к Карлу. В битве при Павии в 774 г. Дезидерий был разгромлен и попал в плен. Карл провозгласил себя королём лангобардов. В 776 г. он полностью покорил Северную и Среднюю Италию. В 787 г. войну против Карла в союзе с остатками лангобардов, баварами и кочевниками-аварами начала Византия. Поводом к войне стало расторжение помолвки императора Константина VI с дочерью Карла. Карл, предупреждая вражеское вторжение, занял Южную Италию и быстро разбил византийский десант. После этого он ликвидировал независимость Баварского герцогства и отбросил вторгшихся аваров (788 г.).
Позднее, действуя в союзе со своими новыми вассалами, славянскими князьями Славонии и Карантании, Карл разгромил Аварский каганат (791—803 гг.).
Начиная с 772 г. он вёл борьбу за подчинение саксов и обращение их в христианство.
В 775—779 гг. Саксония была формально покорена франками. Но в 782 г. началось общее восстание под предводительством правителя саксонского племени анграриев Видукинда, бежавшего в Данию, к своему шурину, конунгу (королю) датчан Сигурду. После гибели своих военачальников Карл сам вторгся в Саксонию. Он разбил восставших на реке Везер, за чем последовала жестокая расправа над саксами. В 783 г. Карл в битве под Детмольдом нанёс поражение Видукинду. Тем не менее война продолжалась. Только в 785 г., после решающей победы под Минденом, Карл склонил Видукинда к присяге на верность и к крещению. Но саксы продолжали сопротивляться. Поддержку им оказывали скандинавские викинги и некоторые славянские племена. Карл заставил часть западнославянских князей признать себя подчинёнными франков, отражал набеги датчан. Но военные действия в Саксонии не прерывались до 799 г., а на севере — до 804 г.
В 778 г. Карл вторгся в арабскую Испанию, воспользовавшись распрями среди мавров. Война оказалась неудачной. Арьергард уходящих франков во главе с маркграфом (правитель пограничного округа — марки) Хруотландом (Роландом) был истреблён горцами-басками. Лишь начиная с 796 г. Карлу удалось перейти здесь в наступление. К 810 г. были завоёваны обширные земли на севере Испании.
В 786—799 гг. было утверждено франкское владычество в Бретани.
Карл покровительствовал науке и искусству, вызвав к жизни так называемое Каролингское Возрождение. Франкское королевство стало сильнейшей державой Запада и именовалось Христианской империей.
В 799 г. римские аристократы свергли с престола Папу Льва III. Карл вновь вступил в Италию и вернул Папе власть. В 800 г. Лев III возложил на Карла императорскую корону.
Карл умер 28 января 814 г. в Ахене, оставив престол своему сыну Людовику, королю Аквитании.
Эпоха правления Карла в Средневековье воспринималась как золотой век. Она вошла в предания и стала настоящим кладезем сюжетов для героических сказаний («Песнь о Роланде» и др.) и рыцарских романов. Карл и его паладины (сподвижники) стоят в них в одном ряду с прославленным королём Артуром и рыцарями Круглого стола.
http://citaty.su/kratkaya-biografiya-karla-velikogo
Синквейн «Карл Великий»
1.
2.
3.
4.
5.
Группа 2.
Обществознание. Тема «Поведение и поступок»
Задача:
- внимательно ознакомьтесь с понятиями;
- заполните пропуски в тексте, проведите самооценку (сравнить результаты своей деятельности с эталоном); прочтите тест вслух;
- проведите рефлексию /какие умения вы применяли, выполняя данное задание?/
ПОСТУПОК — это сознательное (человек понимает, что он делает), завершенное действие, реализованный акт свободной воли (т.е. без принуждения).
ПОВЕДЕНИЕ – это любая деятельность, в которой мы участвуем, от грубой моторной деятельности до мышления.
ПОВЕДЕ́НИЕ — определённый сложившийся образ взаимодействия с окружающей средой. Поведение определяется способностью изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов.
Текст.
В ________________ проявляются свойства нашего темперамента и характера, наши потребности, взгляды, вкусы, привычки и желания. _____________ человека отражает свойства его личности – отношение человека к себе и другим людям, уверенность и неуверенность в себе, степень открытости. Когда мы изо дня в день видим в ______________ человека проявления тревожности, мы можем предположить, что он не просто встревожен чем-то именно сейчас, но что ему свойственна вообще эта черта. Человек является тем, чем он становится, оставаясь наедине с самим собой. Истинная человеческая сущность выражается в нем тогда, когда его________________ движет не кто-то, а его собственная совесть.
________________________________________________________________
Эталон.
В поведении проявляются свойства нашего темперамента и характера, наши потребности, взгляды, вкусы, привычки и желания. Поведение человека отражает свойства его личности – отношение человека к себе и другим людям, уверенность и неуверенность в себе, степень открытости.
Когда мы изо дня в день видим в поведении человека проявления тревожности, мы можем предположить, что он не просто встревожен чем-то именно сейчас, но что ему свойственна вообще эта черта. Человек является тем, чем он становится, оставаясь наедине с самим собой. Истинная человеческая сущность выражается в нем тогда, когда его поступками движет не кто-то, а его собственная совесть.
4 балла – «5», 3 балла – «4», 2 балла – «3»
Группа 3.
История. Тема «Волгоградский край в эпоху средневековья»
Задача: прочтите основной текст 1, найдите ошибки в тексте 2 и подчеркните их цветным карандашом (сверить с эталоном), проведите самооценку.
Текст 1. (основной).
В средневековье земли нынешней Волгоградской области входили в состав таких крупных государственных образований, как Тюркский и Хазарский каганаты, Золотая Орда, Астраханское ханство, Ногайская Орда и Московское царство. С I тысячелетия нашей эры на территории области на волгодонском перешейке существовала волгодонская переволока, положившая началу превращения Царицына в крупный областной центр. Древний торговый и военный путь просуществовал до 1952 года, когда транспортную связь между реками стал исполнять канал волгодон.
Являясь частью Великой Степи, Нижнее Поволжье служило воротами, ведущими из Европы в Азию. В средневековье земли нынешней Волгоградской области входили в состав таких крупных государственных образований, как Тюркский и Хазарский каганаты, Золотая Орда, Астраханское ханство, Ногайская Орда.
В результате распада Монгольской империи, образовалось независимое государство - Золотая Орда, которое простиралось от Иртыша до Дуная, включая Волжскую Булгарию, Приуралье, Крым и Северный Кавказ. Столица Золотой Орды — Сарай-Бату была основана на территории нынешней Астраханской области, а позже была перенесена в Сарай-Берке на реке Ахтубе, вблизи села Царёв (Волгоградская область) Ленинского района Волгоградской области. Сарай-Берке был большим и богатым, по меркам того времени, городом. Арабский путешественник Ибн Батута, посетивший Сарай-Берке в 40-х годах XIV века, писал:
Город Сарай — один из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами. Однажды мы поехали верхом с одним из старейшин, намереваясь объехать его кругом и узнать объём его. Жили мы в одном конце его и выехали оттуда утром, а доехали до другого конца только после полудня.
Многочисленные татарские поселения располагались по всей Нижней Волге от Саратова до Астрахани. Ещё южнее, на правом берегу Волги, в устье реки Царицы, стоял ханский дворец и, как полагают, находился татарский город Сарачин.
Текст 2 (с ошибками).
В древности земли нынешней Волгоградской области входили в состав таких крупных государственных образований, как Тюркский и Хазарский каганаты, Золотая Орда, Астраханское ханство, Ногайская Орда и Московское царство. С III тысячелетия нашей эры на территории области на волгодонском перешейке существовала волгодонская переволока, положившая началу превращения Царицына в крупный областной центр. Древний торговый и военный путь просуществовал до 1952 года, когда транспортную связь между реками стал исполнять канал ВолгоДон.
Являясь частью Великой Степи, Нижнее Поволжье служило воротами, ведущими из Европы в Азию. В средневековье земли нынешней Волгоградской области входили в состав таких крупных государственных образований, как Тюркский и Хазарский каганаты, Золотая Орда, Астраханское ханство, Ногайская Орда.
В результате распада улуса Джучи, образовалось независимое государство - Золотая Орда, которое простиралось от Иртыша до Дуная, включая Волжскую Булгарию, Приуралье, Крым и Северный Кавказ. Столица Золотой Орды — Сарай-Бату была основана на территории нынешней Астраханской области, а позже была перенесена в Воронеж на реке Ахтубе, вблизи села Ильёвка (Волгоградская область) Ленинского района Волгоградской области. Сарай-Берке был большим и богатым, по меркам того времени, городом. Арабский путешественник Ибн Батута, посетивший Сарай-Берке в 40-х годах XIV века, писал:
Город Волгоград — один из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами. Однажды мы поехали верхом с одним из старейшин, намереваясь объехать его кругом и узнать объём его. Жили мы в одном конце его и выехали оттуда утром, а доехали до другого конца только после полудня.
Многочисленные татарские поселения располагались по всей Нижней Волге от Саратова до Астрахани. Ещё южнее, на левом берегу Волги, в устье реки Царицы, стоял ханский дворец и, как полагают, находился татарский город Сарачин.
Эталон.
В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ земли нынешней Волгоградской области входили в состав таких крупных государственных образований, как Тюркский и Хазарский каганаты, Золотая Орда, Астраханское ханство, Ногайская Орда и Московское царство. С I тысячелетия нашей эры на территории области на волгодонском перешейке существовала волгодонская переволока, положившая началу превращения Царицына в крупный областной центр. Древний торговый и военный путь просуществовал до 1952 года, когда транспортную связь между реками стал исполнять канал ВолгоДон.
Являясь частью Великой Степи, Нижнее Поволжье служило воротами, ведущими из Европы в Азию. В средневековье земли нынешней Волгоградской области входили в состав таких крупных государственных образований, как Тюркский и Хазарский каганаты, Золотая Орда, Астраханское ханство, Ногайская Орда.
В результате распада Монгольской империи, образовалось независимое государство - Золотая Орда, которое простиралось от Иртыша до Дуная, включая Волжскую Булгарию, Приуралье, Крым и Северный Кавказ. Столица Золотой Орды — Сарай-Бату была основана на территории нынешней Астраханской области, а позже была перенесена в Сарай-Берке на реке Ахтубе, вблизи села Царёв (Волгоградская область) Ленинского района Волгоградской области. Сарай-Берке был большим и богатым, по меркам того времени, городом. Арабский путешественник Ибн Батута, посетивший Сарай-Берке в 40-х годах XIV века, писал:
Город Сарай — один из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами. Однажды мы поехали верхом с одним из старейшин, намереваясь объехать его кругом и узнать объём его. Жили мы в одном конце его и выехали оттуда утром, а доехали до другого конца только после полудня.
Многочисленные татарские поселения располагались по всей Нижней Волге от Саратова до Астрахани. Ещё южнее, на правом берегу Волги, в устье реки Царицы, стоял ханский дворец и, как полагают, находился татарский город Сарачин.
7 баллов «5», 6 баллов «4», 5-4 балла «3»
………………………………………………………………………………………………...
Таблица для всех групп до начала выполнения задания
Группа 1.
Что я знаю об изучаемом вопросе? |
Что я хочу узнать? |
Что я узнал (а)? |
|
|
|
………………………………………………………………………………………………
Группа 2.
Что я знаю об изучаемом вопросе? |
Что я хочу узнать? |
Что я узнал (а)? |
|
|
|
………………………………………………………………………………………………..
Группа 3.
Что я знаю об изучаемом вопросе? |
Что я хочу узнать? |
Что я узнал (а)? |
|
|
|
Видео – фрагменты применения познавательных учебных действий учеником (ми) 6 класса на уроках истории и обществознания (выписка из программ).
предмет |
класс |
тема урока |
|
история |
6а |
Империя Карла Великого и её распад. УОНЗОНУН Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. |
Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; устанавливать причинно – следственные связи; делать умозаключения и выводы на основе аргументации; описывать исторического деятеля по алгоритму. §3 |
обществознание |
6а |
Поведение и поступок. УИПЗЗ - урок изучения и первичного закрепления знаний. |
Продолжат учиться: давать характеристику непроизвольного и произвольного поведения, работать с понятийным аппаратом. § 11 |
история |
6а |
Волгоградский край в эпоху средневековья. УОНЗОНУН Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. |
Работая с дополнительными источниками исторической информации, смогут ответить на вопросы, приводя аргументы в защиту своего мнения. Лекция. |
видео - фрагменты уроков мастер - класс Шевченко Е. С.
MTS / 87.63 Мб
видео - фрагменты уроков мастер - класс Шевченко Е. С.)
MTS / 53.12 Мб
видео - фрагменты уроков мастер - класс Шевченко Е. С.)
MTS / 49.76 Мб