Программа внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе для детей с ОВЗ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1 города Заозерного
«Согласовано» Куратор инклюзивного обучения ._____________ 01 июня 2017год |
«Утверждаю» Директор школы ___________ Приказ №________ от 03.06.2017 года . |
Программа внеурочной деятельности
по русскому языку
5 класса, обучающегося по адаптированной
основной общеобразовательной программе для детей с ОВЗ
(с легкой степенью умственной отсталости)
Сластенко Надежды Григорьевны.
I. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Коррекционное занятие по русскому языку» для 5 специального (коррекционного) класса VIII вида создана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта общего образования обучающихся по адаптированной
основной общеобразовательной программе для детей с ОВЗ (с легкой степенью умственной отсталости).
Цель программы: создать условия для развития интересов, познавательной деятельности, способностей обучающихся с умственной отсталостью, организации их свободного времени; развивать устную речь, память, внимание, обогащать словарный запас; осуществлять нравственное воспитание личности.
Задачи:
- коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
- формирование основ нравственного самосознания личности, формирование навыка различения частей речи;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлѐнности и настойчивости в достижении результата;
- расширение знаний по теме «Части речи»;
- развитие активности, самостоятельности при работе с предложением, при работе с текстом;
- развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;
- формирование умений, навыков социального общения людей;
- развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения курса внеурочной деятельности
«Коррекционное занятие по русскому языку»
У учащихся будут сформированы:
- умения различать основные языковые средства: слова, предложения, текст;
- различать и называть:
а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);
б) части речи;
-умения соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно различать части речи и правильно использовать их в своей речи);
Учащиеся научатся:
- применять при письме правила;
- практически распознавать части речи на слух, на письме, в тексте;
- определять склонение, род, число, падеж имён существительных;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно называть части речи);
- ориентироваться в определении частей речи;
- выражать собственное мнение, аргументировать его при написании частей речи.
Учащиеся получат возможность научиться:
- производить элементарные языковые анализы слов ( по составу) в целях решения орфографических задач;
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
- оценивать уместность и точность использования слов в тексте;
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи
Содержание курса внеурочной деятельности «Коррекционное занятие по русскому языку»
Содержание внеурочной деятельности |
Формы организации внеурочной деятельности |
Основные виды внеурочной деятельности |
Звуки и буквы(3ч) |
-индивидуальная работа; - работа в парах; - работа в группах; -самостоятельная и фронтальная работа |
Разбирать слова по составу. Сопоставлять приставки и предлоги. Узнавать изученные части речи, классифицировать их, приводить примеры. Уметь находить части речи в предложении, в тексте. Уметь различать части речи на письме, на слух. Различать первое, второе, третье склонения имен существительных. Определять грамматические признаки имени существительного: род, число, склонение, падеж. Анализировать ошибки. Отличать имена прилагательные от слов других частей речи. Отличать глаголы от слов других частей речи. |
Имя существительное(18ч) |
||
Имя прилагательное(5ч) |
||
Глагол(6ч) |
||
Повторение(2ч) |
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
|||
1. |
Коррекция слухового внимания и памяти. Упражнение в нахождении связи слов в предложении. |
1 |
||
2. |
Коррекция зрительно- моторных нарушений. Коррекционные упражнения по теме «Разбор слова по составу». Коррекция навыков каллиграфии. |
1 |
||
3. |
Коррекция памяти. Восполнение пробелов по теме «Правописании приставок и предлогов». Развитие навыков каллиграфии. |
1 |
||
4. |
Коррекция оптико- моторных нарушений. Восполнение пробелов в нахождении частей речи в предложениях. Формирование умения анализировать, обобщать. |
1 |
||
5. |
Коррекция развития речи. Упражнение в нахождении имён существительных в предложении . |
1 |
||
6. |
Коррекция развития речи Упражнение в нахождении имён существительных в тексте. |
1 |
||
7. |
Коррекция слуховой памяти. Восполнение пробелов в нахождении имён существительных в предложении, в тексте. |
1 |
||
8 |
Коррекция памяти. Восполнение пробелов, по теме: «Падежи имён существительных». |
1 |
||
9. |
Коррекция мышления. Восполнение пробелов, по теме: «Число имён существительных». |
1 |
||
10. |
Коррекция оптико- моторных нарушений. Развитие умения в определении числа имён существительных. |
1 |
||
11. |
Коррекция памяти. Восполнение пробелов в определении рода имён существительных. |
1 |
||
12. |
Коррекция слуховой памяти. Восполнение пробелов по теме: « Род, число имён существительных» |
1 |
||
13. |
Коррекция оптико- моторных нарушений. Восполнение пробелов в определении рода, числа имён существительных. |
1 |
||
14. |
Коррекция внимания. Восполнение пробелов, по теме: « Одушевлённые, неодушевлённые имена существительные». |
1 |
||
15. |
Коррекция зрительно- моторных нарушений Упражнение в употреблении предлогов с именами существительными. |
1 |
||
16. |
Коррекция мышления. Упражнения в употреблении собственных и нарицательных имён существительных. Развивать умение работать по алгоритму. |
1 |
||
17 |
Коррекция мышления Упражнение в определении в склонении имён существительных. Развивать умение работать по алгоритму. |
1 |
||
18. |
Коррекция мышления Упражнение в написании склонений имён существительных. Формирование универсальных учебных действий – умение рассуждать, обобщать. |
1 |
||
19. |
Упражнения в определении падежей в предложении. Формирование универсальных учебных действий – умение рассуждать, анализировать, обобщать. |
1 |
||
20 |
Коррекция слухового восприятия на основе упражнений и узнавания и соответствия. Упражнения в нахождении имён прилагательных в тексте Формирование универсальных учебных действий – умение рассуждать, анализировать, обобщать. |
1 |
||
21. |
Коррекция памяти. Упражнения в нахождении имён прилагательных в тексте. . Формирование звукового анализа. |
1 |
||
22. |
. Коррекция слуховой памяти. Упражнения в нахождении имён прилагательных, имён существительных в тексте. |
1 |
||
23. |
Упражнение в различении имён существительных и имён прилагательных. Коррекция памяти и внимания. |
1 |
||
24. |
Коррекция мышления. Восполнение пробелов по теме: « Имя существительное, имя прилагательное» |
1 |
||
25. |
Коррекция памяти. Упражнение в распознавании имени существительного, имени прилагательного в предложении. Развитие фонетико-фонематических представлений. |
1 |
||
26. |
Коррекция зрительно- моторных нарушений Упражнение в нахождении имён существительных, имён прилагательных в предложении. Развитие умения работать по словесной инструкции. |
1 |
||
27. |
Коррекция оптико- моторных нарушений. Восполнение пробелов по теме: « Части речи. Глагол». |
1 |
||
28. |
Коррекция внимания. Упражнение в различении глаголов в предложении. |
1 |
||
29. |
Коррекция по развитию речи. Упражнение в нахождении глаголов в предложении. Работа над обогащением словаря. |
1 |
||
30. |
Коррекция памяти. Упражнение в распознавании глаголов в тексте. Формирование умения планировать свою деятельность. |
1 |
||
31. |
Коррекция памяти. Упражнение в различении частей речи в тексте. Развитие фонетико-фонематических представлений. |
1 |
||
32. |
Коррекция зрительно-моторных нарушений. Восполнение пробелов в распознавании частей речи в тексте. |
1 |
||
33. |
Коррекция мышления. Восполнение пробелов по теме: « Различение частей речи» |
1 |
||
34. |
Коррекция памяти. Восполнение пробелов по теме: « Различение частей речи» |
1 |