Программа внеурочной деятельности для детей с ОВЗ «Мастерская речи» (1–2 класс)
Мастерская речи
Программа внеурочной деятельности для детей с ОВЗ
Составитель: Дубок Дина Владимировна
Учитель-логопед
высшая квалификационной категория
Абакан,2019
Пояснительная записка
Современная школа-это школа для всех, которая должна обеспечить успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное обучение может быть эффективно только в том случае, если учитель работает в сотрудничестве с другими специалистами.
В нашей школе открыт класс коррекционно-развивающего обучения, в котором обучаются дети по адаптированной программе.
Успешность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения, оформлять мысли языковыми средствами требуют достаточного развития уровня связной речи. У школьников, испытывающих трудности в этих видах деятельности пропадает интерес не только к работе с текстами, но и в целом к учебному процессу в школе.
Каждый учитель знает, как трудно научить детей грамотно составлять рассказы и пересказывать. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для своевременной коррекции навыков связной речи, закладывания основ грамотного оформления своих высказываний.
Чем раньше мы будем побуждать детей осознанно рассказывать или пересказывать, тем лучше подготовим их к обучению в среднем и старшем звене школы.В связи с этим необходима специальная система коррекционно-развивающих занятий, направленная на преодоление этих нарушений.
Значительные сложности в овладении навыками связной контекстной речи наблюдаются у детей с ограниченными возможностями здоровья. Трудности объясняются особенностями развития. При относительно сохранной смысловой логической памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
Дети данной категории испытывает трудности в отборе лексических средств, в способах выражения, лексико-грамматическом структурировании, в реализации замысла высказываний, в нарушении связности и последовательности изложения, в построении и удержании в памяти программ внутренней речи.
Данная программа представляет собой вариант программы организации логопедического сопровождения школьников во внеурочной деятельности и предназначена для работы с детьми 7-8 лет .
Программа предназначена для развития речевой, познавательной и интеллектуальной активности младших школьников необходимых для формирования связной речи, умения работать с текстами, развития навыков смыслового чтения, коррекции чтения и письма с использованием приёмов мнемотехники.
Программа рассчитана на 2 года.
Цель программы: формирование и развитие навыков связного устного и письменного высказывания с использованием приёма мнемотехники.
Основные задачи программы:
1.Развивать у детей навыки смыслового чтения.
2.Упражнять детей в пересказе текстов с использованием мнемотаблиц и мнемосхем.
3.Закреплять умение составлять текст связно, в логической последовательности.
4.Расширить круг знаний об окружающем мире.
5.Активизировать словарный запас.
6.Совершенствовать грамматический строй речи.
7.Формировать связную письменную речь.
8.Развивать навыки языкового анализа и синтеза.
9.Совершенствовать познавательные процессы необходимые для письма: слуховое внимание, зрительное внимание, слуховую память, зрительную память, логическое мышление.
10.Формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
Направленность программы: коррекционная.
Формы и методы обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
•словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);
•наглядный (показ готовых мнемотаблиц, иллюстраций, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
•практический (самостоятельное выполнение мнемотаблиц к текстам).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
•объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
•репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
•частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
•исследовательский-самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
•фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
•индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
•индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
«Мнемотаблица – это графическое или частично графическое изображение содержания текста, некоторых действий путём выделения главных смысловых звеньев сюжета теста.
Работа по воспроизведению рассказа по мнемотаблице проводится по следующему алгоритму:
1. Чтение текста учителем-логопедом или самостоятельное чтение детей.
2. Словарная работа с незнакомыми, малознакомыми словами.
3. Повторное чтение детьми текста с использованием различных приёмов коррекции чтения.
4.Ответы на вопросы к тексту.
5. Совместный с учителем анализ готовой мнемотаблицы, либо самостоятельное составление мнемотаблицы к данному тексту. Главное, чтобы подобранные, либо зарисованные символы были понятны детям.
6. Использование схемы-модели как плана пересказа.
7. Закрепление навыков рассказывания путём неоднократного повторения текста с опорой на схему-модель.
8.На последующих занятиях возможна запись текста с опорой на мнемотаблицу.
Использование мнемотаблиц и мнемосхем облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
На начальном этапе мы предлагаем готовую план-схему, по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Для разучивания каждого текста разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбираются рисунки к выбранному тексту (желательно на каждую строчку). Опираясь на таблицы, дети легко запоминают текст, передают его содержание.
Использование метода мнемотехники в работе с детьми с ОВЗ является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи младших школьников с ОВЗ, способствует повышению интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса, который развивает связную речь детей. А также являются средствами формирования одной из ключевых понятий – владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе.
Структура программы:
№ | Раздел программы | Количество часов | |
Общее кол-во | Практика | ||
| Вспомним о лете. | 3 | 3 |
| Осень. | 9 | 9 |
| Зима. | 9 | 9 |
| Весна. | 11 | 11 |
Тематическое планирование 1 класс:
№ | Тема занятия |
1-3 | Вспомним о лете. Работа с текстом «Утренние лучи». |
4-6 | Осень. Работа с текстом «Подарки осени». |
7-9 | Осень. Работа с текстом «Лебеди». |
10-12 | Осень. Работа с текстом «Лесная поляна». |
13-15 | Зима. Работа с текстом «Первый месяц зимы». |
16-18 | Зима. Работа с текстом «Чудесная ёлка». |
19-21 | Зима. Работа с текстом «Гостья». |
22-24 | Весна. Работа с текстом «Доброе дело». |
25-27 | Весна. Работа с текстом «Рисунки весны» |
28-30 | Весна. Работа с текстом «Лесной концерт». |
31-33 | Весна. Работа с текстом «Муравьи». |
34 | Скоро лето. Работа с текстом «Хитрый уж» |
Тематическое планирование 2 класс:
№ | Тема занятия |
1-2 | Вспомним о лете. Работа с текстом «Цапля». |
3-4 | Осень. Работа с текстом « Осень в лесу». |
5-6 | Осень. Работа с текстом «Сентябринки». |
7-8 | Осень. Работа с текстом «Осенний лес». |
9-10 | Осень. Работа с текстом «Рябинки». |
11-12 | Осень. Работа с текстом «В бору». |
13-14 | Зима. Работа с текстом « Первый снегирь». |
15-16 | Зима. Работа с текстом « Где ночуют птицы». |
17-18 | Зима. Работа с текстом «На льдине». |
19-20 | Зима. Работа с текстом «В парке». |
21-22 | Зима. Работа с текстом «Ёлка». |
23-24 | Зима. Работа с текстом «Зима в лесу». |
25-26 | Весна. Работа с текстом «Сказка о весне». |
27-28 | Весна. Работа с текстом « Берёзовый сок» |
29-30 | Весна. Работа с текстом «Дружная работа». |
31-32 | Весна. Работа с текстом «Гроза». |
33-34 | Весна. Работа с текстом «В родные края». |
Содержание программы
1 год обучения (34 часа)
Содержание программы представляет собой специальную систему занятий и предусматривает работу с текстами по 4 разделам: «Вспомним о лете», «Осень», «Зима», «Весна».
В каждом разделе подобраны тексты отражающие особенности природы, жизни животных, птиц, насекомых в данное время года. Все тексты специально подобраны и адаптированы в соответствии с уровнем развития связной речи детей, выполняют познавательную и воспитательную функцию.
Перед работой над текстом проводится предварительная работа:
1. Игры и упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, синхронизацию работы полушарий (кинезиологические упражнения).
2. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук (пальчиковая гимнастика).
3.Игры и упражнения на развитие пространственной и временной ориентировки.
4.Двигательные игры с речевым сопровождением.
5. Игры и упражнения, направленные на профилактику и коррекцию нарушений чтения и письма. Игры и упражнения с буквами, звуками, слогами и словами(Игры «Звуковая чашечка», «Расколдуй слово», «Звуковые кнопочки», «Собери слово», «Буквы потерялись», «Слоговая арифметика, «Словесный квадрат», «Теремок»,«Вставь букву», «Расшифруй слово», «Вылечи слово», «Буквы перепутались» «Шифровальщик», «Кодировщик», «Спрячь буквы», «Эхо», «Перешагни через слово», «Шрифты»,«Построй буквы по росту», «Расколдуй слова», «Слог потерялся»и др.
6.Работа с загадками, кроссвордами, ребусами.
Работа с текстом включает в себя:
1.Простушивание текста. Ответы на вопросы к тексту. Пересказ текста по мнемотаблице. Запись текста по памяти с опорой на мнемотаблицу. Восстановление нарушенного порядка рисунков-символов. Восстановление нарушенного порядка предложений в тексте.
Программа предусматривает изучение материала по 4 лексическим темам. Все задания соответствуют по сложности детям определённого возраста. Это гарантирует успех каждого ребёнка и, как следствие, воспитывает уверенность в своих силах.
Содержание программы
2 год обучения (34 часа)
Содержание программы представляет собой специальную систему занятий и предусматривает работу с текстами по 4 разделам: «Вспомним о лете», «Осень», «Зима», «Весна».
В каждом разделе подобраны тексты отражающие особенности природы, жизни животных, птиц, насекомых в данное время года. Все тексты специально подобраны и адаптированы в соответствии с уровнем развития связной речи детей, выполняют познавательную и воспитательную функцию.
Перед работой над текстом проводится предварительная работа:
1. Игры и упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, синхронизацию работы полушарий (кинезиологические упражнения).
2. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук (пальчиковая гимнастика).
3.Игры и упражнения на развитие пространственной и временной ориентировки.
4.Двигательные игры с речевым сопровождением.
5. Игры и упражнения, направленные на профилактику и коррекцию нарушений чтения и письма. Игры и упражнения с буквами, звуками, слогами и словами(Игры «Звуковая чашечка», «Расколдуй слово», «Звуковые кнопочки», «Собери слово», «Буквы потерялись», «Слоговая арифметика, «Словесный квадрат», «Теремок»,«Вставь букву», «Расшифруй слово», «Вылечи слово», «Буквы перепутались» «Шифровальщик», «Кодировщик», «Спрячь буквы», «Эхо», «Перешагни через слово», «Шрифты»,«Построй буквы по росту», «Расколдуй слова», «Слог потерялся»и др.
6.Работа с загадками, кроссвордами, ребусами.
Работа с текстом включает в себя:
Простушивание текста, чтение текста различными способами. Ответы на вопросы к тексту. Пересказ текста по мнемотаблице. Запись текста по памяти с опорой на мнемотаблицу. Восстановление нарушенного порядка рисунков-символов. Восстановление нарушенного порядка предложений в тексте.
Программа предусматривает изучение материала по 4 лексическим темам. Все задания соответствуют по сложности детям определённого возраста. Это гарантирует успех каждого ребёнка и, как следствие, воспитывает уверенность в своих силах
Основные виды деятельности: речевая, игровая, познавательная, поисковая.
Сроки реализации программы: 2 года.
I этап диагностический: (сентябрь) Цель: анализ устной и письменной связной речи, обследование речевой функции.
II этап развивающий: (октябрь-май) Цель: содействие формированию и развитию навыков связного устного и письменного высказывания с использованием приёмов мнемотехники.
III этап итоговый:(май) Цель: анализ связной устной и письменной речи, составление плана дальнейшей работы по коррекции чтения и письма.
Планируемые результаты:
Коммуникативные: | побудить детей к активному сотрудничеству на занятии. научить договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. оформлять свои мысли в устной форме в соответствии с задачами и условиями коммуникации. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание. уметь представлять информацию в устной и письменной форме, аргументировать свою точку зрения. |
Познавательные: | извлекать информацию из текстов разных видов, мнемотаблиц, мнемосхем. использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы. представлять информацию в виде мнемотаблицы. использовать мнемотаблицы и мнемосхемы для пересказа текста; ориентироваться в речевом материале. строить речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленными задачами. использовать различные виды чтения. |
Личностные: | помочь преодолеть в себе робость, застенчивость, научить свободно держаться перед аудиторией; пробудить интерес детей к работе с текстами, над пересказом; сформировать мотивацию для коррекции собственной речи. сформировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. формировать творческое отношение к учебной деятельности. сформировать элементарные навыки самоконтроля. |
Регулятивные: | научить принимать и сохранять поставленную задачу; научить планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ | Тема занятия | Содержание занятия |
1-3 | Вспомним о лете. Работа с текстом «Утренние лучи». | Кинезиологические упражнения. Загадки о временах года. Упражнения для закрепления временной и пространственной ориентировки. Игры со звуками, слогами, словами. «Теремок», «Собери слово», «Буквы потерялись». Работа с текстом. Словарная работа. Ответы на вопросы к тексту. Работа с готовой мнемотаблицей (презентация). Пересказ текста с опорой на мнемотаблицу. |
4-6 | Осень. Работа с текстом «Подарки осени». | Пальчиковые игры. Загадки об осени. Игры с буквами, слогами, словами. «Слог потерялся», «Слоговая арифметика», «Не буди слова». Аудирование текста. Словарная работа. Ответы на вопросы к тексту. Совместная графическая зарисовка мнемотаблицы по тексту. Пересказ текста с опорой на мнемотаблицу. |
7-9 | Осень. Работа с текстом «Лебеди». | Кинезиологические упражнения. Загадки о птицах, изографы. Игры «Расколдуй слово», «Собери слова их слогов», «Словесный квадрат». Словарная работа. Подбор «семьи родственных слов». Ответы на вопросы к тексту. Совместная графическая зарисовка мнемотаблицы по тексту. Пересказ текста с опорой на мнемотаблицу. Восстановление нарушенного порядка рисунков-символов (с помощью педагога, самостоятельно). |
10-12 | Осень. Работа с текстом «Лесная поляна». | Кинезиологические упражнения. Ребусы, кроссворды. Игры на развитие пространственной ориентировки. Игры со звуками, слогами. «Звуковые кнопочки», «Слог потерялся», «Сыщики». Работа с чистоговорками. Словарная работа. Подбор «семьи родственных слов». Ответы на вопросы к тексту. Совместная графическая зарисовка мнемотаблицы по тексту. Пересказ текста с опорой на мнемотаблицу. |
13-15 | Зима. Работа с текстом «Первый месяц зимы». | Кинезиологические упражнения. Игры с буквами, слогами. «Спрячь гласные буквы», «Слоговые примеры». Словарная работа. Подбор «семьи родственных слов». Ответы на вопросы к тексту. Совместная графическая зарисовка мнемотаблицы по тексту. Пересказ текста с опорой на мнемотаблицу. Восстановление нарушенного порядка рисунков-символов (с помощью педагога, самостоятельно). |
16-18 | Зима. Работа с текстом «Чудесная ёлка» | Кинезиологические упражнения. Загадки о животных. Игры с буквами, словами. «Цепочка слов», « Словарная работа. Подбор «семьи родственных слов». Ответы на вопросы к тексту. Совместная графическая зарисовка мнемотаблицы по тексту. Пересказ текста с опорой на мнемотаблицу. |
19-21 | Зима. Работа с текстом «Гостья». | Кинезиологические упражнения. Игры на развитие пространственной ориентировки. Разгадывание кроссворда «Животные леса». Игры с буквами, слогами, словами. «Построй буквы по росту», «Расколдуй слово», «Буквоешки». Графический диктант «Дятел». Словарная работа. Подбор «Cемьи родственных слов». Ответы на вопросы к тексту. Совместная графическая зарисовка мнемотаблицы по тексту. Пересказ текста с опорой на мнемотаблицу. |
22-24 | Весна. Работа с текстом «Доброе дело». | Кинезиологические упражнения. Игры на развитие речи и движения. Игры с буквами, словами. «Поиск слов»,«Перепрыгни через слово», «Шрифты». Работа с чистоговорками. Словарная работа. Подбор «семьи родственных слов». Ответы на вопросы к тексту. Совместная графическая зарисовка мнемотаблицы по тексту. Пересказ текста с опорой на мнемотаблицу. Восстановление нарушенного порядка рисунков-символов (с помощью педагога, самостоятельно). |
25-27 | Весна. Работа с текстом «Рисунки весны» | Кинезиологические упражнения. Игры на развитие пространственной ориентировки. Игры с буквами, слогами, словами. «Не буди слова», «Сыщики», «Буквы разбежались», «Расколдуй слово». Словарная работа. Подбор «семьи родственных слов». Ответы на вопросы к тексту. Совместная графическая зарисовка мнемотаблицы по тексту. Пересказ текста с опорой на мнемотаблицу. |
28-30 | Весна. Работа с текстом. «Лесной концерт». | Кинезиологические упражнения. Игры со звуками, слогами, словами. «Сыщики» «Лабиринты», «Эхо», «Поиск слов». Чтение текста различными способами (хоровое чтение, с закрытой нижней частью некоторых слов). Словарная работа. Подбор «семьи родственных слов». Ответы на вопросы к тексту. Совместная графическая зарисовка мнемотаблицы по тексту. Пересказ текста с опорой на мнемотаблицу. |
31-33 | Весна. Работа с текстом «Муравьи». | Кинезиологические упражнения. Игры с буквами, словами. «Шрифты», «Буквоешки», «Спрячь гласные буквы», «Перепрыгни через слово». Словарная работа. Подбор «семьи родственных слов». Ответы на вопросы к тексту. Совместная графическая зарисовка мнемотаблицы по тексту. Пересказ текста с опорой на мнемотаблицу. |
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ | Тема занятия | Содержание занятия |
1-2 | Вспомним о лете. Работа с текстом «Цапля». | Кинезиологические упражнения. Загадки о временах года. Упражнения для закрепления временной и пространственной ориентировки. Игры со звуками, слогами, словами. «Теремок», «Собери слово», «Буквы потерялись». Работа с текстом. Чтение текста различными способами (приёмом наращивания по 1 слову, чтение по цепочке). Словарная работа. Ответы на вопросы к тексту. Работа с готовой мнемотаблицей (презентация). Пересказ текста с опорой на мнемотаблицу. Запись текста по мнемотаблице. |
3-4 | Осень. Работа с текстом «Осень в лесу». | Пальчиковые игры. Загадки об осени. Игры с буквами, слогами, словами. «Слог потерялся», «Слоговая арифметика», «Не буди слова». Аудирование текста. Чтение текста различными способами (по цепочке, перевёрнутый текст, с закрытыми частями слов). Словарная работа. Ответы на вопросы к тексту. Совместная графическая зарисовка мнемотаблицы по тексту. Пересказ текста с опорой на мнемотаблицу. Запись текста по мнемотаблице. |
5-6 | Осень. Работа с текстом «Сентябринки». | Кинезиологические упражнения. Загадки о растениях, изографы. Игры «Расколдуй слово», «Собери слова их слогов», «Словесный квадрат». Чтение текста различными способами (чтение шёпотом, хоровое чтение, с закрытой нижней частью некоторых слов). Словарная работа. Подбор «семьи родственных слов». Ответы на вопросы к тексту. Совместная графическая зарисовка мнемотаблицы по тексту. Пересказ текста с опорой на мнемотаблицу. Восстановление нарушенного порядка рисунков-символов (с помощью педагога, самостоятельно). |
7-8 | Осень. Работа с текстом «Осенний лес». | Кинезиологические упражнения. Ребусы, кроссворды. Игры на развитие пространственной ориентировки. Игры со звуками, слогами. «Звуковые кнопочки», «Слог потерялся», «Сыщики». Работа с чистоговорками. Чтение текста различными способами (хоровое чтение парами, чтение с дырками в словах). Словарная работа. Подбор «семьи родственных слов». Ответы на вопросы к тексту. Совместная графическая зарисовка мнемотаблицы по тексту. Пересказ текста с опорой на мнемотаблицу. Запись текста по мнемотаблице. |
9-10 | Осень. Работа с текстом «Рябинки». | Кинезиологические упражнения. Ребусы, кроссворды. Игры на развитие пространственной ориентировки. Игры со звуками, слогами. «Звуковые кнопочки», «Слог потерялся», «Сыщики». Работа с чистоговорками. Чтение текста различными способами (хоровое чтение парами, чтение с дырками в словах). Словарная работа. Подбор «семьи родственных слов». Ответы на вопросы к тексту. Совместная графическая зарисовка мнемотаблицы по тексту. Пересказ текста с опорой на мнемотаблицу. Запись текста по мнемотаблице. |
11-12 | Осень. Работа с текстом «В бору». | Кинезиологические упражнения. Загадки о деревьях. Игры на развитие пространственной ориентировки. Игры со звуками, слогами. «Звуковые кнопочки», «Слог потерялся», «Сыщики». Работа с чистоговорками. Чтение текста различными способами (хоровое чтение парами, чтение с дырками в словах). Словарная работа. Подбор «семьи родственных слов». Ответы на вопросы к тексту. Совместная графическая зарисовка мнемотаблицы по тексту. Пересказ текста с опорой на мнемотаблицу. Запись текста по мнемотаблице. |
13-14 | Зима. Работа с текстом «Первый снегирь». | Кинезиологические упражнения. Загадки о птицах. Игры с буквами, слогами. «Спрячь гласные буквы», «Слоговые примеры». Чтение текста различными способами (хоровое чтение, сначала читают мальчики, затем девочки, с картинками вместо некоторых слов.). Словарная работа. Подбор «семьи родственных слов». Ответы на вопросы к тексту. Совместная графическая зарисовка мнемотаблицы по тексту. Пересказ текста с опорой на мнемотаблицу. Восстановление нарушенного порядка рисунков-символов (с помощью педагога, самостоятельно). |
15-16 | Зима. Работа с текстом «Где ночуют птицы» | Кинезиологические упражнения. Загадки о животных. Игры с буквами, словами. «Цепочка слов», «Буквы разбежались», «Кодировщик». Чтение текста различными способами (чтение шёпотом, чтение девочек, чтение мальчиков, чтение предложенийс картинками вместо некоторых слов). Словарная работа. Подбор «семьи родственных слов». Ответы на вопросы к тексту. Совместная графическая зарисовка мнемотаблицы по тексту. Пересказ текста с опорой на мнемотаблицу. Запись текста по мнемотаблице. |
17-18 | Зима. Работа с текстом «Ёлка». | Кинезиологические упражнения. Игры на развитие пространственной ориентировки. Разгадывание кроссворда «Животные леса». Игры с буквами, слогами, словами. «Построй буквы по росту», «Расколдуй слово», «Буквоешки». Графический диктант «Дятел». Чтение текста различными способами (Чтение голосом великана, голосом карлика, чтение по цепочке). Словарная работа. Подбор «Cемьи родственных слов». Ответы на вопросы к тексту. Совместная графическая зарисовка мнемотаблицы по тексту. Пересказ текста с опорой на мнемотаблицу. |
19-20 | Зима. Работа с текстом «На льдине». | Кинезиологические упражнения. Игры на развитие пространственной ориентировки. Разгадывание кроссворда «Животные леса». Игры с буквами, слогами, словами. «Построй буквы по росту», «Расколдуй слово», «Буквоешки». Графический диктант «Дятел». Чтение текста различными способами (Чтение голосом великана, голосом карлика, чтение по цепочке). Словарная работа. Подбор «Cемьи родственных слов». Ответы на вопросы к тексту. Совместная графическая зарисовка мнемотаблицы по тексту. Пересказ текста с опорой на мнемотаблицу. |
21-22 | Зима. Работа с текстом «Зима в лесу». | Кинезиологические упражнения. Игры на развитие пространственной ориентировки. Разгадывание кроссворда «Животные леса». Игры с буквами, слогами, словами. «Построй буквы по росту», «Расколдуй слово», «Буквоешки». Графический диктант «Дятел». Чтение текста различными способами (Чтение голосом великана, голосом карлика, чтение по цепочке). Словарная работа. Подбор «Cемьи родственных слов». Ответы на вопросы к тексту. Совместная графическая зарисовка мнемотаблицы по тексту. Пересказ текста с опорой на мнемотаблицу. |
23-24 | Весна. Работа с текстом «Сказка о весне». | Кинезиологические упражнения. Игры на развитие речи и движения. Игры с буквами, словами. «Поиск слов»,«Перепрыгни через слово», «Шрифты». Работа с чистоговорками. Чтение текста различными способами(шёпотом, хоровое чтение, с закрытой нижней частью некоторых слов). Словарная работа. Подбор «семьи родственных слов». Ответы на вопросы к тексту. Совместная графическая зарисовка мнемотаблицы по тексту. Пересказ текста с опорой на мнемотаблицу. Восстановление нарушенного порядка рисунков-символов (с помощью педагога, самостоятельно). |
25-26 | Весна. Работа с текстом «Берёзовый сок» | Кинезиологические упражнения. Игры на развитие пространственной ориентировки. Игры с буквами,слогами, словами. «Не буди слова», «Сыщики», «Буквы разбежались», «Расколдуй слово». Чтение текста различными способами (шёпотом, хоровое чтение, с закрытой нижней частью некоторых слов). Словарная работа. Подбор «семьи родственных слов». Ответы на вопросы к тексту. Совместная графическая зарисовка мнемотаблицы по тексту. Пересказ текста с опорой на мнемотаблицу. Запись текста по мнемотаблице. |
27-28 | Весна. Работа с текстом. «Дружная работа». | Кинезиологические упражнения. Игры со звуками, слогами, словами. «Сыщики» «Лабиринты», «Эхо», «Поиск слов». Чтение текста различными способами (хоровое чтение, с закрытой нижней частью некоторых слов). Словарная работа. Подбор «семьи родственных слов». Ответы на вопросы к тексту. Совместная графическая зарисовка мнемотаблицы по тексту. Пересказ текста с опорой на мнемотаблицу. Запись текста по мнемотаблице. |
29-30 | Весна. Работа с текстом «Три весны». | Кинезиологические упражнения. Игры с буквами, словами. «Шрифты», «Буквоешки», «Спрячь гласные буквы», «Перепрыгни через слово». Чтение текста различными способами (чтение перевёрнутого текста, чтение с дырками, чтение с пропущенными словами). Словарная работа. Подбор «семьи родственных слов». Ответы на вопросы к тексту. Совместная графическая зарисовка мнемотаблицы по тексту. Пересказ текста с опорой на мнемотаблицу. Восстановление нарушенного порядка предложений в тексте. |
31-32 | Весна. Работа с текстом «Гроза». | Кинезиологические упражнения. Игры с буквами, словами. «Шрифты», «Буквоешки», «Спрячь гласные буквы», «Перепрыгни через слово». Чтение текста различными способами (чтение перевёрнутого текста, чтение с дырками, чтение с пропущенными словами). Словарная работа. Подбор «семьи родственных слов». Ответы на вопросы к тексту. Совместная графическая зарисовка мнемотаблицы по тексту. Пересказ текста с опорой на мнемотаблицу. Восстановление нарушенного порядка предложений в тексте. |
33-34 | Весна. Работа с текстом «В родные края». | Кинезиологические упражнения. Игры с буквами, словами. «Шрифты», «Буквоешки», «Спрячь гласные буквы», «Перепрыгни через слово». Чтение текста различными способами (чтение перевёрнутого текста, чтение с дырками, чтение с пропущенными словами). Словарная работа. Подбор «семьи родственных слов». Ответы на вопросы к тексту. Совместная графическая зарисовка мнемотаблицы по тексту. Пересказ текста с опорой на мнемотаблицу. Восстановление нарушенного порядка предложений в тексте. |
Ожидаемый результат:
-при условии систематического использованияпри работе с текстом на занятиях разных типов мнемотаблиц и схем при обучении детей пересказу, должны улучшиться показатели связной устной и письменной речи детей.
- на основе обогащения знаний об окружающем мире улучшатся показатели развития описательно-повествовательного вида речи, расширится словарь по всем лексическим темам, совершенствуется грамматический строй речи.
-использование мнемотаблиц сформирует у детей способность последовательно излагать материал, соблюдать логические связи между предложениями в тексте.
- сформируются умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в обсуждении прочитанных текстов.
-у детей разовьются навыки смыслового чтения, понимание роли чтения, использование различных видов чтения.
-рисование мнемотаблиц к текстам будет способствовать развитию мелкой моторики детей, их творческого воображения.
Приложение № 1. Тексты.
Раздел «Вспомним о лете»
Утренние лучи.
Выплыло на небо солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи - будить землю.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Выпорхнул он из гнездышка, поднялся высоко и запел свою серебряную песенку.Второй луч попал на зайчика. Он весело запрыгал по росистому лугу за сочной травкой. Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: ку-ка-ре-ку! Четвертый луч попал в улей. Пчелка полетела собирать медок с душистых цветов.
Пятый луч разбудил маленького лентяя. Он повернулся на другой бок и опять заснул.
Раздел «Осень»
Осенние подарки.
По земле шагает осень и раздаёт деревьям красивые наряды.
Берёзке подарила красивый жёлтый сарафан. Клён одела в красный сюртук. А на могучий дуб накинула коричневый плащ. Одна ёлочка осталась без нового наряда.
И ёлочку решили нарядить её друзья –деревья. Они стали осыпать ёлочку листьями. Она раскинула лапки, а на ладошках подарки. Уж некуда их девать, а их всё дарят и дарят. У всех на глазах становится ёлочка нарядная и разноцветная.
Аистята.
На старом дереве аисты свили гнездо. Скоро у них вывелись аистята. С раннего утра до позднего вечера родители носили им из болота лягушек, рыбёшек, ужей.
И вдруг аистиха пропала. Трудно стало несчастному аисту. И мы решили помочь. Наловили рыбы, залезли на дерево и протянули птенцам угощение. Обрадовались аистята вкусной еде и с аппетитом всё проглотили.
Целое лето мы кормили птенцов свежей плотвой.
Аони благодарно хлопали широкими крыльями и звонко щёлкали крепкими клювами.
С тех пор мы большие друзья!
Раздел «Зима»
Чудесная ёлка.
Идёт мягкий снег. Снежные хлопья легли на землю, кусты и деревья.
На полянке одиноко стояла молодая, стройная ёлочка. Ребята решили украсить её. Они повесили на лесную красавицу ягоды рябины. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку положили крепкий кочан капусты. Утром над ёлкой весело кружилась стайка птиц. Вечером прибежали два зайца. Лесные жители угощались подарками.
Лесная полянка.
Лесная поляна покрыта снегом. Торчит старый пень. Много уютных зимних квартир здесь для лесных жителей. Под корой спрятались от холода мелкие букашки. Тут устроился зимовать и усатый жук. В норе под корнями улеглась ящерка. Над поляной пролетела стайка птиц. Они уселись на дереве. Выбежал на полянку зайка. Осмотрелся зверёк и быстро в лес поскакал.
Первый месяц зимы.
Стоит декабрь. В декабре то ясное небо, то набегут тяжёлые тучи. Вот и метель разгулялась. Пушистое белое покрывало легло на землю. Оно надёжно защищает растение. У подорожника, земляники под снегом зелёные листочки сохранились. Под защитой снега проводят зиму мыши, полёвки. От осинки к осинки бегут следы зверьков. Зайцы, лось, косуля, волк отдыхают на снегу. Хорошо, когда снежная зима. Декабрь хитрые узоры на окнах рисуют.
Гостья.
Таня и Витя жили в лесной сторожке. Зимой Витя подвесил к старой елке кормушку для птиц. Однажды около кормушки появилась рыженькая белочка. Она осторожно прыгнула на кормушку. Зверёк стал брать лапками рябину и ловко поедать ягоды.
Ребята сделали для белки столик. Они клали ей на стол корочки хлебца, сухие грибочки. Иногда дети зарывали корм в снег. Она лапками разгребала рыхлый снег и брала корм. Каждый день прибегала белочка к кормушке.
Раздел «Весна»
Муравьи.
Весеннее солнышко пробудило ото сна муравьёв. Ожил муравейник. Муравьишки выбрались из зимних квартир. Они стали чинить своё жильё. Муравьи носили веточки, сучки, сухую хвою. Рыжие муравьи уничтожают лесных вредителей. Нельзя губить жилища муравьёв.
Доброе дело.
Закончился день. Встретились лучи солнца и стали рассказывать о своей работе. Одни лучи согрели землю. Проросли семена в поле. Другие лучи на улицах высушили лужи. А маленький лучик молчал. Братья строго посмотрели на малыша. Он опустил голову и заплакал. Лучик весь день играл. Он был в гостях у мальчика. Мальчик давно уже не вставал с постели. Лучик старался развеселить его, смешно прыгал. День пролетел быстро. Братья лучи улыбнулись и похвалили малыша. Ведь он доброе дело сделал.
Рисунки весны.
В гости пришла весна. Начала рисовать. Взяла она тонкие кисточки. Покрасила зеленью ветви берёз, а на осины и тополя повесила длинные розовые и серебряные серёжки.
По широкой лесной полянке синей краской вывела она большую зелёную лужу. А вокруг неё рассыпала первые цветы подснежники.
Вот на склоне оврага кусты черёмухи. Их ветки покрыла весна гроздьями белых цветов. Выползли из разных щелок букашки и паучки. Первые пчёлки и бабочки летят на цветы.
Лесной концерт.
Звонкими голосами поют зяблики, соловьи, дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы. Лают лисицы. Жужжат шмели и пчёлы. Урчат и квакают лягушки. Лесные жители поют и играют. В лесу услышишь скрипку, флейту, барабан. Раздаётся лай, кашель, вой, писк, уханье, жужжание, журчание и кваканье.
Приложение № 2. Игры, направленные на профилактику и коррекцию нарушений чтения и письма
Игра «Спрячь гласную букву».
Детям предлагается написать под диктовку слова, вместо гласных букв поставить чёрточки.
Например: б_р__з_, _с_н_ (берёза, осина)
Игра «Спрячь согласные буквы».
Вместо согласных дети ставят чёрточки, а гласные пишут или наоборот.
Например:_о_н_ (сосна), р_б_н_ (рябина)
Игра «Не буди слова».
Логопед говорит слова, ребёнок пишет все слова, кроме слов с заданным звуком. Эти слова спят.
Игра «Эхо».
Ребёнок повторяет за учителем –логопедом только те слова, в которых нет заданного звука.
Игра «Сыщики».
Детям предлагается найти слова. Для этого нужно определить, какая буква повторяется и между повторяющимися буквами прочитать слово.
Например: свсослскс (волк)
Игра «Перепрыгни через слово».
Детям предлагается прочитать слова через слово.
Например: Птицы убегают улетают от на север юг. (Птицы улетают на юг).
Игра «Шрифты».
Задание: необходимо выделить буквы, написанные одинаковым шрифтом, прочитать слова, записать их в тетрадь.
Например: сдиянитцеал
Игра «Буквы разбежались».
Детям предлагается составить слова из букв вразброс.
Например: укпа (паук), урамейв (муравей)
Игра «Расколдуй слова».
Учитель-логопед рассказывает сказку о злом волшебнике, который заколдовывает в своем замке слова. Заколдованные слова не могут уйти из замка, пока их кто-нибудь не освободит. Чтобы расколдовать слово, надо правильно рассказать о звуке, дать ему полную характеристику. Сделать это можно только в то время, когда волшебника нет в замке. Если волшебник застанет в своем замке спасителя слов, то он заколдует и его.
Злой волшебник должен быть один, а спасителей слов может быть несколько. По ходу игры участники меняются ролями.
Игра «Слог потерялся».
Детям предлагается расшифровать слова с пропущенным слогом.
Например: ле_ди (лебеди)
Игра «Угадай слово».
Учитель-логопед на доске пишет только согласные буквы с-п-г-, м-л-к-.
Затем предлагается самостоятельно отгадать слова и записать их.
Игра «Слоговой квадрат».
Детям предлагаются таблицы и состоящие из слогов, входящих в таблицу: учитель называет слово, а учащиеся отыскивают в таблицах слоги из которых состоит это слово. Можно предложить детям маркировку слова определенным цветом, например: в слоге слова «коза» закрасить красным цветом, а «лужа»- зеленым и т.д.
БУК | КА | ДВО | СЛО | МА | БА |
КИ | МО | ЛАН | ГИ | НОЧ | ЦА |
СЫ | ЗИН | СО | ВИЛ | КУ | КРЫ |
РИ | СА | ДЫ | ВЫ | КРУ | БРЮ |
ГИ | НЫ | РЫ | ЗИ | СА | КА |
ЗЫ | КИ | ПО | ГА | РО | ШИ |
Игра «Пирамида».
В её основании – семь квадратов, шесть квадратов, затем пять квадратов, выше – четыре, затем – три. Детям необходимо придумать и записать в пирамиду слова на определённую лексическую тему.
Игра «Звуковая чашечка».
Логопед «выпускает» звуки слова, дети их «собирают» их в звуковую чашечку (ладошку) и составляют слово.
Игра «Звуковые кнопочки».
Дети нажимают на каждый пальчик, произнося по порядку звуки слова.
Игра « Волшебные стрелки».
Детям предлагается соединить половинки слов так, чтобы получились слова.
Ф АН | ПОТ |
ФЛА | ЗАК |
КАП | МАН |
РЮК | КАН |
КАР | ТОР |
ГОР | ТУК |
ДОК | ЖОК |
ФАР | ШОК |
БАЛ | КОН |
КОМ | ТИК |
Игра «Буквоешки».
Учитель-логопед сообщает детям о том, что буквы в словах съели «буквоешки». Детям необходимо расшифровать слова.
Игра «Вылечи слово».
Учитель-логопед предлагает детям вылечить слова, которые заболели. Для этого нужно вставить в слова пропущенные буквы и прочитать их.
Игра «Шифровальщик».
Учитель –логопед предлагает детям расшифровать слова используя шифр.
Например: в-1 р-3 а-5 е-2 б-4
12345 (верба)
Игра «Кодировщик».
Учитель-логопед предлагает детям раскодировать слово.
Например: в слове молоко взять третий звук, в слове картон пятый, в слове кружок четвёртый, в слове утка четвертый, в слове курица шестой. Получается слово ложка.
Игра «Буксир». Чтение в паре. Взрослый читает про себя, а пальцем следит по книге. А ребёнок читает вслух, но по пальцу взрослого.
Игра «Поиск слов».
Поиск в тексте заданных слов. Учитель-логопед предлагает от 1-3 слов, которые нужно найти в тексте. Вначале эти слова предоставляются зрительно, а потом на слух. Желательно, чтобы слова в тексте встречались несколько раз. Отыскав их ребёнок может подчеркнуть их или обвести в кружок.
Приложение № 3. Кинезиологические упражнения.
1. «Кнопки мозга». Помогают проснуться и настроиться на работу. Приводят в готовность вестибулярный аппарат, активизируют деятельность мозга, готовя его к восприятию сенсорной информации.
Исходное положение: выполняется стоя. Одна рука массирует углубления между первым и вторым рёбрами в зоне слева и справа под ключицами. Другая рука находится на пупке, что позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести.
2. «Крюки». Помогают вовлечься в любой процесс и полноценно воспринимать информацию. Активизируют работу интеллект – тело. Упражнение советуют использовать тем, кто находится в состоянии стресса, чтобы успокоиться и переключить внимание. Повторить 8–10 раз.
Исходное положение: можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.
3. «Колено – локоть». Активизируют зону обоих полушарий образуется большое количество нервных путей (комиссур), обеспечивают причинно-обусловленный уровень мышления.
Исходное положение: стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
4. «Сгибание пятки». Включается в работу участок мозга, отвечающий за формирование и изложение мысли, активизируются творческие способности.
Исходное положение: сидя. Положите лодыжку на другое колено. Найдите руками напряженные места в икроножной мышце и, придерживая их, сгибайте и разгибайте стопу. Повторите тоже для другой ноги.
5. «Кулак».«Ребро». «Ладонь». Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, активизируют процессы письма и чтения.
Исходное положение: сидя, руки находятся на плоскости стола. Три положения руки последовательно сменяют друг друга. Сжатая в кулак ладонь, положение ладони ребром на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. Количество повторений 8-10 раз.
6. «Слон». Это наиболее интегрирующее упражнение. «Гимн мозга».Балансирует всю систему «интеллект – тело», стимулирует и восстанавливает нервные сети, способствует концентрации внимания.. Укрепляют наружные глазные мышцы ,снимают напряжение после работы на компьютере, снимают напряжение и боль в спине.
Исходное положение: стоя. Встаньте в расслабленную поз. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперед, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмерку», начиная то центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трех раз до пяти левой рукой, прижатой к левому уху и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.
7. «Ленивые восьмерки» Происходит миелинизация нервных сетей, что способствует формированию умений, навыков, а это особенно важно в сензитивный период развития детей. Помогает в периоды творческого застоя, легче найти решение в сложной ситуации.
Исходное положение: стоя или сидя. Вытянуть руку вперед, согнуть в локте, поднять большой палец руки на уровень переносицы, описывать восьмерки в горизонтальном поле видения. Следить при этом за движением большого пальца, только глазами. Рисовать восьмерки справа налево и слева направо, сверху вниз. Упражнения выполняется 8–10 раз.
8. «Зеркальное рисование».
Упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации.
Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы.
9. «Энергетическая зевота». Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче.
Исходное положение: Сидя. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти. Выполняется 5–8 раз.
10. «Думающая шляпа». На поверхности уха находится 148 активных точек. Это упражнение помогает сосредоточиться, а также лучше слушать и говорить.
Исходное положение: сидя или стоя. Мягко расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении вверх наружу от верхней части к мочке уха пять раз. Помассировать участок сосцевидного отростка за ухом по направлению сверху вниз.
11. «Колечко».
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
12. «Лезгинка»
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.
13. «Змейка»
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
14. «Ухо – нос»
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».
15. «Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
16. Найди животных
Мы тихонько в лес зайдем. (пальцы шагают по столу (коленям))
Что же мы увидим в нем?( одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем))
Там деревья подрастают,
К солнцу ветки направляют. (одна рука «растет» через отверстие, образованное пальцами другой руки (и наоборот))
Тики-ти, тики-ти, (два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками)
Животных мы хотим найти.( одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот), дети по очереди называют диких животных)
По деревне мы шагаем, (пальцы шагают по столу (коленям))
Видим будки и сараи.( одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем))
Тики-ти, тики-ти, (два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками)
Животных мы хотим найти.( одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот), дети по очереди называют домашних животных
В жарких странах оказались, (пальцы шагают по столу (коленям))
Очень долго удивлялись.( одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем))
Тики-ти, тики-ти, (два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками)
Животных мы хотим найти. (одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот), дети по очереди называют животных жарких стран)
17. Лягушка.
Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправлено менять положение рук.
18.Замок/Змейка.
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и чётко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
19.Уши.
Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноименной рукой в направлении вверх-наружу от верхней части к мочке уха (пять раз). Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
20.Перекрестные шаги
Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено.Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторить 4–8 раз. «Перекрестные шаги» желательно делать в медленном темпе и чувствовать, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, проследите, не низко ли опускается локоть, не слишком ли высоко поднимается колено, нет ли излишнего наклона в пояснице.
21.Качание головой.
Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.
22 .Медвежьи покачивания.
Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.
23. Поза скручивания.
Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедро прижмите к спинке. Правой рукой держитесь за правую сторону спинки стула, а левой - за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставайтесь в этом положении 5-10 с. Выполните то же самое в другую сторону.
24. Дыхательная гимнастика.
Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.
25.Упражнение «Зайчик, колечко, цепочка»
«Зайчик». Указательный и средний палец выставлены, остальные сжаты в кулак.
«Колечко». Указательный и большой палец соединяются, средний, безымянный и мизинец вытянуты вперед.
«Цепочка». Поочерёдно соединяем большой палец с указательным, сосредним и т.д. и через них попеременно пропускаем «колечки» из пальчиков другой руки.
26. Упражнение «Дом, ёжик, замок»
«Дом». Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить.
«Ёжик». Поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой.
«Замок» Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести.
Литература:
1. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.
2.Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.
3.М.М.Безруких, С.П.Ефимова. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучению письму. – Тула, 1997.
4. Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
5.М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками. – Волгоград: «Панорама», 2006.
6.Л.В.Омельченко Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей/ Логопед. 2008.