Программа внеурочной деятельности «Творческая мастерская»
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеклассным занятиям «Творческая мастерская» для 6 А класса предназначена для реализации в Государственном бюджетном образовательном учреждении Архангельской области "Вычегодская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат".
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников,в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки. Рабочая программа «Творческая мастерская» по своему функциональному назначению является прикладной, то есть создаёт условия для овладения обучающимися определённой совокупности знаний и способностей действий, а по содержательной направленности - общекультурной.
Программа рассчитана на 34 часа. Занятия один раз в неделю, продолжительностью 30 минут.
Актуальность занятий
Данная программа направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Работа на занятиях расширяет кругозор детей, повышает общую культуру, побуждает изучать виды декоративно-прикладного творчества, позволяет выявить способности и таланты, приучает к вдохновенному труду. Программа «Творческая мастерская» - это программа по декоративно-прикладному и изобразительному творчеству удовлетворяющая образовательным и творческим потребностям воспитанников с ограниченными возможностями здоровья направленная на их дальнейшую интеграцию в социуме.
Занятие творческим трудом имеет огромное значение для обучения и воспитания детей. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, возникает желание жить по законам красоты. В процессе творческой деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). Основной вид деятельности детей – учебный и для его освоения необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации. Занятия по программе направлены на развитие мелких мышц кистей рук, что ведёт к развитию речи, способствует развитию внимания, воображения, памяти, готовит детей к самостоятельной жизни.
Обучающиеся коррекционных школ являются особой категорией, в работе с которыми формы художественно-эстетического освоения мира используются не только как средство их художественной культуры, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Практическая деятельность в её простых видах наиболее понятна и доступна для детей с особыми образовательными потребностями. Здесь всё дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов труда обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.
Таким образом, все сферы психической деятельности ребенка «работают», осуществляется комплексное воздействие на личность, что является целью современного образования.
Программа «Творческая мастерская» имеет: целевую направленность, она разработана для практического применения в школе – интернате; комплексный подход к содержанию, объединение нескольких видов декоративно-прикладного и художественного искусства (аппликация, лепка, квиллинг, торцевание).
Цель занятий: развитие личностного и творческого потенциала ребенка посредством декоративно-прикладной и художественной деятельности, основанной на использование различных технологий и материалов способствующего успешной социализации воспитанников в социуме.
Задачи:
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования и цветоведения;
формировать умения и навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги,совершенствовать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, художественный вкус, творческие способности и фантазии детей, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер
развивать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
Методы работы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)
наглядный ( иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
исследовательский – самостоятельная творческая работа детей
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
групповой – организация работы в группах.
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблеми другие.
Формы работы:
индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).
Исходя из этого, данная программа опирается на следующие принципы:
принципы природосообразности - учёт возрастных возможностей и задатков обучающихся при включении их в разные виды деятельности (рисование, конструирование, лепка);
дифференцированности и последовательности - в программе чередуются различные виды и формы занятий, в то же время идёт усложнение приёмов работы, разумно чередуется нагрузка;
принцип креативности - развитие творческих способностей ребёнка, выражающееся в том, что в ходе реализации данной программы доминирует творческое начало и творчество, рассматриваемое как критерий оценки личности и отношений в коллективе;
принцип гуманизации - ребёнок является основой ценностей общекультурного человеческого социума, предполагает уважительное отношение к личности обучающегося.
Планирование внеклассных занятий
№ |
Тема |
Содержание работы |
Задачи воспитания |
Формы и методы |
Словарь |
Дата |
1 |
Работа с бумагой |
Аппликация «Ваза» |
Продолжать учить детей работать с бумагой, картоном |
Воспроизводящая деятельность |
Цветная бумага, картон, клей, ножницы, шаблон |
4.09 |
2 3 |
Работа с бумагой Работа с бумагой |
Аппликация «Лукошко» |
Развивать творческие способности. Учить экономно расходовать материал для творчества |
Воспроизводящая деятельность Индивидуальное творчество |
Цветная бумага, картон, клей, ножницы, шаблон, плетение, лукошко, гриб |
11.09 18.09 |
4 |
Работа с бумагой |
Аппликация «Мозаика» |
Познакомить детей с новыми техниками работы с бумагой. Закреплять знания безопасной работы с ножницами, клеем. |
Работа по образцу. Коллективная работа |
Бумага, картон, клей, ножницы, согнуть, приклеить, нарисовать, эскиз, образец, шаблон, аппликация, |
25.09 |
5 |
Работа с бумагой |
Аппликация «Лебедь» |
Продолжать учить детей работе с бумагой, картоном. Развивать творческие способности. Воспитывать аккуратность, эстетические чувства. |
Беседа. Работа по образцу |
Шаблон, геометрические фигуры, лебедь, техника работы, аккуратно. |
2.10 |
6 7 |
Работа с тканью |
Кукла-оберег |
Познакомить обучающихся с понятием оберег, создать готовое изделие |
Беседа, индивидуальная работа с проявлением творческой фантазии |
Оберег, складушка, обычай, ткань, нити, кокошник, сарафан, передник |
9.10 16.10 |
8 |
Работа с тканью |
Домовичёк |
Отрабатывать простейшие навыки шитья |
- индивидуальная работа. |
Домовик, оберег, ткань, игла, нитки, глазки, шаблон, образец |
23.10 |
9 10 |
Работа с нитями Работа с нитями |
Изонить |
Воспитывать у детей эстетические чувства, развивать мелкую моторику рук, воображение, аккуратность. |
Работа по готовому шаблону |
Картон, нити, шаблон, трафарет, образец, аккуратно, игла, узор |
6.11 13.11 |
11 12 13 |
Вязание крючком Вязание крючком Вязание крючком |
Гриб на поляне |
Учиться вязанию крючком. Учить грамотно подбирать цвета нитей, рассчитывать материалы. |
- беседа, индивидуальная работа, работа по образцу. |
Крючок, нитки, полянка, грибок, вязание, аккуратно, старайся. |
20.11 27.11 4.12 |
14 |
Работа с нитями |
Ваза |
Создание подарочного изделия своими руками |
- индивидуальная работа. |
Банка, подарок, подбор цветов, нити, ваза, я делаю вазу |
11.12 |
15 16 |
Работа с пластичными материалами |
Аппликация из пластилина |
Развивать мелкую моторику рук по средствам работы с пластичными материалами |
- проблемный метод работы, поисковый, воспроизводящий |
18.12 25.12 |
|
17 18 |
Работа с пластичными материалами |
Мукосолька |
Закрепить умение детей лепить из солёного теста. Учить раскрашивать готовое изделие |
- коллективное изготовление изделия. |
Тесто, лепить, сушить, мукосолька, раскрась игрушку |
15.01 22.01 |
19 20 |
Работа с подручными материалами |
Рамка для фото |
Развивать фантазию детей, по средствам работы с подручными материалами: крупы, коробки, фантики, макароны и т.д. |
-Работа по образцу, работа с проявлением собственной фантазии |
Рамка для фото, фотография, бусинки, ракушки, краска, клей, узор |
29.01 5.02 |
21 22 |
Работа с подручными материалами |
Аппликация из круп |
Воспитывать аккуратность при выполнении работ |
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы |
Клей, ножницы, бумага, крупа, название цветов, кисточка, фасоль, рис, греча, манка |
12.02 19.02 |
23 |
Работа с подручными материалами |
Изделие из конфетных фантиков |
Закреплять навыки вырезания по шаблону, уметь аккуратно и ровно склеивать детали изделия |
Групповой- организация работы в группе |
Конфета, фантик, пестро, нити, изделия, творчество, шаблон |
26.02 |
24 25 |
Техника плетения |
Плетение из бисера |
Повторить цветовую гамму. Развитие творческих способностей. |
- проблемный метод работы, поисковый, воспроизводящий |
Бисер, лёска, стеклярус, бусина, изделие |
5.03 12.03 |
26 27 28 |
Техника плетения |
Плетение из газетных трубочек |
Уметь правильно вырезать по контуру, правильно скручивать бумагу. Проявить фантазию. Развитие творческих способностей |
Закреплять навыки вырезания по шаблону, уметь аккуратно и ровно склеивать детали изделия |
Шаблон, трубочка, газета, сверни, приклей, корзина, лак, клей |
19.03 2.04 9.04 |
29 30 |
Вышивка |
Изучение различных видов швов |
репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности |
Воспроизводящая деятельность |
Вышивка, канва, шов тамбурный, вперёд иголка, каргопольский шов, шов лепестки |
16.04 23.04 |
31 32 33 34 |
Вышивка |
Вышивка крестиком |
Изготовление собственного изделия, на основе полученного опыта |
Беседа, индивидуальная работа с проявлением творческой фантазии |
Вышивка, картина, крестик, нити мулине, схема, изображение |
7.05 14.05 21.05 28.05 |
Требования к уровню подготовки воспитанников
Личностные универсальные учебные действия
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера.
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи.
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Список литературы
1. «Умные руки», Н.А. Цирулик, Т.Н.Проснякова. Учебник для 1 класса.
2. Методические рекомендации для учителя. 1 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А. Мухина.
3. «Уроки творчества», Н.А.Цирулик, Т.Н.Проснякова. Учебник для 2 класса.
4. «Волшебные секреты», Т.Н. Проснякова. Рабочая тетрадь для 2 класса.
5. Методические рекомендации для учителя. 2 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина.
6. «Творческая мастерская», Т.Н. Проснякова. Учебник для 2 класса.
7. Методические рекомендации для учителя. 4 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина.
8. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
9. Т.Н. Проснякова. Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
10. В.В. Выгонов. Поделки из разных материалов 1-4 классы. Издательство «Экзамен», 2012.
Смирнова Юлия Павловна
Кравченко Лариса Юрьевна