Мастер-класс «Организация рефлексии на уроках истории в основной школе как средство развития критического мышления»

2
0
Материал опубликован 5 November 2017

Барышников Д.В., учитель истории и обществознания

МБОУ Большеошворцинская СОШ

Мастер-класс: «Организация рефлексии на уроках истории в основной школе как средство развития критического мышления»

Аналитическая справка

Данный мастер-класс адресован учителям-предметникам и молодым специалистам с целью повышения мотивации к овладению на уроке рефлексивной деятельностью обучающихся школьников.

В ходе мастер-класса будет объяснено понятие рефлексии, представление о классификации рефлексии, показаны конкретные варианты проведения рефлексии на уроках истории, условия формирования навыков активной позиции ребенка на уроке, самоанализ, самооценка деятельности.

Мастер-класс проводится с применением технологии критического мышления.

Цель: повысить мотивацию педагогов и молодых специалистов к овладению рефлексивной деятельностью с последующим применением на уроках.

Задачи:

Познакомить с понятием «рефлексия»;

Дать представление о рефлексии;

Показать варианты проведения рефлексии на уроках;

Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.

Оборудование: карточки с таблицей «Знаю – хочу узнать – узнал», смайлики настроения, презентация «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», карточки с примером составления синквейна и диаманты.

Планируем результат: практический навыки, информационный материал в форме краткого резюме, итогов по теме «Рефлексия» - Синквейна.

Ход мастер-класса

1. Организационный этап

Учитель: - Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересное и полезное мероприятие.

Сначала я попрошу вас оценить собственное эмоциональное состояние при помощи теста. Выберите, остановите свой взгляд на том смайлике, эмоция которого вам наиболее импонирует.  А теперь оцените своё эмоциональное состояние.

2. Раскрытие темы мастер-класса

Учитель: - Тема нашего мастер-класса «Организация рефлексии на уроках истории в основной школе как средство развития критического мышления». ФГОС нам всем известно. Этапы современного урока нам знакомы. А вот что такое «рефлексия»? Знакомо ли вам значение этого понятия? А может, вы что-то уже, знаете?

3. Рефлексия содержания мастер класса

Учитель: - Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу «Знаю» по данной теме и отложите.

Учителя заполняют первую колонку «Знаю».

 

Понятие

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Рефлексия

     
 

 

Учитель: - Что вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса? Заполните в таблице графу «Хочу узнать». Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся.

Учителя заполняют графу «Хочу узнать».

4. Содержание мастер-класса

Учитель: - Слово рефлексия происходит от латинского слова reflexio – обращение назад. Оно означает умение человека осознавать то, что он делает, аргументировать и обосновывать свою деятельность и осознавать своё состояние. Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми способами организации рефлексии на уроках истории и обществознания.

Рефлексия на уроке направлена на решение следующих задач:

организация деятельности учащихся по расширению знаний по темам курса истории;

развитие интереса к урокам проблемно-творческого характера;

формирование у учащихся потребности в творческой деятельности в самовыражении, самоактуализации через различные виды учебной деятельности.

Учитель: - Уважаемые коллеги прошу вас обратить внимание на экран интерактивной доски. Мы с вами попытаемся вспомнить курс школьной программы по теме «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.». На слайдах будет представлен тестовый материал, связанный с хронологией Великой Отечественной войны. Ваша задача внимательно прочитать и ответить на вопросы, обозначенные на слайдах.

Учителя выполняют задания со слайдов презентации «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.».

Учитель: - Уважаемые коллеги, а теперь давайте обратимся снова к смайликам, имеющимся у вас на столах, и оценим ваше эмоциональное состояние по окончании выполнения данного задания.

Учителя оценивают свое эмоциональное состояние после выполнения тестового задания.

Учитель: - Коллеги, а теперь обратите внимание, на ваших столах имеются примеры составления синквейна и диаманты. Мы попытаемся с вами составить синквейн и диаманту на тему «Война».

Как это делать

Название

Существительное

Описание

Два прилагательных

Действия

Три глагола

Чувство

Фраза

Повторение сути

Синоним

Пример синквейна

Название

Япония.

Описание

Прекрасная, далёкая.

Действия

Конфискует, перераспределяет, владеет.

Чувство

Государство: верховный собственник на землю.

Повторение сути

Буддизм.

Пример диаманты

Тема (существительное)

Реформация.

Определение (2 прилагательных)

Религиозная, европейская.

Действие (3 причастия)

Провозглашающая, обновляющая, подчиняющая.

Ассоциации (4 существительных)

Крещение, причастие, церковь, вера.

Действие (3 причастия)

Устанавливающая, принимающая, ликвидирующая.

Определение (2 прилагательных)

Первая, средневековая.

Тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки).

Контрреформация.

Учителя составляют пример синквейна и диаманту на тему «Война».

Учитель: - Кто хотел бы зачитать, что у вас получилось?

Аудитория слушает, какие синквейны получились у их коллег.

Учитель: - А теперь заполните, пожалуйста, третью графу «Узнал» в таблице, которую мы начали заполнять в начале урока.

Учителя заполняют графу «Узнал».

Учитель: - Пожалуйста, поделитесь вашими впечатлениями от сегодняшнего мероприятия. А начните выражение своих мыслей с фразы «Сегодня на мастер-классе я узнал (-а)…».

Учителя делятся своими впечатлениями от мастер-класса.

Учитель: - Спасибо за работу, уважаемые коллеги. Всем хорошего настроения.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации