Программа внеурочной деятельности «Творческая мастерская»

3
2
Материал опубликован 23 November 2017 в группе

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеклассным занятиям «Творческая мастерская» для 6 А класса предназначена для реализации в Государственном бюджетном образовательном учреждении Архангельской области "Вычегодская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат".

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников,в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки. Рабочая программа «Творческая мастерская» по своему функциональному назначению является прикладной, то есть создаёт условия для овладения обучающимися определённой совокупности знаний и способностей действий, а по содержательной направленности - общекультурной.

Программа рассчитана на 34 часа. Занятия один раз в неделю, продолжительностью 30 минут.

Актуальность занятий

Данная программа направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Работа на занятиях расширяет кругозор детей, повышает общую культуру, побуждает изучать виды декоративно-прикладного творчества, позволяет выявить способности и таланты, приучает к вдохновенному труду. Программа «Творческая мастерская» - это программа по декоративно-прикладному и изобразительному творчеству удовлетворяющая образовательным и творческим потребностям воспитанников с ограниченными возможностями здоровья направленная на их дальнейшую интеграцию в социуме.

Занятие творческим трудом имеет огромное значение для обучения и воспитания детей. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, возникает желание жить по законам красоты. В процессе творческой деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). Основной вид деятельности детей – учебный и для его освоения необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации. Занятия по программе направлены на развитие мелких мышц кистей рук, что ведёт к развитию речи, способствует развитию внимания, воображения, памяти, готовит детей к самостоятельной жизни.

Обучающиеся коррекционных школ являются особой категорией, в работе с которыми формы художественно-эстетического освоения мира используются не только как средство их художественной культуры, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Практическая деятельность в её простых видах наиболее понятна и доступна для детей с особыми образовательными потребностями. Здесь всё дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов труда обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.

Таким образом, все сферы психической деятельности ребенка «работают», осуществляется комплексное воздействие на личность, что является целью современного образования.

Программа «Творческая мастерская» имеет: целевую направленность, она разработана для практического применения в школе – интернате; комплексный подход к содержанию, объединение нескольких видов декоративно-прикладного и художественного искусства (аппликация, лепка, квиллинг, торцевание).

Цель занятий: развитие личностного и творческого потенциала ребенка посредством декоративно-прикладной и художественной деятельности, основанной на использование различных технологий и материалов способствующего успешной социализации воспитанников в социуме.

Задачи:

знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования и цветоведения;

формировать умения и навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги,совершенствовать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;

развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, художественный вкус, творческие способности и фантазии детей, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер

развивать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

Методы работы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)

наглядный ( иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

исследовательский – самостоятельная творческая работа детей

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

групповой – организация работы в группах.

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблеми другие.

Формы работы:

индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);

групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);

коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).

Исходя из этого, данная программа опирается на следующие принципы:

принципы природосообразности - учёт возрастных возможностей и задатков обучающихся при включении их в разные виды деятельности (рисование, конструирование, лепка);

дифференцированности и последовательности  -  в программе чередуются различные виды и формы занятий, в то же время идёт усложнение приёмов работы, разумно чередуется нагрузка;

принцип креативности - развитие творческих способностей ребёнка, выражающееся в том, что в ходе реализации данной программы доминирует творческое начало и творчество, рассматриваемое как критерий оценки личности и отношений в коллективе;

принцип гуманизации - ребёнок является основой ценностей общекультурного человеческого социума, предполагает уважительное отношение к личности обучающегося.


 


 


 


 


 


 


 


 

Планирование внеклассных занятий

Тема

Содержание работы

Задачи воспитания

Формы и методы

Словарь

Дата

1

Работа с бумагой

Аппликация «Ваза»

Продолжать учить детей работать с бумагой, картоном

Воспроизводящая деятельность

Цветная бумага, картон, клей, ножницы, шаблон

4.09

2

3

Работа с бумагой

Работа с бумагой

Аппликация «Лукошко»

Развивать творческие способности. Учить экономно расходовать материал для творчества

Воспроизводящая деятельность

Индивидуальное творчество

Цветная бумага, картон, клей, ножницы, шаблон, плетение, лукошко, гриб

11.09

18.09

4

Работа с бумагой

Аппликация «Мозаика»

Познакомить детей с новыми техниками работы с бумагой. Закреплять знания безопасной работы с ножницами, клеем.

Работа по образцу. Коллективная работа

Бумага, картон, клей, ножницы, согнуть, приклеить, нарисовать, эскиз, образец, шаблон, аппликация,

25.09

5

Работа с бумагой

Аппликация «Лебедь»

Продолжать учить детей работе с бумагой, картоном. Развивать творческие способности. Воспитывать аккуратность, эстетические чувства.

Беседа. Работа по образцу

Шаблон, геометрические фигуры, лебедь, техника работы, аккуратно.

2.10

6

7

Работа с тканью

Кукла-оберег

Познакомить обучающихся с понятием оберег, создать готовое изделие

Беседа, индивидуальная работа с проявлением творческой фантазии

Оберег, складушка, обычай, ткань, нити, кокошник, сарафан, передник

9.10

16.10

8

Работа с тканью

Домовичёк

Отрабатывать простейшие навыки шитья

- индивидуальная работа.

Домовик, оберег, ткань, игла, нитки, глазки, шаблон, образец

23.10

9

10

Работа с нитями

Работа с нитями

Изонить

Воспитывать у детей эстетические чувства, развивать мелкую моторику рук, воображение, аккуратность.

Работа по готовому шаблону

Картон, нити, шаблон, трафарет, образец, аккуратно, игла, узор

6.11

13.11

11

12

13

Вязание крючком

Вязание крючком

Вязание крючком

Гриб на поляне

Учиться вязанию крючком. Учить грамотно подбирать цвета нитей, рассчитывать материалы.

- беседа, индивидуальная работа, работа по образцу.

Крючок, нитки, полянка, грибок, вязание, аккуратно, старайся.

20.11

27.11

4.12

14

Работа с нитями

Ваза

Создание подарочного изделия своими руками

- индивидуальная работа.

Банка, подарок, подбор цветов, нити, ваза, я делаю вазу

11.12

15

16

Работа с пластичными материалами

Аппликация из пластилина

Развивать мелкую моторику рук по средствам работы с пластичными материалами

- проблемный метод работы, поисковый, воспроизводящий

 

18.12

25.12

17

18

Работа с пластичными материалами

Мукосолька

Закрепить умение детей лепить из солёного теста. Учить раскрашивать готовое изделие

- коллективное изготовление изделия.

Тесто, лепить, сушить, мукосолька, раскрась игрушку

15.01

22.01

19

20

Работа с подручными материалами

Рамка для фото

Развивать фантазию детей, по средствам работы с подручными материалами: крупы, коробки, фантики, макароны и т.д.

-Работа по образцу, работа с проявлением собственной фантазии

Рамка для фото, фотография, бусинки, ракушки, краска, клей, узор

29.01

5.02

21

22

Работа с подручными материалами

Аппликация из круп

Воспитывать аккуратность при выполнении работ

индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

Клей, ножницы,

бумага, крупа, название цветов, кисточка, фасоль, рис, греча, манка

12.02

19.02

23

Работа с подручными материалами

Изделие из конфетных фантиков

Закреплять навыки вырезания по шаблону, уметь аккуратно и ровно склеивать детали изделия

Групповой- организация работы в группе

Конфета, фантик, пестро, нити, изделия, творчество, шаблон

26.02

24

25

Техника плетения

Плетение из бисера

Повторить цветовую гамму. Развитие творческих способностей.

- проблемный метод работы, поисковый, воспроизводящий

Бисер, лёска, стеклярус, бусина, изделие

5.03

12.03

26

27

28

Техника плетения

Плетение из газетных трубочек

Уметь правильно вырезать по контуру, правильно скручивать бумагу. Проявить фантазию. Развитие творческих способностей

Закреплять навыки вырезания по шаблону, уметь аккуратно и ровно склеивать детали изделия

Шаблон, трубочка, газета, сверни, приклей, корзина, лак, клей

19.03

2.04

9.04

29

30

Вышивка

Изучение различных видов швов

репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

Воспроизводящая деятельность

Вышивка, канва, шов тамбурный, вперёд иголка, каргопольский шов, шов лепестки

16.04

23.04

31

32

33

34

Вышивка

Вышивка крестиком

Изготовление собственного изделия, на основе полученного опыта

Беседа, индивидуальная работа с проявлением творческой фантазии

Вышивка, картина, крестик, нити мулине, схема, изображение

7.05

14.05

21.05

28.05


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Требования к уровню подготовки воспитанников

Личностные универсальные учебные действия

широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия;

вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

использовать речь для регуляции своего действия;

контролировать действия партнера.

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

владеть монологической и диалогической формой речи.

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;


 


 

Список литературы


 

1. «Умные руки», Н.А. Цирулик, Т.Н.Проснякова. Учебник для 1 класса.

2. Методические рекомендации для учителя. 1 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А. Мухина.

3. «Уроки творчества», Н.А.Цирулик, Т.Н.Проснякова. Учебник для 2 класса.

4. «Волшебные секреты», Т.Н. Проснякова. Рабочая тетрадь для 2 класса.

5. Методические рекомендации для учителя. 2 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина.

6. «Творческая мастерская», Т.Н. Проснякова. Учебник для 2 класса.

7. Методические рекомендации для учителя. 4 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина.

8. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

9. Т.Н. Проснякова. Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

10. В.В. Выгонов. Поделки из разных материалов 1-4 классы. Издательство «Экзамен», 2012.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Хороший материал для внеурочки, спасибо!

27 November 2017

Согласна, материал интересный!

16 December 2017

Похожие публикации