Мастер-класс на тему «Методы арт-терапии в работе педагога-психолога. Профилактика эмоционального выгорания»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Сабинский детский сад общеразвивающего вида № 6 «Балачак» п.г.т. Богатые Сабы Сабинского муниципального района Республики Татарстан»
Мастер-класс
«Методы арт-терапии в работе педагога-психолога. Профилактика эмоционального выгорания»
Педагог-психолог: Аглиуллина Диляра Валериевна
Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов-психологов по профилактике
эмоционального выгорания педагогов ДОУ.
Повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий как средства формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического состояния участников образовательного процесса.
Задачи мастер-класса:
-передать знания о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и последствиях педагогам-психологам ДОУ
- познакомить участников мастер-класса с арт-терапевтическими технологиями
-отработка на практике технологий снятия психоэмоционального
напряжения: арт-терапии, медитации-визуализации.
-способствовать созданию положительного эмоционального настроя у педагогов, используя изотерапию как одну из форм организации мастер – класса.
-развивать профессионально – творческую активность, способствовать раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы
Актуальность данной темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к. профессия воспитателя обладает огромной социальной важностью.
Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.
Материалы и оборудование:
-ИКТ
-разноцветная бумага формата А4
-карандаши-гримм для бодиарта
- записи релаксационной музыки
-разноцветный песок
-гирлянда-змейка
-влажные салфетки
Условия для реализации: специально оборудованный кабинет с хорошим оснащением. Время проведения: приблизительно 20 минут. Участники: педагоги-психологи.
Ход мастер-класса
Здравствуйте, уважаемые коллеги, гости. Очень рада вас видеть.
Представьте себе, что в вашей квартире одновременно работает множество электрических приборов: холодильник, телевизор, компьютер, утюг… Напряжение в сети огромно, и в какой-то момент происходит вполне ожидаемое событие: выбивает пробки.
С эмоциональным выгоранием ситуация похожа: человек, который любит свою работу в какой-то момент меняется на глазах. Он становится раздражительным, неудовлетворенным ни собой, ни работой, качество его труда падает.
Профессиональный труд педагога отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают "педагогический кризис", "истощение", "выгорание".
На языке психологии труда данное явление называют синдромом профессионального выгорания. Он выражается в психическом, эмоциональном и физическом изнеможении и имеет разнообразные симптомы: чувство хронической усталости, напряженность, раздражительность, тревожность, нарушение аппетита, сна, потеря интереса к работе и к жизни.
Мой мастер-класс называется "Методы арт-терапии в работе педагога-психолога . Профилактика эмоционального выгорания".
На данном мастер-классе я расскажу, как использую арт-терапию не только в развитии детей, но и в борьбе педагогов со стрессами и профессиональным выгоранием. На мастер-классе, мы с вами научимся некоторым методам снятия психоэмоционального напряжения, в частности: арт-терапии.
Термин «арт-терапия» появился в нашей стране не так давно и дословно означает – терапия искусством. Арт-терапия не имеет ограничений и широко используется в педагогике и психологии для снижения утомления, негативных эмоциональных состояний. В своей практике я успешно применяю такие арт-терапевтические методы, как музыкоперапия, мандалотерапия, песочная терапия.
А начнем мы мастер класс таким направлением арт- терапии , как оригами.
Оригами улучшает психоэмоциональное состояние. повышает уровень интеллекта, активизируют творческое мышление, снижают тревожность, улучшают двигательную активность рук, память, развивают моторику пальцев. Такой вид деятельности, как оригами, подходит для работы с тревожными, агрессивными детьми.
Сегодня мы сделаем из полосок бумаги очаровательную звездочку, еще ее называют «звездочкой счастья».
Наверное потому, что эти звездочки очень милые. Когда смотришь на целую россыпь этих пузатых малюток, возникают только положительные эмоции. Ими можно наполнить сосуд . Сосуд олицетворяет наше душевное спокойствие и равновесие (душу педагога).
Будем работать одновременно. Я показываю. Вы повторяете. Будьте внимательны. Не спешите, в оригами важно качество. У вас на столах есть заготовка. Это полосочки бумаги разного цвета. Вы можете выбрать тот цвет, который соответствует вашему настроению.
А теперь посмотрите на экран, следуя инструкциям, мы сделаем «звездочку счастья».
1. Берем листочки бумаги, шириной 2 см, делаем петельку;
2. Взявшись за короткий конец, очень аккуратно делаем узел;
3. Завязываем узелок так, чтобы в результате получился равносторонний пятиугольник;
4. Короткий хвостик заворачиваем на обратную сторону и переворачиваем заготовку;
5. Длинным концом начинаем обворачивать пятиугольник до тех пор, пока не закончится бумага
6.Оставшийся хвостик прячем в кармашек из полосочки;
7. Чтобы сделать звездочку объемной. берем пятиугольник левой рукой, а двумя пальцами правой обхватываем каждый уголок звездочки и придавливаем грань, тем самым продавливая по серединке сторону пятиугольника.
Причин успеха занятий оригами в атр-терапии много, это и сама бумага. с которой можно делать все, что угодно: смять, разорвать, рисовать на ней. Кроме того оригами объединяет в себе приемы и формы работы некоторых других арт-терапевтических направлений: сказкотерапию (сказки оригами), игротерапию (игры с подвижными фигурками), музыкотерапию, терапию цветом.
Занимаясь оригами, каждый человек становится участником захватывающего действия - превращения бумаги в оригинальную фигурку вызывает у него радостное удивление, улучшает эмоциональное состояние
Говорят, звездочки приносят в дом удачу и счастье.
Молодцы, вы отлично справились. Посмотрите, какая получается красота.
Одним из направлений арт – терапии, используемой в моей практике является – мандалотерапия.
Мандала переводится как «магический круг».Мандалотерапия – одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством). На мой взгляд, это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств.Создавать мандалы можно из любых средств: красками, из песка, из камней, из глины, из ниток.
Мандалы очень полезны и для взрослых, и для детей. Они помогают полностью расслабиться. Создание собственных мандал из разнообразного материала развивает творческие способности, детскую фантазию, мелкую моторику. Данный вид деятельности способствует развитию творческих способностей.
Чтобы начать работу предлагаю вам разделиться на 2 группы:
-1 группа будет работать с песком.
Песок помогает исследовать свой внутренний мир, ощутить чувство свободы, безопасности и самовыражения. Это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.
Кроме того, сам материал – песок, обладает уникальным свойством: он замедляет негативные эмоции, которые «уходят сквозь песок».
-2 группа будет работать в технике боди-арт
Наиболее популярным направлением арт-терапии считается рисование. Почему именно рисование? Рисование - способ простой и доступный, достаточно взять чистый лист бумаги, карандаши, фломастеры или краски. В нашем случае вместо бумаги нам будет служить наше собственное тело (кисти рук)
2 группе предлагаю взять карандаши-гримм и рисовать на руках мандалу.
Рисование на руке – это один из видов современного искусства «Боди-арт».
Рисование, плетение и конструирование манадал используется в Арт -терапии и помогает погрузиться в глубины своего "Я".
В рисунках можно отразить своё душевное состояние, переживания и эмоции. Совсем не обязательно иметь талант к живописи, рисунки могут быть абстрактными, лишёнными сюжета. Эмоции определяют выбор цвета и направление линий. Выплёскивание эмоций на бумагу, песок, тело помогает расслабиться, успокоиться, отбросить все тревоги и обрести внутренне равновесие.
Выражайте то, что чувствуете, не оценивайте себя, просто переносите на песок, тело, то что вам хочется. Это могут быть любые узоры. Ни один человек не может точно знать, каким получится его рисунок. Поэтому отпустите свою фантазию и доверьтесь себе.
Часто мы мечтам о том, что наша жизнь скоро изменится. Улучшатся финансовое положение, здоровье, отношения с близкими. Мы стараемся что-то делать, прилагаем усилия, а наши мечты так и остаются мечтами. Но есть очень простое и доступное средство помочь осуществлению мечты. Надо нарисовать ее! И проще всего использовать для этого образ мандалы.
Законы Вселенной таковы, что она очень точно реагирует на наши мысли, слова и образы. В итоге, мы получаем то, о чем чаще всего думаем, говорим и представляем. Так мы притягиваем в свою жизнь определенные энергии, которые сами же и излучаем. Еще много лет назад наши предки использовали для общения пиктограммы, символы и знаки – образы, которые записываются в сознании и подсознании, а затем воспроизводятся в реальности. Любое желание, детально сформулированное и выраженное в рисунке, имеет в сотни раз больше шансов стать действительностью. Вся Вселенная помогает его осуществить.
Рисуя и выпуская свою творческую энергию, мы избавляемся от проблем и беспокойств, гармонизируем собственное состояние, становимся уравновешенными и умиротворенными. Наши желания достигают уровня восприятия Вселенной, и она откликается на них, превращая в реальность.
Пожалуйста, придумайте названия для своих мандал.
Готовые мандалы можно раскрашивать. Каждый раз, используя разные краски, она будет выглядеть по-разному. Для вас я приготовила книжки с мандалами. Желаю вам эмоционального спокойствия. Пусть все ваши желания исполняются.
Напоследок, я предлагаю вам поиграть в интересную игру со светящимся шнуром.
Изобразите при помощи светящегося шнура, но не договариваясь друг с другом, молча. одно из предложенных на экране фигур. Пожалуйста, посмотрите на экран.
И в конце, для закрепления положительных эмоций, я предлагаю вам изобразить образ хорошего настроения, полученного на этом мастер-классе.
Ну, вот наш мастер-класс подошел к концу. Понравился ли вам мастер-класс? Что нового вы для себя узнали? Будете ли применять в своей работе?
Спасибо за совместную, плодотворную, творческую работу!