Мастер-класс «Гражданское воспитание на уроках истории и обществознания с использованием информационно-коммуникативных технологий»
Тема мастер-класса:
«Гражданское воспитание на уроках истории и обществознания с использованием информационно-коммуникативных технологий».
Цель мастер-класса:
познакомить с опытом работы по использованию ИКТ в преподавании предметов обществоведческого цикла.
Вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формированием у учащихся гражданских позиций волнуют, как мне кажется, в последнее время всё большее число педагогов. Меня как обществоведа интересуют вопросы формирования чувства Родины, формирование чувства патриотизма, сопряжённого с позицией гражданственности. Гражданственность - всеобъемлющее понятие. С одной стороны, под гражданственностью мы понимаем возможность всех граждан в полной мере пользоваться правами человека и чувствовать защищённость со стороны, как правого государства, так и демократического общества. С другой стороны, гражданственность подразумевает, что каждый гражданин должен вовлечься в вопросы, касающиеся жизни в обществе, и действовать в течение всей жизни как активный и ответственный гражданин, уважающий права других. Поэтому в своей педагогической деятельности я преследую цель - формирование у учащихся гражданской политико-правовой культуры как на уроках обществознания и истории, так и в деятельности классного руководителя. На уроках через различные формы обучения («круглые столы», дискуссии, проектирование, семинары, Интернет-уроки, элективные курсы) формируется система взглядов, оценок, убеждений, установок относительно важности и необходимости понимания ценностей демократического общества, важнейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма. Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Программа патриотического и гражданского воспитания молодежи является одной из приоритетных в современной молодежной политике. Нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.
Специфика гражданского образования определяется тем, что в нем главным,
ведущим содержательным элементом является опыт ценностных ориентаций, то есть эмоционально-чувственное, духовное отношение к миру и друг другу. При подготовке к такому уроку особенно важно яркое, эмоциональное изложение материала, образность, динамичность, чередование разнообразных методов и форм работы. Неоценимую помощь здесь может оказать компьютер.
Каждый учитель, а в особенности учитель истории, должен испытывать необходимость в применении информационных технологий в своей работе. Они дают возможность создать принципиально новые, современные подходы в образовании, когда главной задачей становится не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска,
анализа и оценки информации. Информационные технологии позволяют это реализовать очень демократично, не навязывая, но предоставляя выбор.
В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2001-2005 годы» подчеркивается важность информационных технологий как средства пропаганды патриотических идей, ставится задача создания информационной базы в сети Интернет по проблемам развития патриотического воспитания. На данный момент такая база уже создана: в наших школах присутствует выход в информационную сеть Интернет, имеется достаточная база школьной медиатеки, огромная помощь оказывается ИМЦ.
В своей работе по созданию базы мультимедийных презентаций к урокам я не только создаю презентации к урокам сама, но и пользуюсь безграничными ресурсами сети Интернет. На сегодняшнем занятии мне бы хотелось познакомить вас с некоторыми моими наработками, напрямую направленными на формирование гражданского, патриотического воспитания на моих уроках.
Применение ИКТ на уроках истории.
5 кл. - «Возникновение христианства»
6 кл. - «Куликовская битва»
7 кл. - «Российское государство в конце 16 века»
8 кл. - «Отечественная война 1812 г.»
9 кл. - «Начало Великой Отечественной войны»
Применение ИКТ на уроках обществознания.
8 кл. – «Гражданин и государство»
9 кл. – «Конституция России»
Применение ИКТ в деятельности классного руководителя.
Классный час «Государственные символы России», который был представлен на открытом мероприятии – совещании директоров 20 февраля 2010 года.
В информационной сети Интернет есть очень хорошие, интересные для ученика и учителя сайты. Хотелось бы немного познакомить вас с ними.
Для учащихся младшего и среднего школьного возраста запомнится Интернет-урок по сайту http://www.uznay-prezidenta.ru - «Президент России гражданам школьного возраста». В игровой форме, с помощью мультиков на нем дается история государства и власти, рассказывается о Конституции и государственной символике. Один из самых интригующих разделов – «Вопросы про президента». В сайте три проводника – три уровня сложности – почти взрослый отличник Илюша Муромцев, хорошистка пятиклассница Аленушка Попович и посредственный ученик Добрыня Никитин. Можно выбрать любого из них и отправиться с ним в путь.
При подготовке к уроку в старших классах учителю, для подготовки к семинарам учащимся будет полезен сайт http://zhiharev.narod.ru «ПАТРИОТИЗМ. РУ». Здесь современная информация о России, особенно много документов и фотографий о президенте, правительстве, самые свежие политические новости.
Песня жить и творить помогает… Как порой на уроке хочется вдохнуть патриотический порыв в сердце ученика, затронуть его душу. В связи с этим предлагаем обращаться к сайту http://www.zvuki.ru «Песня: Волна патриотизма» – здесь много патриотических песен в разных форматах.
Ощутимым помощником для подготовки к уроку истории, права, обществознания может стать сайт http://lesson-history.narod.ru «Компьютер на уроках истории, обществознания и права». Его создатель – учитель одной из московских школ, Алексей Иванович Чернов. Он создал почти полный курс уроков-презентаций в основной и средней школе по истории и обществознанию и приглашает к сотрудничеству всех заинтересовавшихся созданием презентаций по данным предметам. Материалы откликнувшихся учителей А. И. Чернов также разместил на своем сайте.
Сайт: http://center.fio.ru Сетевое объединение методистов (СОМ). Раздел «История» и раздел «Обществознание». Здесь много полезной информации для учителя, в том числе новейшие разработки уроков, рекомендации и планирование курсов, подбор фотографий.
На основании всего вышесказанного можно сделать логический вывод, что компьютер, бесспорно, является мощным и важным союзником учителя при подготовке к уроку.
Кузнецова Галина Ивановна