Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Творческая мастерская» для 3 класса
Рабочая программа учебного курса
внеурочной деятельности «Творческая мастерская»
для 3 класса
Пояснительная записка
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй
половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Общее количество часов: 34 часа из расчёта 1 час в неделю.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель
гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и
социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному
познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Также важным направлением в содержании программы является духовно-
нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного
воспитания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и
традиций своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об
эстетических ценностях;
- ценностного отношения к природе, окружающей среде;
- ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы
с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира
и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении
предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Содержание
Программа изучения состоит из нескольких блоков:
3 класс:
I. Работа с природными материалами
II. Объёмные и плоскостные аппликации
III. Работа с пластическими материалами
Для работы используются природный материал (засушенные цветы, листья,
ракушки, камни, стружка, перья, шишки, желуди и т.д.), цветная бумага, картон, пластилин или тесто, нитки.
Тематическое планирование
3 класс (34 часа)
Количество часов |
Тема |
Материалы |
I. Работа с природными материалами (4 часа) |
||
1-4 |
Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей). |
Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов и т.д. |
II. Объёмные и плоскостные аппликации (18 часов) |
||
1-6 |
Торцевание гофрированной бумагой на картоне. |
Гофрированная бумага, картон |
7-10 |
Мозаика из ватных комочков. |
Вата, картон |
11-14 |
Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. |
Картон, цветная бумага |
15-18 |
Многослойная аппликация. |
Открытки, картинки, картон |
III. Работа с пластическими материалами (6 часов) |
||
1-4 |
Мозаичная аппликация на стекле. |
Пластилин, стекло |
5-6 |
Лепка из солёного теста. |
Солёное тесто |
IV. Модульное оригами (6 часов) |
||
1-6 |
Игрушки объёмной формы. |
Цветная бумага |
Планируемые результаты освоения учащимися программы «Творческая мастерская»
Личностные универсальные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам
самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и
материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой
деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой
деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов
выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении
коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной
задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в
открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом
пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с
исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой
деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат
возможность:
- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию,
техническое мышление, творческие способности;
- расширять знания и представления о традиционных и современных
материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с
новыми функциями уже известных инструментов;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы,
своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать навыки работы с информацией.
Список литературы
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация
«Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара:
Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров»,
Издательство «Учебная литература», 2004.
5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.
6. Сайт «Страна Мастеров»: http://stranamasterov.ru
7. Сайт «Всё для детей»: http://allforchildren.ru