12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Худышина Дарья88 Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность» |
Программа внеурочной деятельности «Творческая мастерская»
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеклассным занятиям «Творческая мастерская» для 6 А класса предназначена для реализации в Государственном бюджетном образовательном учреждении Архангельской области "Вычегодская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат".
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников,в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки. Рабочая программа «Творческая мастерская» по своему функциональному назначению является прикладной, то есть создаёт условия для овладения обучающимися определённой совокупности знаний и способностей действий, а по содержательной направленности - общекультурной.
Программа рассчитана на 34 часа. Занятия один раз в неделю, продолжительностью 30 минут.
Актуальность занятий
Данная программа направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Работа на занятиях расширяет кругозор детей, повышает общую культуру, побуждает изучать виды декоративно-прикладного творчества, позволяет выявить способности и таланты, приучает к вдохновенному труду. Программа «Творческая мастерская» - это программа по декоративно-прикладному и изобразительному творчеству удовлетворяющая образовательным и творческим потребностям воспитанников с ограниченными возможностями здоровья направленная на их дальнейшую интеграцию в социуме.
Занятие творческим трудом имеет огромное значение для обучения и воспитания детей. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, возникает желание жить по законам красоты. В процессе творческой деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). Основной вид деятельности детей – учебный и для его освоения необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации. Занятия по программе направлены на развитие мелких мышц кистей рук, что ведёт к развитию речи, способствует развитию внимания, воображения, памяти, готовит детей к самостоятельной жизни.
Обучающиеся коррекционных школ являются особой категорией, в работе с которыми формы художественно-эстетического освоения мира используются не только как средство их художественной культуры, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Практическая деятельность в её простых видах наиболее понятна и доступна для детей с особыми образовательными потребностями. Здесь всё дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов труда обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.
Таким образом, все сферы психической деятельности ребенка «работают», осуществляется комплексное воздействие на личность, что является целью современного образования.
Программа «Творческая мастерская» имеет: целевую направленность, она разработана для практического применения в школе – интернате; комплексный подход к содержанию, объединение нескольких видов декоративно-прикладного и художественного искусства (аппликация, лепка, квиллинг, торцевание).
Цель занятий: развитие личностного и творческого потенциала ребенка посредством декоративно-прикладной и художественной деятельности, основанной на использование различных технологий и материалов способствующего успешной социализации воспитанников в социуме.
Задачи:
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования и цветоведения;
формировать умения и навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги,совершенствовать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, художественный вкус, творческие способности и фантазии детей, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер
развивать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
Методы работы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)
наглядный ( иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
исследовательский – самостоятельная творческая работа детей
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
групповой – организация работы в группах.
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблеми другие.
Формы работы:
индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).
Исходя из этого, данная программа опирается на следующие принципы:
принципы природосообразности - учёт возрастных возможностей и задатков обучающихся при включении их в разные виды деятельности (рисование, конструирование, лепка);
дифференцированности и последовательности - в программе чередуются различные виды и формы занятий, в то же время идёт усложнение приёмов работы, разумно чередуется нагрузка;
принцип креативности - развитие творческих способностей ребёнка, выражающееся в том, что в ходе реализации данной программы доминирует творческое начало и творчество, рассматриваемое как критерий оценки личности и отношений в коллективе;
принцип гуманизации - ребёнок является основой ценностей общекультурного человеческого социума, предполагает уважительное отношение к личности обучающегося.
Планирование внеклассных занятий
№ | Тема | Содержание работы | Задачи воспитания | Формы и методы | Словарь | Дата |
1 | Работа с бумагой | Аппликация «Ваза» | Продолжать учить детей работать с бумагой, картоном | Воспроизводящая деятельность | Цветная бумага, картон, клей, ножницы, шаблон | 4.09 |
2 3 | Работа с бумагой Работа с бумагой | Аппликация «Лукошко» | Развивать творческие способности. Учить экономно расходовать материал для творчества | Воспроизводящая деятельность Индивидуальное творчество | Цветная бумага, картон, клей, ножницы, шаблон, плетение, лукошко, гриб | 11.09 18.09 |
4 | Работа с бумагой | Аппликация «Мозаика» | Познакомить детей с новыми техниками работы с бумагой. Закреплять знания безопасной работы с ножницами, клеем. | Работа по образцу. Коллективная работа | Бумага, картон, клей, ножницы, согнуть, приклеить, нарисовать, эскиз, образец, шаблон, аппликация, | 25.09 |
5 | Работа с бумагой | Аппликация «Лебедь» | Продолжать учить детей работе с бумагой, картоном. Развивать творческие способности. Воспитывать аккуратность, эстетические чувства. | Беседа. Работа по образцу | Шаблон, геометрические фигуры, лебедь, техника работы, аккуратно. | 2.10 |
6 7 | Работа с тканью | Кукла-оберег | Познакомить обучающихся с понятием оберег, создать готовое изделие | Беседа, индивидуальная работа с проявлением творческой фантазии | Оберег, складушка, обычай, ткань, нити, кокошник, сарафан, передник | 9.10 16.10 |
8 | Работа с тканью | Домовичёк | Отрабатывать простейшие навыки шитья | - индивидуальная работа. | Домовик, оберег, ткань, игла, нитки, глазки, шаблон, образец | 23.10 |
9 10 | Работа с нитями Работа с нитями | Изонить | Воспитывать у детей эстетические чувства, развивать мелкую моторику рук, воображение, аккуратность. | Работа по готовому шаблону | Картон, нити, шаблон, трафарет, образец, аккуратно, игла, узор | 6.11 13.11 |
11 12 13 | Вязание крючком Вязание крючком Вязание крючком | Гриб на поляне | Учиться вязанию крючком. Учить грамотно подбирать цвета нитей, рассчитывать материалы. | - беседа, индивидуальная работа, работа по образцу. | Крючок, нитки, полянка, грибок, вязание, аккуратно, старайся. | 20.11 27.11 4.12 |
14 | Работа с нитями | Ваза | Создание подарочного изделия своими руками | - индивидуальная работа. | Банка, подарок, подбор цветов, нити, ваза, я делаю вазу | 11.12 |
15 16 | Работа с пластичными материалами | Аппликация из пластилина | Развивать мелкую моторику рук по средствам работы с пластичными материалами | - проблемный метод работы, поисковый, воспроизводящий | 18.12 25.12 | |
17 18 | Работа с пластичными материалами | Мукосолька | Закрепить умение детей лепить из солёного теста. Учить раскрашивать готовое изделие | - коллективное изготовление изделия. | Тесто, лепить, сушить, мукосолька, раскрась игрушку | 15.01 22.01 |
19 20 | Работа с подручными материалами | Рамка для фото | Развивать фантазию детей, по средствам работы с подручными материалами: крупы, коробки, фантики, макароны и т.д. | -Работа по образцу, работа с проявлением собственной фантазии | Рамка для фото, фотография, бусинки, ракушки, краска, клей, узор | 29.01 5.02 |
21 22 | Работа с подручными материалами | Аппликация из круп | Воспитывать аккуратность при выполнении работ | индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы | Клей, ножницы, бумага, крупа, название цветов, кисточка, фасоль, рис, греча, манка | 12.02 19.02 |
23 | Работа с подручными материалами | Изделие из конфетных фантиков | Закреплять навыки вырезания по шаблону, уметь аккуратно и ровно склеивать детали изделия | Групповой- организация работы в группе | Конфета, фантик, пестро, нити, изделия, творчество, шаблон | 26.02 |
24 25 | Техника плетения | Плетение из бисера | Повторить цветовую гамму. Развитие творческих способностей. | - проблемный метод работы, поисковый, воспроизводящий | Бисер, лёска, стеклярус, бусина, изделие | 5.03 12.03 |
26 27 28 | Техника плетения | Плетение из газетных трубочек | Уметь правильно вырезать по контуру, правильно скручивать бумагу. Проявить фантазию. Развитие творческих способностей | Закреплять навыки вырезания по шаблону, уметь аккуратно и ровно склеивать детали изделия | Шаблон, трубочка, газета, сверни, приклей, корзина, лак, клей | 19.03 2.04 9.04 |
29 30 | Вышивка | Изучение различных видов швов | репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности | Воспроизводящая деятельность | Вышивка, канва, шов тамбурный, вперёд иголка, каргопольский шов, шов лепестки | 16.04 23.04 |
31 32 33 34 | Вышивка | Вышивка крестиком | Изготовление собственного изделия, на основе полученного опыта | Беседа, индивидуальная работа с проявлением творческой фантазии | Вышивка, картина, крестик, нити мулине, схема, изображение | 7.05 14.05 21.05 28.05 |
Требования к уровню подготовки воспитанников
Личностные универсальные учебные действия
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера.
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи.
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Список литературы
1. «Умные руки», Н.А. Цирулик, Т.Н.Проснякова. Учебник для 1 класса.
2. Методические рекомендации для учителя. 1 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А. Мухина.
3. «Уроки творчества», Н.А.Цирулик, Т.Н.Проснякова. Учебник для 2 класса.
4. «Волшебные секреты», Т.Н. Проснякова. Рабочая тетрадь для 2 класса.
5. Методические рекомендации для учителя. 2 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина.
6. «Творческая мастерская», Т.Н. Проснякова. Учебник для 2 класса.
7. Методические рекомендации для учителя. 4 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина.
8. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
9. Т.Н. Проснякова. Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
10. В.В. Выгонов. Поделки из разных материалов 1-4 классы. Издательство «Экзамен», 2012.