Мастерская творческого письма. Работа с художественными текстами М.М.Пришвина как залог успешного выполнения ВПР по русскому языку
Е.А.Демченко, 6б класс,
внеурочное занятие духовно – нравственного направления
по русскому языку
Тема. Мастерская творческого письма. Работа с художественными текстами М.М.Пришвина как залог успешного выполнения ВПР по русскому языку.
Цели: - учить извлекать и выделять необходимую информацию из текста; выразительно читать вслух и понимать прочитанное;
- воспитывать чувство любви к Родине, к природе, вызвать чувство потребности охранять окружающую природу;
- помочь учащимся на примере текстов М.М.Пришвина подготовиться к успешной сдаче ВПР.
Ход внеурочного занятия
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово
учитель | обучающиеся |
Однажды Пришвина спросили: « Почему вы пишите о животных, цветах, лесах, о природе?» Писатель ответил: « Почему я всё пишу о животных, о цветах, о лесах, о природе? Да потому, что нашёл для себя любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека: и зверю, и птице, и траве, и облаку только человек даёт свой образный смысл». Как вы думаете, о ком и о чём у нас сегодня пойдёт речь? С помощью чего писатель может создать образ? Я приглашаю вас в мастерскую творческого письма Михаила Михайловича Пришвина. Если образ можно создать с помощью слов, звуков, красок, чем мы будем заниматься? Но не просто писателя, а писателя - эколингвиста, не просто изучать, а постигать тайны произведений писателя, будем создавать экологическую газету по произведениям Пришвина. « Бог создал меня счастливым человеком и поручил мне прославить любовь к земле», - говорил сам М.М.Пришвин | О Михаиле Михайловиче Пришвине и о его рассказах С помощью слова, звука, красок Изучать прозаические акварели писателя |
3. Работа в парах с текстами М.М.Пришвина №1:
Каждой паре учащихся дается текст и вопросы для анализа (1. Тема текста. 2. Выразительные средства, которые использует автор для создания художественного образа. 3. Идея (основная мысль) текста).
учитель | обучающиеся |
Какое средство художественной выразительности является основным в тексте-описании? Какие средства выразительности помогают создать художественный образ? | Эпитет Метафора, сравнение, олицетворение. |
Работа в парах с текстами М.М.Пришвина №2:
В тексты рассказов М.М.Пришвина вставить пропущенные эпитеты, сравнить после представления собственных творческих работ с авторским текстом.
Работа в парах с текстами М.М.Пришвина №3:
Текст «Берестяная трубочка»
учитель | обучающиеся |
Рассказы М.Пришвина служат образцом описания природы и любви к ней. Писатель видит прекрасное в обыкновенном, находит яркие слова для передачи звуков, запахов родной природы. Если бы с вами вели рубрику «Экологической газеты», куда поместили бы данные рассказы Пришвина, какие бы слова подобрали для нее: А) «Охранять природу - значит охранять Родину»,- М.М.Пришвин. Б) «Думаешь - чудеса далеко, а они тут рядом» - М.М.Пришвин | Ответ: Б |
4. Подведение итогов:
Сегодня на уроке мы прошли интересный путь, на котором встретились удивительные художественные образы произведений М.М.Пришвина. Они учили нас видеть и понимать красоту окружающего мира, открывать тайну звуков, красок, слов.
Нельзя не согласиться со словами М.М.Пришвина: «Добро, любовь, красота…венчают путь каждого из нас, если мы шли правильно».
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЕТЯМ
Берестяная трубочка
(1)Я нашёл удивительную берестяную трубочку. (2) Когда человек вырежет себе кусок берёсты на берёзе, остальная берёста около пореза начинает свёртываться в трубочку. (3) Трубочка высохнет, туго свернётся. (4) Их бывает на берёзах так много, что и внимания не обращаешь. (5) Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке. (6) И вот в первой же трубочке я нашёл хороший орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть. (7) Вокруг берёзы не было орешника. (8) Как же он туда попал?
(9) «Наверно, белка его туда спрятала, делая зимние свои запасы, - подумал я. – (10) Она знала, что трубка будет всё плотнее и плотнее свёртываться и всё крепче прихватывать орех, чтоб не выпал». (11) Но после я догадался, что это не белка, а птица ореховка воткнула орех, может быть, украв из гнезда белки.
(12) Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал ещё одно открытие: под прикрытием ореха поселился - кто бы мог подумать! - паучишко и всю внутренность трубочки затянул своей паутинкой.
Вопросы:
1.Определите и запишите основную мысль текста
2. Составьте и запишите план ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Почему, по мнению автора текста, нужно быть внимательными к тому, что тебя окружает?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Определите и запишите лексическое значение слова «кусок» из предложения 2. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Определите стилистическую принадлежность слова «после» из предложения 11, запишите. Подберите и запишите синоним(ы) к этому слову. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Определите значение фразеологизма много воды утекло, запишите. Используя не менее двух предложений, определите ситуацию, в которой буде уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1 ПАМЯТКА «Выразительные средства»
Эпитет – это
художественное определение, образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека, предмет, события (например, красна девица)
Метафора – это
слово или выражение, употребляемое в переносном значении,(например, ледяные руки)
Сравнение – это сопоставление двух предметов или явлений для более точного, образного описания одного из них (например, глаза, как небо голубые)
Олицетворение – это
выражение, дающее представление о каком-либо понятии или явлении путем изображения его в виде живого лица (например, лес проснулся)
2 Рубиновый глаз
Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы. Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом, через кусты этот красный глаз не больше человеческого.
______________________________________________________________________________________
3 Цветут берёзки
Когда ____________________ березы цветут и ______________________сережки скрывают от нас наверху уже раскрытые________________листы, внизу на молодых везде видишь ___________________________ листики величиной в __________________ каплю, но все-таки весь лес еще __________________ или _____________________, — вот тогда встречается черемуха и поражает: до чего же листья ее на сером кажутся ____________________ и ____________________. Бутоны черемухи уже готовы. Кукушка поет самым _______________ голосом. Соловей учится, настраивается. Чертова теща, и та в это время очаровательна, потому что не поднялась еще со своими колючками, а лежит на земле __________________ _______________ звездой. Из-под_______________лесной воды выбиваются и тут же над водой раскрываются ___________________________ цветы…
Слова для справок:
большими и яркими; золотистые ; ядовито-желтые ; ярко – зеленые ; маленькие ; старые ; сочным ; большой красивой ; черной ; дождевую ; серый или шоколадный
1 ПАМЯТКА «Выразительные средства»
Эпитет – это
художественное определение, образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека, предмет, события (например, красна девица)
Метафора – это
слово или выражение, употребляемое в переносном значении,(например, ледяные руки)
Сравнение – это сопоставление двух предметов или явлений для более точного, образного описания одного из них (например, глаза, как небо голубые)
Олицетворение – это
выражение, дающее представление о каком-либо понятии или явлении путем изображения его в виде живого лица (например, лес проснулся)
___________________________________________________________________________
2 Голубые тени
Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра, со сверкающими блестками. Наст нигде не проваливается, и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным.
__________________________________________________________________________
3 Рождение месяца
Небо ____________________. Восход _____________________ в тишине. Мороз минус 12. Трубач по белой тропе гонит одним чутьем.
Весь день в лесу был __________________, а вечером заря горела в полнеба. Это была северная заря, вся ___________________________________, как в елочных игрушках, бывало, в бомбоньерках с выстрелом, особая прозрачная бумага, через которую посмотришь на свет, и все бывает окрашено в какой-нибудь ________________________ цвет. Однако на __________________ небе было не одно только красное посредине шла ______________________ _____________________полоса, ложась на красном, как цеппелин, а по краям разные прослойки _________________оттенков, дополнительных к основным цветам.
Полный рассвет зари продолжается какие-нибудь четверть часа. ________________ месяц стоял против красного на ________________, будто он увидел это в первый раз и удивился.
Слова для справок: золотой ; голубом ; роскошный; тончайших ; вишневый ; густо-синяя стрельчатая ; чистое ; малиново-блестящая; живом
Цветут берёзки
Когда старые березы цветут и золотистые сережки скрывают от нас наверху уже раскрытые маленькие листы, внизу на молодых везде видишь ярко-зеленые листики величиной в дождевую каплю, но все-таки весь лес еще серый или шоколадный, — вот тогда встречается черемуха и поражает: до чего же листья ее на сером кажутся большими и яркими. Бутоны черемухи уже готовы. Кукушка поет самым сочным голосом. Соловей учится, настраивается. Чертова теща, и та в это время очаровательна, потому что не поднялась еще со своими колючками, а лежит на земле большой красивой звездой. Из-под черной лесной воды выбиваются и тут же над водой раскрываются ядовито-желтые цветы…
Рождение месяца
Небо чистое. Восход роскошный в тишине. Мороз минус 12. Трубач по белой тропе гонит одним чутьем.
Весь день в лесу был золотой, а вечером заря горела в полнеба. Это была северная заря, вся малиново-блестящая, как в елочных игрушках, бывало, в бомбоньерках с выстрелом, особая прозрачная бумага, через которую посмотришь на свет, и все бывает окрашено в какой-нибудь вишневый цвет. Однако на живом небе было не одно только красное посредине шла густо-синяя стрельчатая полоса, ложась на красном, как цеппелин, а по краям разные прослойки тончайших оттенков, дополнительных к основным цветам.
Полный рассвет зари продолжается какие-нибудь четверть часа. Молодой месяц стоял против красного на голубом, будто он увидел это в первый раз и удивился.
2