12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Улитина Лариса Евгеньевна1110
Педагог дополнительного образования, МБУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества" г. Каменск-Шахтинский, Ростовская область
Россия, Ростовская обл., Каменск-Шахтинский
Материал размещён в группе «Педагоги дополнительного образования»

Л.Е.Улитина

(МБУДО Велижский ДДТ)

Знакомый незнакомец. Арт-терапия глиной

Слайд 2

«Приобретая глиняную форму, эмоция попадает в ловушку.

Мы от нее не убегаем.

Наоборот, она остается у нас в форме сжатой отвердевшей информации...

можно взглянуть на глиняное выражение эмоции,

взять фигурку в руки.

Фактически мы взяли свою эмоцию в руки»

(Р. и Т. Чураевы).

-Добрый день, коллеги. Сегодня у нас мастер - класс по теме: «Знакомый незнакомец. Арт-терапия глиной».

Цель нашего занятия - ознакомление с арт-терапевтическими технологиями как одним из эффективных методов обучения.

Слайд 3

 

Понятие «Арт-терапия» возникло в контексте идей З.Фрейда и К.Юнга. Рассматривалось как один из методов терапевтического воздействия посредством художественного (изобразительного) средства.

Арт-терапия  – буквально означает «лечение искусством».

Слайд 4

Педагогическое направление арт-терапии имеет неклиническую направленность, рассчитано на потенциально здоровую личность. На первый план выходят задачи развития, воспитания, социализации.           

Педагогическая «Арт-терапия» - забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.

 

Слайд 5

Арт-терапия включает в себя различные художественные направления, я хочу обратить отдельное внимание родителей и педагогов на лепку как на один из самых эффективных и доступных видов арт-терапии.

Слайд 6

Глина – это чудесный медиум.  Лепка активизирует тактильные ощущения, пробуждая чувство радости. В качестве материала для терапевтической работы глина имеет сразу несколько преимуществ.

Во-первых, способность глины вызывать при работе с ней определенные сенсорные ощущения часто служит для людей мостиком между ощущениями и чувствами.

Во-вторых, работа с глиной не требует каких-то специальных условий,  ее использование предполагает работу непосредственно руками, без подручных инструментов, а высохшую глину легко устранить – после работы ее можно смести со столов, как пыль.

В-третьих, глина, как материал содержит массу возможностей для работы. Мы можем мять ее, лепить разные формы, но при этом она остается глиной, из которой можно снова сформировать ком.

Слайд 7

В творческом объединении «Криничка» с удовольствием занимаются лепкой ребята, как хорошо успевающие в школе, так и «отстающие»; одаренные и не очень; «тихони» и «забияки», девочки и мальчики. Каждый из них находит в  этом  виде деятельности положительные, соответствующие его характеру и наклонностям стороны.

Глинотерапия – самый наглядный вид арт-терапии и позволяющий педагогу наблюдать состояние пришедшего на занятие ребёнка. Если обучающийся на занятии лепит монстров, злодеев, возможно, это проявление страха или тревоги. Часто бывает, что переживания ребенка связаны с проблемами в школе. На занятии «Прогони свой страх» я предлагаю вылепить свой страх: если боишься получить двойку-вылепи ее, ведь двойку из глины легко превратить в пятерку; боишься мышей-вылепи мышку, угощение для нее и преврати ее в своего друга…

На основании вышеизложенного,  мною были разработаны цикл занятий включающие в себя элементы глинотерапии: «Что такое настроение», «Прогони свой страх», «Знакомый незнакомец», «Глина-лекарь», «Мой глиняный человечек», «Постройка из глины».

Слайд 8

Используя технологию арт-терапии глиной я, опираясь на идею о том, что любой человек способен преобразовывать свои внутренние конфликты в визуальные формы.

В отличие от систематических занятий, занятия арт-терапией направлены не на результат. Здесь важен сам процесс. Состояние свободного творчества дает эмоциональную разрядку, возможность самовыражения, и просто доставляет огромное удовольствие участникам. Ребенок лепит из глины свое состояние или проблему, свою идею, а потом анализирует продукт своего творчества. Изучая свою работу, внутреннее чувство подсказывает ребенку, какие изменения необходимы.

Детям младшего школьного возраста сложно контролировать свои эмоции. Благодаря лепке они могут научиться управлять собой: лепка куба на бессознательно-символическом уровне формирует энергию собирания; лепка шара формирует энергию удержания; лепка плоскости позволяет расслабиться.

 

Слайд 9

Занятия провожу в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей происходит на заднем фоне основной творческой или игровой деятельности. На этих занятиях я не требую у детей, лепить красиво и аккуратно, не даю оценку  творениям. Пусть ребенок расслабится и лепит всё, что приходит в голову. Моя задача на этих занятиях – аккуратно помочь ребёнку в выражении своих эмоций.

 

Слайд 10-11

Практическая часть.

-Одно из упражнений арт-терапевтического занятия мы сейчас с вами выполним, называется оно «Коллективная постройка ».

В ходе выполнения упражнения я расскажу о структуре арт-терапевтического занятия.

Процесс: Руководитель делит всех участников на группы по 4 человека в каждой. Каждому из участников выдается по одному большому кому глины.

-Занятия начинаю с подготовительного настроя, для этого использую такие формы работы как вводная беседа, игры на сплочение коллектива, с прослушивания музыки и т.д. Чтобы снять напряжение я предлагаю выполнить несложное упражнение

«Дружба начинается с улыбки».

Возьмемся за руки, друзья! (все берутся за руки)
Друг другу улыбнемся.
Мы пожелаем всем добра и скажем:
«Здравствуй, солнце!» (
поднять руки вверх)

Большое внимание при работе с детьми я всегда уделяю тренировочным упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики пальцев, регуляции мышечного тонуса.  Это  самомассаж рук, упражнения на координацию движений пальцев, укрепление мышц рук. Массаж позволяет повысить активность  и скоординировать деятельность как левого, так и правого полушарий мозга.

- «Дети любят всех зверей»

-Дети любят всех зверей:           разминаем большой палец.

Львов, и кроликов, и змей,      разминаем указательный палец.

Пеликанов, лебедей,                разминаем средний палец.

Бегемотов, соболей,                 разминаем безымянный  палец.

Голубей и снегирей.                 разминаем мизинец.

Зверям  холодно зимой! растирание ладоней с внешней стороны 

Стынут звери: ой, ой, ой!

Нужно лапки их согреть,

Друг об дружку  потереть растирание ладоней с внутренней стороны 

Для актуализации ощущений, эмоций использую упражнения на отработку приемов лепки (возьмите в руки кусочек глины, какой он: гладкий или корявый, теплый или холодный, Теперь оторвите кусочек и сделайте змею. Она будет становиться все тоньше и тоньше и длиннее… оберните ею свой палец. Возьмите обеими руками свой кусок глины. Вы теперь хорошо его знаете, вы подружились с ней).

Далее участники по группам с закрытыми глазами из глины начинают “создавать постройку”.

-Обучающимся старшего возраста (10-12 лет) на время арт-терапии с глиной завязываются глаза. При работе с детьми младшего возраста в этом нет необходимости. Этот прием помогает полностью переключиться на ощущения. Благодаря движениям мышц, преодолевающих сопротивление этого податливого материала, обеспечивается доступ к наиболее глубинным структурам психики и проникновение в них. Так, человек пролепливает свои эмоции. В целях создания раскрепощенной и приятной атмосферы в процесс работы добавляется музыкальное сопровождение.

Упражнение выполняется с закрытыми глазами, участники должны на ощупь, отщипывая кусочки от своего кома глины изготавливать заготовки постройки (кирпичик, шар…), поочередно вкладывать его в основную постройку. При этом соблюдается основное правило: нельзя общаться, можно только ощупывать коллективную постройку, или материал, подготовленный соседним участником. Это позволяет каждому участнику дать волю своей фантазии, выразить свои чувства при помощи пальцев. Но при этом, стараться понять чувства и задумки своих соратников.

Когда все работы готовы, участники открывают глаза и вместе с ведущим проводят анализ сотворенной ими постройки, ее композиции и целостности. Анализ сначала проводится между участниками подгруппы, а после при участии членов других подгрупп. Вопросы к каждому участнику: какую постройку хотел вылепить изначально? Доволен результатом совместной работы? Вопросы участникам подгруппы: Как назовете свое творение?

Данное упражнение великолепно подходит с целью исследования взаимоотношений в коллективе, стимулирования участников к сотрудничеству, исследования ценностей людей (сколько глины осталось у каждого) и стимулирования человека к творческой работе.

Релаксация: Тест «Диагностика цветом».

Выберите из карточки цвет, каким бы вы хотели раскрасить свою поделку.

Слайд 12

Я надеюсь, что мне удалось убедить вас в преимущества арт-терапевтического метода:

Лепка является безопасным способам разрядки напряжения;

Внутренние переживания и подсознательные конфликты свободнее выражаются с помощью визуальных образов;

Дает возможность работать с чувствами и мыслями, которые кажутся непреодолимыми (смерть, утраты, перенесенное насилие и травмы, внутренние конфликты, страхи, сны);

Слайд 13

Таким образом, применение технологии Арт-терапия: создаёт положительный и эмоциональный настрой в группе; облегчает процесс коммуникации со сверстниками, учителем, другими взрослыми.

Технологии педагогической арт-терапии могут быть использованы для:

- формирования дружеских отношений в коллективе;

- снятия негативных состояний ребенка – стресса, агрессии, тревожности, усталости;

- развития индивидуального стиля исполнения видов художественной деятельности.

Используемая литература и интернет-ресурсы

 

Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. – М.: Издательство «ЭКСМО-Пресс», 2002.

Копытин A.M. Практическая арт-психология. – Издательство «Когито-Центр», 2008.

Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии. –СПб.: «Издательство Пирожкова», 2001.

Оклендер В. Окна в мир ребенка. – М., 2007.

Стишенок И.В. Сказка в тренинге. – СПб., 2006.

Школьная психологическая служба [Электронный ресурс]:

Авторская программа занятий по глинотерапии «Волшебная глина» Евтеева Татьяна Николаевна, педагог-психолог-Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/561212/

Текст http://ya-odarennost.ru/tekuschie-konkursy/354-mezhdunarodnyj-konkurs-detskogo-tvorchestva-pod.html

 

Опубликовано в группе «Педагоги дополнительного образования»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.